Научная статья на тему 'Игра и ее роль в образовательном процессе'

Игра и ее роль в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6104
694
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИГРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / GAME / THE HISTORICAL ASPECT OF THE GAME / THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарева Вера Вадимовна

В данной статье представлен исторический аспект развития игровой деятельности, через представления о данном явлении философов и ученых. Рассмотрена суть игры с точки зрения учебного процесса. Определены психологические и интеллектуальные качества учащихся, развивающиеся в ходе игрового процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарева Вера Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра и ее роль в образовательном процессе»

«Компьютерная графика» дисциплины «Инженерная графика», Московский государственный строительный университет, Москва 2011

2. Желтякова М.В., Варфоломеева Т.Н. [Электронный ресурс]: Перспективы развития отрасли информационных технологий в образовании, VII международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 2015г., URL: http://www.scienceforum.ru/2015/976/7928 (дата обращения 01.02.16)

3. Монахов В.М. [Электронный ресурс]: Информационная технология обучения с точки зрения методических задач реформы школы, вопросы психологии. URL: http://voppsy.ru/issues/1988/882/882027.htm (дата обращения 01.02.16)

4. Файтельсон В.А, Ходусова.Н., Файтельсон А.В., Раджкумар Д.С.Р. [Электронный ресурс]: Формирование информационно-компьютерных компетенций на основе конструирования электронных образовательных ресурсов у начинающих пользователей компьютерной техникой, Международный научно -исследовательский журнал, URL: http://research-journal.org/pedagogy/formirovanie-informacionno-kompyuternyx-kompetencij-na-osnove-konstruirovaniya-elektronnyx-obrazovatelnyx-resursov-u-nachinayushhix-polzovatelej -kompyuternoj -texnikoj/ (дата обращения 01.02.16)

The game and its role in the educational process Pushkareva V. (Russian Federation)

Игра и ее роль в образовательном процессе Пушкарева В. В. (Российская Федерация)

Пушкарева Вера Вадимовна / Pushkareva Vera - студент, факультет иностранных языков,

Кемеровский государственный университет,

Новокузнецкий институт (филиал) г. Новокузнецк

Аннотация: в данной статье представлен исторический аспект развития игровой деятельности, через представления о данном явлении философов и ученых. Рассмотрена суть игры с точки зрения учебного процесса. Определены психологические и интеллектуальные качества учащихся, развивающиеся в ходе игрового процесса.

Abstract: this article presents the historical aspect of the phenomenon of the game, through the statements about this phenomenon of philosophers and scientists. We consider the essence of the game in terms of the learning process. We determine the psychological and intellectual features of students, emerging during the game play.

Ключевые слова: игра, исторический аспект игры, образовательный процесс. Keywords: game, the historical aspect of the game, the educational process.

Сегодня, в век информационных технологий большинство людей воспринимает игру как нечто незначительное и несерьезное, иногда, игра отождествляется с баловством. Однако если внимательно изучать данный феномен, то можно обнаружить, что понятие игры гораздо более древнее, чем, культура. Игра архаична и архетипична, она свойственна не только людям, но и всем живым существам на планете. Она является одним из уникальнейших явлений человеческой жизни, она привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Платон считал игру одним из полезнейших занятий, это иллюстрирует знаменитое высказывание Платона об игре: «За час игры Вы можете узнать о человеке больше, чем за год разговоров»; Аристотель же узрел в игре источник душевного равновесия, гармонии

246

души и тела. Безусловно, существовали определенные этапы развития общества, которые сделали невозможным дальнейшее исследование данной деятельности и вызвали резко негативное отношение к игре, но с последней трети XIX века к игровой деятельности появился неподдельный интерес, далее последовали первые теории игры, обусловленные с научной точки зрения. Игру начали рассматривать как важное средство тренировки навыков, необходимых для личностного и психофизического развития, как первичная форма приобщения человека к социуму, а также как один из способов формирования способности к обучению и воспитанию чувства ответственности за свои поступки и свою группу. С психологической точки зрения -игра является уникальной деятельностью, предмет и мотив которой лежат в самом процессе её осуществления. Д.Б. Эльконин считал: «человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [1, c.25]. Из этого мы можем сделать вывод о том, что игра социальна по своей природе. Судя по непосредственному насыщению, она направлена на отражение мира взрослых. Эльконин назвал игру «арифметикой социальных отношений», трактуя ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребёнком мира взрослых [1; c. 128]. Стоит отметить, что на протяжении XX века игра стала предметом рассмотрения различных наук: психологии, культурологии, педагогики, неврологии, биологии и т.д. И если сначала вопросы крутились вокруг проблемы значения игры в жизни каждого человека (например, Герберт Спенсер рассматривал игру как способ расходовать излишки энергии, искусственное упражнение сил; Карл Гросс определял игру, как подсознательную подготовку к взрослой жизни; Фрейд узрел в игре подсознательную потребность выражать запретные импульсы разрешённым способом[2; с. 320], а Жан Пиаже относился к игре как к форме творчества и т.д.), то поздние теории обратились к рассмотрению социологических и культурологических аспектов значения игры в развитии человечества в целом). У отечественных педагогов и психологов выработалось принципиально новое понимание игры - как человеческой деятельности. Она есть средство познания ребенком действительности (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская) [2; c. 320].

Йохан Хёйзинга, голландский философ и культуролог в 30-е годы XX столетия написал первую книгу в истории человечества всерьез рассматривающую игры: «Homo Ludens» («Человек играющий»), он исследовал игру всесторонне и пришёл к выводу, что игра — это первичный импульс человеческой истории, она дала жизнь и обусловила развитие разнообразных форм и направлений нашей культуры, которая, по сути, является той же самой игрой [3, с. 96]. То есть игра, по Хёйзинге, — это культурно-историческая универсалия, из которой родились различные формы нашей действительности: право и порядок, общение и ремесло, искусство и наука. По мнению Хёйзинги, игра дополняет и украшает нашу жизнь, именно поэтому она необходима каждому человеку — вне зависимости от пола и возраста [3; с. 105]. В книге Е.И. Пассова, доктора педагогических наук, «Урок иностранного языка в школе» дается следующее определение: «...Игра - это: 1) деятельность 2)

мотивированность, отсутствие принуждения 3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная 4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, 5) развитие психических функций и способностей, 6) «учение с увлечением». Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие» [4; с.37].

Суть игры заключается в решении познавательных задач, предстающих перед учениками в интересной форме, что, безусловно связано с интеллектуальным напряжением, решением проблем и преодолением трудностей, как следствие, с

247

приучением ребенка к труду с максимальным задействованием умственных ресурсов. Немаловажным фактором является развитие логического мышления. В процессе игры ученик усваивает определенный программный материал, это развивает способность к наблюдению, сравнению, а также классифицированию предметов по их отличительным признакам, развивая память и предметное внимания. Дух соперничества снимает утомляемость, повышает работоспособность [4; с.65]. С помощью игры, школьники преодолевают психологические барьеры и обретают веру в свои силы (так как в игре все равны), учатся прислушиваться к мнению своих товарищей, уважать чужую точку зрения. В ходе игрового процесса, ученики сдерживают собственные потребности в самоутверждении ради продолжения игры.

Обличая элементы урока в игровую форму, учитель создает в классе атмосферу равенства, увлеченности и радости. Вследствие этого, языковой материал усваивается незаметно.

Литература

1. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 1999.

2. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М., 1990.

3. Хейзинга Й. Человек играющий / Й. Хейзинга. - М., 1991.

4. Петричук И. И. Еще раз об игре / И. И. Петричук // Иностранный язык в школе. -2008. - № 2.

248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.