Пространство исторического процесса
Научный вестник ЮИМ №1' 2013
ИСТОЧНИКИ:
1. Авраменко А.М. Развитие исторической картографии Кубани // Гуманитарная мысль Юга России в ХХ веке: Тезисы межрегиональной научной конференции. Краснодар, 2000. С. 22.
2. Вторая мировая война 1939-1945: Альбом схем. М.: Воениздат, 1958. 32 с.
3. Гречко А.А. Битва за Кавказ. М.: Воениздат, 1967. 424 с.; Горшков С.Г. На южном приморском фланге. М.: Воениздат, 1989. 285 с.; Завьялов А.С., Калядин Т.Е. Битва за Кавказ. М.: Воениздат, 1957. 218 с.; Кирин И.Д. Черноморский флот в битве за Кавказ. М.: Воениздат, 1958. 205 с.; Шиян И.В. На Малой земле. М.: Воениздат, 1971. 136 с.
4. Баданин Б.В. На боевых рубежах Кавказа. М.: Во-ениздат, 1962. 152 с.; Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В 4 т. Т. 2: Черноморский флот. СПБ.: Морской Петербург, 2005. 504 с.; Колесник П.В., Нога Н.Ф. Сборник тактических примеров действий сил ВМФ по опыту Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Л.: ВВМКУ им. М.В. Фрунзе, 1982. 232с.; Советская артиллерия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Альбом схем. М.: Воениздат, 1960. 103 с.; Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 3-4. М.: Воениздат, 1948.
5. Атлас офицера. М.: Военно-топографическое управление, 1947. 286 с.
6. Морской атлас. Т. 3. Ч. 2. Б. м.: Издание Главного Штаба ВМФ., 1963. 150 с.; Морской атлас: Описание к картам. Т. 3. Ч. 2. Б. м.: Издание Главного Штаба ВМФ., 1966. 862 с.
7. История Великой Отечественной войны Советского Союза. Т. 2-3. М.: Воениздат, 1961.; История второй мировой войны. Т. 5-7. М.: Воениздат, 1975-1976.
8. Советская военная энциклопедия. В 12 т. М.: Воениздат, 1976-1980. Великая Отечественная война 1941-1945:
Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985. 832 с.
9. Восемнадцатая в сражениях за Родину. Боевой путь 18-й армии. М.: Воениздат, 1982. 528 с.
10. Жильцева Е., Стоянов В. На Кубанском плацдарме. Танковые бои на Кубани 5 февраля - 9 сентября 1943 г. М.: БТВ-МН, 2002. 102 с.; Мощанский И.Б. Оборона Кавказа. Великое отступление. 25 июля - 31 декабря 1942 года. М.: Вече, 2009. 192 с.
11. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: Сборник военно-исторических карт. В 3 ч. М.: Звонница-МГ, 2003-2006.
12. Военно-исторический атлас истории России. IX-XX века. М.: Дрофа, 2003. 440 с.
13. Атлас Туапсинской оборонительной операции. Август - декабрь 1942 г. Краснодар; Туапсе: Б. и., 1993. 75 с.
14. Кубань в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг.: Рассекреченные документы. Хроника событий. В 2 кн. Краснодар: Диапазон-В, 2000-2005.; Краснодар в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник статей и документов. Краснодар: Б. и., 2008. 400 с.; История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века: Учебник для высших учебных заведений. Краснодар: Перспективы образования, 2004. 400 с.
15. Axworhy M., Scafes C., Craciunoiu C. Third Axis, fourth Ally: Romanian Armed Forces in the European War, 1941-1945. London: Arms and Armour, 1995. 368 p.; The German campaign in Russia - planning and operations (1940-1942): Department of the Army pamphlet № 20-261a. Washington, 1955. 188 p.; Тике В. Марш на Кавказ. Битва за нефть. 1942-1943 гг. М.: Эксмо, 2005. 448 с.
16. URL: http://english.mapywig.org/viewpage.php?page_ id=42 (дата обращения: 1.09.2012); URL: http://www.lib.utexas. edu/maps/ams/eastern_europe/ (дата обращения: 1.09.2012).
