Научная статья на тему 'Идея воспитания совершенной личности в традиционной педагогической культуре кыргызов'

Идея воспитания совершенной личности в традиционной педагогической культуре кыргызов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1237
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИДЕАЛ / СОВЕРШЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимбеков Акматали, Баитова Фарида Турганбаевна

В статье раскрыта сущность понятия идеала совершенной личности в кыргызской народной педагогике, а также выявлен нравственный потенциал и система гуманистических ценностей, содержащихся в этнокультурных традициях кыргызов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея воспитания совершенной личности в традиционной педагогической культуре кыргызов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Идея воспитания совершенной личности в традиционной педагогической культуре кыргызов Алимбеков А. , Баитова Ф. Т.

1 .Алимбеков Акматали /Alimbekov Akmatali - доктор педагогических наук, профессор,

кафедра педагогики,

Кыргызско-Турецкий университет «Манас»;

2Баитова Фарида Турганбаевна /Baitova Farida Turganbaevna - преподаватель, кафедра манасоведения,

Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье раскрыта сущность понятия идеала совершенной личности в кыргызской народной педагогике, а также выявлен нравственный потенциал и система гуманистических ценностей, содержащихся в этнокультурных традициях кыргызов.

Ключевые слова: воспитание, традиции, педагогическая культура, идеал,

совершенная личность.

В традиционной педагогической культуре любого из народов мира обобщены педагогические идеи и воспитательный опыт, выработанных тем или иным этносом в течение всей его истории. «Всякий народ, писал К. Д. Ушинский, - в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию. Он украшает этого идеального человека со всеми лучшими качествами души своей, и каков бы ни был этот идеал, он всегда выражает собой степень самосознания своего народа, его взгляд на пороки и добродетели, - выражает народную совесть... Этот идеал отражает в себе характер самого народа и развивается вместе с его развитием. В нем отражаются лучшей стороной все изменения в характере общества» [9, с. 122-123].

Г.Н. Волков справедливо отмечает, что в оценке основных человеческих качеств идеала совершенной личности народы мира очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. [3, с. 108]. Ярким примером тому является и традициооная педагогическая культура кыргызов.

Предки кыргызов постоянно помнили о целях воспитания, которое понимал как работу о совершенствовании личности. «Адам бол!» (Будь человеком!) - такое короткое, но ёмкое требование выдвигалось перед ребёнком, как только он начинал понимать смысл жизни. Под словами «адам», «адамгерчилик» кыргызы подразумевали и подразумевают носителя определённого кодекса морали и этики поведения в обществе и в быту. Значение этого кодекса не является привилегией кого-либо — его должен постичь каждый, ибо без знаний этих правил невозможно было жить в кыргызском социуме. Такова первосуть представлений кыргызов о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, народом, родом, айылом. Более того, слово «человек» у кыргызов входит в состав слов, называющих такие нравственные понятия, как «гуманность», «порядочность», «человечный». Воспитание человечности в человеке - суть традиционной системы воспитания кыргызского народа.

Важным моральным требованием кыргызов является уважительное отношение к родине, к родному народу. Народ не мыслит жизни вне родины, с ней органически связано духовное и физическое бытие человека: «Элдуу тул^ ач елбес» — «Где есть

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 72 |

люди, там и лиса с голоду не подохнет»; «Эл болбосо, эр болбойт» — «Если нет народа, нет и героя».

Несчастлив тот, кто расстался с Отчизной, родным народом: «Эл - мазар, элден чыккан азар» — «Народ священ, оторвавшийся от народа заблудится»; «Эл ыйык, элден чыккан суюк» — «Народ священ: кто от народа оторвался — беспутен»; «Бетен жерде султан болгуча, ез элинде ултан бол» — «Чем быть султаном на чужбине, лучше стать подметкой на родине».

У кыргызов с детства воспитывается такое важное качество, как толерантность («сабырдуулук», «квтврYмдYYЛYк»). Гнев разрушает, а разум строит всё хорошее на земле - об этом надо помнить всегда и поступать соответствующим образом. Надо научиться владеть собой, хотя многие черты характера передаются и по наследству. Кыргызы гордятся крепкой традицией уважения к старшим, выражая этим свое отношение к их мудрости, богатому жизненному опыту, воспитательному примеру и духовному наследию. При встрече со старшим, будь он совершенно незнакомым человеком, младший здоровается первым и, если нужно, проявляет заботу, предлагает свои услуги. Если по дороге проходит пешком пожилой человек, хозяин дома обязан довести его до места, оставив на время свои дела. Если путнику предстоит дальняя дорога, и он следует верхом, то хозяин сначала пригласит его в дом, угостит кумысом или чаем, а потом проводит дальше.

