Научная статья на тему 'Идеология консерватизма и управление современной Россией'

Идеология консерватизма и управление современной Россией Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2381
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ЕДИНАЯ РОССИЯ / ВЛАСТЬ / ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / CONSERVATISM / POLITICAL MANAGEMENT / IDEOLOGY / UNITED RUSSIA / AUTHORITY / VALUES / TRADITIONALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хорина Галина Петровна

В статье рассматриваются основные особенности современного российского консерватизма, анализируются положения программы партии «Единая Россия», декларирующей консервативные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ideology of Conservatism and the Governance of Contemporary Russia

The article considers the main features of contemporary Russian conservatism. The author analyzes the statutes of the United Russia party’s programme that declares conservative values.

Текст научной работы на тему «Идеология консерватизма и управление современной Россией»

84 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ___________

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Идеология консерватизма и управление современной Россией

Г. П. Хорина (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматриваются основные особенности современного российского консерватизма, анализируются положения программы партии «Единая Россия», декларирующей консервативные ценности.

Ключевые слова: консерватизм, политическое управление, идеология, Единая Россия, власть, ценности, традиционализм.

Консерватизм — одно из трех идеологических течений, наряду с либеральным и социалистическим, которое принято называть классическим, к которому сильно возросло внимание в последние полтора-два десятилетия. В настоящее время консерватизм понимается как обозначение идейно-политических течений, опирающихся на принципы традиций и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма в целом характерна приверженность существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, противодействие социально-политическим изменениям, отстаивание эволюционного развития. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восстановления позиций, в идеализации прошлого (Большая иллюстрированная..., 2010: 491). Таким образом, консерватизм — это и идеология, и политические течения, и определенная политика, главным содержанием которой, если говорить коротко, является следование основополагающим традициям страны, ее ценностям.

Современная идеология консерватизма — это теоретически оформленная стратегия спасения современного капитализма, если ис-

пользовать традиционным термин, или «за-паднизма» (А. Зиновьев), если иметь в виду Западную Европу и Америку. Сомкнувшись по ряду позиций с либерализмом, консерватизм стал либерал-консерватизмом, т. е. сдвинулся несколько влево, однако решает вместе с либерализмом объединяющую их охранительную задачу и делает это с гораздо большим энтузиазмом.

Основой современного консерватизма как идеологии является индивидуализм. Он использует идею Локка о том, что человек как единоличный хозяин собственной жизни вправе поступать с ней по своему усмотрению, пока он насильственно не вмешивается в жизнь другого человека. Индивид должен быть абсолютно свободен, а идеальным, в свете данной позиции, является такое общественное устройство, которое обеспечивает полную реализацию усилий индивидуума, поскольку сам человек знает больше, чем другие, о своих собственных нуждах, а отчасти потому, что он больше заботится о них, чем другие. По убеждению консерваторов, именно капитализм в максимальной степени способствует реализации созидательных потенций индивидуума и потому является наиболее совершенным об-

щественным устройством. Поэтому государственная или какая-либо иная коллективная собственность, с точки зрения наиболее консервативных консерваторов (если так можно выразиться), — нежелательное явление, хотя, как известно, она появилась в силу объективных потребностей развития производства. Культ права частной собственности и рыночная стихия — важнейшие элементы идеологии современного консерватизма.

Исходя из изложенных выше постулатов, приходящие к власти консерваторы, проводя свою политику, изыскивают возможности приближения общественного устройства к своему идеалу — безраздельному господству индивидуальной частной собственности и рыночной стихии как регулятору экономических отношений. Одна из таких мер — передача части государственных предприятий в частные руки. Полностью вернуться к домонополистическому капитализму, когда действительно взаимодействовали частные субъекты производства, конечно, не удается, это невозможно и нецелесообразно. Но сделать максимум возможного — одна из важнейших целей консерваторов.