17. URL: http://www.podvignaroda.ru/ (дата обращения: 2.09.2012).
УДК 328 ББК 66.1(2)53 Л 93
идея парламентаризма в монархической
СРЕДЕ РОССИИ НАЧАЛА xx В. НА ПРИМЕРЕ
организации «русское собрание»
Любецкий Андрей Иванович, преподаватель кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета. [email protected]
Аннотация. В данной статье мы попытались раскрыть идею парламентаризма в монархической среде. Приведено краткое описание истории создания партии Русское собрание. На основе анализа программ этой партии опубликованных в разнее годы сделаны выводы о месте и роли парламентаризма для всех монархических партий.
Ключевые слова: Парламентаризм, монархические партии, Русское Собрание, Государственная Дума, представительное собрание, политическая программа, законосовещательный орган.
62
Научный вестник ЮИМ №1' 2013
Пространство исторического процесса
PARLIAMENTARISM, MONARCHICAL PARTY, THE RUSSIAN ASSEMBLY, THE STATE DUMA, THE REPRESENTATIVE ASSEMBLY, POLITICAL PROGRAM, AN ADVISORY INSTITUTION.
Annotation. In this article we have tried to reveal the idea of parliamentarism in the monarchical medium. A short description the history of the Russian Assembly. Based on the analysis of the programs of the party published in different years, the conclusions about the place and role of all monarchical of parliamentarism parties.
Российский самодержец в начале 20в. под угрозой социально-политического взрыва пошел на либерализацию государственного устройства. Манифестом 17 октября провозглашалось создание Государственной Думы. В условиях нарастания общественного кризиса на политической арене находилось множество политических сил самой разной направленности. Они по-разному себя позиционировали. По-разному представляли свое место и место других политических акторов в новой складывающейся государственной системе.
Мы попытались рассмотреть небольшой фрагмент этой политической картины. Этот фрагмент составляют монархические силы. На примере партии «Русское собрание» мы постарались понять, как себе представляли организации монархической направленности первое собрание народных представителей. Какое место Государственная Дума занимает в системе управления? Каковы задачи Государственной думы?
«Русское собрание» идейный источник большинства монархических партий в России. Созданная в 1900 г как противовес либеральному и революционному движениям. Собрание оказало во многом ключевую роль на разработку программных установок правомонархических партий и организаций.
Партия была организационно стройная. Руководство «Собрания» осуществлялось советом из 17 человек, среди которых были председатель граф Д.П. Голицын, граф П.Н. Апраксин, князь В.В. Волконский, граф Н.Ф. Гейден, Н.А. Энгельгардт и др. В Варшаве, Вильно, Казани, Харькове, Одессе, Перми и других городах партия имела местные отделы. Это характеризует организацию как одну из самых значительных среди монархических партий. Николаю II импонировали идеи монархистов. Он высказывал свою поддержку «Русскому собранию» и даже принял делегацию в декабре 1905г.
В 1905 г. была опубликована первая программа организации «Русское собрание». В 1906-1907 годах известно появление еще нескольких документов, дающих основания для сравнения и анализа, несмотря на всю схожесть основных положений. Это «Обращение Русского собрания к русскому народу», «Избирательную программу для выборов в Государственную думу объединившихся Русского
собрания, Союза русского народа и их единомышленников», «Обращение Русского собрания ко всем русским людям» (после 5 декабря 1906 г.), «Обращение Русского собрания, Союза русского народа и Партии правового порядка к избирателям» (после 10 января 1907 г.).
Мы провели контентанализ трех программных документов: программы Русского собрания 1905г., 1906г., и Избирательной программы для выборов в Г.Д. объединившихся Русского собрания, Союза русского народа, и их единомышленников 1906г. В сравнении с еще 8 программными документами политических организаций монархической направленности. Все три документа в таблице коэффициентов имеют следующие значения: 2.56; 2.26; 2.26 соответственно. Диапазон разброса коэффициентов по категориям слов и словосочетаний от 0.89 до 6.47. Документы Русского Собрания занимают центральное место в этой таблице. Анализ проводился по восьми смысловым категориям. Во всех программах Русского собрания больше всего внимания уделено принципам представительства, функциям, компетенциям и избирательному праву в системе парламентаризма.
