Научная статья на тему 'Идеологическая мотивированность китайского политического партийного дискурса предметной области коррупции'

Идеологическая мотивированность китайского политического партийного дискурса предметной области коррупции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
357
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / КИТАЙСКИЙ ПАРТИЙНЫЙ ДИСКУРС / ПОЗИЦИЯ / АТТРАКТОР / КОРРУПЦИЯ / DISCOURSE / CORRUPTION / IDEOLOGY / MEDIATIZATION / POLITICAL DISCOURSE / CHINESE PARTIZAN DISCOURSE / POSITION / ATTRACTOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Адилханян Иван Левонович

Статья посвящена выявлению характеристик осмысления явления коррупции в китайском партийном дискурсе, представленном в медийном коммуникативном пространстве. Устанавливается, что идеологическая мотивированность дискурса основывается на аксиологической сущности позиции, которая формулируется посредством системы концептов-аттракторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Адилханян Иван Левонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGICAL MOTIVATION OF THE CHINESE POLITICAL PARTIZAN DISCOURSE ON CORRUPTION

The article is devoted to a study of the ways corruption is interpreted in the Chinese partizan discourse represented in the media communication space. I argue that the ideological motivation of discourse is based on axiological nature of the position formulated by a system of concepts-attractors.

Текст научной работы на тему «Идеологическая мотивированность китайского политического партийного дискурса предметной области коррупции»

между двумя полюсами: крайней доместикацией или форенизацией.

В случае необходимости адаптировать высказывания, содержащие культурноспецифичные концепты, более выгодной стратегией выступает доместикация, так как заданная прагматическая цель текста ИЯ предполагает принятие во внимание культурного контекста, времени культуры и характеристик целевой аудитории.

В свою очередь, прогнозирование необходимости в локализации высказываний бренда на зарубежном рынке стимулирует тенденцию создания культурно универсальных слоганов, ср.: KAMAZ. Winners Technologies. Такие слоганы содержат концепты, выражающие ценности, общие для носителей ПЯ и ИЯ.

Библиографический список:

1. Ленин, В.И. Лучше меньше да лучше [Электронный ресурс] / В.И. Ленин. - 1923. - Режим доступа: http://revarchiv.narod.ruMadimiliteh/lemn45/lutsche.html (дата обращения: 20.01.2014).

2. Швейцер, А.Д. Теория перевода (статус, проблемы, аспекты) [Электронный ресурс] / А.Д. Швейцер. - 1988.

- Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek_ Buks/ Linguist/shveyz/_(дата обращения: 14.01.2014).

3. Эко, У. Сказать почти то же самое: Опыты о переводе [Текст] / У Эко. - М.: Symposium, 2006. -576 с.

4. Lyndon, B. Johnson. We shall overcome. 1965. [Electronic resource] / B. Johnson Lyndon. - URL: http://www. historyplace.com/speeches/johnson (дата обращения:

14.01.2014).

5. Leopold Kohr. The Breakdown of Nations [Text] / L. Kohr. - Routledge & Kegan Paul, 1986 - 244 p.

6. Schumacher, E.F. Small Is Beautiful: Economics as if People Mattered [Text] / E.F. Schumacher. - New York: Perennial Library, Harper & Row, 1973. - 305 p.

7. Rebecca Ray, Nataly Kelly. Reaching New Markets Through Transcreation [Electronic resource]. - URL: http://www.commonsenseadvisory.com/ (дата обращения

14.01.2014).

8. Newmark, P. A Textbook of Translation [Text] / P. Newmark. - New York, Prentice Hall, 1988. - 304 p.

9. Merriam-Webster Dictionary [Electronic resource].

- URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/small (дата обращения: 20.01.2014).

10. Oxford Dictionaries [Electronic resource]. - URL: http://www.oxforddictionaries. com/ (дата обращения:

20.01.2014).

УДК 81 ББК 81.055.1

И.Л. Адилханян

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВИРОВАННОСТЬ КИТАЙСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПАРТИЙНОГО ДИСКУРСА ПРЕДМЕТНОЙ

ОБЛАСТИ КОРРУПЦИИ

Статья посвящена выявлению характеристик осмысления явления коррупции в китайском партийном дискурсе, представленном в медийном коммуникативном пространстве. Устанавливается, что идеологическая мотивированность дискурса основывается на аксиологической сущности позиции, которая формулируется посредством системы концептов-аттракторов.

