Научная статья на тему 'Идеологические гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду'

Идеологические гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
803
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / CONSTITUTIONAL RIGHTS / THE RIGHT TO A FAVORABLE ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ENVIRONMENTAL UPBRINGING AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозова Мария Валерьевна

Посвящается рассмотрению конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в контексте его конституционного закрепления. Анализируются национальные проблемы охраны окружающей среды, обосновывается необходимость совершенствования законодательной регламентации экологического воспитания и образования. Также в статье автором даются собственные определения указанных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозова Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL GUARANTEES OF A HUMAN RIGHT AND THE CITIZEN ON FA VORABLE ENVIRONMENT

Article is devoted to consideration of a constitutional right of the person and citizen on favorable environment in the context of his constitutional fixing. National problems of environmental protection are analyzed, need of improvement of a legislative regulation of ecological education and education locates. Also in article the author gives own definitions of the specified concepts.

Текст научной работы на тему «Идеологические гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду»

УДК 342.72/.73:502.1

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

М.В. Морозова

Посвящается рассмотрению конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в контексте его конституционного закрепления. Анализируются национальные проблемы охраны окружающей среды, обосновывается необходимость совершенствования законодательной регламентации экологического воспитания и образования. Также в статье автором даются собственные определения указанных понятий.

Ключевые слова: конституционные права, право на благоприятную окружающую среду, охрана окружающей среды, экологическое воспитание и образование.

Особое место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина занимает право на благоприятную окружающую среду, выраженное одновременно и как комплексное право, возглавляющее всю совокупность экологических конституционных прав человека, и как существенная и действенная гарантия таких неотъемлемых прав, как право на жизнь и право на охрану здоровья.

Интерес к исследуемому праву вызван тем, что с развитием научно -технического прогресса увеличилось негативное воздействие на окружающую среду, что отрицательно сказывается на здоровье людей. Поэтому вопросы экологического благополучия становятся приоритетными как для государства, общества, так и для каждого отдельного человека.

Беспрецедентным стал тот факт, что вопросы окружающей среды, в частности, потепление климата, которое грозит человечеству, впервые оказались предметом рассмотрения Генеральной Ассамблеи ООН в августе 2007 года. Как заявила председатель 61-й сессии Генассамблеи ООН Хайя Рашид аль- Халифа, начавшееся обсуждение свидетельствует о политической важности шагов по решению проблем изменения климата [1].

На последних саммитах стран «большой восьмерки» вопросу охраны окружающей среды также придавалось колоссальное значение. Вызвано это тем, что не только развитые страны: США, ФРГ, Франция, но и интенсивно развивающиеся: Индия, Китай, Россия - оказывают серьезное отрицательное воздействие на окружающую среду.

Следует отметить, что любое право, закрепленное в Конституции РФ, нуждается в определенной системе гарантий. В контексте данной статьи мы проанализируем роль и значение идеологических гарантий, которые имеют важное социальное значение в реализации права на благоприятную окружающую среду.

При поиске путей решения экологических проблем необходимо обратить особое внимание не только на выработку эффективной государственной политики, формирование и совершенствование современного экологического

156

законодательства, оптимальное финансирование, но и на развитие системы экологических знаний. Только образованный человек может понять суть содеянного, а также оценить последствия, найти варианты выхода из неблагоприятной ситуации и предложить свою точку зрения [2, с. 9].

Показательным является и то, что вопросы экологического воспитания и образования одновременно выступают в двух ипостасях: во-первых, как элемент информационных гарантий, посредством которых человек получает, воспроизводит и обобщает новую информацию в области окружающей среды, природопользования, и во-вторых, в качестве идеологических гарантий, посредством которых у человека строится персональное представление об окружающем мире.

В юридической литературе нет единого мнения о сущности экологического воспитания и образования. Ряд авторов, давая определения экологическому воспитанию и образованию, видят в них взаимосвязанные, но не взаимозаменяющие понятия [3, с. 286-290].

Анализируя накопленный опыт, отмечаем, что в своем современном понимании данные категории, в частности, образование и воспитание, сводятся не только к процессу накопления экологических знаний и навыков в области охраны окружающей природной среды, но и к применению накопленного опыта для формирования новых экологических ценностей во взаимоотношениях «человек-природа».

Как нам представляется, под экологическим образованием следует понимать целенаправленный процесс по приобретению и формированию необходимых экологических знаний для становления экологического сознания каждой отдельной личности (выделено Автором).