Теория официальной народности является цементирующей основой этих документов. В духе этой идеологии программы начинались с указания на ключевую роль церкви в государстве. «Православная церковь должна сохранить в России господствующее положение». Во всех государственных делах законодательная власть должна выслушивать мнение церкви.
Партия не скрывала что цель созыва государственной Думы в нормализации социально-политической обстановки в стране. Государственная дума мыслилась как инструмент успокоения общества. Главнейшей заботой новой Думы должно было стать «восстановление самыми широкими и решительными мерами полного спокойствия в стране...» Анализ программы показал, что партия не видела объективных причин для возникновения парламента.
«Русское собрание» считало Государственную думу законосовещательным органом. И отказывало ей в праве изменять основополагающие законы государства. По программе партии за Думой должно оставаться лишь деловая разработка и обсуждение
63
Пространство исторического процесса
Научный вестник ЮИМ №1' 2013
законодательных предположений и деловой надзор за действиями исполнительных властей.
Организация в своей программе не преминула воспользоваться возможностью дискредитировать другие политические объединения. В документе подчеркивалась отрицательная роль своих политических оппонентов в построении нового государственного органа. А их победы на выборах в Государственную Думу были склонны объяснять тем, что те смутили русский народ разными обещаниями и уговорами.
Партия не рассматривала ни какой возможности объединения со своими политическими противниками. В постановлениях первых двух съездов Русского собрания - в Петербурге 9-12 февраля и в Москве 6-12 апреля 1906 г. рекомендовалось объединяться только с дружественными партиями, разделявшими их взгляды. Партия тем самым отвергает саму идею собрания представителей ради поиска компромисса. В условиях сильной дифференциации политических сил невозможно прийти к решению, которое бы устраивало стороны политического процесса без компромисса.
Партия рассматривала идею представительного собрания и сквозь призму национального вопроса. Партия выступала за получение русскими, живущими на окраинах, права на избрание в Думу своих представителей. В то же время была против равноправия евреев. В программах это объясняли продолжающейся стихийной враждебности еврейства к христианству и нееврейским национальностям и «стремления евреев к всемирному господству».
В монархической среде пытались говорить о непонимании сути государственной власти демократами, свято веривших в демократические принципы. Пытаясь ниспровергнуть принципы большинства апеллировали к опытному и образованному меньшинству способного принять правильное решении сложных государственных вопросов.
Такие принципы парламентаризма как свободные и честные выборы, свобода слова, собраний, по мнению всего монархического движения не состоятельны. Они не могут выявить волю народа. В своей аргументации все больше ссылались на божественный промысел.
В программных документах Монархические партии защищали самодержавие. Выдержка из программы Союза Русского Народа ярко свидетельствует об этом. «Самодержавную Власть в том неприкосновенном ее виде, в каком Государь получил ее от Своих Царственных Предков, создавших, с помощью Божьей и самоотверженным трудом Русского народа, все величие России, благодаря именно этой Власти, без которой Россия существовать не может».
Ни какое представительство не должно иметь права, возможности ограничивать власть само-
держца. Идеи парламентаризма в своей основе предполагают прежде всего законодательное ограничение верховной власти. На это они пойти не могли, ибо разрушалась сама концепция незыблемости монархизма. Вот почему во многом Государственная дума должна носить совещательный характер. На крайний случай в монархическом лагере готовы были пойти на уступки в созыве Земского Собора. Но причины этого так же во многом лежали в неполноценности данного вида представительства как постоянно действующего института.
Эти идей мы можем наблюдать в программе Русской монархической партии, которая организационно оформилась одной из первых на монархическом фланге. Партия ставила жизнеспособность страны в зависимость от сильной государственной власти. А наличие каких-либо органов народного представительства предполагают это. Таковыми они являются по своей природе. Практически все партии монархической направленности уделили внимание в своих программных документах функциям представительных органов. Везде они носят характер совещательных и предполагали деловую разработка и обсуждение законодательных предложений, деловой надзор за действиями исполнительных властей.
