Научная статья на тему 'Идея евразийства в политике Республики Казахстан: теория и практика'

Идея евразийства в политике Республики Казахстан: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4125
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСТВО / КАЗАХСТАН / СССР / РОССИЯ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / EUROASIAN IDEA / KAZAKHSTAN / USSR / RUSSIA / POST-SOVIET SPACE / INTEGRATION / SECURITY / EUROASIAN ECONOMIC ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фаизова Р. С.

Евразийская идея, известная еще с 1920-1930-х годов, по инициативе Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева была после распада СССР трансформирована в конструктивную геополитическую доктрину, в новый механизм поэтапной политической и экономической интеграции постсоветских государств. Основные цели проекта создания Евразийского союза экономические выгоды и безопасность для всех участников, а также предотвращение разлома постсоветского пространства на государства и регионы православного христианства и мусульманства. Практической реализацией евразийской идеи и усилий стала организация Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), в состав которого вошли Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан. На сегодняшний день евразийская идея еще не реализована в полном масштабе и требует длительной доработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROASIAN IDEA IN KAZAKHSTAN POLICY: THEORY AND PRACTICE

After disintegration of the USSR, the euroasian idea known since 1920-1930-th, got transformed on the initiative of N. Nazarbayev, President of the Republic of Kazakhstan, into a constructive geopolitical doctrine that provides for a new mechanism of stepwise political and economical integration of post-soviet states. Main aims of the euroasian union creation project were to provide for economic gains and safety to every participant thereof as well as to prevent division of the post-soviet space into Orthodox Christian and Islamic states and regions. Practical implementation of the euroasian ideas and respective efforts became Euroasian Economic Association (EvrAsES) formed by Russia, Kazakhstan, Belarus, Kyrgyzstan and Tajikistan. By today, the euroasian idea has not yet been realized at full scale; long finishing work is ahead.

Текст научной работы на тему «Идея евразийства в политике Республики Казахстан: теория и практика»

ИДЕЯ ЕВРАЗИЙСТВА В ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

EUROASIAN IDEA IN KAZAKHSTAN POLICY: THEORY AND PRACTICE

Р. С. Фаизова,

аспирант Российского университета дружбы народов

Евразийская идея, известная еще с 1920-1930-х годов, по инициативе Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева была после распада СССР трансформирована в конструктивную геополитическую доктрину, в новый механизм поэтапной политической и экономической интеграции постсоветских государств. Основные цели проекта создания Евразийского союза - экономические выгоды и безопасность для всех участников, а также предотвращение разлома постсоветского пространства на государства и регионы православного христианства и мусульманства. Практической реализацией евразийской идеи и усилий стала организация Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), в состав которого вошли Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан. На сегодняшний день евразийская идея еще не реализована в полном масштабе и требует длительной доработки. After disintegration of the USSR, the euroasian idea known since 1920-1930-th, got transformed on the initiative of N. Nazarbayev, President of the Republic of Kazakhstan, into a constructive geopolitical doctrine that provides for a new mechanism of stepwise political and economical integration of post-soviet states. Main aims of the euroasian union creation project were to provide for economic gains and safety to every participant thereof as well as to prevent division of the post-soviet space into Orthodox Christian and Islamic states and regions. Practical implementation of the euroasian ideas and respective efforts became Euroasian Economic Association (EvrAsES) formed by Russia, Kazakhstan, Belarus, Kyrgyzstan and Tajikistan. By today, the euroasian idea has not yet been realized at full scale; long finishing work is ahead. L'idée euroasiatique est connuée depuis 1920-1930. C'était N. Nazarbayev, Président de la République Kazakstan, qui après la désagrégation d'URSS transformait cette idée en doctrine constructive géopolitique et mécanisme d'intégration graduelle politique et economique des Etats post-soviétiques. Buts principales de formation d'une association euroasiatiqie étaient d'assurer des gains économiques et de securité puor touts les Etats participants aussi que conjurer le dangeur du partage d'espace post-soviétique en parties et régions ortodoxes chrétiens et islamiques. C'est l'Association Euroasiatiqie Economique (EvrAsES) formée par Russie, Kazakhstan, Biélarus, Kyrghizistan et Tadjikisttan qui devint la réalisation pratique d'idée euroasiatique et d'efforts correspondants. Aujourd'hui l'idée euro-asiatique n'est pas réalisée sur une grande échelle ; ily'a baucoup de travail à l'avenir.

