ИДЕЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭМПИРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ФРЕНСИСА БЭКОНА
© Душин А.В.*
Институт экономики предпринимательства, г. Москва
В статье анализируются философские основания образовательной парадигмы в эмпирической философии Ф. Бэкона. Методом и единственным истинным источником познания его эмпирической философии, становится чувственное познание, опыт. Показано, что эмпирический метод научного познания применяется Ф. Бэконом в образовательных теориях и педагогических программах, которые должны способствовать познанию реального мира, сближать школу с жизнью, соединять теоретические знания и эксперимент.
Эпоха Нового времени, пришедшая в XVI веке на смену Возрождению, стала временем серьезных социальных и экономических преобразований. С одной, стороны, общественный прогресс обеспечивало стремительное развитие естественных наук. С другой стороны, в качестве мировоззренческой основы капиталистических преобразований выступал протестантизм. Главной же идеей развития этой эпохи стала наука, пришедшая на смену искусству, как возрожденческой доминанте.
Что касается философии этой эпохи, то, по словам Гегеля, философия в собственном смысле снова появилась лишь в ХУН-ХУП веках. Лишь в этот период «истина появилась как истина, в которой человек бесконечно свободен в мысли, стремится понять себя и природу, и именно таким путем постигнуть наличие разумности, сущность, сам всеобщий закон...» [1, с. 274]. Принципом новой философии становится осознание противоположности между мышлением и природой в их абстрактности и целостности и постижение преодоления этой противоположности в их единстве, что является собственно философским подходом. Поэтому философия распадается на две основные формы разрешения этой противоположности: эмпирическую и метафизическую философии.
Эмпиризм является философией, основанной на опыте и имеющей своим предметом, прежде всего, физическую природу. С обоснованием познания, основанного на новом методе, выступил Фрэнсис Бэкон. Он провозгласил новое представление о науке, ее статусе и задачах в форме развернутой программы обоснования метода эмпирических наук. Без разработки опытных наук философия не смогла бы уйти дальше, чем у древних философов, поэтому заслуга Бэкона состояла в том, что он сделал предметом эмпирическую приро-
* Доцент кафедры Социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат философских наук, доцент.
ду, чувственный универсум. В своем сочинении «Об усовершенствовании наук» он изложил систематическую энциклопедию наук, систематизировав науки на основе духовных способностей человека, чего до него никто не делал.
Заслуга Бэкона состояла в том, что он дал методический обзор наук, что сделало его достойным занять место в истории наук и философии. Он установил в опытной философии всеобщие принципы исследования. Сам дух бэконовской философии состоит в том, что опыт принимается единственным и истинным источником познания, а затем приводится в порядок размышление об этом опыте, отмечал Гегель [1, с. 285]. Философия Бэкона представляла собой философствование, основывающееся на наблюдении над внешней и духовной природой человека, выражающейся в его склонностях, вожделениях, разумных, правовых определениях [1, с. 281]. Он отверг как греческий способ мышления, который называл ложной индукцией, так и схоластический метод, опиравшийся на логические фигуры Аристотеля и основанный на рассуждениях посредством удаленных от жизни абстракций. У средневекового схоласта, считал Бэкон, были выколоты глаза, что приводило к нелепым предпосылкам в спорах того времени о природе.
Бэкон провозгласил новый индуктивный метод познания, назвав его «новым органоном», который, исходя из конкретных ощущений внешней действительности, ведет к общим принципам. Новый способ познания, согласно Бэкону, состоит в том, что «степень достоверности» предметов мира устанавливается посредством чувств, не принимая во внимание деятельность мышления, следующего за ощущением [2, с. 7-8]. Поскольку, согласно Бэкону, в окружающем мире существуют только единичные тела, то источником, дающим точные знания о природе, являются чувства и опыт. Бэкон пишет о том, что истинный, но пока не испытанный способ отыскания и открытия истины выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока не приходит к наиболее общим аксиомам [2, с. 15].