Ключевые слова: дискурс; идеология; политический дискурс; китайский партийный дискурс; позиция; аттрактор; коррупция

I.L. Adilkhanian

THE IDEOLOGICAL MOTIVATION OF THE CHINESE POLITICAL PARTIZAN

DISCOURSE ON CORRUPTION

The article is devoted to a study of the ways corruption is interpreted in the Chinese partizan discourse represented in the media communication space. I argue that the ideological motivation of discourse is based on axiological nature of the position formulated by a system of concepts-attractors.

Key words: discourse; corruption; ideology; mediatization; political discourse; Chinese partizan discourse; position; attractor; corruption

Обращение к лингвистическому исследо- тексты - целостные структуры медиатизации, ванию медийного пространства выдвигает в обладающие авторством и жанровой отграни-качестве основного объекта анализа медиа- ченностью. При анализе медиа-текстов с точ-

ки зрения их дискурсивной феноменологии будем учитывать такие характеристики, как когнитивное порождение, определяющее их концептуальную мотивированность, интенци-ональность в акциональном плане и дестина-цию в траектории их реализации в коммуникации [Плотникова, 2013]. В контекстуальных координатах коммуникативной ситуации дискурс являет собой определенного типа социальную практику [Бахтин, 1979] с установкой на выполнение целенаправленной полезной деятельности. В целостности своей траектории дискурс структурирует определенный «мир» - аргументативно и ценностно выстраиваемое видение ситуации, предъявляемое адресату для освоения как фрагмент картины мира.

Развитие коррупции как деструктивного социального явления создает проблемную ситуацию в обществе, которая, становясь рекурсивной темой дискурсивизации, тематически и интерпретативно отграничивает данную предметную область в более широком коммуникативном пространстве. Данная область выявляет свойство «центра социальной напряженности» [Вепрева, 2002], оперирование смыслами в котором оптимизируется при наличии дискурсивных «аттракторов» - семиотически эффективных способов формулирования ценностных смыслов, способных обеспечить освоение публичным адресатом «правильных», с точки зрения акторов медиатизации, схем видения, оценки и, соответственно, поведения по отношению к феномену. Посредством аттракторов упорядочивается некая социальная ситуация, отличающаяся когнитивной неопределенностью и тенденцией к опасному развитию. В этой связи актуальным становится вопрос о том, каким образом осмысляется данное явление в медийном социальном пространстве и какие решения предъявляются для их интерпретации и освоения национальными обществами. В этом плане особый интерес представляет собой анализ медийного политического дискурса. Политический дискурс как дискурс борьбы за власть и поддержание власти, типологически разнороден [Чудинов, 2003]. Одним из видов политического дискурса является партийный дискурс. Реализуемый в масс-медийном пространстве, «налаживаемом» параметрами институционализации, публичности, иллоку-

тивного вынуждения к восприятию и интерпретации, сетевого реагирования, он получает аксиологическое преломление относительно норм и ценностней данного «социального мира» [Вебер, 1990], а его целеустановки усиливаются в прескриптивном плане для целей регулирования и контроля.

Партийный дискурс как особый тип дискурса уже становился предметом исследования [Альтюссер, 2011]. Его базовым конституирующим признаком считается контекст образования в рамках некоторой политической идеологии. В зависимости от мотивирующей его идеологии выделяется коммунистический, фашистский, левый и другие виды «партийного» дискурса. Обращает на себя внимание, что установление данного типа (1) основывается на анализе дискурсов идеологий, возникших в Европе, бытовавших и бытующих преимущественно в Европе и не касалось политических идеологических дискурсивных практик других регионов мира; (2) не специфицировано в плане их реализации в медийном пространстве.

В аспекте реализации партийного дискурса в медийном пространстве представляется важным выделить такой признак, как формулирование и выражение позиции, определяющей, как следствие, его позиционирование в широком интер-дискурсивном пространстве, а также его соотнесенность с социальными аксиологическими «матрицами» (нормами, стереотипами, коллективными репрезентациями и т.д.) общества, в котором он порождается и которому он предназначен. Под позицией понимается точка зрения на объект, определя-юшая иллокутивную установку [Серль, 1986] и вектор стратегии дискурса. Под позиционированием понимается отношение данного дискурса к другим дискурсам (позициям) коммуникативного пространства.

