Научная статья на тему 'Идея инструментальности и субъективность'

Идея инструментальности и субъективность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
478
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ОНТОЛОГИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ / МЕХАНИЗМ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА / THE MECHANISM OF A HUMAN BEING'S SELFORGANIZATION / INSTRUMENTALITY / SUBJECTIVITY / THE ONTOLOGIZATION OF PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Е. В.

статье утверждается, что в идее инструментальности Л.С. Выготского была методологически оформлена онтологизация психологии, был обозначен механизм самоорганизации человека как открытой психологической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEA OF INSTRUMENTALITY AND SUBJECTIVITY

The article states that L.S. Vygotskiy's idea of instrumentality formed the ontologization of psychology in a methodological way, this idea showed the mechanism of a human being's self-organization as an open psychological system.

Текст научной работы на тему «Идея инструментальности и субъективность»

нию социального института и сохранению целостности общества в широком понимании.

Выделенные признаки характеризуют непрерывное образование и как социальный институт, и как социальную систему, в которой появляются новые структурные образования, то есть происходит процесс институциализации.

Институциализация непрерывного образования - это процесс, начавшийся в 20-е годы ХХ века и продолжающийся до сих пор. В ходе этого процесса потребность в непрерывном образовании стала осознаваться не как частная проблема, но и

Библиографический список

как общесоциальная, и как глобальная. Для реализации потребности в непрерывном образовании начинают устанавливаться особые нормы поведения, отражающиеся в концепциях непрерывного образования, в законах и законодательных актах. Наряду с этим, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Процесс институциализации непрерывного образования является одним из важных направлений развития системы образования, отражающим те социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе.

1. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

2. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

Статья поступила в редакцию 28.06.10

УДК 159.922

Е.В. Некрасова, д-р психол. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: ipp-ppo@uni-altai.ru ИДЕЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ

В статье утверждается, что в идее инструментальности Л. С. Выготского была методологически оформлена онтологизация психологии, был обозначен механизм самоорганизации человека как открытой психологической системы.

Ключевые слова: инструментальность, субъективность, онтологизация психологии, механизм самоорганизации человека.

Исследование жизненного пути человека, тем самым становления его жизненного мира, следовательно, и нравственного становления ставит перед психологией сложные и важные вопросы. Каков механизм образования жизненного мира человека? Каков генезис системы «вершинных» смыслов? Эти вопросы имеют огромную теоретическую и практическую значимость. В поисках ответа на имеющиеся вопросы нельзя не учитывать того, что человек - существо биосоциальное, поэтому в попытке объяснить становление его жизненного мира невозможно обойти вопрос о внутренних отношениях, которые связывают психологический уровень с биологическим и социальным, вопрос соотношения материи и духа.

Направление для поиска ответов о том, каким образом социальное «проникает» в человека и закрепляется в нем в виде определенного уровня его организации, каков принцип функционирования у этого уровня, содержится в тезисах Л.С. Выготского о том, что развитие человека идет не к социализации, а к индивидуализации социального, которое, становясь психологической структурой, определяет конструкцию «пластов, слоев и функций личности». Ученый утверждал слияние натуры и культуры уже во внутриутробном формировании человеческого эмбриона, тем более их слияние в развитии психики ребенка с момента его рождения. Такая позиция противопоставлялась практически всем современным Л. С. Выготскому концепциям в психологии, которые были разделены им на две большие группы, содержательно противостоящие друг другу. В основании деления был ответ на вопрос: какая внешняя психике сила ответственна за ее развитие в процессе жизнедеятельности человека? По убеждению Л.С. Выготского, не только натура (природные силы жизни, представленные в саморазвитии телесной субстанции живых организмов), но и культура (служащая только внешним посредником субъект-объектного отношения) отводит психике пассивную роль исполнителя внешних ей требований. Первая требует от психики приспособления живого к среде, культура предъявляет требование закона саморазвития Духа, воплощенного в ней как в посреднике. Однако и в том, и в другом случае психология редуцирует свой предмет и свой подход к нему либо в объектно-, либо в духовно-сущее. В результате сохраняется Декартов философский дуализм и психофизический параллелизм в науках о человеке.