Die Euroasiatische Idee die seit 1920-1930. Jahren bekannt ist wurde nach dem Zerfall von UdSSR auf Initiative Herrn N. Nasarbajev, Präsident der Kasachischen Republik, in konstruktive geopolitische Doktrin und in Mechanismus der schrittweisen politischen und ökonomischen Integrierung der post-sowjetischen Staaten transformiert. Hauptziele der Bildung einer euroasiatischen Assoziation waren der Beteiligungsstaaten ökonomische Nutzen und Sicherheit gewährleisten und Einteilung der post-sowjetischen Raum in orthodox christliche und islamistische Staaten und Gebiete vorbeugen. Praktische Realisierung der Euroasiatischen Idee und entsprechenden Bemühungen war Bildung bei Russland, Kasachstan, Belasus, Kirgisien und Tadshikistan der Euroasiatischen Ökonomischen Assoziation (EvrAsES). Heutzutage, die Euroasiatische Idee ist in keinem großen Maß realisiert; man braucht viel Zeit sie zum Ende bringen.

Ключевые слова: Евразийство, Казахстан, СССР, Россия, постсоветское пространство, интеграция, безопасность, Евразийское Экономическое Сообщество.

Key words: euroasian idea; Kazakhstan, USSR, Russia, post-soviet space, integration, security, Euroasian Economic Association. Mots clefs: idée euroasiatique, Kazakstan, URSS, Russie, espace post-soviétique, intégration, securité, Association Euroasiatiqie Economique. Schlüsselwörter: Euroasiatische Idee, Russland, Kasachstan, UdSSR, post-sowjetischen Raum, Integrierung, Sicherheit, Euroasiatische Ökonomische Assoziation.

Зарождение и формирование евразийской идеи восходит к началу XX века. В 1920-1930-е гг. оформилось так называемое классическое евразийство, связанное с именами Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского. Однако новый импульс в своем развитии эта идея получила с распадом Советского Союза. В частности, руководством Республики Казахстан евразийство было предложено в качестве конструктивной геополитической доктрины, предусматривавшей новый механизм политической и экономической интеграции постсоветских государств.

Практически, с момента обретения независимости Казахстан провозгласил евразийство одним из основополагающих принципов своей внутренней и внешней политики. Как показала практика,

это был правильный выбор, способствовавший становлению и укреплению независимости и суверенитета страны, а также выходу Казахстана на международную арену. В Послании Президента Н. Назарбаева «Казахстан-2030», являющемся комплексной программой политического курса Республики Казахстан в эпоху глобализации, в частности, говорится: «Мы - евразийская страна, имеющая свою собственную историю и свое собственное будущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает в себя достижения разных цивилизаций» [1].

Несмотря на то, что Казахстан обозначил собственную модель развития, казахстанское евразийство все же базируется на идеях 20-30-х годов XX века. Возвращаясь к истокам евразийской

МОДЕРНИЗАЦИЯ

МИР

концепции, отметим, что свой вклад в ее развитие внесла и политическая мысль Казахстана благодаря деятельности таких выдающихся просветителей, как Ч. Валиханов (1835-1865), А. Кунанбаев (1845-1904) и др. Ч. Валиханов, в частности, ратовал за ускоренный переход своего народа от вековой отсталости к «высшему культурному развитию», под которым имелось в виду материальное благосостояние, высокий уровень культуры и демократические порядки, а также добрососедские взаимоотношения с крупным и влиятельным соседом - Россией» [2, 366].