Скептическое отношение к разуму как источнику познания связано с ложными понятиями, «идолами», как их называет Бэкон, которые укоренились в умах людей. Так называемые, «идолы рода», состоящие в самой природе человека, ум которого подобен кривому зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде [2, с. 18]. «Идолы пещеры» есть заблуждения отдельного человека, основанные на его врожденных свойствах, особенностях воспитания, круга общения и образования, поэтому дух человека имеет как бы свою пещеру, искажающую проникающий в нее свет [2, с. 18]. «Идолы площади» возникают посредством общения людей в результате неверного употребления слов и понятий. Установление значений слов и понятий, согласно разумению толпы, насилуют разум, препятствуя содержательному общению и правильному обмену мыслями. Наконец, «идолами театра» Бэкон называет догматы философии и ложных принципов доказательств, созданные философ-
скими и научными учениями, подобно комедиям, представляющим вымышленные искусственные миры. Все эти виды идолов должны быть отвергнуты и отброшены «твердым и торжественным решением», и разум должен быть совершенно освобожден и очищен от них [2, с. 33]. Вернее всего, считает Бэкон, истолкование природы достигается посредством наблюдений в соответствующих, целесообразно поставленных опытах. Здесь чувство судит об опыте, а опыт судит о природе и о самой вещи. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте, писал Бэкон [2, с. 34].
По словам ученого, он не умаляет значение интеллекта, а видит свою цель в том, чтобы найти и предоставить интеллекту необходимую помощь, благодаря которой он сможет преодолеть все трудности и раскрыть тайны природы [3, с. 285] Бэкон провозглашает лозунг «знание - сила», смысл которого состоит в том, что человек, познав законы природы, может стать ее господином и использовать знание в реализации практических интересов. Таким образом, Бэкон, как родоначальник эмпиризма, видя истинное познание в опыте и эксперименте, не может не использовать мышления, хотя бы в форме индукции, о чем он сам и заявляет. Однако, как и каким образом мыслит исследователь, Бэкона, как и его последователей, не интересует. Недостаток всякого эмпиризма состоит в том, что эмпирики полагают, что придерживаются лишь опыта, однако для них остается неосознанным, что «в своем воспринимании этих восприятий они метафизицируют» [1, с. 290]. Противопоставление индукции силлогизму носит у Бэкона формальный характер, поскольку всякая индукция есть умозаключение, из которого затем выводится всеобщее определение. Человек не может остановиться на единичном и вынужден двигаться ко всеобщему, однако эмпирики-исследователи, проводя наблюдения, опыты и эксперименты, не знают, что единственное интересующее их в вещах и есть понятие. Таким образом, бэконовская индукция оказалась упрощенным решением сложнейшей проблемы научно-теоретического обобщения эмпирического материала [4, с. 43].
Метод научного познания, выработанный Бэконом, лег в основу его образовательной программы. Образование освобождает человека от дикости и варварства, уменьшает страх перед смертью и несчастьем, уничтожает пустое и чрезмерное удивление перед вещами, как главный источник всякого неосновательного решения, считал Бэкон. Образование настраивает и направляет ум обучающегося к действию, исправлению своих ошибок и к совершенствованию в добродетели [3, с. 133-134] . Анализируя отношения учащегося и педагога, ученый обязывает учителей хорошо изучить и понять природные способности учеников, чтобы правильно выбрать для них будущий род деятельности. Будущий выбор занятий должен развивать сильные стороны природных задатков и помогать развить их слабые стороны. Подобно гуманистам он выступал против имеющих место способов обучения основанных на насилии.
