Научная статья на тему 'Идентификация ключевых характеристик качества автопровода с тонкостенной изоляцией'

Идентификация ключевых характеристик качества автопровода с тонкостенной изоляцией Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
277
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / РАЗВЕРТЫВАНИЕ ФУНКЦИИ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY FUNCTION DEPLOYMENT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Родионов В. Н., Попова Т. В., Митрошкина Т. А.

В статье рассмотрено проектирование улучшения качества автопровода с тонкостенной изоляцией для жгутов проводов, используемых в электрооборудовании автомобиля, с применением метода развертывания функции качества QFD I и II уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Родионов В. Н., Попова Т. В., Митрошкина Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE KEY QUALITY CHARACTERISTICS OF AUTOMOTIVE WIRE

The article describes quality improvement design of automotive wire for cable harnesses used in automobile electrical equipment. A suggested approach uses Quality Function Deployment Level I and II.

Текст научной работы на тему «Идентификация ключевых характеристик качества автопровода с тонкостенной изоляцией»

УДК 658.5

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КАЧЕСТВА АВТОПРОВОДА С ТОНКОСТЕННОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ

© 2010 В.Н. Родионов1, Т.В. Попова1, Т.А. Митрошкина2

1 ЗАО "Самарская Кабельная Компания" 2 Самарский государственный аэрокосмический университет

Поступила в редакцию 15.12.2010

В статье рассмотрено проектирование улучшения качества автопровода с тонкостенной изоляцией для жгутов проводов, используемых в электрооборудовании автомобиля, с применением метода развертывания функции качества QFD I и II уровня.

Ключевые слова: управление качеством, развертывание функции качества.

Необходимость планирования процессов жизненного цикла продукции и исследования процессов связанных с потребителями (требования ISO/ TS 16949 пп.7.1, 7.2), процедур APQP/CP, ANPQP для автосборщиков Renault-Nissan, Ford, GM, Chrysler определяет возрастание важности использование методов QFD, HCPP при проектировании и разработке автомобильной продукции.

Развертывание функции качества (Quality Function Deployment - QFD) - это методология систематического и структурированного преобразования пожеланий потребителей в требования к качеству продукции, услуги и/или процесса [1]. QFD уже давно и с успехом используется различными компаниями в Японии и США, широко внедряется в Европе. Метод QFD реализуется с использованием матричной диаграммы, названной в соответствии со своей формой "Дом качества" (House Of Quality, HOQ). В развернутом виде QFD включает четыре фазы, и на каждой из них строится свой Дом качества HOQ. После преобразования потребительских характеристик в технические (фаза №1), последние преобразуются в характеристики компонентов (фаза №2), далее - в параметры процессов (фаза №3), а затем в требования к исполнению операций (фаза №4). В настоящее время существует множество различных вариантов применения метода QFD, например некоторые производители используют только отдельные фазы (часто только фазу №1).

Использование первых двух фаз QFD (применение QFD I и II уровня) достаточно подроб-

Родионов Вячеслав Николаевич, директор по технике и качеству. E-mail: rodionov@samaracable.ru. Попова Татьяна Васильевна, главный специалист по системам управления. E-mail: popova@samaracable.ru. Митрошкина Татьяна Анатольевна, научный сотрудник. E-mail: t.mitroshkina@gmail.com.

но описывается в зарубежных и российских источниках [1, 2, 4] и в настоящее время получает распространение в практике российских предприятий. Руководство отечественных предприятий, в том числе, производящих автопровод, пришло к пониманию того, что соответствие требованиям европейского уровня качества является ключевым фактором конкурентоспособности продукции и предприятия[3].

Ниже рассмотрены результаты QFD при проектировании провода с тонкостенной изоляцией для жгутов проводов, используемых в электрооборудовании автомобиля с подробным описанием реализации QFD I и II уровня.