В основе всей евразийской доктрины лежит ключевое понятие - «Евразия». Как отмечает казахстанский политолог А. Куанышева, «Евразийский мир представляет собой замкнутое и законченное географическое, хозяйственное и этническое целое, отличное, как от собственно Европы, так и от собственно Азии» [3, С. 54]. Распад Советского Союза предопределил стремление отдельных народов к обособлению и самостоятельному пути развития. Учитывая кризис на всем постсоветском пространстве в начале 90-х годов XX века и несостоятельность Содружества Независимых Государств (СНГ) как международного объединения, политики и эксперты искали возможные выходы из сложившейся ситуации. Казахстанский политолог Д. Мухамед-жанова писала, что «в условиях идейного вакуума евразийство оказалось востребованной идейной концепцией» [4]. Развитие постсоветского пространства определялось тогда двумя тенденциями: с одной стороны, происходило становление национальной государственности, а с другой - набирала силу тенденция к интеграции стран СНГ [5]. Президент Казахстана начал реализовывать идею евразийства не только в своей стране, но и вынес ее на постсоветское пространство. Так, выступая в 1994 г. на встрече с профессорско-преподавательским составом Московского государственного университета, Н. Назарбаев предложил идею Евразийского союза в рамках СНГ. Выдвинув идею Евразийского союза, содержавшую мощный интеграционный потенциал, он подчеркивал: «Казахстан последовательно отстаивает идею экономической интеграции стран-членов СНГ. У нас есть все условия, чтобы сохранить основу нашего сотрудничества при соблюдении интересов суверенитета, полном уважении принципов невмешательства во внутренние дела и права каждого народа самому определять правила собственного общественного устройства» [6]. В том же году в проекте «О формировании Евразийского союза государств» Н. Назарбаев, по существу, инициировал новый этап в развитии евразийства как интеллектуальной концепции, как политического мировоззрения и интеграционной практики, полагают эксперты [7, С. 135].

Как отмечает Д. Назарбаева, «идея Евразийского союза, стимулирующая интеграцию, обладает весьма привлекательными чертами по следующим причинам. Во-первых, за идеей и концепцией Евразийского союза стоит определенная философская и историко-культурная традиция. Для концепции, призванной играть интеграционную и инновационную роль, это достаточно важно. Во-вторых, она предусматривает поэтапную интеграцию на постсоветском пространстве» [8, С. 77]. Другой исследователь, Б. Казбеков, отмечает, что «одна из центральных целей проекта создания Евразийского союза - это, наряду с экономическими выгодами, предотвращение разлома постсоветского пространства по цивилизационному признаку на государства и регионы православного христианства и мусульманские, позволяющее населяющим их народам выжить в современной ситуации и обеспечение их безопасного будущего» [9, С. 416].

Президент Н. Назарбаев видел в евразийстве, в первую очередь, путь выхода из кризиса для всех постсоветских государств, способ вхождения новых государств в мировое сообщество как цивилизованных наций с высокоразвитой экономикой и демократическими принципами устройства.

Реализация постсоветского евразийства проходит в новых геополитических реалиях, и в понятие «евразийство» вкладывается различный смысл и дается различное его толкование в контексте практической реализации. Как отмечает А. Куанышева, «евразийская тематика является весьма широкой и даже всеобъемлющей проблемой. Сегодня евразийская идея включает геополитическое единство, толерантность к многообразию и, более того, осознание великой созидательной силы культурного и национального многообразия»[10, С. 89]

Саму идею евразийства в понимании и практической реализации Астаной можно представить как открытость и толерантность общества, его готовность к восприятию чужого, способность синтезировать свое и воспринятое, и умение создать на этой основе свою специфическую цивилизацию, для которой было бы характерно гармоничное сочетание общечеловеческих и национальных ценностей [11, 19]. В политической плоскости идеи евразийства содержат в себе стремление народов и государств к взаимопониманию, к сотрудничеству и интеграции. Так, Н. Назарбаев отмечал: «Ни одно государство не может рассчитывать на расцвет и развитие без интеграционных процессов. Даже США - государство номер один, не может жить без международной торговли. Китай не может, Индия не может, а уж мы, Казахстан, тем более не можем без интеграции, без общения, без нахождения в каком-то сообществе, в доверительном круге государств, с которым мы будем торго-