Вслед за Б.А. Успенским будем считать, что позиция в коммуникации устанавливается отношением эмпатии к кому-либо, которая определяет в позитивной перспективе симпатию, а в антитезисной перспективе - антипатию [Успенский, 1995]. При этом эмпатия означает состояние сопричастности, разделенности с объектом его состояния и может порождать действенное соучастие, сочувствие, которое может возводиться до уровня действий в интересах данного «объекта», определяя раз-

витие дискурса, структурирующего особый «мир ценностей» и «мир действия» [Уайтхед, 2009]. Эмпатия устанавливается на основе морально-нравственных переживаний и возводится к духовным ценностям, формирует ценностное отношение, образующее «мир ценностей» в данном фрагменте мира.

В случае политического партийного дискурса идеологическая направленность дискурса выражается определенными структурами медиатизации текста, выражающими дискурсивную позицию, отражается в определенной установке на выделение объекта и трактовке в определенных целеполаганиях -структурах прескриптивного характера.

Задача исследования состоит в выявлении основных характеристик идеологической направленности китайского политического партийного дискурса в предметной области коррупции на основе анализа данных интент-анализа и контент-анализа медиатизации текстов, репрезентирующих партийный дискурс в жанрах документов партийного съезда и статей речей представителей коммунистической партии Китая. Общий корпус материала составил шесть медиа-текстов.

Анализ материала показывает, что референциально тема коррупции выделяется и осмысляется как необходимый элемент в аргументации общей идеологической позиции партии, как это представлено в речи Генерального секретаря КПК перед журналистами по итогам 18 Всекитайского съезда КПК [Ш^ http://news.163.com /12/1115/12/ 8GBO UFK90001124J.html].

Идеологичность дискурса конструируется, прежде всего, на основе ориентирования высказываемого на общую идеологическую политическую платформу партии, которая представлена идеей патриотизма, раскрывающуюся в аксиологической номинации народа посредством квалификатора «великий»:

АЙ^Ай... - «наш великий народ».

Эмпатия выражается инклюзивным знаком принадлежности, всеобщей солидарности -«наш» (^Ш^). Устанавливается базовое отношение позиции - эмпатия по отношению к народу, которая приобретает качество основного «форматора» партийной позиции, определяющей основную установку партии:

Ж^йА^т^Ж^АКМ^{£ -

«Ответственность партии перед нашим великим народом».

Квалификатор «великий» может рассматриваться как аттрактор, который организует вокруг себя конструируемый мир ценностей и мир действия, в своей совокупности представляющий картину мира в определенном свете, с определенной точки зрения. В когнитивной семантике квалификатора «великий народ» эмпатия выражается следующим образом:

Валоризацией древности истории и культуры Китая и констатацией вклада народа Китая в развитие культуры человечества. Древние основы китайской культуры представлены как ключевая ценность, ценность бесспорного величия и такая точка отсчета, которая позволяет рассматривать другие этапы истории и культуры в концепции «возрождения» данного величия. Таким образом проявляется одновременно демонстрация чувства гордости в устанавливаемой эмпатии:

АЙ^КМ - «Наш народ -

великий народ».

«Народ Китая за 5 тысяч лет развития культуры человечества внес в нее неоценимый вклад...».

мм*

- «В ходе длительного исторического развития китайский народ, опираясь на собственное трудолюбие, смелость и мудрость основал свою прекрасную родную страну».

- «Народ Китая взрастил великую цивилизацию с великой культурой».

Выражением сочувствия народу, предполагающую активную действенность:

жшв,тшймтшм,^4-рй

МШТШШ&№ЩШ° - «В новейшее время наш народ прошел через множество трудностей и китайский народ вступил в самые опасные времена».

Нарративной героизацией усилий патриотов в их качестве борцов за народ, т.е. демонстрируется самопозиционирование членов партии в ряду патриотически настроенных членов общества и принятие на себя роли их последователей. Акцентирование аксио-

логемы «возрождение величия» народа приобретает качество идеологемы - концепта, представляющего не только подход, видение состояния дел, но и концентрированную программу «переделки», трансформации мира в параметрах сформулированной в таком знаковом выражении концепции:

^ Т Щ КМ# ,ЖШ^А

«...ради возрождения величия китайского народа бессчетное множество патриотов страны вставали на путь борьбы, но они терпели поражение за поражением».

