2. Открытая предметная среда, включающая наличие разнообразных предметов с неопределенными или непонятными детям функциями. Такая среда способствует возникновению большого числа идей, рождению ассоциаций, которые связаны с личными переживаниями ребенка. Полифункциональные материалы поддерживают не только предметное, но и другие виды замещений, а также в целом игру, как деятельность - ребенок сам порождает и воплощает замыслы (т.е. является субъектом деятельности в полном смысле слова), в то время как игрушки задают направление и даже мотивируют на определенную игру. Поэтому большую часть игровой среды ребенка должны составлять полифункциональные материалы.
3. Минимальное вмешательство взрослого в игру. В отличие от взрослого, играющие дети передают друг другу не структуру игры, как таковую, а способ ее построения, в том числе через непременные «выходы» и «уходы» из игры, многочисленные повторения одних и тех же тем, самых «нелепых» опробований в попытке понять, насколько они «встраиваются» в общий замысел игры.
Игра как деятельность и как форма обучения
Е.О.Смирнова,
доктор психол. наук, руководитель Центра игры и игрушки МГППУ, профессор кафедры
дошкольной психологии и педагогики МГППУ.
Тема игры является одной из самых острых проблем в современной дошкольной педагогике. Несмотря на утверждения о ведущей роли игры, она все больше вытесняется из системы дошкольного образования.
Одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения. Значение игры не отрицается, а напротив, постоянно подчёркивается, однако оно преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом в частности свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где так или иначе присутствует термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр.
В этой связи хотелось бы четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения.
1. Прежде всего, игра - это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет, которая позволяет ребёнку почувствовать и увидеть результаты своей активности. В отличие от этого использование игровых приёмов обучения предполагает не только инициативу взрослого, но и его прямое руководство.