Научная статья на тему 'Идеология интеграции педагогики и культурологии'

Идеология интеграции педагогики и культурологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова В. П.

В статье анализируются различные аспекты культурно-педагогической интеграции. По мнению автора, для обновления и модернизации современного образования необходимы педагогическая интерпретация культурологических идей и углубление культурологических оснований философии образования. В качестве примера практической реализации идеи культурно-педагогической интеграции рассматривается проект студенческих абонементов в Самаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальникова В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideology of Integration of Pedagogy and Culturology

Different aspects of culturological and pedagogic integration are analyzed in the article. In author's opinion, pedagogic interpretation of culturological ideas and deep view into culturological bases of philosophy education are needed for renovation and modernization of contemporary education. As an example of practical realization of the idea of culturological and pedagogical integration the author considers the project of student subscription in Samara.

Текст научной работы на тему «Идеология интеграции педагогики и культурологии»

Стовшшв ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >&ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^^

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

ИДЕОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

В. П. Сальникова, доцент кафедры истории и теории мировой культуры Самарского государственного педагогического университета

В статье анализируются различные аспекты культурно-педагогической интеграции. По мнению автора, для обновления и модернизации современного образования необходимы педагогическая интерпретация культурологических идей и углубление культурологических оснований философии образования. В качестве примера практической реализации идеи культурно-педагогической интеграции рассматривается проект студенческих абонементов в Самаре.

Интегративные тенденции в различных областях современной культуры являются знаком времени. Процесс интеграции пронизывает практически все сферы современной жизни:говорят о политической, экономической, конфессиональной интеграции, об интегративных проектах в науке и искусстве, сфере технологий и т. д. Современную культуру в целом часто называют интегративной культурой, основанной на императивах глобальной солидарности и «единства во множестве», а современного человека — «интегральным человеком с многомерным полифоническим (не линейным) мышлением». Состояние образования как элемента культурного континуума зависит от характера его отношений с другими элементами системы. Кризис современного образования обусловлен ослаблением или даже атрофией его связей с культурным контекстом.

Разработка стратегии и тактики модернизации образования актуализирует использование интегративно-целостного подхода. Феномен педагогической интеграции включает в себя различные уровни и направления, начиная с интегрированного урока и заканчивая методологией синергетики. В научной литературе успешно разрабатываются такие направления, как межпредметная и внут-рипредметная интеграция, методическая инструментовка интегрированного урока, интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний, соединение разных учебных предметов как профилирующих в едином образовательном учреждении

(школа искусств, медико-технический лицей, школа с интенсивным изучением математики, музыки и иностранного языка и т. д.), интеграция религии в светское образование. Темами диссертационных исследований становятся инвариантные и полистатусные характеристики педагогической интеграции, межличностная и внутриличностная интеграция, определение понятийного поля и критериев интегративного целого. Одним из актуальных аспектов проблемы является интегративный подход к формированию культуры педагогической деятельности. В меньшей степени внимание ученых и практиков привлекают вопросы интеграции образования в культурное пространство.

Понятие «культурно-педагогическая интеграция» трактуется нами как совокупность высших принципов сопряжения и синергии явлений культуры и образования, в результате которой через структурирование, упорядочивание и гармонизацию происходит восстановление изначальной целостности культурно-образовательного пространства. На первый план выступают идеологические и мировоззренческие основания интеграции. Вместе с тем для педагогической науки и практики мировоззренческий подход к культурно ориентированному образованию все еще является редким исключением. Заявления о задачах образования и воспитания как приобщении к культуре, инкультурации личности не обеспечены методологической программой и соответствующим культурологической идеологии содержанием.

© В. П. Сальникова, 2008

№ 1, 2008

Значительная часть современной молодежи относится к образованию не просто как к средству профессионального самоопределения, а как к возможности личностного развития и духовного роста, осознания себя субъектом социокультурных преобразований. Для реализации человекотворческой функции образования важна культурологическая составляющая, которая во многом осуществляется за счет его органичного включения в культурный контекст. Понимание образования как формы трансляции культуры, реализации ее креативного потенциала, отношение к культуре как к важнейшему ресурсу развития человеческой индивидуальности является фундаментом культурно-педагогической интеграции. Образовательный потенциал культуры задает стратегическое направление совершенствования педагогических моделей, создания консолидированной идеологии. Культурология и педагогика как титульные науки феноменов культуры и образования демонстрируют активизацию встречного движения. Интегративные связи между педагогикой и культурологией инициируют научные метаморфозы: философия образования превращается в культурологию образования или культурософию образования, педагогика — в практическую культурологию. На стыке данных наук происходит формирование интегративного научного аппарата: культурно-образовательное пространство, культуропорождающий диалог, культурные единицы в образовании и т. д.