Реформы современных консерваторов ведут к росту безработицы, росту конкуренции на рынке труда, следствием чего является снижение уровня заработной платы и ухудшение не только материального, но и моральнопсихологического состояния многих людей. Положение усугубил кризис, начавшийся в 2008 г. Он разразился сначала в США, когда во главе государства был консерватор Дж. Буш-младший. Кризис продолжается и сегодня в США и в странах Европейского союза, уже приведшего к отставке правительств Греции и Италии. В глубоком кризисе находятся Португалия и Испания. В последней правили социалисты, но намеченные выборы скорее всего приведут их к поражению. Одна из серьезных причин кризиса — желание ряда стран жить не по средствам. Получая кредиты в банках под проценты, некоторые страны в условиях спада производства не могут расплатиться по долгам и оказываются на грани дефолта. Пытаясь выйти из такого положения, их правительства вынуждены осуществ-

лять непопулярные меры сокращения зарплаты, пенсии и вообще расходов на социальные нужды — здравоохранение, образование и т. п. Это вызывает массовые протесты населения.

Консерваторы на выборах конкурируют с либералами, социалистами, представителями других партий, стоящими левее их. Поскольку западные общества испытывают немалые сложности, перерастающие нередко в кризисы, представители каждой из конкурирующих сторон дают обещания выправить положение, поэтому выборы по своим результатам представляют собой своего рода маятник, качающийся то в одну, то в другую сторону. Время от времени к власти в некоторых странах Запада приходят и консерваторы. Однако важно проследить тенденцию изменений в соотношении сил.

На выборах конца 80-х — начала 90-х годов XX в. в таких влиятельных странах, как США, Франция, Великобритания и ФРГ, консерваторы потерпели поражение. К власти пришли соответственно (хотя и не одновременно) демократическая администрация Клинтона, социалистическое правительство Жоспена, лейбористский кабинет Блэра, социал-демократическое правительство Шредера. Хотя возвращение к власти консерваторов в некоторых странах в принципе не исключается. Не является социалистом нынешний президент Франции, произошла смена кабинета ФРГ, возглавляет который консерватор, но возвращение к радикальному консерватизму является все более проблематичным. Влияние консерваторов на общественную жизнь ослабевает. В США нынешний президент представляет демократическую партию. Это значит, что либерализм, хотя теперь и урезанный, укоренился в американской жизни достаточно глубоко, консерваторы могут затронуть его в отнюдь не радикальной форме, сохраняя его основные ценности.

Кабинет в ФРГ возглавляется консерватором А. Меркель, однако он не является полностью консервативным по своему составу. Победу на выборах глава кабинета одерживала с предельно минимальным количеством голосов. В Бундестаге сильнейшей фракцией, усту-

пившей власть на предпоследних выборах, является социал-демократическая партия, представители которой вошли в правительство и без которых оно вообще не могло быть сформировано. А. Меркель в своих выступлениях перед избирателями обвиняла правительство Шредера в неспособности вывести страну из кризиса и обещала непременно это сделать. Ее программа предусматривала серьезное наступление на социальную сферу как важнейшее средство преодоления кризиса. Однако серьезное сопротивление оппонентов из социал-демократической партии вынудило ее отказаться от целого ряда пунктов своей программы.

Не может серьезно посягнуть на социальные права граждан и президент такой традиционно демократической страны, как Франция.

Все это означает, что консерваторам все труднее приходить к власти, а если они ее и получают, то их влияние на общество, его традиционные ценности становится все более ограниченным.

Идеи консерваторов возникли и получили развитие и в России. Основателем консерватизма можно считать Н. М. Карамзина (начало XIX в.). Широкое недовольство дворянства активной реформаторской деятельностью побудило Карамзина написать работу «О древней и новой России», ставшую во многом исходным рубежом российского консерватизма. Н. М. Карамзин обвинял реформатора М. М. Сперанского в отрыве от реальной российской жизни. Он писал, что в проекте Сперанского можно найти «множество ученых слов и фраз, почерпнутых в книгах, но ни одной мысли, почерпнутой в созерцании особенного гражданского характера России» (цит. по: Пыпин, 1908: 328).

Не ставя перед собой задачи проследить все этапы развития российского (русского) консерватизма, обратимся к настоящему времени. Оно характеризуется возросшей популярностью этого явления в нашем обществе. Эта популярность проявляется прежде всего в том, что консерватизм в качестве идеологии и основы политической практики принят политической партией «Единая Россия», а так-

же руководством страны. В течение последних нескольких лет в партии ведется активная разработка программы, которая полно и с большой определенностью раскроет ее идеологический выбор и связанную с ним, проистекающую из него практику управления страной.

