Научная статья на тему 'Идеологический имидж феномена цвета в культуре'

Идеологический имидж феномена цвета в культуре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
430
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / МИМИКА / АРХЕТИП / ВИЗУАЛЬНАЯ / ЭНЕРГИЯ ЦВЕТА / ТРАДИЦИИ / АТРИБУТЫ ПРЕСТИЖА / СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА / ТЕСТ ЛЮШЕРА / "ЭКСПАНСИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" / INTELLIGENCE / FACIAL EXPRESSIONS / ARCHETYPE / VISUAL ENERGY OF COLOR / TRADITION ATTRIBUTES OF PRESTIGE / SOCIAL STATUS / LUSCHER TEST / AN EXPANSIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шалимова Л. А.

В данной статье автор прослеживает процесс идеологического имиджа в комплексе верований, манипулирования сознанием человеческой психики посредством цвета, в том числе и для создания образа политика, друга или врага. В статье выяснены возможности красного и оранжевого «революционных» цветов, их доминирующего положения. Автором представлены классические цвета, воплощающие государственность, незыблемость положения, утончённость и устойчивость, готовность к действию. Прослеживается представление популярного цвета делового костюма (синий). Данное направление дополняется рассмотрением цветовой самозащиты от наступления «едкой цветовой гаммы синтетической». Автор стремится проследить сам процесс интересных цветовых применений в исторических фазах развития человечества, в котором помогают разобраться психологические опыты авторитетных исследователей в области основ имиджелогии и делового общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL IMAGE OF THE PHENOMENON OF COLOR IN CULTURE

In this article, the author traces the process of ideological image of a set of beliefs, manipulation of consciousness of the human psyche through color, including policies to create an image, a friend or an enemy. The paper clarified the possibility of red and orange "revolutionary" colors, their dominant position. The author presents the classic colors that embody the state, strong position, sophistication and stability, ready to go. The work traced insight into the popular business suit color (blue). This trend is complemented by consideration of color to protect themselves from attack "caustic-Synthetic of colors". The author seeks to trace the process of interesting color applications in the historic phases of human development, which helps to understand the psychological experiences of respected researchers in the field of foundations imageology and business communication.

Текст научной работы на тему «Идеологический имидж феномена цвета в культуре»

на уровне определения критериев, в области вознаграждений и статусов. Любая культура организации может изучаться через призму или систему наград и привилегий. В этой связи значимы организационные символы и обрядность, выражающиеся не только через легенды и саги, но и становящиеся частью организационного фольклора, проводимые через различные ритуалы (стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу, для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения). Ритуалы, представляющие систему обрядов, которые становятся частью корпоративной культуры (соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников). При анализе атомизма корпоративной культуры следует выделить три основных момента: базовые предположения, ценности, «символика», документы, в которых описаны ценностные ориентации, легенды и мифы на уровне следующих показателей: «толщина», «широта», «разделяемость взглядов», конфликт организационных культур [5, с. 133].

С появлением типизации организационных культур цветовой атомизм разделяется на две стороны: знание типовой корпоративной культуры и её возможности прогнозировать поведенческий уровень в той или иной организационно-действенной системе, столь необходимой, для совершенствования цветовой и символической обрядовости, церемониалов, радикальности; знание преобладающей цветовой, формообразующей культуры, при корректировке «правил игры», в области организационной эффективности и морали.

Библиографический список

В этой связи необходимо отметить самое широкое распространение знаков качества, которые являются своеобразным компасом среди бесчисленного множества товаров. Выявляя единство мировой культуры и её цветовые каноны, необходимо обозначить почву для согласования различных форм, появляющихся в разнообразных культурологических направлениях общечеловеческих нормах, ценностях, идеалах. При этом переходе, по прогнозам многих учёных, некоторые специфические черты национальных культур будут утрачиваться. Они будут или смогут принимать глобальный характер, в объеме понимания разнообразных черт массовой культуры, отражённых в рекламе. По мнению все тех же ученых, в обозримом будущем не ожидается исчезновение различий между культурами, потому что помехой будет различие языковой культуры народов.

Далее, рассматриваемые перспективы развития мировой культуры, которая во многом зависят от того, как будут складываться взаимодействия двух тенденций - к сохранению уникальности культур или к их унификации. Разрешение этой данности следует отнести к предметному анализу футурологии, как к науке обозримого будущего.

При осуществлении преобразований в культуре цветового обозначения на предмет атомизма символов возникают радикальные изменения в содержании самой культуры, для чего требуются более значительные и динамичные корректировки фундаментальных преобразований морали, эстетики, культуры, философских начал.