Культурологические концепции обладают огромным психолого-педагогиче-ским потенциалом. Педагогическая интерпретация культурологических идей выступает фактором обновления и интенсификации как методологии, так и практики современного образования. При всем различии культурологических концепций их отличает общая антикризисная направленность. Все исследователи в той или иной степени выступают аналитиками системного кризиса европейской культуры XX в. Сильной стороной

большинства культурологических исследований являются описание и диагностика кризисных симптомов. В то же время далеко не все авторы предлагают конкретные методы преодоления и пути выхода из кризисного состояния. Педагогика призвана стать своеобразным мостом между диагностикой и врачеванием, между специализированным знанием и индивидуальным опытом участников образовательной деятельности.

Методологическую базу для культурно-педагогической интеграции составляют следующие креативные идеи и гипотезы:

— первоистоки, глубинные, корневые основы культуры: прафеномен, прасим-вол, прадуша (О. Шпенглер), архетип (К. Юнг), социальный генотип (А. Тойнби);

— диалектика локального и глобального (О. Шпенглер, А. Тойнби), дифференцирующего и консолидирующего (К. Ясперс) в культуре, культуры и цивилизации (Н. Бердяев);

— образовательный проект «культура полезности» и «культура достоинства» (А. Асмолов);

— законы существования и развития культуры: закон вызова-ответа (А. Тойнби), закон игры (И. Хейзинга), закон орга-низмичности (О. Шпенглер, А. Тойнби);

— иерархические основания культуры: творческое меньшинство — пролетариат (А. Тойнби), высший культурный слой, благородный человек, аристократ — пассивное большинство, массовый человек (Н. Бердяев, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет);

— стилевые и образные параметры измерения культуры (О. Шпенглер, К. Юнг);

— этическая доминанта антикризисной программы, идея духовной перестройки, трансфигурации, повышение общественного внимания к феномену морального героизма (А. Швейцер, А. Тойнби);

— интеграция культуры и образования на основе триумвирата: религия (вера, убеждения, духовная деятель-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ность), знание (интеллектуальная деятельность), искусство (эмоциональная деятельность) (Б. Гершунский, В. Разумный);

— представление о педагогике как о практической культурологии, культуропорождающем диалоге, рождении культуры внутри педагогической ситуации, пе-дагогизации общественной жизни (П. Щедровицкий, Б. Гершунский);

— целенаправленная координация деятельности учреждений образования с культурно-досуговыми учреждениями; принцип единства жизни и знания; образование как одушевленное знание и обобщение живого жизненного опыта (А. За-песоцкий, В. Зинченко, В. Разумный,

С. Франк).

Потребность в культурологическом знании активизирует процесс самореф-лексии. Задача педагога — создать условия для культурной рефлексии, а для этого необходимо развивать анимационную функцию образования. Сущность анимационности можно определить как одушевление знания о человеке и мире, оживление интереса к искусству, стимулирование потребности к саморазвитию и творчеству.

В 1997 г. нами был инициирован проект культурно-педагогического сотрудничества образовательных учреждений Самары с Самарской филармонией, те-

атром оперы и балета, художественным музеем, туристическими агентствами, телерадиокомпанией «Самара» и т. д. (реализация проекта продолжается). Установка на живое знание осуществляется в этом проекте через диалог, непосредственное общение с людьми, обладающими высоким культурным статусом, через контакт с феноменами «живого искусства» — спектаклями, концертами, одушевленными человеческим отношением экскурсовода/искусствоведа памятниками изобразительного искусства и архитектуры. В рамках данного экспериментального проекта были организованы культурно ориентированные абонементы для студентов в театре оперы и балета, филармонии и художественном музее. В основе абонементных программ — осмысление универсальных законов мироздания, размышления о природе, сущности и происхождении человека, первофеноменах и архетипах, т. е. фундаментальные проблемы, которые изучаются на занятиях по культурологии.

Таким образом, в ходе реализации проекта была сделана попытка создания единого культурно-образовательного поля, единой методологической, идейнотематической базы для интеграции учебной и художественно-просветительной деятельности.

Поступила 28.09.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.