Партию «Единая Россия» поддерживал и, надо полагать, разделял ее идеологические и политические ориентации бывший президент страны Д. А. Медведев, считая, что только она может решать задачи общегосударственного значения. Поддержка партии, на наш взгляд, объясняется, в частности, тем, что именно этой партии он обязан был выдвижением его кандидатуры на президентских выборах 2008 г. О поддержке партии Д. А. Медведев заявлял неоднократно накануне выборов в Государственную Думу (декабрь 2011 г.).

Взаимопонимание и тесное взаимодействие между В. В. Путиным и партией возникли не сразу после избрания его президентом на первый срок (2000 г.). Налаживались связи, когда В. В. Путин стал главой правительства. Вскоре партия объявила его своим лидером, высшим руководителем, хотя он не был членом партии, не состоит в ней и сейчас.

Руководство России после Ельцина продолжило начатый в 90-е годы прошлого века курс на либерализацию экономики, других сфер жизни российского общества, т. е. курс на капитализацию страны. Оно не имело тогда четко прописанной собственной идеологии. Ему удалось осуществить ряд мер, направленных на укрепление государства, предотвращение распада страны, решение наиболее острых социальных проблем, создание относительной стабильности общества. Однако кредо новой российской власти можно определить в основном как «прагматизм». Но при всех кажущихся преимуществах прагматизма (в его российском варианте) сам он имеет множество недостатков. Эти недостатки связаны прежде всего с тем, что прагматическая политика ориентируется на приоритет тактических целей над стратегическими. Существующие проблемы решаются не в соответствии с программой и стратегическими целями, а по мере их возникновения. Для нее характерен отказ от цен-

ностного подхода в пользу экономической и политической выгоды и т. д. Политические лидеры были заняты решением сиюминутных проблем, не имели четких ценностных ориентиров, стратегии развития страны, общенациональной программы действий. Отсутствие ясных стратегических целей затрудняло движение вперед.

Понимая это, а возможно, учитывая критику, президент В. В. Путин обозначил сначала идею удвоения ВВП, а в конце 2005 г. — задачу преодоления кризиса в здравоохранении, образовании, жилье и сельском хозяйстве. Завершая второй срок президентства, В. В. Путин выдвинул программу развития страны до 2020 г. Однако как не было, так и нет ясных заявлений о том, какое общество мы должны общими усилиями граждан создать. Хотя, судя по тому, как активно власть осуществляет приватизацию, россияне могут сами понять, что продолжается процесс капитализации страны. В частной собственности оказались не только многие промышленные, строительные и иные организации (число их множится), но и имеющие стратегическое значение недра земли — залежи нефти, газа, угля и пр. Полезные ископаемые не созданы человеком и должны быть общенародным достоянием. Но власть не намерена здесь что-то менять, возможно, полагая, что это приведет к гражданской войне. Как мы думаем, большинство граждан России, армия поддержали бы эту меру, что исключает такую войну.

Что касается «Единой России», то, определившись с идеологией, она поставила в повестку дня вопрос о завершении разработки и принятии партийной программы, ибо политическая партия должна иметь не только идеологию, но и программный документ.

Разразившийся кризис, по убеждению руководства партии, не исключает возможности ее реализации в обозначенный срок. Каковы же основные идеи будущей программы и какой она должна быть? Каковы традиции, ценности, которые консервативная партия намерена охранять? Ответы дают ее активные деятели, они же — депутаты Государственной Думы. Как заявил координатор социальноконсервативного клуба, председатель Комите-

та Государственной Думы по труду и социальной политике пятого и шестого созывов

А. Исаев, партия, обозначив себя как консервативный институт, не отказывается от идеи модернизации страны, совсем наоборот. Другое дело, что любое развитие «Единая Россия» приемлет только в контексте традиций, заложенных обществом, ценностей, которые оправдали себя в историческом развитии страны.