1. Философский словарь. 22 издание. Москва: Республика, 2003.

2. Люк Бенуа. Знаки, символы, мифы. Москва: Астрель, 2004.

3. Галан А.И. Миф и символ. Москва, 1993.

4. Драчук В.С. Рассказывает геральдика. Москва: Наука, 1977.

5. Родин О.М. Концепция происхождения и сущности организационной культуры. Москва: Школа бизнеса МГУ, 2002. References

1. Filosofskijslovar'. 22 izdanie. Moskva: Respublika, 2003.

2. Lyuk Benua. Znaki, simvoly, mify. Moskva: Astrel', 2004.

3. Galan A.I. Mif isimvol. Moskva, 1993.

4. Drachuk V.S. Rasskazyvaet geral'dika. Moskva: Nauka, 1977.

5. Rodin O.M. Koncepciya proishozhdeniya isuschnosti organizacionnoj kul'tury. Moskva: Shkola biznesa MGU, 2002.

Статья поступила в редакцию 14.12.14

УДК 340.12.

Shalimova L.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Social Advertising and International Law, Russian State Social University (Dedovsk, Russia), Е-mail: Shalimova-Istra @ mail.ru

IDEOLOGICAL IMAGE OF THE PHENOMENON OF COLOR IN CULTURE. In this article, the author traces the process of ideological image of a set of beliefs, manipulation of consciousness of the human psyche through color, including policies to create an image, a friend or an enemy. The paper clarified the possibility of red and orange "revolutionary" colors, their dominant position. The author presents the classic colors that embody the state, strong position, sophistication and stability, ready to go. The work traced insight into the popular business suit color (blue). This trend is complemented by consideration of color to protect themselves from attack "caustic-Synthetic of colors". The author seeks to trace the process of interesting color applications in the historic phases of human development, which helps to understand the psychological experiences of respected researchers in the field of foundations imageology and business communication.

Key words: intelligence, facial expressions, archetype, visual energy of color, tradition attributes of prestige, social status, Luscher test, an expansive activity.

Л.А. Шалимова, канд. филос. наук, доц. каф. социальной рекламы и международного права филиала Российского гос. социального университета г. Дедовск Московской области, Email: Shalimova-Istra @ mail.ru

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ ФЕНОМЕНА ЦВЕТА В КУЛЬТУРЕ

В данной статье автор прослеживает процесс идеологического имиджа в комплексе верований, манипулирования сознанием человеческой психики посредством цвета, в том числе и для создания образа политика, друга или врага. В статье выяснены возможности красного и оранжевого «революционных» цветов, их доминирующего положения. Автором представлены классические цвета, воплощающие государственность, незыблемость положения, утончённость и устойчивость, готовность к действию. Прослеживается представление популярного цвета делового костюма (синий). Данное направление дополняется

рассмотрением цветовой самозащиты от наступления «едкой цветовой гаммы - синтетической». Автор стремится проследить сам процесс интересных цветовых применений в исторических фазах развития человечества, в котором помогают разобраться психологические опыты авторитетных исследователей в области основ имиджелогии и делового общения.

Ключевые слова: интеллект, мимика, архетип, визуальная, энергия цвета, традиции, атрибуты престижа, социального статуса, тест Люшера, «экспансивную деятельность».

В данном контексте рассматривается идеология как таковая и ей присущий имидж в комплексе верований разнообразными социальными классами. На страницах философского словаря Ж. Дидье наше внимание обращают на следующее: «Таким образом, все верования, выраженные как политическими, так и общественными учениями, ориентированы на те или иные действия. Они направлены к тем или иным государственным правлениям и правительствам, партиям социальных классов, живущих ради идеала или определенной доктрины, отрицающей иное миропонимание существующего порядка и сводящегося или имеющего место быть, построенных на представлениях» [1, с. 147].