Согласно Л.С. Выготскому, люди живут не в оптических пространствах, а «смысловых полях». Под «смысловым полем» понималась осознаваемая человеком актуальная ситуа-

ция его поведения. Осмысление человеком ситуации влечет за собой изменения смыслового поля и реальных действий в ситуации. «Динамика реальной ситуации, превратившись в текучую динамику мысли, стала обнаруживать новые свойства, новые возможности движения, объединения и коммуникации отдельных систем. Однако это прямое движение динамики от актуальной ситуации к мысли было бы совершенно бесполезно и не нужно, если бы не существовало и обратное движение текучей динамики мысли в жесткую и прочную динамическую систему реального действия. Трудность выполнения ряда намерений как раз и связана с тем, что динамику мысли с ее текучестью и свободой надо превратить в динамику реального действия» [1, с. 250].

Согласно Л.С. Выготскому, первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания существуют объективно вне каждого отдельного человека в каких-либо материальных творениях людей. Эти формы существуют раньше, чем индивидуальные или субъективные аффективносмысловые образования. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин называют эти объективные аффективно-смысловые образования, существующие до и вне развивающегося индивида, идеальной формой, которая усваивается и субъективируется в процессе индивидуального развития.

Согласно Л.С. Выготскому, в детском развитии идеальная форма «уже существует» и «взаимодействует» с реальной. Здесь идея о том, что онтогенез, личностное, духовное развитие неудержимы и целенаправленны. Л.С. Выготский в обсуждении проблемы развития на новом витке, вслед за античными мыслителями, выходит к понятию формы, неразложимой на части. Идеальная и реальная формы являются живыми формами и, обладая общими свойствами, они потенциально и актуально совместимы. Л.С. Выготский так объяснял возникновение «эвристического проекта реальности»

(А.А. Ухтомский): «Именно включение символических операций делает возможным возникновение совершенно нового по составу психологического поля. Не опирающегося на наличное в настоящем, но набрасывающего эскиз будущего и таким образом создающего свободное действие, независимое от непосредственной ситуации» [2, с. 50]. Способ взаимодействия реальной и идеальной форм Л.С. Выготский обозначает с помощью понятия о знаковом опосредствовании. Согласно культурно-исторической концепции, человеку для личностного и духовного развития необходимы искусственные приспособления - знаковые системы.

Знак, или, по выражению Л.С. Выготского, стимул-средство, есть психологическое орудие, который направлен на структуру поведения или психический процесс. При этом знак выступает средством построения психического процесса. Знак, таким образом, направлен внутрь, на овладение самим человеком. Человек овладевает собой, своим поведением, порождая его заново. Порождая свое поведение человек, становится его субъектом. Постепенно «то, что делает надсмотрщик, и то, что делает раб, соединяются в одном человеке» [3, с. 143]. Стимулы-средства вращиваются только в том случае, если они используются как средство обращения к другому: «Ребенок приходит <...> к осознанию своего жеста последним. <...> Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других» [там же, с. 144]. Субъект-ность, согласно Л.С. Выготскому, выражается в овладении человеком своим поведением, самим собой. Под субъектно-стью при этом понимается определенный режим жизни - переход возможности в культурно оформленную действительность. Субъектность в данном подходе является не фактом, а актом. Субъект существует, обнаруживается тогда, когда выражен и объективирован переход от натуральной к культурной форме, когда собственное поведение превращается в предмет, который видится вне самого себя, когда человек имеет и готов использовать средства для его обнаружения и исследования.

В размышлениях о значении и смысловом строении сознания Л.С. Выготский приходит к тому, что работа знака определяется его значением, характером представленности в нем действительности. Именно знак, по Л.С. Выготскому, задает пространство возможностей. «Нет вообще знака без значения. Смыслообразование есть главная функция знака. Значение есть всюду, где есть знак. Это есть внутренняя сторона знака» [4, с. 162]. Знак «больше самого себя». «Значение не равно слову, не равно мысли. Это неравенство раскрывается в несовпадении линий развития» [4, с. 160]. Способ видения мира, задаваемый посредством слова, в котором всегда присутствует обобщение как «своеобразный способ отражения действительности в сознании», не статичен, он развивается с развитием значения. Согласно Л.С. Выготскому, обобщения - «призма, преломляющая все функции сознания». Функция значения слова в создании смыслового поля, «актуального будущего поля». Таким образом, чтобы построить смыловое поле, необходимо осуществить «проекцию» значения в реальную ситуацию. Чтобы слово образовывало смысловое поле, необходимо с его помощью создать позицию, с которой рассматривалась бы ситуация. В результате рождается позиционное отношение (взгляд как бы «со стороны»), в котором суть «проекции» значения в реальную ситуацию. Здесь соотношение знака (значения) и реальной ситуации поведения, реальной и идеальной форм.

