Научная статья на тему 'Идеология и повседневность в социально-философской рефлексии: к постановке проблемы'

Идеология и повседневность в социально-философской рефлексии: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
436
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС / КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / РАЗВЕРТЫВАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / IDEOLOGY / EVERYDAY LIFE / SOCIAL PHILOSOPHY DISCOURSE / CULTURAL SPECIFICS OF EVERYDAY LIFE / EXTENDING THE IDEOLOGY-FILLED DAILY LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сагалаева Евгения Сергеевна

В статье рассматриваются постановка и актуальность проблемы исследования взаимосвязи идеологии и повседневности. Научная проблема, положенная в основу исследования, базируется на том, что идеология на уровне повседневности рассматривается автором как идеология, преломленная через повседневное существование человека носителя общественных отношений, а также как идеологически насыщенная повседневность, включающая как идеологическое измерение повседневной жизни, так и рецепцию идей и знаний в формате привычности и обыденности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGY AND EVERYDAY LIFE IN THE SOCIAL PHILOSOPHY REFLECTON: AN APPROACH TO BRINGING FORTH AN ISSUE

The paper considered the bringing forth an issue of relevant study of interference between ideology and everyday life. The matter of research having served for the basis of study presumed that the author perceived ideology in everyday life as being refracted through the lens of daily chores of a person, the latter thereat being an agent of social interactions, and either the daily routine being filled with ideology, that means both ideology that measures the daily life and ideas and knowledge being received in the customary “commonplace” format.

Текст научной работы на тему «Идеология и повседневность в социально-философской рефлексии: к постановке проблемы»

УДК 101:316

САГАЛАЕВА Евгения Сергеевна, Кандидат юридических наук, доцент, Ростов - на- Дону, Россия e-mail: 9624390000@mail.ru

ИДЕОЛОГИЯ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

В статье рассматриваются постановка и актуальность проблемы исследования взаимосвязи идеологии и повседневности. Научная проблема, положенная в основу исследования, базируется на том, что идеология на уровне повседневности рассматривается автором как идеология, преломленная через повседневное существование человека - носителя общественных отношений, а также как идеологически насыщенная повседневность, включающая как идеологическое измерение повседневной жизни, так и рецепцию идей и знаний в формате привычности и обыденности.

Ключевые слова: идеология, повседневность, социально-философский дискурс, культурная специфика повседневности, развертывание идеологической повседневности.

SAGALAEVA Eugenia Sergueyevna, Candidate for Doctorate in Law, Associate Professor, Rostov - on - Don city, Russia e-mail: 9624390000@mail.ru

IDEOLOGY AND EVERYDAY LIFE IN THE SOCIAL PHILOSOPHY REFLECTON: AN APPROACH TO BRINGING FORTH AN ISSUE

The paper considered the bringing forth an issue of relevant study of interference between ideology and everyday life. The matter of research having served for the basis of study presumed that the author perceived ideology in everyday life as being refracted through the lens of daily chores of a person, the latter thereat being an agent of social interactions, and either the daily routine being filled with ideology, that means both ideology that measures the daily life and ideas and knowledge being received in the customary "commonplace" format.

Key words: ideology, everyday life, social philosophy discourse, cultural specifics of everyday life, extending the ideology-filled daily life.

В социально-философской рефлексии тема идеологии в контексте повседневности начинает приобретать особую актуальность. Существенные изменения, происходящие в общественной жизни и идеологическом пространстве, оказывают значимое воздействие на повседневное существование личности и общества. Дискурсивно-идеологическая манифестация существования в мире обыденного переплетается с антропологически насыщенной актуализацией дискурса идеологической повседневности в пространстве динамики современного гуманитарного знания, где происходит переоценка соотношения различных социально-философских проблем.

Проблема, положенная в основу авторского исследования, базируется на том, что идеология на уровне повседневности рассматривается автором как идеология, преломленная через повседневное существование человека - носителя общественных отношений, а также как идеологически насыщенная повседневность, где проявляются два параметра: а) идеологическое измерение повседневной жизни; б) рецепция идей и знаний в формате повседневности.

Соответственно, научная проблема может быть сформулирована следующим образом -в каких формах воплощается и как проявляется динамика развертывания идеологической повседневности в процессах происходящих социокультурных изменений в российском обществе.

Авторский анализ базируется на том, что в современной России меняется как экономический строй, так социально-политическое мироустройство. Но в подобных условиях претерпевает изменения также и повседневность. При этом перемены в повседневной жизни и культуре носят более радикальный и глубокий характер: реклама, средства массовой информации, заимствованные слова, массовое потребление, стили поведения. Обретение повседневностью качеств и свойств одного из основных модусов социального бытия предопределяет установку на ее воспроизводство в контексте способа существования человека в мире и как конкретного смыслообразования и общечеловеческой ценности, и как способа адаптации повседневности к жизненным проблемам.