Формулирование базовой когнитивной оппозиции, составляющей ось осмысления деятельности для переустройства мира:

- «...превращение нищего и отсталого Старого Китая в процветающий и богатый Новый Китай».

Аргументативным исходом данной «общей платформы», основанной на позиции эмпатии к «великому древнему народу» является основная целеустановка партийной позиции

- борьба (^^) в следующих структурах долженствования:

Выдвижение роли компартии как единственного истинного борца и руководителя на пути к возрождению великого народа путем апелляции к ценностным понятиям долга, ответственности, единства с народом. Формулируется сущность политического ангажирования партии в эпидейктической стратегии объединения народа и партии:

т, тш^ФФкм&*жяттш

«После основания Коммунистической партии Китая именно она повела народ на продолжение упорной борьбы, привела к возрождению величия Китайского народа и к открытию невиданных перспектив».

МАК

КМ#- «Наш долг вести в едином строю однопартийцев и все народы страны на пути к борьбе и возрождению величия китайского народа.».

^Ж^ТЙЙХ§ - «Наша сплоченность представляет собой несокрушимую силу.».

Партия представлена как монолитная, сплоченная долгом и ответственностью на пути борьбы: единый строй однопартийцев

( Ш^Ш^£@#МАЙ).

Формулирование задачи на пути борьбы за возрождение величия с опорой на понятие долга:

Р ^ - «Борьба за лучшую жизнь для народа является нашей первоочередной задачей».

ШШШ^^Е^АЙЖ-^ЙШ^ -

«Наша партия всем сердцем и душой отдает себя служению народу.».

- «Ответственность, лежащая на нас, тяжелее горы Тайшань».

Преобразование мира в данной перспективе «социализма с китайской спецификой» и в параметрах данной позиции борьбы структурируется на основе

- ценности труда:

й^Й^ - «Благополучие в этом мире достигается только тяжелым трудом.»;

- продолжением политики реформ, как отвечающей, соответственно, патриотической установке партийной позиции;

- безусловного приятия и выполнения партийных лозунгов, оправданных патриотической установкой партийной позиции

- «Вся партия должна проявить бдительность и избавиться от иллюзий‘, А® ША!ьША®Ш - «создание ситуации трех «не» - не хотели, не могли, не решались».

Формулирование данных положений не только содержательно представляет партийную позицию, но и имплицирует позиционирование в отношении антагонизма к другой, противоположной позиции (но не допускает ее эксплицитного формулирования), которая

1) рассматривается как «идеологический предрассудок» (Наш долг вести партии и все народы Китая к освобождению от идеологических предрассудков, продолжать придерживаться политики реформ);

2) не является патриотичной, не обусловливает поведения борца, стоящего в едином строю в борьбе за Новый Китай;

3) исходит из возможности достижения благополучия иным способом, нежели тяжелый труд.

Именно в этом, жестко очерченном таким образом идеологическом контексте партийной позиции, распространяющейся на историю, настоящее и будущее китайского народа, вводится коррупционная тема как допущение существования иной идеологической позиции

- предрассудка, с которым необходимо бороться как «вызовом»:

ЙМ - «Сегодня перед нашей партией стоит множество серьезных вызовов: внутри партии существует большое количество вопросов, требующих незамедлительных решений, к числу которых относятся коррумпированность среди партийных сотрудников, оторванность от народных масс, формализм и бюрократия».

Если мы обратимся к контент-анализу других медиа-текстов, опредмечивающих партийный дискурс, тематически касающийся коррупции, то можем констатировать, что ключевые положения и установки, сформулированные в речи Генерального секратаря ЦК КПК, прослеживаются и развиваются в виде тематических констант и концептуальных переменных в текстах предметной области коррупции. Покажем данное наблюдение в виде систематизации когнитивов, т.е. структур медиатизации контента - носителей осмысления, оценки и номинации рассматриваемого феномена на материале пяти репрезентативных текстов. Выведем доминантные тематические константы данных текстов в виде табл. 1 и 2.

