УДК 316.64 Михайлова Виктория Власьевна
кандидат философских наук, доцент, учебно-научная лаборатория «Философские основы гражданской культуры» Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
Надькин Валерий Борисович
кандидат философских наук, доцент, учебно-научная лаборатория «Философские основы гражданской культуры» Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
Павлова Наталья Степановна
кандидат философских наук, доцент, учебно-научная лаборатория «Философские основы гражданской культуры» Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
ИЕРАРХИЯ ГРАЖДАНСКОЙ, ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) [1]
Mikhaylova Victoria Vlasyevna
PhD, Assistant Professor, Research Laboratory “Philosophic Background of Civil Culture”, North-Eastern Federal University
Nadkin Valery Borisovich
PhD, Assistant Professor, Research Laboratory “Philosophic Background of Civil Culture”, North-Eastern Federal University
Pavlova Nataliya Stepanovna
PhD, Assistant Professor, Research Laboratory “Philosophic Background of Civil Culture”, North-Eastern Federal University
THE HIERARCHY OF CIVIL, ETHNO-CONFESSIONAL AND REGIONAL IDENTITIES IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) [1]
Аннотация:
Статья подготовлена на основании проведенных в несколько этапов работ по исследованию состояния и перспектив этноконфессиональных отношений в Республике Саха (Якутия). Целью было выяснить актуальное состояние данного феномена в точках опроса, выявить закрепившиеся социальные стереотипы и представления в сознании представителей тех или иных локальных социальных, этнических и религиозных групп в отношении друг друга, определить величину социальной дистанции между ними. В статье приведены выводы исследования, рекомендации, дан прогноз основных векторов развития этноконфессиональной ситуации в Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова:
этническая идентичность, этноконфессиональ-ные отношения, религиозная ситуация, социальнокультурная дистанция, комплементарность.
Summary:
The article is based on the results of the research carried out in stages and concerned with the state and prospects of ethno-confessional relations in the Republic of Sakha (Yakutia). The research objective is to find out the actual state of the ethno-confessional relations in the inquiry points, to reveal common social stereotypes and conceptions about each other, expressed by representatives of particular social, ethnic and religious groups, and to measure the social distance between them. The article presents the research results, guidelines, and forecast of the main directions of development of the ethno-confessional situation in the Republic of Sakha (Yakutia).
Keywords:
ethnic identity, ethno-confessional relations, religious situation, socio-cultural distance, complementarity.
Настоящая статья подготовлена на основании проведенных в несколько этапов работ по исследованию состояния и перспектив этноконфессиональных отношений в Республике Саха (Якутия) в 2011-2013 гг. [2].
В ходе выполнения научного исследования были проведены социологические опросы в 6 населенных пунктах: г. Алдан, Мирный, Нерюнгри, Якутск, пос. Кысыл-Сыр Вилюйского района и пос. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района. Данные точки опроса были выбраны членами исследовательской группы из учебно-научной лаборатории «Философские основы гражданской культуры» Северо-Восточного федерального университета по следующим основаниям. Традиционно, начиная с советских времен, города и промышленные поселки Якутии были точками роста, в которых сходились как внутренние миграционные потоки, так и внешние. Поэтому в подобных населенных пунктах всегда присутствовал объект исследования - представители различных этнических и конфессиональных групп. В постсоветскую эпоху этническая и религиозная принадлежности трансформировались во влиятельный социально-экономический фактор.
Поэтому целью исследования было выяснить актуальное состояние этноконфессиональных отношений в точках опроса, выявить закрепившиеся социальные стереотипы и представления в сознании представителей тех или иных локальных социальных, этнических и религиозных групп в отношении друг друга, определить величину социальной дистанции между ними. После завершения исследования и обработки его результатов предполагалась выработка рекомендаций для органов власти и общественных организаций по разработке и применению гуманитарных и социальных технологий согласия для представителей, взаимодействующих в Республике Саха (Якутия) этноконфессиональных групп.