Не менее ярко осветил собой целый период в истории нашей страны пролетарский красный цвет, в прямом смысле став знаменем новой идеологии, переходом в новый период жизни, на новую систему взглядов и отношений, чем себя и ознаменовал оранжевый цвет на Украине. Сила воздействия невербальных компонентов новых идеологий, которые приводят в движение массы людей, была наглядно продемонстрирована в режиме реального времени. Возможность продуманного манипулирования глубинными слоями человеческой психики посредством цвета была ещё раз доказана современными политтехнологами и имиджмейкерами. И это заставляет гораздо серьёзнее относиться к цвету, как к средству создания образа политика, успех которого во многом зависит от того, насколько его образ соответствует ожиданиям людей. В подсознании каждого человека хранятся изначальные образы, архетипы, общие представления, в соответствии с которыми мы знаем какие качества, какое мировоззрение, какими жизненными принципами должен обладать кандидат, чтобы справиться с этой ролью. Например, признанный король политической рекламы Жак Сегел, с помощью которого в президентские кресла усаживались Франсуа Миттеран (дважды), во Франции, Франц Враницкий в Австрии, Леха Валенса и Александр Квасьневский в Польше, Йожеф Анталла в Венгрии и многие другие. Данный автор выдвинул уже ставшие хрестоматийными «Десять заповедей» Жака Сегала. Голосуют за человека, а не за партию. За идею, а не за идеологию. За будущее, а не за прошлое. За социальный образ, а не политический; за человека-легенду, а не за посредственность. Голосуют за судьбу, а не за обыденность; за победителя, а не за неудачника; за подлинность, а не за фальшь; за активность, а не за пассивность; за себя, а не за кандидата. Психологические характеристики цвета при этом имеют не последнее значение, ровно как и визуально-яркий образ политика, соотносящийся не только с поведением, но и с высказываниями. Эмоциональность и близость того или иного «полюбившегося» политика среди интересов обывателей быстро делает их афоризмами, популяризирует героя.

Правители всех времён успешно использовали возможности красного цвета для подчёркивания своего доминирующего положения. Облачённые «в красное», они словно окутаны энергией этого цвета, потому что сконцентрированная энергия всегда притягательна для других. Человек в красном одеянии производит впечатление готового к действию, бодрого и сильного, даже при превосходстве соперника в росте и физическом развитии. Красный цвет всегда ценился правителями. «Простым смертным» запрещался красный цвет для ношения. Данный цвет есть статус цвета власти и царствующих, т.е. багряно рождённых правителей Византии. Красные плащи русских князей, красные мантии, отороченные горностаем у царей, королей, императоров - непременный атрибут власти. Как и красные пиджаки перестроечного периода, когда внезапно разбогатевшие «новые русские» всеми способами искали возможность демонстрации своих возможностей и безнаказанности «больших денег».

В меньшей концентрации красный цвет не теряет своей притягательной силы, поэтому его часто используют как акцент, вносящий нотку энергичной деятельности в классический имидж делового человека. Не все могут позволить себе эпатировать публику появлением в красной рубашке или красном пиджаке. Красный галстук могут позволить себе все. Красный способен добавить энергичности, деятельности в стабильность делового костюма. Яркий акцент удерживает внимание. В другом случае,

имеджмейкеры могут буквально прописать такой яркий галстук для постоянного ношения, учитывая богатую мимику политика, которая не позволяет долго сохранять на лице выражение глубокого интеллекта. Нелегко и непросто отыскать фотографии прошлых президентов США с соответствующим их положению выражением лица. Они полностью зависят от плохо контролируемой мимики, а галстук, «бьющий» в глаза, способен отвлечь пристальное внимание электората. Коричневый цвет во все времена реформ, перемен и старта национальных проектов способен «похоронить» политика. Коричневый - излюбленный цвет английской аристократии, символизирующий приверженность старым и добрым традициям. Он тёплый, уютный, добротный, устойчивый, устоявшийся, массивный, достигший материального и общественного благополучия; это реализовавшийся, исчерпавший творческий порыв и жизненную силу красный. Несовместимое с духом времени сопротивление переменам характеризует коричневый цвет как отсталый, ретроградный, застойный, костный, не гибкий и не способный адаптироваться к запросам времени. Коричневый цвет, в окружающем вихре перемен и резкого скачка развития, воспринимается как пятно голой неплодородной земли среди буйства летней зелени. Восприятие цвета меняется с потребностями людей в тех или иных эмоциях. Коричневый - это цвет обретения безопасности и физического комфорта. Исходя из определений по Максу Люшеру, «в коричневом цвете нуждаются люди, лишённые домашнего очага, земных благ, особенно беженцы, потерявшие связь со своими корнями, лишившиеся прежней уверенности в завтрашнем дне» [2, с. 132].

Представляя классические цвета делового костюма, следует отметить, что на фоне белого цвета агрессивность почти всех цветов (кроме красного) спадает, а на фоне чёрного цвет становится доминирующей и все охватывающей фобией. И всё же именно чёрный классический цвет костюма делового человека обязателен для гардероба. В особых случаях - фрак или смокинг. По своей сути чёрный цвет является отказом от любого цвета, отречением от эмоций и чувств, отстранённостью и обособленностью. Поэтому он и воспринимается как воплощение незыблемости положения, беспристрастности и выглядит утончённым в вечерних нарядах и праздничных костюмах, которые помогают «обрести вес и устойчивость положения». Светлые тона, напротив, воспринимаются более лёгкими, воздушными, ассоциируются с подвижностью, лёгкостью на подъём, готовностью к действию.