В идее инструментальности, инструментальной функции содержится, прежде всего, идея рождения чего-то нового, а не развития уже имеющегося. Особенность психологических

Библиографический список

орудий (знак, слово, символ) в том, что они вызывают к жизни внутренние формы деятельности. Они обращают человека на самого себя. Образуется взгляд на самого себя со стороны. Формируется образ себя, который выносится вовне. Происходит тем самым объективация самого себя, формируется самосознание. Здесь важнейшее условие становления в человеке «собственно человеческого», становления его жизненного мира. Идея создания человеком формы своего поведения, т.е. своей субъектности, идея возможного, будущего, вечно становящегося человека, человека творца и его адресата - главная тема творчества Л.С. Выготского. Творчество, согласно ученому, основная деятельность психики, которая находится в постоянном созидании будущего. Здесь взгляд на человека в перспективе его развития. Согласно Л.С. Выготскому, социальное, индивидуализируясь, приносит с собой и самое существенное для человека, свой способ существовать в развитии.

Ученый вышел к системным, психологическим качествам предметов, разглядев их в «инструментальных актах», «психологических орудиях», искусственно создаваемых человеком, «приспособленных» для организации поведения и управления психикой извне: «в инструментальном акте используются психологические свойства внешнего явления, стимул становится психологическим орудием в силу использования его как средства воздействия на психику и поведение» [5, с. 106-107]. Л.С. Выготский мыслил системно, когда искал переход между внутренним и внешним. Он нашел переходные формы в «инструментальных актах» и переместил предмет психологии на психологические свойства внешнего. Для ученого психика изначально выступала не как орган отражения, а как «орган отбора» [6, с. 347]. Психика понималась в ее соотносимости с создаваемой «субъективно искаженной действительностью». Такое понимание психики очень близко ее пониманию в теории психологических систем, где психика понимается в ее связи с порождением многомерного мира человека: «...многомерный мир человека и есть «субъективно искаженная объективная реальность» [7, с. 81].

Л.С. Выготским прямо был поставлен вопрос о сущности реальности, располагающейся «между духом и материей», являющейся «переходной формой», реальности, которая обеспечивает избирательность психического отражения и его ин-тенциональность (предметную отнесенность). «Внутреннее» у Л.С. Выготского - человек, «внешнее» - смысловое поле, объективная реальность, «искаженная» присутствием в ней Духа (человеческого). «Субъективно искаженная объективная реальность», согласно ученому, есть то «вне», откуда человек может воздействовать на себя, собственную психику и поведение, понимая смысл своих выборов и отвечая за них. Был совершен выход, таким образом, к субъект-объектной онтологии. Был обозначен механизм самоорганизации человека как открытой психологической системы: человек не просто открыт во вне, он выходит туда и оттуда управляет собой.

1. Выготский, Л.С. Общие вопросы дефектологии // собр. соч.: в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5.

2. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // собр. соч.: в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 6.

3. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // собр. соч.: в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3.

4. Выготский, Л.С. Проблема сознания: собр. соч. в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1.

5. Выготский, Л.С. Инструментальный метод в психологии // собр. соч.: в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1982.

6. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // собр. соч.: в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1.

7. Клочко, В.Е. Самореализация личности как проявление самоорганизации в психологических системах / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский // Самореализация личности: системный взгляд. - Томск: Изд-во ТГУ, 1999.

Статья поступила в редакцию 28.06.10

УДК 159.922

Ю.В. Трофимова, канд. психол. наук, доцент, с.н.с. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: trofimova@alt.ru САМОРАЗВИТИЕ С ПОЗИЦИЙ СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Рассматривается проблема становления представлений о саморазвитии в рамках субъектно-деятельностного подхода. Показано, что в контексте субъектно-деятельностного подхода сложилась традиция рассматривать саморазвитие как осознанное самоизменение. Отмечается, что такое понимание сужает представление о саморазвитии как психологическом феномене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.