В исследовании использовались: методология структурного функционализма, принципы теории комплементарности Л.Н. Гумилева, концепции этничности, интеракционистский подход.
При проведении исследования в точках опроса были сделаны некоторые частные выводы, которые впоследствии стали основой для выведения общих результатов проделанной работы. В настоящей статье, в качестве частного примера точки опроса, приводятся некоторые результаты исследования в г. Мирном (октябрь-ноябрь 2011 г.), с привлечением в отдельных случаях «особенного» по другим точкам опроса.
Для нашего исследования важно было выяснить, какие идентичности сформировались и актуализированы в точках опроса? Какова иерархия идентичностей и, какие ценности являются наиболее значимыми при идентификации «со своим народом»?
В г. Мирном гражданская составляющая явно превалировала: 57 % респондентов от всего числа опрошенных решили, что они в первую очередь чувствуют себя «гражданами России». Во-вторых, они выбирали ответ «представителями своей Республики» - 24,4 %. По другим точкам опроса ответы схожи. Значение «языка», «культуры» и «родной земли, природы» в качестве интегрирующих факторов этноса выбирали во всех точках опроса. Например, в г. Мирном 81,4 % русских участников опроса и 80,2 % саха/якутов отметили общность языка как признак, объединяющий их со своим народом.
Для выявления состояния межэтнических отношений в том пункте, в котором проживает респондент, был составлен подробный блок вопросов.
В целом, в точках опроса респонденты ситуацию в межэтнических отношениях определяли как «нормальную, благоприятную» - 73,4 %. В г. Мирном число оценивших состояние межэтнических отношений как «нормальные, благоприятные», даже больше - 74,6 %.
Между тем, они же (мирнинцы) отвечали утвердительно на вопрос: «Там, где Вы живете, за последний год случались или не случались конфликты между людьми разных национальностей?». Из числа тех, кто дал подобны ответ, русские составляют - 49,1 %, саха/якуты - 63,7 %, представители других национальностей - 50 %.
«Особенными», выделяющимися из общего фона, являются ответы респондентов в пос. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района и пос. Кысыл-Сыр Вилюйского района. При проведении исследования методами интервью и «фокус-групп» выявилась определенная напряженность, переходящая в фрустрационную форму, выраженная в претензиях к органам местного самоуправления как со стороны местного (преимущественно русскоязычного) населения, так и вновь прибывших выходцев из Северного Кавказа и Центральной Азии. У русскоязычной православной общины пос. Нижний Бестях имеются также претензии к внутриреспубликанским сахаязычным мигрантам. Можно предположить, что в данной местности латентная напряженность, переходящая в фрустрационную, в этноконфессиональных отношениях связана с замедленной адаптацией коренного и укорененного населения к изменившемуся статусу своего поселения.
Оценка межэтнических отношений зачастую различалась в зависимости от национальной принадлежности респондентов: если для 51,5 % из опрошенных русских межэтнические отношения в Республике Саха (Якутия) воспринимаются как «нормальные, благоприятные», то для 48,8 % респондентов саха/якутов она «напряженная, проблемная». Видимо, большая тревожность респондентов последней группы объясняется их положением как инонациональной (пусть и представляющей титульный этнос) в русскоязычном промышленном городе.
На вопрос: «Как они оценивают состояние межэтнических отношений в целом по Российской Федерации?» - почти половина - 42,9 % - из опрошенных во всех 6 точках опроса указали на них, как на «напряженные, проблемные». В г. Мирном солидарны с этим мнением 40,1 % респондентов.