Цель воспитания Бэкон видит в уравновешивании и гармонизации аффектов в душах воспитанников, как для личного, так и для общественного блага. Необходимо поддерживать и закреплять наиболее благоприятные стороны души учеников и уничтожать в них отрицательные моменты [3, с. 413]. Поскольку всеобщая цель познания окружающего мира и человека состоит, по Бэкону, во всемерном развитии мощи индивида и общества, то вытекающая отсюда цель образования состоит в овладении учеником истинным методом обретения знаний. Становящемуся человеку необходимо преодолеть преграды на пути к истинному знанию, стоящие как «идолы», т.е. ошибки, предрассудки, заблуждения ума. Преодоление четырех видов «идолов», выделенных Бэконом, состоит в преодолении собственного субъективизма, некритичности мышления ученика, неверного употребления слов и понятий, философского и научного догматизма. Это возможно лишь посредством использования истинного индуктивного научно-педагогического метода, формами которого являются наблюдение, исследование и эксперимент. В результате внимательного наблюдения учащийся может глубже проникнуть в тайны самой природы, а эксперимент сравним с помощью слепому человеку, когда его ведут за руку, писал Бэкон [3, с. 285].
В образовании всегда следует стремиться к тому, чтобы оно максимально соответствовало тому, что происходит в реальной жизни. В противном случае такого рода деятельность будет не развивать способности человеческого ума, а лишь портить их и направлять по ложному пути [3, с. 145]. Другими словами, Бэкон обосновал необходимость сближения школы с жизнью, а индуктивный метод познания, разработанный им в науке, был применен в педагогической теории и учебно-познавательной практике. В основе педагогического процесса, как и научной деятельности, лежит, согласно ученому, чувственный опыт. Необходимо перерабатывать этот опыт путем таких мыслительных процедур как сравнение, различение, расчленение и объединение. Согласно, Бэкону, существуют два различных метода подготовки, развития и упражнения умственных способностей человека. Первый метод начинает с наиболее легкого и постепенно приводит к более сложному, напоминая обучение плаванию с пузырями, которые поддерживают тело в воде. Второй метод требует выполнения вначале наиболее сложных задач, с тем, чтобы затем перейти к эффективному решению наиболее легких вопросов. Это сравнимо с обучению танцам в тяжелых башмаках, мешающих движению. Нетрудно догадаться, заключает ученый, насколько рациональное соединение таких методов способствует развитию как душевных, так и физических способностей человека [3, с. 382].
Бэкон подверг критике современное школьное образование за отсутствие исследовательского духа и интеллектуальный консерватизм. Он внес в образование дух научных исследований и открытий. Исходя из своего главного научного принципа, Бэкон полагает, что педагогика, как наука о воспитании, образовании и самообразовании, должна быть экспериментальной.
Применение в образовательных учреждениях нового принципа организации опытных наук должно способствовать соединению теоретических знаний и эксперимента, в чем Бэкон видел одну из главных задач новой педагогики.
Бэкон писал о серьезной необходимости обновления педагогических методик в университетах, говоря современным языком, применения инновационных образовательных технологий. Он предлагал исследовать насколько актуальны формы проведения учебных занятий, например лекции или дискуссии, возникшие в античности и средневековье, и имеет ли смысл отказаться от них в пользу более эффективных педагогических методик [3, с. 144]. Наконец, Бэкон предвосхитил современную международную научную кооперацию, полагая, что более тесное сотрудничество европейских учебных заведений в области познания наук и проведения исследований могло бы принести больше научных результатов [3, с. 146].
Таким образом, Бэкон разработал в познании и внес в образование новый метод исследования, способствовавший образовательному сдвигу в университетах от схоластического теоретизирования к познанию реального мира и созданию позитивного знания. Ряд его суждений об организации науки и образования пережили Новое время и легли в основу последующих педагогических теорий и образовательных практик.
Список литературы:
1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. - СПб.: Наука, 1994.
2. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1979.
3. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1977.
4. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон и принципы его философии // Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль. 1977.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ДЖОНА ЛОККА
© Душин А.В.*
Институт экономики предпринимательства, г. Москва
В статье проводится анализ философских основ образовательной программы Джона Локка. Применяя эмпирический метод познания к образованию, и отвергая наличие врожденных знаний в сознании ре-
* Доцент кафедры Социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат философских наук, доцент.