Серый цвет воспринимается более лёгким и невзрачным. Это цвет серых будней, монотонной работы, пассивности. «Серые мышки» стремятся отгородиться от любого внешнего воздействия, спрятаться, избежать любых обязательств, цвет нежелания что-либо делать. С ярким образом публичного человека он не совместим. Потому серости в рядах политиков практически не встретишь, всё большей популярностью пользуется синий цвет костюма, делится своим мнением в книге «Символика цвета» автор Т. Забоздаева. «Синий - цвет морской и небесной дали, цвет перспективы, в том числе перспективы развития и простора возможностей. Синий - цвет глубины, большого объёма, глубинного знания. Синий цвет лишает ситуацию напряжения, уравновешивает эмоции, устанавливает связи с окружающими. Синий - цвет верности, цвет глубоких чувств, способности сопереживать, созерцать. Он вечность, преемственность традиций и непреходящих ценностей, плодотворной интеллектуальной деятельности. Не удивительно, что этот цвет так популярен у политиков» [3, с. 57].

Необходимо согласиться и с тем, как современными психологами выявлена цветовая самозащита и атака, исходящая от притягательности оранжевого цвета, как символика для революции, по тесту Люшера означающая «экспансивную деятельность», «освоение новых сфер». Бодрый и энергичный, вовлекающий в уже идущие действия, он достаточно возбуждает для того, чтобы подтолкнуть к действиям и, в то же время, не столь агрессивен. Его последствия, как правило, становятся заметны, как только схлынет волна всеобщей эйфории. И тогда на смену красным революционным галифе приходят благородные белые

мундиры, а на смену оранжевым шарфам и свитерам - военная амуниция. Белый цвет отождествляет чистоту и невинность. Он - цвет непричастности к грязным политическим технологиям. Совершенный цвет, гармонично вобравший в себя всё и стоящий выше всех страстей и эмоций. Цвет парадных одежд, цвет святых, цвет невинных жертв, цвет идеала.

Зелёный цвет представляет цвет воинского долга, при всём богатстве палитры разнообразных оттенков этого цвета используется политиками довольно редко. Слишком противоречивые чувства он вызывает. С одной стороны, это цвет роста и развития, цвет «гибкого напряжения», волевого акта в работе, упорства и настойчивости, отстаивания своих прав, ожидания признания. С другой стороны, зелёный - это цвет незрелости, гордости и желания чувствовать своё превосходство над другими, желание доминирования своих взглядов, желания взойти на пьедестал, морализировать и поучать других. Изобилие зелёного цвета в эмблеме «Яблока» не смогло помочь партии «вырасти и налиться соком». Члены данной партии упорно избегают энергичных, деятельных цветов и «взросления», как принятия некой ответственности. По авторитетному мнению авторов обширного труда «Психология восприятия» - Б. Величковского, В. Зинченко, А. Лурия, - можно сделать следующие прогнозы, - «<...> из-за такой гремучей смеси противоречивых ассоциаций, к выбору зелёного следует подходить с осторожностью. Как правило, политики предпочитают тёмно-изумрудный, изумляющий, властный и сине-зелёные оттенки, в которых проявляется напор и жизненная сила зелёного, которая уравновешивается глубиной и благородством синего» [4, с. 28]. Оттенки военной формы - оливковый, хаки - пользуются «бешенной» популярностью не только в периоды военных конфликтов, но и в более мирное время, они не теряют своей актуальности. Аура героизма, смелости, мужества, доблести защитников отечества, готовности к служению интересам страны никому ещё не мешала. Пристрастие к военным мундирам позиционирует политика как человека долга, неизменно вызывает неосознанное уважение и закрепляет за политиком право на единоличное принятие решения - приказы не обсуждают. Потому военные мундиры неизменно пользуются популярностью у диктаторов. Но и при привычном классическом покрое делового костюма военные оттенки подчёркивают неотъемлемо мужские качества политика.