Таблица 1

Систематизация когнитивов контента коррупции китайского партийного дискурса предметной сферы коррупции по критерию частотности

№ Наименование Тематические константы Частот- ность

1 2 3 4

1 Механизмы усиления Ж - коррупция; 7

антикоррупционной системы, инновации и укрепление строя - антикоррупционный; - антикоррупционная борьба; - руководство партии; ШУп - неподкупность; - партийность (в образе жизни) 2 2 4 7 3

2 Усиление партийности в поведении, строительство &ШШ. - антикоррупционный; - антикоррупционная борьба; - руководство партии; 6 2 2

неподкупного ШУп - неподкупность; 2

аппарата и улучшение антикоррупционной работы создание неподкупного аппарата; ЙМ-- реформы 2 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Коррупция при - коррупция; 4

поступлении в вузы должна быть выявлена ^^й&- антикоррупционный; - антикоррупционная борьба; Ш>о - неподкупность; - создание неподкупного аппарата; З^М - партийность в поведении 13 4 3 7 3

4 Предотвращение бегства коррупционных элементов и механизмы - антикоррупционный; Ш>о - неподкупность; - (создание неподкупного аппарата); 5 2 4

возврата присвоенного З^М - партийность в поведении 4

имущества

Окончание табл. 1

1 2 3 4

5 Необходимо создать для руководящих чиновников ситуацию трех «не» -не хотели, не могли, не решались - коррупция; - антикоррупционный; - антикоррупционная борьба; Ш>о- неподкупность; ШЙШ^- создание неподкупного аппарата; - партийность в поведении 4 13 2 4 7 7

Таблица 2

Доминантные тематические константы

Тематические константы Частотность

Ж - коррупция 15

&ШШ. - антикоррупционный 39

- антикоррупционная борьба 10

- руководство партии 8

ШУп' - неподкупность 17

- партийность (в образе жизни) 17

Таким образом, идеологическая направленность медийного партийного китайского дискурса, представленного текстами речей и документов руководящей политической партии КНР, коммунистической партией, обусловлена идеологической, аксиологически (морально и нравственно) выверенной позицией, которая максимально широко охватывает китайское общество в его культурноисторической идентичности и современном состоянии. Данная позиция формулируется посредством аксиологических концептов - аттракторов, задающих установки видения мира: величие китайского народа, возрождение величия, Старый - Новый Китай, близость к народу. Данную позицию по ее установке и целеполаганиям следует охарактеризовать как патриотическую, деонтическую и жестко регламентирующую подход к преобразованию мира. Выражаемая позиция отличается достаточно высокой пафосностью, проявляющейся на уровне фразеологии, в выборе средств выражения оценки. В своей прескриптивной функции данная позиция проецирует видение партийной деятельности через концепт борьбы. В своей обращенности к однопартий-цам (товарищам, членам партии, партийным сотрудникам) позиция задает систему ценностей сплоченности, единства, единомыслия и систему анти-ценностей: коррумпирован-

ность, потеря связи с народом. Коррупция как социальное деструктивное явление вводится и осмысливается в политическом партийном дискурсе как идеологическая антипозиция: идеологический предрассудок, опасная иллюзия, которая являет собой вызов для успешно разворачивающейся борьбы партии за Новый Китай. Данному «вызову» партия противопоставляет моральное требование неподкупности, которая рассматривается как проявление истинно партийной позиции.

Библиографический список:

1. Альтюссер, Л.П. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) [Текст] / пер. с фр. С. Б. Рындина // Неприкосновенный запас.

- 2011. - № 3. - С. 14-58.

2. Бахтин, М.М.Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 237-280.

3. Вебер, М. Избранные произведения. [Текст] / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

4. Вепрева, И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху [Текст] / И.Т. Вепрева. - Екатеринбург: ЕГУ, 2002. - 379 с.

5. Плотникова, С.Н. Стратегичность и технологичность дискурса [Текст] / С.Н. Плотникова // Лингвистика дискурса - 2: Вестник ИГЛУ Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Иркутск: ИГЛУ, 2006.

- С. 87-98.

6. Плотникова, С.Н. Когнитивная траектория дис-

курсивизации: дестинация, стратегия, технология

[Текст] / С.Н. Плотникова, Е.Ф. Серебренникова // Вестник ИГЛУ - 2013. - №1. - С. 183-189.