Р. С. Фаизова

Идея евразийства в политике Республики Казахстан: теория и практика

вать, взаимообмениваться. Это будет наглядно и нам, и всем остальным» [12, 17]. Н.Назарбаев не раз подчеркивал, что Казахстан уникален и силен своей многонациональностью, которая стала результатом различных и длительных исторических процессов. Здесь сформировалось уникальное поликультурное пространство, основанное на духовном единении. «Признание самостоятельно существующих культурных потоков не отрицает их взаимодополняемости, что никак не означает ассимиляции» - говорит Президент [13, С. 2]. Именно эти идеи, некогда бывшие составной частью исторической доктрины В. Соловьева и евразийцев, теперь на наших глазах воплощаются в жизнь.

Особо выделим принцип отказа от давления и применения силы, что активно реализовывается в политической практике Казахстана со времени обретения им независимости. Казахстан отказался от ядерного оружия, запретил его испытания, участвует в многосторонних региональных организациях безопасности, а также решил многие спорные вопросы с соседями. Евразийская идея Назарбаева, в отличие от классического евразийства, предполагает выгоду для каждого участника интеграционных процессов, а также использование суммарного потенциала в интересах всех участников.

В назарбаевской интеграции Евразии отсутствует принцип противопоставления данной интеграционной структуры каким-либо государствам или силам в других частях мира. Евразийство сегодня

- это не отдаление от Европы, а, наоборот, активное взаимодействие с ней в межгосударственном и межрегиональном формате. Эти теоретические постулаты нашли воплощение в Послании Президента 2008 года, в котором глава государства дал установку на разработку государственной программы «Путь в Европу» [14].

Отметим, что Казахстан не имеет ресурсов, чтобы претендовать на лидерство в Евразии, он может лишь добиваться сотрудничества между государствами в регионе на равноправной основе. Неизбежно встает вопрос - насколько представленные идеи реализуемы в современной геополитической ситуации? Так, несмотря на все очевидные плюсы, они вызвали далеко неоднозначную реакцию лидеров стран СНГ. «ЕАС исходил из предпосылки о необходимости сохранения единого постсоветского пространства, а для многих президентов новых независимых государств это было неприемлемо»,

- полагает ряд экспертов [15]. Сам автор идеи -президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в 1996 г. писал, что «возможности того периода в значительной степени утрачены. Если бы проект в

основном был принят, мы бы имели сегодня иную интеграционную реальность» [16, 3].

Практической реализацией евразийской идеи Назарбаева стала евразийская интеграция в форме организации ЕврАзЭС. В сфере практической реализации данной интеграционной структуры можно выделить три этапа:

Первый охватывает период с 1994 по 1997 г. Тогда впервые получила свое оформление идея создания Евразийского союза. В январе 1995 г. президенты Беларуси, Казахстана, Российской Федерации подписали документ о создании Таможенного союза, которым определялось обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, рабочей силы, а также предполагалась согласованная торговая, таможенная, налоговая и валютная политика. Второй этап: 1998-1999 гг. В этот период происходило развитие политической и экономической истории Таможенного союза.

В 1999 г. по предложению Н. Назарбаева странами Таможенного союза был разработан и принят долгосрочный стратегический документ - Договор о Таможенном союзе и Едином Экономическом Пространстве [17].

Третий этап начался в 2000 г. и протекает по сей день. Интеграция по мере ее углубления ставит ряд серьезных проблем, решение которых предполагает необходимость перехода к следующей, качественно новой ступени. В 2000 г. на базе Таможенного Союза создана новая международная организация Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), в состав которого вошли Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан [18].

Главной заявленной целью ЕврАзЭС является формирование Таможенного союза. Стратегия сообщества включает в себя три этапа: создание зоны свободной торговли, таможенный союз и формирование единого экономического пространства.