На фазе QFD I определены цели по качеству для производства автопровода. В начале разработки и освоения серийного выпуска провода с тонкостенной изоляцией для жгутов проводов систем впрыска разрабатываемых автомобилей были установлены требования: конструктивное соответствие DIN 72551, технические характеристики - аналогичны производимым проводам марки ПВА, уменьшение габаритов жгутов проводов. В дальнейшем, к разработанному проводу было предъявлено требование полного соответствия DIN 72551. К настоящему моменту необходимо также выполнение требований Директивы Европейского парламента PE-CONS 3627/00 по ограничению использования вредных металлов (свинец, кадмий и др.) в составе автомобилей.

Далее на фазе QFD I с помощью Дома качества HOQ I уровня при переводе пожеланий потребителя в технические характеристики идентифицированы ключевые технические характеристики автопровода, соответствующие ожиданиям потребителя и обеспечивающие конкурентоспособность на рынке (рис. 1).

Так как потребитель высказал свои требова-

Рис. 1. Дом качества QFD I уровня

ния - конструктивное соответствие DIN 72551, технические характеристики аналогично производимым проводам марки ПВА и уменьшение габаритов жгутов проводов - за базовые взяты эксплуатационные требования к проводу марки ПВА (ТУ 16.К17-021-94). Затем они дополнены требованиями к повышенной гибкости, снижению габаритов и массы, соответствию современным требованиям безопасности (электро-, пожа-ро-, экологической) и ожиданиями по удобству маркировки, упаковки, непрерывности и т.д. В итоге, для автопровода, основной функцией которого является соединение электрооборудования и приборов с номинальным напряжением до 48В, определены основные требования потребителя: эксплуатация при температурах от -40 до +45°С, повышенная гибкость, малая масса, малые габариты, соответствие требованиям электро- и пожарной безопасности, износостойкость, удобная упаковка и другие.

Далее, используя анкетирование, определена важность и присвоен приоритет каждому выявленному требованию потребителей. Выявленные требования вместе с приоритетами занесены в колонку "что" Дома качества I уровня. Технические характеристики провода в соответствии с DIN 72551 и ТУ 16.К17-021-94 занесены в колонки «как» Дома качества (рис. 1). Далее по методике QFD I уровня и с использованием данных FMEA (анализ видов и последствий потенциальных несоответствий) конструкции необходимо провести анализ, выявить ключевые

технические характеристики автопровода и определить целевые значения этих характеристик.

Предварительно экспертным путем были уточнены коэффициенты взаимодействия между техническими характеристиками и требованиями и заполнена основная матрица Дома качества. Затем, по результатам бенчмаркинга заполнена "правая комната" Дома качества - по 5-балльной системе отмечена степень удовлетворенности потребителей выполнением конкретных требований в сравнении с тремя конкурентами.

При реализации QFD I уровня, по формуле 1 определено, что выполнить требования потребителя возможно, предоставив потребителю автопровод с необходимыми ключевыми техническими характеристиками (наивысшие относительные значения приоритета): тип изоляции (37,7%), диаметр токопроводящей жилы (21,4%), электрическое сопротивление (10,9%).

Абсолютное значение приоритета характеристики 0 у на фазе 1 QFD рассчитывается по формуле:

®, = Ё (pi • H,)'

(1)

где H^ - коэффициент взаимосвязи характеристики } и требования 1,

Pl - важность ьтого требования для потребителя,

k - количество требований потребителя, п -количество характеристик.

Эти характеристики в наибольшей степени

i=1

I I

ШI >J >Г М r.Sfi n ri РГ| lc F.

' щ ■

£ а

J_

■1Л ■ ■■!■

rwnwvlnil Cf uJHy

iALjl V^-rr

й e

о

л

t I

e

о e

о e

4=3 < I.- . : I «г: _ _1 _ П .■ -■

© - сильная взаимосвязь, балл 9

О - средняя взаимосвязь, балл 3

А - слабая взаимосвязь, балл 1

С_в

I ril V-' и LIIIIL VdiK

ИМкШу

у l^-j-.i.t,- JII.J: UHiMiilrfinNnY^iihlnrnkimn L'JMlfV ■ kT(1l1!TJWYJ1

bMhjntfeHM

1. M ..'l .II"."

V •г V

А ft й

.V-fl =Г7

■| - i •

Рис. 2. Дом качества QFD II уровня

'"f

влияют на достижение заданных требований потребителя и качество получаемого автопровода, поэтому при определении целевых значений технических характеристик эксперты, опираясь на результаты FMEA, в первую очередь уточнили значение данных характеристик. Разработанная конструкция многожильного провода пятого класса гибкости с тонкостенной изоляцией под наименованием "ПВАМ" включена в ТУ 16.К17-021-94.