Сформировавшиеся в течение многих поколений в народном сознании поверья, приметы, пословицы и поговорки, этнотрадиции оказывали воздействие на отношение кыргызов к окружающей природе и животному миру. Чаще всего оно выражалось в идее добра, милосердия, гуманизма. Так, у кыргызов считалось большим грехом убивать земноводных - лягушек, жаб. Кыргызы свято относились к хлебу: на него нельзя наступать, потому что это плохая примета: «Наступать на зерно - исчезнет его изобилие». Такое же уважительное отношение проявлялось к домашнему животному: «Нельзя (нехорошо) пинком поднимать лежащий скот» и др. Мифологизируя окружающую действительность, древние кыргызы свято верили, что удача или неудача на охоте полностью зависит от воли духа-покровителя животных, в частности, покровителя горных копытных животных (кийиков) - Кайберена. Существовало магическое число «тысяча» - добывать больше дичи не имел права никто. «В народе говорится, - пишет по этому поводу этнограф Т. Баялиева, - что более тысячи кийиков убивать нельзя. Тот же, кто нарушит это предначертание, будет жестоко наказан: либо он ослепнет, либо его настигнет несчастье. В конце концов, он погибнет. А в отдельных случаях, убивает своего сына, приняв его за кийика» [2, с.11]. Таким образом, в произведениях устного народного творчества кыргызов заключен глубокий педагогический смысл - передающаяся из поколения в поколение моральная заповедь-предупреждение о том, что любое зло, направленное против природы, неизменно оборачивается злом для самого человека. Народ понимал, что роль знаний в развитии личности ребенка огромна, знание является большим подспорьем и силой, облегчающей борьбу человека за лучшую жизнь: «Билеги кучтуу бирди жыгат, билими кYчтYY минди жыгат» — «Кто силен руками, свалит одного; кто силен знаниями, свалит тысячу»; «Билек жирей албаганды, билим жирейт» — «То, чего не может разорвать рука, разрывает знание». В народе с давних пор бытует справедливое убеждение в том, что учение требует напряженного труда: «Илим ийне менен кудук казгандай» — «Овладеть наукой — подобно копанию колодца иголкой». Это побуждало к постоянным поискам рациональных путей организации обучения, к открытию его объективных закономерностей, нашедших свое отражение в этнопедагогических средствах передачи новым поколениям народных знаний.

Глубокий анализ материалов кыргызского фольклора показывает, что у кыргызов существовала целостная система философских и дидактических представлений. В результате проведенных исследований нам удалось выявить целостную систему этнодидактических знаний и опыта кыргызов и на ее основе разработать

| 73 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016

этнодидактический подход к моделированию содержания образования. Сообщаемые детям сведения имели преимущественно практическую направленность. Для удобства содержание народного обучения условно разбито на составные части: 1) знания о природе; 2) знания о человеке и обществе.

Все эти знания являются надежным ресурсом для учителей всех учебных дисциплин в реализации такого принципа обучения, как связь теории с практикой. Практика - критерий истины, источник познания, практикой проверяется, потверждается и направляется качество обучения.

Кыргызы были заинтересованы в том, чтобы воспитать своих детей физически закаленными, смелыми, развитыми, умеющими постоять за свои интересы. Здоровый, физически закаленный, жизнерадостный ребенок был радостью не только его семьи, но и всего аила, рода. Считая ребенка надеждой на будущее, в его здоровье и благополучии были заинтересованы и старшие и младшие. Матери, имеющие здорового ребенка, пользовались большим почетом и уважением. Нездоровый, хилый ребенок вызывал у всех боль сердца, жалость и сочувствие.

В высказываниях стариков подчеркивалась мысль о ценности жизни. Свою благодарность детям они выражали такими словами, как «вмурун узун болсун!», «емурлуу бол» — «Проживи подольше». Кыргызы здоровье считали самым большим счастьем человека: «Биринчи байлык ден-соолук» — «Здоровье дороже богатства». Заботы родителей о здоровье детей и других членов семьи были и остаются заботой первостепенной важности.

По мнению народа, личность человека может стать подлинно прекрасной только благодаря участию в направленном на общее благо труде. Красота лица и тела значимы лишь при том условии, утверждали трудящиеся, если человек трудится с самоотдачей: «Жигиттин тусун айтпай, ишин айт» — «Не суди джигита по внешней красоте, а суди по работе».

Образ совершенной личности, в идеале: целостная, духовно богатая, любящая, творчески деятельная, позитивно настроенная, ответственно-свободная,

самостоятельная, понимающая самосозидание, как главный смысл своей жизни. Это идеал. А идеал нужен затем, чтобы не сбиться с правильного пути. Возникает необходимость создания такой системы воспитания, которая ведет к формированию идеальной, всесторонне развитой личности.

Литература

1. Алимбеков А. Педагогический потенциал пословиц и поговорок // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. - Б., 2000. - №5-6. - С. 129-140.

2. Баялиева Т.О. О тотемических представлениях киргизов.// Религия и религиозные пережитки. - Фрунзе: Илим, 1969, - С.11-17.

3. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании //Советская педагогика. - 1971. - №10. - С. 107 - 113.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед.учеб. заведений. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогические осмысления процесса современного воспитания // Русский язык и литература в киргизской школе. - 1984. - №2. - С.33 - 41.

6. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1998. - 445 с.

7. Киргизские народные назидательные и импровизированные песни (сост. Абдыракунов).- Фрунзе: Илим, 1973. - 347 с. - на кирг.яз.

8. Киргизско-русский словарь (сост. К.К. Юдахин). - Ф: Главная редакция Киргизской Советской энциклопедии, 1985. - Т.2. - 480 с.

9. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. // Собр. Соч., Т. 2. - М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. - С.425 - 489.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 74 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.