7. Серебренникова, Е.Ф. Аспекты аксиологического лингвистического анализа [Текст] / Е.Ф. Серебренникова // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография - М.: Тезаурус, 2011. - С. 7-26.

8. Серебренникова, Е.Ф. Многозначность в аспекте аттрактивности знака в коммуникации [Текст] / Е.Ф. Серебренникова // Многозначность языковых единиц в когнитивном аспекте: коллективная монография / отв.ред. Л.М. Ковалева; ред. С.Ю. Богданова, Т.И. Семенова. - Иркутск: ИГЛУ, 2013. - С. 158-168.

9. Серль, Дж. Классификация иллокутивных актов [Текст] / Дж. Серль // Новое в зарубежной лингвистике.- М.: Прогресс, 1986. - Вып. 17. - С. 170-194.

10. Уайтхед, А. Приключения идей [Текст] / А. Уайтхед. - М.: ИФРАН, 2009. - 192 с.

11. Успенский, Б.А. Семиотика искусства [Текст] / Б.А. Успенский. - М.: Языки русской культуры, 1995.

- 360 с.

12. Чудинов, А.П. Политическая лингвистика [Текст] / А.П. Успенский / Общие проблемы, метафора: учеб. пособие. - Екатеринбург: Флинта, 2003. - 194 с.

13. URL: http://politics.people.com.en/n/2013/1129/

c1001-23695883.html (дата обращения: 10.01.2014).

14. URL: http://cpe.people.eom.en/n/2013/1124/

c87228-23635774.html (дата обращения: 12.01.2014).

15. URL: http://www.people.eom.en/24hour/n/2013/ 1129/с25408-23698125.Ыш1 (дата обращения:

10.01.2014).

16. URL: http://polities.people.eom.en/n/2013/1129/ e1001-23695883.html (дата обращения: 11.01.2014).

17. иКІ: http://news.sina.eom.en/e/2013-10-16/1924 28451778^Ыш1 (дата обращения: 10.01.2014).

18. URL: http://news.163.eom/12/1115/12/8GBOUFK 90001124J.html (дата обращения: 12.01.2014).

УДК 81

ББК 81.055.1+81.432.4

О.С. Полатовская КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФРЕЙМА-СЦЕНАРИЯ «ДИСКРЕДИТАЦИЯ» В НЕМЕЦКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕБАТОВ)

В отличие от традиционных подходов к явлению дискредитации как к стратегии в политическом дискурсе или макро-речевому акту, в данной статье это явление рассматривается как фрейм-сценарий. В основу анализа особенностей фрейма-сценария «дискредитация», проводимого на материале немецких политических дебатов, легло представление о фрейме-сценарии как структуре представления знаний и типе концепта в когнитивной лингвистике.

Ключевые слова: фрейм-сценарий; фрейм; сценарий; концепт; дискредитация; фреймовый анализ; концептуальный анализ

O.S. Polatovskaya

COGNITIVE FEATURES OF THE SCENE-FRAME «DISCREDIT»

IN GERMAN POLITICAL DEBATES

Unlike the traditional approach to discredit as a strategy of political discourse and a macro speech act, the present article views this phenomenon as a scene-frame. The analysis of the features of the scene-frame «discredit» revealed in German political debates is based on the idea that the sceneframe is a knowledge representation structure as well as a concept.

Key words: scene-frame; frame; scene; concept; discredit; frame-based analysis; conceptual analysis

Политическая деятельность играет особую Средства, используемые при этом, позволяют роль в жизни общества. От определенной по- говорить об особом типе установки коммуни-литической позиции или ситуации зависит кации в политическом дискурсе - на конфрон-место страны на международной арене, ее тацию, конфликт. Одним из видов конфликт-взаимоотношения с другими государствами ного взаимодействия и является дискредита-и роль в деятельности мирового сообщества. ция, рассматриваемая в данной статье с точки Поэтому исследования в области политиче- зрения постулатов когнитивной лингвистики. ского дискурса являются неизменно важны- Проблематика исследования связана с от-ми. Данный тип дискурса направлен на то, сутствием единообразия в объяснении явле-чтобы внушить адресатам - гражданам - не- ния дискредитации: с одной стороны, данное обходимость правильных действий и оценок. явление традиционно рассматривается как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.