В свою очередь, под экологическим воспитанием следует понимать процесс, направленный на познание человеком окружающего мира и ответственного отношения к природной среде по средствам нравственной, эстетической и практической деятельности (выделено Автором).

Экологическое образование не есть некое обособленное направление, это новый смысл и цель всего образовательного процесса - уникального средства сохранения, продолжения и развития человеческой цивилизации [4, с. 84].

Оно должно способствовать распространению социальных и общих знаний об окружающей среде и развитию общественного сознания, необходимость правильного подхода к сложным проблемам окружающей среды [5, с. 94-95].

В целях более эффективного регулирования эколого -правовых отношений Правительством РФ распоряжением от 31.08.2002 №1225-р [6] была одобрена Экологическая доктрина Российской Федерации. Согласно положениям Доктрины, преодоление экологического кризиса возможно только на основе формирования, нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

В статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ (в ред. ФЗ № 233 от 13 июля 2015г.) «Об охране окружающей среды» [7] в качестве одного из принципов выделен принцип организации и развития системы

157

экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.

Однако среди ряда ученых бытует мнение, что некоторые положений ст. 3 рассматриваемого Закона носят условный и нерациональный характер. По их мнению, данные принципы, в том числе и организация системы экологического образования, являются ни чем иным, как наименованием направлений или задач деятельности [8, с. 35].

Справедливости ради следует отметить, что упомянутый Закон об охране окружающей среды посвятил вопросам экологического воспитания, образования и просвещения отдельную главу XIII «Основы формирования экологической культуры», где уделяется внимание всеобщности и комплексности экологического образования (ст. 71), преподаванию основ экологических знаний в образовательных учреждениях (ст. 72), подготовке руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (ст. 73), экологическому просвещению (ст. 74).

Вместе с тем, при комплексном изучении статей можно прийти к выводу

0 том, что образовательный компонент в области охраны окружающей среды носит условный характер. Законодатель лишь закрепил основные направления в указанной сфере, что, безусловно, является недостаточно.

Таким образом, вопросам экологического воспитания и образования не уделяется должного внимания, хотя для формирования полноценной, ответственной личности «человека созидателя, а не разрушителя» они имеют огромное значение. Необходимо закрепить не только на теоретическом, но и на практическом уровне систему знаний, навыков, умений позволяющих человеку бережно относиться к окружающей его природной среде.

Список литературы

1. Воробьев В. Европейская демократия //Российская газета. 2007.

01 августа.

2. Назаренко В.М. Будущее экологического образования //Экология и жизнь. 1997. №2. С.9.

3. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования: Материалы 1 Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М.,1995; Самерсова А.В. Оптимизация экологического образования и воспитания подростков в условиях социокультурной сферы: автореф. дис.... канд. социол. наук. Минск. 1997; Рябов А.А. Проблемы экологического образования. Правовые проблемы экологии: сб. научно-аналитических обзоров советской и зарубежной литературы. М., 1980. С. 286-290.

4. Калинникова М. Экологизация - важнейшая инновация // Высшее образование в России. 2003. №1. С.84.

5. Дагбаева Н. Экологическое просвещение и образование: российский и зарубежный опыт//Труды научной конференции участников академических обменов между Россией и США / отв. ред. Т.С. Перекалова. Улан-Уде. 2001.

С. 94-95.

6. Экологическая доктрина Российской Федерации одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации 31 августа 2002г. № 1225-р // СЗ РФ. 2002. №36. Ст. 3510.

7. Федеральный закон от 10 января 2002г. № 7 -ФЗ (в ред. ФЗ № 233 от 13 июля 2015г.) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. №2. Ст. 133; 2015. № 29 (ч. 1). Ст. 4359.

8. Бринчук М.М., Дубовик О.Л. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: теория и практика//Государство и право. 2003. №3. С. 35.

Морозова Мария Валерьевна, канд. юрид. наук, доц. кафедры государственного и административного права, kravtsova.a.d@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

IDEOLOGICAL GUARANTEES OF A HUMAN RIGHT AND THE CITIZEN ON FA VORABLE ENVIRONMENT M.V. Morozova

Article is devoted to consideration of a constitutional right of the person and citizen on favorable environment in the context of his constitutional fixing. National problems of environmental protection are analyzed, need of improvement of a legislative regulation of ecological education and education locates. Also in article the author gives own definitions of the specified concepts.

Keywords: constitutional rights, the right to a favorable environment, environmental protection, environmental upbringing and education.

Morozova Maria Valeryevna, candidate of jurisprudence, associate professor of the state and administrative law, kravtsova. a. d@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.