Обращает на себя внимание что парламент как орган власти виделся в виде условно двухпалатной системы. Нижней палаты Государственной Думы и Верхней палаты в виде Государственного Совета. В верхней палате вообще не предусматривались принципы представительства населения и выборности. Государственного Совета в учреждение, в которое назначались бы Государем исключительно такие верноподданные Ему лица, которые, по мнению Монарха, выдаются среди Русского народа особыми заслугами как на государственном поприще, так и в других сферах Русской жизни, а потому могут быть действительно полезными советниками Самодержавного Русского Царя в делах законодательства.
По своей структуре Государственный Совет должен по всей видимости иметь департаменты. Во многом напоминает систему комитетов и комиссий в современных парламентах.
На основе изучения опыта функционирования западноевропейских парламентов Собрание было убеждено в негативности формирования правительства на основе принципа парламентского партийного большинства.
Кратким итогом этого анализа можно выделить признание новой системы государственного управления. Намерение участвовать в формировании органов власти. Не принятие Государственной Думы как законодательного органа власти. И как следствие соответствующее видение задач этого института.
64
Научный вестник ЮИМ №1' 2013
Пространство исторического процесса
ИСТОЧНИКИ:
1. Кирьянов Ю.И. Русское собрание 1900 -1917. М.,
2003.
2. Непролетарские партии в России. М., 1989.
3. Программа политических партий России. Конец 19 - нач. 20 в. М. 1995г. 5. 4. Программные документы политических партий России дооктябрьского периода/ Сост. В. И. Злобин. М., 1991.
5. Политические партии России в период революции 1905-1907гг. Количественный анализ. М., 1987.
6. Степанов С. В. Черная сотня в России 1905-1914. М.1992.
7. Степанов С. В. Программы черносотенных организаций (1905-1907). Непролетарские партии России в трех революциях. М., 1989
8. ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 698; Оп. 1. Д. 37. Л. 7-8 об.; Ф. 588. Оп. 1. Д. 1265. Л. 6; ГОПБ. ОРК. Коробка 46/1. № 17/34; Правые партии. Т. 1. С. 274-275, 277-279, 280-281, 294-296.
УДК 330.3 ББК 65.011.2 Н 20
ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА КАК СИСТЕМНОГО СУБЪЕКТА СОцИАльНОэкономических отношений
Д.В. Найденов, магистр менеджмента, Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149. Тел.8(861)2199515
Аннотация: В статье на примере одного из старейших городов Мира - города Дамаск и города Сергиев Посад исследованы причины и условия возникновения городов, а так же рассмотрена роль системных градообразующих активов в устойчивом развитии общества.
Ключевые слова: Урбанизация, системные факторы развития, интеллектуальный потенциал, национальное достояние.
sources of modern city as system subject of social and economic attitudes
D.V. Naidyonov, The master of management, Kuban State University, 350040, Stavropolskaya st., 149, Krasnodar, Ph 8(861)2199515
Annotation. In article on an example of one of the oldest cities of the World - the city of Damasc and the city of Sergiev Posad are investigated the reasons and conditions of formation of cities and it is observed the role of city formation system actives in stable progress of a society.
Keywords: Urbanization, system factors of progress, mental potential, national property.
В современной экономике возрастает значение крупных городов, включенных в глобальную интеграцию. В 2008 году на 100 крупнейших городов мира пришлось 30% мирового ВВП, некоторые из которых по объему экономики превзошли такие страны, как Швеция и Швейцария[1]. В 2009 году численность городского населения Мира впервые сравнялась с численностью сельского, составив 3,4 миллиарда человек, и продолжает свой неуклонный рост[2].
Для современной России характерно преобладание 90% малых городов с населением до 100000 человек, большинство, из которых монопрофильные, что негативно сказывается на развитии городских территорий России. Число жителей в этих городах не растет, население большей части моногородов законсервировано, приходят в упадок институты городской социализации (школы, институты, театры, библиотеки, музеи)[3]. В этой связи, в условиях Мирового финансово-экономического
65