Ответы на вопросы: «По Вашему мнению, следует ли ограничить въезд представителей некоторых национальностей в нашу республику?» и «Если Вы считаете, что следует ограничивать въезд представителей некоторых национальностей в нашу республику, то каких именно?» - выявили в г. Мирном весьма ксенофобские и изоляционистские настроения у немалой части респондентов 3 групп: чуть меньше половины у неякутов и нерусских («других»), и больше половины у русских и саха/якутов. Таким образом, 58,3 % респондентов выступали за
ограничения по национальному признаку. Ответы следует интерпретировать с учетом двух обстоятельств: возможно, что многие представители народа саха/якутов считают, что Якутия - это их республика, где не место «чужим», а многие представители русских горожан считают, что Мирный как оазис относительного социально-экономического благополучия должен быть огражден от «чужих» (возможно, что у части представителей городского сообщества просто присутствует ностальгия по статусу «закрытого» города»).
Какие этноконфессиональные границы установлены и существуют между народами в точках опроса?
Исследование выявило, что, в целом, наиболее благоприятные и гармоничные отношения установлены между представителями русских и саха/якутов. Однако, г. Мирный в данном случае является «особенным», поскольку ответы русских и саха/якутов отличаются по ответам на данный вопрос в других точках опроса. Первые более терпимо относятся к перечисленным в анкете национальностям, в отличие от якутов. Положение русских в г. Мирном отличается стабильностью, поскольку они составляют национальное большинство, что вселяет уверенность у них в себе и своих возможностях. Превалирование отрицательных эмоций у якутов можно объяснить как своеобразную защитную реакцию. Представителям этого народа присуща перманентная обеспокоенность возможной экспансии других народов, более приспособленных к жесткой конкуренции в условиях «дикого» рынка. Они (саха/якуты) осознают свое уязвимое положение, в данном случае в столице «Алмазной провинции», и находятся в отличие от русскоязычных мир-нинцев в национальном меньшинстве.
Представители русских и саха/якутов, а также некоторых других этнических групп, сходятся в том, что наиболее нежелательными и опасными для совместного проживания стоит назвать чеченцев, дагестанцев, цыган, грузин и абхазов.
В проведенном исследовании для изучения величины социально-культурной дистанции была применена тестовая методика - шкала Богардуса, согласно которой, фиксируется готовность принять людей другой этнической принадлежности как родственников, соседей, коллег, политиков, глав муниципальных образований, депутатов, чиновников. Наибольшую степень социальной дистанции выявили ответы респондентов по возможному участию в политике, выборах глав муниципальных образований, депутатов, чиновников, представителей тех или иных этноконфессиональных групп. Выявилось, что национальная принадлежность играет важную, если не определяющую, роль для участия в политике, при выборах глав муниципальных образований, депутатов и назначении чиновников. Наибольшее одобрение получили в качестве представителей власти русские -66,8 % и якуты - 50,7 %. Более половины и значительная часть опрошенных считает нежелательным участие в органах власти представителей Китая - 56,0 %, Кавказа - 51,7 %, Средней Азии -39,6 %. В Мирном отрицательно оцениваются китайцы - 43,8 %. Религиозная принадлежность при этом не является для многих респондентов основанием для запрета участия в управлении.
В проведенном УНЛ «Философские основы гражданской культуры» исследовании прошел апробацию метод реверсивных оценок для выявления этностереотипов (разработан членом исследовательской группы к.с.н. Ю.И. Жегусовым). Респонденты оценивали перечисленные национальности на предмет таких присущих для этносов качеств, как «наличие или отсутствие интеллектуальных способностей», «миролюбие-агрессивность», «предприимчивость-непредприимчи-вость» и «сплоченность-разобщенность». В отдельной таблице цифрами были зашифрованы национальности, которые перечислялись в отдельном, закодированном списке. Таким образом, метод реверсивных оценок позволил выявить как автостереотипы, так и гетеростереотипы. Исследование обеих категорий в г. Мирном показало, что респондентами со времен СССР, в целом, не преодолены комплексы как «старшего брата» у некоторых, весьма многочисленных представителей русскоязычного населения, так и «младшего брата» у некоторых, но, также весьма многочисленных представителей якутского населения. Это проявляется в том, что русские респонденты высоко оценивают свои положительные качества при низкой оценке качеств якутов, у которых, наоборот, больше «возвеличивают» «старшебратский народ» одновременно как бы принижая себя и свои способности.