Повседневный мир - это реальность, формируемая обыденным сознанием, сотканная из его образов, установок и ценностей, в том числе идеологических. Это значит, что повседневность, возможно, понимать как такой «мир опыта», в котором человек эмпирически действует ради достижения своих целей, строит картину реальности, исходя из своего «я» как из субъективно ощущаемого центра, погружен в эмоции, занят трудовой деятельностью и размышляет на уровне рассудка [1].

Повседневное обычно противопоставляется «высокому» как будни противопоставляются празднику или действительность - идеалу. Рутина повседневности может сопровождаться и идеологической рутиной, а идеологическое однообразие может утомлять не меньше, чем однообразие повседневного быта. Возросший интерес гуманитарной науки к повседневности как

тексту культуры и в целом как жизненному мируобусловлен «восстанием возвышающейся обыденности», демократизацией и массовизацией культуры, усложнением социальной реальности, когда, тем не менее, смысл жизнедеятельности индивидов по-прежнему проявляется в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий.

Как пишут И.Т. Касавин и С.П. Щавелев, немалая часть содержания философии есть осмысление опыта повседневности. Именно при помощи этого опыта шел процесс становления философской мысли, когда она дистанцировалась от античного мифа или же занималась поисками нового, секуляризированного предмета изучения в эпоху Средневековья и период Возрождения [2].

Идеологическая повседневность как концепт социально-философского дискурса и как социальная явленность в общей проблематике исследования включает единство индивидуально-идентификационного и социально-практического модусов-измерений. Идеологическая повседневность выступает как один из видов повседневности. Идеология способна формировать ткань социальной реальности. При этом идеологические знания и ценности выполняют важные социальные функции, организуя, регулируя, направляя и интегрируя деятельность людей в духовной, политической, экономической, социальной сферах общественной жизни.

Авторский подход заключается в том, что интенции смыслопорождения «прорастают» в социокультурной реальности, интерпретируемой людьми и имеющей для них определенную значимость в качестве целостного жизненного мира. Идеологичность повседневности определяется оценочно-ориентирующей функцией сознания, направленного на сохранение или изменение социального и культурного порядка.

В обстановке стремительного ускорения ритмов жизни современность неизбежно актуализирует различные формы бытования повседневности. Повседневная социокультурная среда меняется быстрее, чем перестраиваются научные методологии, поэтому возникает потребность также и в переоценке положений ряда современных теорий, в возобновлении теоретической работы над понятиями «повседневность», «жизненный мир», «вещь» в их взаимосвязи с идеологической проблематикой.

Идеология, наряду с общественным бытием, формирует вектор развития общественного сознания, определяет цели и программы социально значимой деятельности. В этом отношении систематизация теоретических подходов в изучении идеологии в ее взаимосвязи с повседневностью позволяет определить контуры проблемного поля исследования. Приступая к анализу и рефлексивной реконструкции взаимосвязи идеологии и повседневности с учетом природы социальной философии как особой формы теоретической «заботы» человека о себе, приходится обратить внимание на способность человека выделять из общей структуры мироздания область социальной реальности.

В дискурсе социального философа Т.М. Тузовой проблемы специфической природы философской рефлексии (в широком смысле слова: размышления, продумывания, осмысления), философского способа вопрошания о мире и человеке, конституируемых его работой, собственных территории, предмета и метода, а также философского знания и языка исследуются по отношению к дискурсу повседневности и методологии гуманитарных наук. Для нее повседневность и философствование - это два «голоса» в едином «жизненном пространстве» [3].

Сама по себе степень идеологической нагруженности понятий и концептов непосредственно связана с феноменом идеологии.

В социально-гуманитарной мысли сложились разнообразные концепции, интерпретирующие феномен идеологии. А.В. Жукоцкая пишет, что в XXI в. философский дискурс уже не исчерпывается только рациональностью. Пришло время диалога и конвенций в науке, эклектизма в эстетике, глубоких трансформаций в обществе, ценностного сдвига в сторону толерантности, неприятия любой тотальной доктрины. Как в этих новых обстоятельствах интерпретируется феномен идеологии? Растворилась ли идеология в «нарративах», «дискурсах»», «симулякрах» или сохранила себя как форму «собирания» идей, которая позволяет задать смысловую перспективу обществу и оценить его социальный и политический контекст? Сочетание сознательного и бессознательного, закономерного и стихийного, объективного и субъективного, ценностного и рационального делает идеологию сложным и «коварным» объектом познания для исследователей. Социальный мир - это тот повседневный мир, который переживают и интерпретируют сами действующие в нем люди. Интерпретация процессов и феноменов социального мира неизбежна [4].