Российский консерватизм преследует в качестве цели успех российского народа как в данный момент, так и на перспективу, подчеркнул Исаев. «Реализация этой цели не допускает, чтобы партия выступала в качестве агента одной группы населения или класса против других. Мы ставим общенациональные интересы выше классовых, говорим о том, что навязывание позиции одной социальной группы другой с помощью силы — недопустимо даже в самый крайне возможный момент» (Российский консерватизм..., 2009: 46).

Программа «Единой России», полагает представитель либерально-консервативного клуба, бывший заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, а ныне его председатель Андрей Макаров, должна опираться на опыт соответствующих документов КПСС, заимствовать саму методику написания подобных текстов, так как программа КПСС давала любому человеку, который ее читал, ответы на все вопросы, которые у него возникали (там же).

Какие же высшие ценности российского народа намерена защищать «Единая Россия»? Это те ценности, относительно которых существует общественное согласие. По мнению авторов Концепции российского консерватизма, к таким ценностям россияне относят следующие:

— Россия как органическое единство народа, культуры, истории, государства, права, экономики и территории;

— патриотизм, понимаемый как стремление к благу России, утверждению ее неповторимой роли в мировом сообществе народов;

— личность в единстве ее нравственного достоинства, свободы, творческих проявлений, прав и ответственности;

— культура как средоточие идеалов российского народа;

— традиционные семейные ценности, основанные на единстве и преемственности поколений;

— безопасность и защищенность личности, собственности, государства;

— порядок как соблюдение законов и моральных норм;

— равенство граждан перед законом;

— ответственность — власти перед обществом и общества за избираемую им власть;

— связь материального благосостояния и социальной ответственности;

— солидарность и взаимопомощь личностей, социальных слоев и национальных общностей (Концепция российского., 2009: 49).

В Концепции подчеркивается, что идеалы человеколюбия, милосердия, сострадания, служения, патриотизма, творчества, духовнонравственного совершенствования личности, исторических традиций общественного единства являются неизменной сердцевиной отечественной культуры. Российская культура требует отношения к каждому человеку как к личности, а не средству общественного развития. Утверждению этих ценностей в общественном сознании россиян способствовали представители консервативного направления политической мысли России, которые на протяжении веков в лучших традициях просветительства помогали обществу осознать и воплощать исконные социокультурные принципы его сохранения и развития.

Авторы концепции особенно подчеркивают: в XXI в. именно традиционные российские ценности позволяют сохранить историческое единство и государственный суверенитет страны независимо от воздействия внешних условий.

Перечень ценностей, на которые «Единая Россия» будет опираться и которые намерена охранять, вызывает вопросы. В нем нет такой наиважнейшей, на наш взгляд, ценности, как дружба народов. Россия — полиэтническое, многонациональное государство. В советское время ее формированию, поддержанию и развитию уделялось огромное внимание. Реформаторы 90-х годов прошлого века и их преем-

ники в веке XXI растеряли достижения того времени и возвратились к этой проблеме только в связи с известными событиями на Манежной площади в Москве.

Казалось бы, что «Единая Россия», претендующая на роль правящей партии и фактически ею являющаяся, ее активные разработки идеологии и программы в проектах документов должны были уделить должное внимание дружбе народов. К сожалению, пока этого не произошло. Ничего не говорят об этой ценности те, кто призывал голосовать за «Единую Россию» — прямо или, восхваляя ее, из чего следовало, что надо голосовать именно за эту партию. Не совсем ясна такая ценность, как Россия — органическое единство народов и культур. Что означает «органическое единство народов»? Когда анализировали источники нашей победы в Великой Отечественной войне, называли дружбу народов и моральнополитическое единство общества. В этой связи не очень ясно, что означает «органическое единство народа». Что он живет в одной стране? Или что-то еще?

А как понимать единство культуры? Как уже было сказано, Россия — многонациональная страна. Но она еще и многоконфессиональна. У народов России есть нечто общее в культуре как результат долгого проживания в составе России, но у каждого народа есть нечто свое, специфическое в культуре, т. е. есть нечто общее и есть нечто особенное. Эта идея в краткой, но ясной форме должна быть, по нашему мнению, представлена в идеологии и программе «Единой России». Термин «органическое единство» не очень удачен для характеристики единства народа и единства культуры.