Возвращаясь к примерам недавнего прошлого, можно было наблюдать интересные цветовые применения на уровнях первых лиц Российской Федерации. Специалистами отмечены игровые моменты цветовой гаммы с патриотическим настроением электората, указывая на примере первого лица государства в России, старательно одевающегося в цвета российского флага. «Среди

Библиографический список

окружающей его массы политиков он один завёрнут в триколор: насыщенно синий костюм, белоснежная рубашка, красный галстук» [5, с.11], удачно подводит психологическую основу данному обстоятельству научно-исследовательская работа О. Дорофеевой «Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний». Цвет - мощное средство воздействия на психику человека. Сила его в том, что цвет обходит любые защитные механизмы сознания и действует на бессознательном уровне. Цвет возбуждает предсказуемые чувства и эмоции, и это делает его эффективным инструментом психологических манипуляций. Длительный успех влияния на жизнь общества оказывают религиозные организации, политические партии и разнообразные шарлатаны и аферисты при умелом использовании цвета как инструмента управления поведением, мнениями и чувствами других. «Восприятие цвета, отношение к нему и потребность в нём меняется в зависимости от сложившейся психологической обстановки. Доминирующие в обществе взгляды обосновывают и доминирование соответствующих цветов. Переломные моменты истории, когда старые идеологические системы рушатся и на смену им рождаются новые, как правило, сопровождаются и революцией цвета. Эта взаимосвязь перемены идеологии и перемены доминирующего цвета успешно взята на вооружение творцами «революций под ключ», способен сконцентрировать в себе всю стоящую за конкретной идеологией систему взглядов и отношений. При этом, термины «красные», «белые», «голубые», «красно-коричневые», «зелёные», «оранжевые» говорят сами за себя» [6, с. 17] - в выявлении данного положения помогают разобраться научно-психологические работы следующих авторов: В. Драгунский «Цветовой личностный текст» и А. Ковальчук «Основы имиджелогии и делового общения».

Влияние цвета столь велико, что его изучением занимались с давних времён и продолжают изучать до сих пор. Эффективное применение цвета как инструмента влияния, цвета как оружия, ежедневно демонстрируется в прямом эфире. Недооценивать действенность этого инструмента, как идеологического влияния, уже невозможно. Он один из самых эффективных инструментов политических технологий. Связь образа политических деятелей с архетипическими образами очень велика. Сегодняшние реалии решительно сблизили большинство стран, перемешали этносы и народности, обогатили палитру новыми красками соседних цивилизаций и сгладили цветовые различия в предмете эстетического воззрения. При этом национальные, климатические и традиционные особенности не уходят, они становятся всё более опосредованными и тонкими, проникаясь эстетикой вкуса, мерой, наполненные позитивизмом, с использованием черт национального колорита.

1. Жюлпа Дидье. Философский словарь. Москва: «Международные отношения», 2010.

2. Люшер М. Цветовой тест Люшера. Санкт-Петербург: «Сова», «Эксмо-Пресс», 2009. Available at: http://www.weltkrieg.ru/uniform/ RKKA/

3. Забоздаева Т.Б. Символика цвета. Санкт-Петербург, 2005.

4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р Психология восприятия. Москва: «Педагогика», 1993.

5. Дорофеева О.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. Ленинград: Медицина, 2010.

6. Драгунский В.В. Цветовой личностный текст. Практическое пособие. Минск: Харвест, 2009; Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.

References

1. Zhyulpa Did'e. Filosofskijslovar'. Moskva: «Mezhdunarodnye otnosheniya», 2010.

2. Lyusher M. Cvetovoj test Lyushera. Sankt-Peterburg: «Sova», «'Eksmo-Press», 2009. Available at: http://www.weltkrieg.ru/uniform/RKKA/

3. Zabozdaeva T.B. Simvolika cveta. Sankt-Peterburg, 2005.

4. Velichkovskij B.M., Zinchenko V.P., Luriya A.R. Psihologiya vospriyatiya. Moskva: «Pedagogika», 1993.

5. Dorofeeva O.T. Sdvig cvetovoj chuvstvitel'nostikak indikator 'emocional'nyh sostoyanij. Leningrad: Medicina, 2010.

6. Dragunskij V.V. Cvetovoj lichnostnyj tekst. Prakticheskoe posobie. Minsk: Harvest, 2009; Koval'chuk A.S. Osnovy imidzhelogii i delovogo ob-scheniya. Rostov-na-Donu: «Feniks», 2007.

Статья поступила в редакцию 14.12.14

УДК 115

Shcherbakov D.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Orenburg state pedagogical university (Orenburg, Russia), E-mail: am720@ya.ru

OBJECTIVITY OF THE PAST REALITY. In the article the problem of the ontological status of past reality is considered. The author gives the generalized characteristic of two ways of understanding of ontology of the past reality. The first approach considers the past as a subjective reality of consciousness. The second approach sees the past as an objective reality of the world being. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.