Реализация идеи евразийства не ограничилась рамками отдельно взятой интеграционной структуры. Президент Н. Назарбаев постепенно продвигает эту идею за пределы пространства СНГ. В 2003 г. в книге «Критическое десятилетие» он писал: «Национальная безопасность Казахстана должна быть тесно связано с безопасностью Центрально-азиатского региона. Безопасность Центрально-азиатского региона следует рассматривать как составляющую безопасности Центральной Евразии. Центрально-евразийской регион должен быть частью евразийской безопасности, являющейся частью глобальной системы безопасности» [19, С. 187]. В 2010 г., в год пред-

Научно-практический журнал

июнь-август 2011

МИР

седательства Казахстана в ОБСЕ, Астана вынесла эту идею и на повестку дня ОБСЕ. Казахстан предлагает вернуться к решению первостепенной задачи ОБСЕ - к проблеме безопасности. Учитывая «недостаточную встроенность» евразийского пространства на обширном пространстве ОБСЕ, Президент Казахстана выдвинул задачу обеспечения не только европейской, но и евразийской безопасности [20], аргументируя это тем, что сегодня обеспечить прочную европейскую безопасность, не учитывая азиатское измерение безопасности, в принципе невозможно. Подводя итоги председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 г. на Астанин-ском саммите ОБСЕ 1-2 декабря 2010 г., главы государств-участников подтвердили необходимость обеспечения и развития евразийской безопасности в целом.

Несомненно, что на сегодняшний день евразийство не реализуется в полном масштабе и требует еще длительной доработки, а самое важное - политической воли государств-участников. Тем не менее, уже сегодня идеи евразийства способствуют решению многих проблем в регионе и помогают преодолевать противоречия между государствами во всех сферах - от политики, экономики и безопасности до культуры, образования и спорта.

Библиографический список

1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030 // www. akorda.kz

2. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Алма-Ата, 1985. - Т. 5. - С. 366.

3. Куанышева А.А. Политическое участие Республики Казахстан в деятельности ЕврАзЭС в современных условиях. Алматы, 2007. - С. 135.

4. Мухамеджанова Д. Экономические предпосылки региональной интеграции на постсоветском пространстве // Казахстан в глобальных процессах. - 2007. - № 4. - С. 23.

5. Абдраимов Б. Главная идея века // http://www. zakon.kz /our/news/news.asp?id=30389723

6. Назарбаев Н. О создании регионального пояса стабильности // «Казахстанская правда». - 13 января. - 1998.

7. Куанышева А.А. Политическое участие Республики Казахстан в деятельности ЕврАзЭС в современных условиях. Алматы, 2007.

8. Назарбаева Д. Содружество Евразия. М., 2000.

9. Казбеков Б. Интеграция Казахстана и Центральной Азии в мировую экономику. Алматы, 2002.

10. Куанышева А.А. Политическое участие Республики Казахстана в деятельности ЕврА-зЭС в современных условиях. Алматы, 2007.

11. Куанышева А.А. Политическое участие Республики Казахстана в деятельности ЕврА-зЭС в современных условиях. Алматы, 2007.

12. Назарбаев Н.А. К обновленному Казахстану через углубление реформ. Алматы, 1994. -С. 17.

13. Назарбаев Н.А. Материалы беседы с корреспондентом журанала «Простор». - 1996. -№ 12. - С. 2.

14. Государственная программа «Путь в Европу» на 2009-2011 rr.//www.akorda.kz

15. Olcott M.B. Kazakhstan: Unfulfilled Promise. Washington: Carnegie Endowment for Inter. Peace, 2002. - P. 39.

16. Назарбаев Н.А. Идея Евразийского союза и перспективы интеграции // Евразийский союз: новые рубежи, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции. - М., 1996. - С. 3.

17. Договор о Таможенном союзе и Едином Экономическом Пространстве //http://www. customsunion.kz/info/2530.html

18. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // evrazes.com

19. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Алматы, 2003.

20. Интервью Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Судьба и перспективы ОБСЕ»// http://interfax.ru/print.asp?sec=1483&id=120866

Фаизова Р. С. - аспирант Российского университета дружбы народов Faizova R. S. - Postgraduate, Peoples' Friendship University of Russia e-mail: udacha@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.