Вызывает недоумение такая ценность, как «солидарность и взаимопомощь социальных слоев». В России есть несколько социальных слоев, в их числе олигархи, буржуазия и рабочие. О какой взаимопомощи идет речь? Рабочие должны оказывать помощь олигархам? В какой форме это может выражаться? Формулировка этой ценности является, на наш взгляд, крайне неудачной.

Складывается впечатление, что по своему содержанию концепция — это проект про-

граммы партии. Конечно, в рабочей группе по подготовке, при обсуждении на съезде партии в него будут внесены оценки ценностей, изменения, поправки и уточнения.

Существует мнение, что программы политических партий, государства (государственная идеология) имеют политический характер. На наш взгляд, здесь требуется уточнение: программы имеют действительно политический характер по субъекту их подготовки и принятия, но их содержание охватывает все стороны жизни общества — экономическую, социальную, политическую и духовную, а в данном случае и место России в глобализирующемся мире, потому носят социальный характер. Это в полной мере относится к концепции российского консерватизма.

По нашему мнению, позиционирование партии как консервативной, защищающей традиционные ценности россиян, направлено против так называемых западников, полагающих, что ориентация только на западные ценности может сделать Россию высокоцивилизованной страной.

Разрабатываемая программа «Единой России» имеет непосредственную связь с политической практикой органов государственной власти с управлением страной. Во-первых, потому, что руководителем партии является

В. В. Путин. Ее поддерживал и прежде всего на нее опирался Д. А. Медведев, внося (как и правительство) на рассмотрение Государственной Думы и парламента в целом проекты законов. Во-вторых, в составе партии значительный удельный вес занимают государственные чиновники разного уровня — от центра до периферии.

Выступая на X съезде партии «Единая Россия», В. В. Путин подвел некоторые итоги и сформулировал задачи в области экономики и культуры. Вместе с тем он уделил внимание важнейшей проблеме соотношения функций государства и партии. «Партия «Единая Россия» — это наиболее крупная политическая сила страны, — подчеркнул он. — Она оказывает реальное влияние на формирование и деятельность органов власти на всех уровнях. Тем не менее, задачи партийных структур не всегда и не во всем совпадают с задачами гос-

органов. Власть обязана принимать и проводить в жизнь системные решения, обеспечивая финансовую стабильность, нормальную работу всех основных экономических и социальных институтов. Задача партии — генерация новых идей, проектов, контроль за реализацией уже принятых решений. Умение чувствовать общественные настроения и знать нужды людей. «Единая Россия» обладает всеми возможностями для формулирования стратегических задач. Для перевода запросов граждан на язык политических программ и законопроектов» (Путин, 2009: 66-67).

Однако в одном из своих выступлений незадолго до выборов в Государственную Думу (декабрь 2011 г.) В. В. Путин, высоко оценивая деятельность партии, заявил, что «Единая Россия» вполне способна управлять государством. Возникает вопрос: почему политическая партия должна управлять государством? Не рецидив ли это? В СССР государством как субъектом управления и страной действительно управляла коммунистическая партия. Она стояла над государством. Поэтому некоторые интеллектуалы называют «Единую Россию», практически ставшую правящей партией в новых условиях, худшим вариантом КПСС.

Заявление А. Исаева о том, что партия не выступает в качестве агента одной группы населения или класса против других, что она преследует в качестве цели успех российского народа как в данный момент, так и на перспективу, означает, что «Единая Россия» претендует на роль выразителя и защитника интересов всего народа, является общенародной партией. В этом русле и идея о том, что одна из целей партии — объединить на базе российского консерватизма либеральные, социальные и патриотические взгляды. Все это можно определить как монополию на управление и всеядность идеологии.

На вопрос юриста М. Барщевского, нужна ли нам многопартийная система, ведь проще управлять страной, когда была КПСС, а сейчас «Единая Россия», академик Е. Примаков ответил: «Управлять проще, но в то же самое время партийно-государственная монопольная система, которую олицетворяет одна какая-то партия, это тупиковый путь, а не путь

к демократии. Такое развитие исключает плюрализм мнений, порождает ограниченность. Например, с одной стороны, «Единая Россия» объявляет, что ее кредо — российский консерватизм. С другой стороны, это расшифровывается как социально ориентированная экономика. Модернизации — их, и в то же самое время в ней присутствует либеральная струя. Видите, какая всеядность. Это закрывает возможность проявить себя другим партиям. И, кстати, фракционную деятельность внутри одной партии — ВКП(б) на X съезде запретили лишь временно, потому что партия не может жить без дискуссий» (Просвещенная элита, 2010: Электр. ресурс).