Социально-философский подход исходит из того, что идеология является системой живого знания идей и реализуется в опыте и практиках как отдельных индивидуумов, так и сообществ. Идеологические знания и ценности выполняют важные общественные функции, органи-

зуя, регулируя, направляя и интегрируя человеческую деятельность в духовной, политической, экономической, социальной и семейно-бытовой сферах жизнеустройства социума. В свою очередь, идеологические отношения выступают как отношения людей в процессе и по поводу создания и распространения идей в обществе.

Л. Альтюссер исходил из того, что артефакты идеологии включают не только теоретические доктрины, но и все символические средства (обыденные представления, образы, тексты и т.д.), с помощью которых индивид осмысливает свое место в социальной реальности, приобретает чувство идентичности, мотивацию к социальной деятельности, - короче говоря, формируется как социальный субъект. Согласно Альтюссеру, идеология представлена индивидами как их «проживаемый мир» [5].

Идеология на уровне повседневности рассматривается нами как идеология, преломленная через повседневное существование человека в качестве носителя общественных отношений, а также как идеологически насыщенная повседневность. В этом смысле важно выявить базовые подходы в исследовании повседневности, способные выступить «точками отсчета» для дальнейшего исследования.

Как пишет И.В. Албаева, повседневностью как предметом исследования занимается целый комплекс социальных и гуманитарных наук -философия, социология, психология, психиатрия, лингвистика, теория искусств, теория литературы. Тематика, связанная с теми или иными аспектами повседневности, начинает доминировать в социально-философских текстах и теоретических изысканиях. Различных авторов привлекают определенные аспекты жизненного существования, культуры, политики, быта [6].

Согласно А.В. Смирнову, появление повседневной жизни в качестве самостоятельного предмета наук о человеке разрушило предметно-тематические и методологические границы между традиционными областями научного знания, создало междисциплинарные паллиативы и сформировало разнообразные исследовательские топосы, в частности такие, как социальная и культурная история, историческая и социальная антропология, культурологические исследования [7].

Смысловая динамика развития воззрений на повседневность в истории социально-гуманитарной и философской мысли прослеживается через систематизацию сложившихся подходов и формирование единого комплексного взгляда на проблему повседневности.

В различных научных дисциплинах понятие повседневности определяется по-разному.

Историки исследуют изменения, происходящие в пространстве повседневности в ходе исторического развития, формулируют методы исторического анализа повседневности, правил поведения, детерминированных спецификой исторических обстоятельств и факторов. Социологи раскрывают социальные детерминанты повседневности, основные сферы ее проявления, выявляют методологию социологических исследований повседневности, механизмы социальных взаимодействий. Психология как наука интересуется индивидуальными особенностями личности, которые выражаются в практиках повседневности, мотивацией повседневной жизни, ее бессознательной составляющей и т.п. Культурологи обращают внимание на социокультурное своеобразие повседневности, ментальность, базовые инстинкты и культурные составляющие приватной жизни. Нельзя обойти вниманием и искусство, формирующее «идеальные типы» повседневности, которые становятся образцом при формировании уклада собственной жизни [8].

Таким образом, научная проблема, положенная в основу настоящего исследования, базируется на том, что идеология на уровне повседневности рассматривается автором как идеология, преломленная через повседневное существование человека - носителя общественных отношений, а также как идеологически насыщенная повседневность, включающая как идеологическое измерение повседневной жизни, так и рецепцию идей и знаний в формате привычности и обыденности. Соответственно, научная проблема может быть сформулирована следующим образом - в каких формах воплощается и как проявляется динамика развертывания идеологической повседневности в процессах происходящих социокультурных изменений в российском обществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Давидович В.Е., Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность и идеология// Философские науки.- 2004.- № 3.-

С. 5-6.

2. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности.- М.: Канон, 2004.- С. 6.

3. Тузова Т.М. Специфика философской рефлексии. - Мн.: Право и экономика, 2001.- С. 10-11.

4. Жукоцкая А.В. Феномен идеологии. - М., 2009//http://service.ebooksearch.webfactional.com/en/

5. Альтюссер Л.Идеология и идеологические аппараты государства// Неприкосновенный запас.- 2011.- № 3 (37);AlthusserL. EssaysonIdeology. N.Y. Verso, 1993.

6. Албаева И.В. Мир повседневности в философском контексте проблематики духовного бытия. Автореф. дисс. канд. философ. наук. - Уфа, 2010.

7. См.: Смирнов А.В. Концептуализация повседневности: исторический и методологический аспекты. Автореф. дисс. ...докт. философ. наук.- СПб., 2013.

8. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Указ. соч.-С. 152.

Информация об авторе

Сагалаева Евгения Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, Ростов - на - Дону, Россия e-mail: 9624390000@mail.ru

Получена:20.11.14

Information about the author

Sagalaeva Eugenia Sergueyevna, Candidate for Doctorate in Law, Associate Professor, Institute of Law, Northern Caucasus Federal University,

Rostov - on - Don city, Russia e-mail: 9624390000@mail.ru

Received:20.11.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.