В целом, в результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:
1) В точках опроса: г. Алдан, Мирный, Нерюнгри, Якутск, пос. Кысыл-Сыр Вилюйского района и Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района состояние межэтнических отношений респондентами оценивается как «нормальное, благоприятное» (73,4 %). Межэтнические отношения между наиболее многочисленными этническими группами - саха-якутами и русскими - в республике носят стабильный, неконфликтный характер.
2) Большая часть населения в точках опроса не сталкивалась с проявлениями неприязни по отношению к представителям своих этнических и конфессиональных групп - 40,9 %.
3) При этом, получены данные, что 54,2 % населения республики выступают за ограничение въезда представителей некоторых национальностей (в основном, из Средней Азии, Кавказа и Китая). Таким образом, местное население (преимущественно якутской национальности) обеспокоено своим будущим и боится оказаться проигравшей стороной в межэтнической конкуренции.
4) У представителей русского этноса, в целом, доминирует спокойное отношение к большинству представителей других этносов и конфессий. В Якутии они чувствуют себя более уверенно в условиях интенсификации этнических процессов, миграции народов. Якуты и представители коренных малочисленных народов Севера (КМНС), напротив, демонстрируют алармистские настроения, - они реально обеспокоены за свое будущее, боятся потерять свой этнический статус и идентичность в результате неконтролируемой миграции и ассимиляции.
5) Выявлено, что концепции «дружбы народа» отдают предпочтение 56 % респондентов, а «толерантности» - только 15,2 %, а между ними стоят ответы «за мирное существование» - 17,3 %.
6) В целом, уровень религиозности в республике характеризуется следующими признаками: «верующий и соблюдаю религиозные обряды», а значит истинно верующими можно считать 14,4 % опрошенных респондентов; «убежденный атеист, считаю, что бога нет», а значит истинно неверующими - 4,7 % респондентов. Всех оставшихся вне этих ответов 80,9 % выборочной совокупности мы отнесли амбивалентному большинству.
7) Выявлен высокий уровень комплементарности к православной конфессии - 81,7 % респондентов отмечают ее как «своих» и, напротив - неприятие, негативное отношение отмечается к сектантам - 50,1 % респондентов отмечают их как «враги».
По результатам исследования были выработаны рекомендации для научно-исследовательских и образовательных учреждений по актуальным проблемам этноконфессиональных отношений Республики Саха (Якутия):
- осуществление системного мониторинга этноконфессиональных отношений в республике;
- исследование иерархии гражданской этнической, региональной идентичностей жителей Республики Саха (Якутия);
- изучения реального опыта субъектов Российской Федерации, а также зарубежных стран в сфере регулирования межэтнических отношений.
Для законодательных и исполнительных органов власти и самоуправления в Республике Саха (Якутия) главной ключевой задачей является организация и содействие подключению институтов гражданского общества и СМИ к созданию разнообразных институциональных механизмов адаптации мигрантов к социокультурной среде Якутии, оказание помощи в установлении контактов с детскими и образовательными учреждениями, университетами, библиотеками, конфессиональными образованиями на территориях основного проживания мигрантов.
Прогноз основных векторов развития ситуации в сфере этноконфессиональных отношений в Республике Саха (Якутия) обусловлен тем, что начиная середины 90-х гг. произошло увеличение нетипичных для Дальнего Востока, Сибири и Севера национальностей [3]. Эта тенденция растет с каждым годом. Например, по данным УФМС по РС(Я) внешние миграционные потоки за 10 месяцев 2013 г. выросли на 28,7 %. Так, за 10 месяцев 2012 г. было зарегистрировано - 31 872 чел., въезжающих в республику, а за 10 месяцев 2013 г. - 41 029 чел., 79 % из них составляют иностранные граждане, въехавшие в целях трудовой деятельности. Центрами миграционных потоков стали -Якутск - 56 %, Мирнинский район - 8,9 %, Алданский район - 7,7 %, Нерюнгринский район - 6,7 %. Пока данные говорят о высокой миграционной привлекательности республики (одним из ее критериев, возможно, является слабый контроль со стороны органов государственной и муниципальной власти за людскими потоками). Поэтому можно предположить, что если не будут приняты со стороны государственных органов меры по урегулированию, а значит и упорядочиванию миграции из ближнего и дальнего зарубежья, то, с учетом развития железнодорожного сообщения, миграционные потоки будут увеличиваться.