Идеологию «Единой России» иногда называют социально-консервативной, а сам выбор определяется тем, что она в наибольшей мере соответствует задаче модернизации России. Партия не имеет цели «консервировать социум». Ее цель — осуществление успешных и своевременных перемен, повышающих конкурентоспособность общества и государства: страны в целом и большинства ее граждан. Выживаемость консерватизма как идейно-политического явления обусловлена его приспособляемостью к изменяющимся социальным условиям. Консерватизм вынужден был считаться с либерализмом и в определенной мере играть на его поле. Пример ФРГ показывает, что консерваторы вынуждены считаться теперь с социалистами и принимать многие их требования. Это знаковый симптом.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что тенденции в развитии названных выше и ряда других стран в условиях глобализирующегося мира будут оставлять все меньше места для защиты традиционных ценностей общества буржуазного типа с периодическими глубокими кризисами. Если, как полагают многие весьма авторитетные ученые, будущее за левыми силами и социализмом, то консерваторам придется перестраиваться еще раз. Если раньше они вынуждены были сблизиться с либералами, то в будущем не исключается их вынужденный идеологический союз с левыми, что будет означать крах консерватизма как наиболее преданного сторожа сложившейся в развитых странах системы общественных от-

ношений. При этом здоровый консерватизм, осмотрительность и осторожность в проведении радикальных преобразований, тщательный выбор средств и продумывание возможных последствий, учет истории страны и ее народов, их культуры и традиций — непременные условия эффективной деятельности социальных реформаторов, реализации ими инновационного потенциала.

Как показывает исторический опыт, консерватизм как идеология и практика не умер. Консервативной назвала себя партия «Единая Россия», хотя это консерватизм несколько иной, в том смысле, что партия в качестве стратегической задачи ставит сохранение традиционных позитивных ценностей, исторически сложившихся в России. Этот консерватизм своим острием направлен, в частности, против современных западников. Конечно, консерватизм ее проявляется и в сохранении и развитии капитализма на российской почве. Совершенно ясно, что основной целью любых изменений в обществе, в том числе осуществляемых консерваторами, должно быть улучшение жизни народа, повышение материального благосостояния людей, их социальная защищенность, безопасность и определяемый всем этим их высокий нравственно-психологический настрой.

Встает вопрос о названии идеологии партии: если в ней надо объединить либеральные, социальные, консервативные и патриотические взгляды, то не назвать ли идеологию ли-берально-социально-консервативно-патрио-тической? Эта мысль вызвана именно всеядностью идеологии, о чем говорилось выше.

Но как бы ни называлась партия, одним из существенных ее недостатков является безудержное бахвальство, самовосхваление, упоение успехами без больших на то оснований. В ее составе много государственных чиновников, часть из которых, как нередко сообщают СМИ, оказываются коррупционерами, взяточниками и вымогателями, однако во всех документах, подготовленных к X съезду партии, выступлениях лидеров партии об этом ничего не говорится. Не сообщается о мерах, принятых по отношению к ним не только по государственно-правовой, но и пар-

тийной линии. Нет понятия борьбы за чистоту рядов партии. Складывается мнение, что партия мирится с этим злом в своих рядах. Поэтому в Интернете накануне выборов в ГД, состоявшихся в декабре 2011 г., появлялись весьма резкие оценки партии именно по указанным выше причинам. Только в предвыборных материалах Путина эта проблема была резко обозначена.

Хотя на выборах в Государственную Думу партия «Единая Россия» получила большинство голосов избирателей (в сравнении с другими партиями), она утратила существовавшее прежде конституционное большинство, что означает снижение ее авторитета, необходимость работать в коалиции. Прежней беззаботности в отношении принятия Государственной Думой проектов законов, других документов, исходящих от президента и правительства, пришел конец. Надо работать в коалиции, дабы иметь необходимое большинство. Это несомненный плюс, поскольку открывается возможность для деловых дискуссий — вопреки мнению Б. Грызлова о том, что Государственная Дума — не место для дискуссий.