На следующей фазе II определены компоненты автопровода. С помощью Дома качества HOQ II уровня технические характеристики автопровода, полученные при проведении QFD I уровня, переведены в технические характеристики компонентов и материалов (рис. 2).

Ключевые характеристики автопровода, вместе с полученными приоритетами (рангами) занесены в колонку "что" Дома качества II уровня и, проведя анализ, аналогичный проводимому при QFD I уровня и с использованием данных DFMEA (FMEA конструкции), выявлены ключевые технические характеристики медной проволоки, поли-винилхлоридной изоляции и красителя.

В результате проведения QFD II уровня определено, что ключевыми характеристиками компонентов создаваемого автопровода являются: толщина изоляции, удельный вес, термическая стабильность, твердость ПВХ (относительные значения приоритетов соответственно 16,2%, 11,2%, 10,8%, 10,2%). Эти характеристики компонентов и материалов в наибольшей степени влияют на достижение заданных технических характеристик и качество получаемого автопровода, поэтому при определении целевых значений технических характеристик эксперты, опи-

раясь на результаты FMEA, уточнили значение этих характеристик.

В данном примере, использование для изоляции российской марки теплостойкого пластиката ИТ-105 не может обеспечить выполнение требования к изоляции, важность которого значительно повышается для тонкостенных проводов. В связи с отсутствием на российском рынке необходимого изоляционного материала для автопровода ПВАМ принято решение использовать изоляционный материал ф.ЕксШс Cable системы DELFY, соответствующий требованиям DIN 72551. В дальнейшем, в соответствии с требованиями Директивы Европейского парламента PE-CONS 3627/00 из изоляции исключены свинцовые стабилизаторы, а красители переведены на органические пигменты.

Таким образом, применение метода развертывания функции качества QFD I и II уровня позволяет проектировать конструкцию и идентифицировать ключевые характеристики материалов и компонентов автопровода с тонкостенной изоляцией для жгутов проводов, используемых в электрооборудовании автомобиля в соответствии с возрастающими требованиями и ожиданиями потребителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брагин Ю.В., Корольков В.Ф. Путь QFD: проектирование и производство продукции исходя из ожиданий потребителей. Ярославль: Центр качества, 2003. 240 с.

2. Чекмарёв А.Н., Барвинок В.А., Шалавин В.В. Статистические методы управления качеством. М.: Машиностроение, 1999 . 320 с.

3. Ключников В.Ф., Родионов В.Н., Попова Т.В. Интег- 4. Дмитриев А.Я., Митрошкина Т.А., Вашуков Ю.А, рированная система менеджмента ЗАО "СКК"// Ка- Развертывание функции качества (QFD): Методи-

бели и провода. 2008. №6. С.16-18. ческие указания. Самара.: СГАУ, 2009. 54 с.

IDENTIFICATION OF THE KEY QUALITY CHARACTERISTICS OF AUTOMOTIVE WIRE

© 2010 V.N. Rodionov1, T.V. Popova1, T. A. Mitroshkina2

1 ZAO "Samara Cable Company" 2 Samara State Aerospace University

The article describes quality improvement design of automotive wire for cable harnesses used in automobile electrical equipment. A suggested approach uses Quality Function Deployment Level I and II. Key words: quality management, Quality Function Deployment.

Vyacheslav Rodionov, Director for Process Engineering and

Quality. E-mail: rodionov@samaracable.ru.

Tatyana Popova, Chief Specialist for Management Systems.

E-mail: popova@samaracable.ru.

Tatyana Mitroshkina, Scientific Fellow.

E-mail: t.mitroshkina@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.