Прогноз тенденций развития межнациональных отношений на территории Якутии, а особенно их в конфликтогенной составляющей, может быть только вероятностным.
Основными причинами конфликтов могут стать как экономические, так и политические факторы; как социокультурные, так и социально-психологические [4]. Они проявляются чаще всего в таких условиях, когда есть нерешенность социальных, экономических и политических проблем, ущемление интересов населения при осуществлении земле- и водопользования, дискриминация представителей некоренной национальности, даже внешнеполитические факторы и т.д. Способами предупреждения межнациональных конфликтов являются меры по решению социальнокультурных проблем национальных групп, тесное сотрудничество с лидерами национально-культурных общин, религиозных организаций и т.д. Исследование выявило, что в обозримой перспективе межконфессиональные антагонистические конфликты в Якутии маловероятны, но на локальном уровне возможны (как в том же Н. Бестяхе в 2011 г.).
В целом, этноконфессиональные отношения являются частью сложных социальных взаимодействий, чутко реагирующих на угрозы и вызовы современного мира.
Республика Саха (Якутия) как многонациональный субъект Российской Федерации не стоит в стороне от мировых тенденций социокультурного развития, таких как: глобализация, трудовая и политическая миграция, социокультурная унификация и т.п. Поэтому от общества и власти требуется постоянное внимание и готовность ко всем вызовам современного мира.
Ссылки и примечания:
1. Работа выполнена по государственному заказу Республики Саха (Якутия) № 1175, НИР «Исследование по этнокон-фессиональным отношениям в Республике Саха (Якутия)».
2. О результатах исследования см.: Информационные материалы по межэтническим и межконфессиональным отношениям. Якутск, 2012. 220 с.; Жондоров П.Н., Михайлова В.В., Надькин В.Б. Политические перспективы мигрантов из «исламских регионов» в будущем городе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 114-120; Михайлова В.В. Концепции этничности и национальной идентификации в современном социокультурном знании // Совр. мир и этнонац. процессы. Якутск, 2012. С. 151-165; Надькин В.Б. Этнонациональная и этноконфессиональная самоорганизация в моногородах (образы «другого», «чужого» и «близкого») // Там же. С. 401-429; Павлова Н.С. Экологический фактор в межэтнических отношениях // Там же. С. 180-192; Надькин В.Б. Этноконфессиональные конфликты и их восприятие в будущем городе // Нац. вопрос. Теория. Современность. Политика. Якутск, 2013. С. 243-256; Надькин В.Б. Роль администрации в регулировании этноконфессиональных конфликтов // Развитие сис-мы гос. и муницип. управления на Дальнем Востоке России: региональный опыт и перспективы развития: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. Якутск, 2013. С. 20-34.
3. Винокурова Д.М. Мигрантские и местные сообщества: факторы консолидации (на мат-лах Республики Саха (Якутия) // Вестник Калмыцкого ин-та гуманитарных исслед. РАН. 2013. № 2. С. 130-134.
4. См.: Егорова А.И., Нафанаилова М.С., Макарова А.П., Сидорова Т.Н. Особенности этнической идентичности чукчей, проживающих в Нижнеколымском районе РС(Я) // Вестник Северо-Восточного федерального ун-та. Апрель - июнь. 2013. № 2. Т. 10. С. 150-158; Egorova A., Sidorova T., Davydova V. Interethnik Tolerance of Chukchi // International Journal Social Science and Humanity. 2013. May. Vol. 3. №. 3. P. 122-125.