Итак, консервативная идеология и основывающееся на ней политическое движение возникли в эпоху падения феодализма и утверждения капитализма и их культур и, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, прошли длительный путь развития. При наличии у консерваторов единства взглядов по ряду проблем общественной жизни для движения в целом по-прежнему типична внутренняя неоднородность. Различаются между собой старый консерватизм и претерпевший изменения неоконсерватизм. Последний стремится учитывать изменяющиеся социальные условия своей деятельности и по возможности приспособиться к ним. Что касается занимаемых общественно-политических позиций, то, с одной стороны, они все на правом фланге идеологического и политического спектра, а с другой — существует умеренный («либеральный») консерватизм и консерватизм крайне правого толка. Первый под давлением масс иногда проявляет готовность пойти на некоторые реформы общественных институ-

тов. Современный российский консерватизм является умеренным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Большая иллюстрированная энциклопедия (2010) : в 32 т. М. : АСТ ; Астрель. Т. 13: КОН-КУМ.

Концепция российского консерватизма. Предложения политических клубов к программе партии «Единая Россия» (2009) // Информационно-аналитический бюллетень Центра социально-консервативной политики. Вып. 9 : Российский консерватизм — идеология партии «Единая Россия». М.

Просвещенная элита (2010) [Электронный ресурс] // Российская газета — Неделя. № 5129 (50). 1l марта. URL: http://www.rg.ru/ 2010/03/11/primakov. html (дата обращения:

11.05.2012).

Путин, В. В. (2009) «Единая Россия» обладает всеми возможностями для формулирования стратегических задач // Информационно-аналитический бюллетень Центра социально-консервативной политики. Вып. 9 : Российский консерватизм — идеология партии «Единая Россия». М.

Пыпин, А. Н. (1908) Общественное движение России при Александре I. СПб.

Российский консерватизм — идеология партии (2009) // Информационно-аналитический бюллетень Центра социально-консервативной политики. Вып. 9 : Российский консерватизм — идеология партии «Единая Россия». М.

THE IDEOLOGY OF CONSERVATISM AND THE GOVERNANCE OF CONTEMPORARY RUSSIA G. P. Khorina (Moscow University for the Humanities)

The article considers the main features of contemporary Russian conservatism. The author analyzes the statutes of the United Russia party’s programme that declares conservative values.

Keywords: conservatism, political management, ideology, United Russia, authority, values, traditionalism.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Bol’shaia illiustrirovannaia entsiklopediia (2010) : v 32 t. M. : AST ; Astrel’. T. 13: KON-KUM.

Kontseptsiia rossiiskogo konservatizma. Pred-lozheniia politicheskikh klubov k programme partii «Edinaia Rossiia» (2009) // Informatsionno-ana-liticheskii biulleten’ Tsentra sotsial’no-konserva-

tivnoi politiki. Vyp. 9 : Rossiiskii konservatizm — ideologiia partii «Edinaia Rossiia». M.

Prosveshchennaia elita (2010) [Elektron-nyi resurs] // Rossiiskaia gazeta — Nedelia. № 5129 (50). 11 marta. URL: http://www.rg.ru/ 2010/03/11/primakov.html (data obrashcheniia:

11.05.2012).

Putin, V. V. (2009) «Edinaia Rossiia» obladaet vsemi vozmozhnostiami dlia formulirovaniia strate-gicheskikh zadach // Informatsionno-analiticheskii

biulleten’ Tsentra sotsial’no-konservativnoi politiki. Vyp. 9 : Rossiiskii konservatizm — ideologiia partii «Edinaia Rossiia». M.

Pypin, A. N. (1908) Obshchestvennoe dvizhenie Rossii pri Aleksandre I. SPb.

Rossiiskii konservatizm — ideologiia partii (2009) // Informatsionno-analiticheskii biulleten’ Tsentra sotsial’no-konservativnoi politiki. Vyp. 9 : Rossiiskii konservatizm — ideologiia partii «Edinaia Rossiia». M.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.