Научная статья на тему 'Идентичность личности в условиях непрерывного образования'

Идентичность личности в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
307
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентичность личности в условиях непрерывного образования»

ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Х. Дебердеева

Образование - это социальная деятельность общества, которая интегрирует различные социальные институты (семью, конфессии, культуру, СМИ и т. п.) вокруг одной главной задачи. Этой задачей авторы федерального государственного образовательного стандарта (об этом неоднократно писал А.М. Кондаков) при иных вариантах формулирования задач считают формирование будущего России.

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» [4]. Оставаться Россией, обуславливая движение России к гражданскому открытому обществу, невозможно без решения проблем идентичности личности. «По большому счету именно социальное конструирование идентичности личности как человека мира и гражданина своей страны выступает как миссия социокультурной модернизации образования» [1, с. 22]. Это предполагает последовательное освоение и преобразование личностью различных модальностей ее гражданского бытия в современном обществе, т. е. ту самую «многоЯйность», о которой говорит А. Г. Асмолов. Сегодня мы оказались в условиях, когда количество идентичностей человека резко возрастает. Существует не только гражданская идентичность, но и политическая и региональная, профессиональная и социальная, гендерная, этническая, религиозная, сетевая, семейная и т. д. «Многообразие идентичности - одна из ключевых задач, на которую должно ориентироваться сегодняшнее образование» [2]. Но, ориентируясь на многообразные идентичности, авторы стандартов в качестве миссии современной школы предлагают российскую идентичность, т. е. «формирование личности будущего россиянина как важнейшее условие укрепления российской государственности» [3, с. 1].

Выполнение этой миссии предполагает восхождение по расширяющимся кругам от колыбели и малой родины к Родине и всему человечеству. Стержневым в этом маршруте является культура («базовая идентичность»). Именно культурные идентичности (включая этические, национальные, религиозные, цивилизационные) играют ключевую роль в понимании человеком себя самого, в дальнейшей, непрекращающейся в течение жизни самоидентификации, которая представляет собой непрерывный открытый процесс.

В качестве составных структур российской идентичности предлагаются:

1. Этническая и региональная идентичность. В её структуре можно вычленить нескольких пластов: региональную, национальную, этническую идентичности. На этом этапе в начальных классах уже становится очевидной необходимость в формировании у маленькой личности установок толерантного сознания.

2. Гражданская идентичность - формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине [1, с. 37-38]. Очевидно, что в процессе её формирования может проявиться конфликт между её элементами (между патриотизмом и граждан-

212

скими качествами), не сводимыми друг к другу. На этом этапе в средней школе потребность в формировании толерантной культуры становится еще более очевидной.

3. Общечеловеческая идентичность - приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, к достижениям науки и техники, роднящие человека со всем человечеством. Обретение этой идентичности - отсроченный процесс, только в редком случае возможный в средней школе. Осознание себя человеком мира, членом сообщества «земляне» и «человечество» требует очень высокого уровня развития культуры личности и высокой степени внутренней свободы и толерантности. С точки зрения конкретного человека, идентичность - потребность в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, нормы, ценности, вкусы, привычки и иные средства взаимосвязи, принятые окружающими людьми.

А. М. Кондаков неслучайно вспоминает СССР, после распада которого «исчезли ориентиры, которых придерживалось наше общество при формировании ценностей подрастающего поколения» [3, с. 1]. Открытое общество объединяет самых разных людей с самыми разными точками зрения и различными интересами. Единых ценностных ориентиров, принятых окружающими людьми в этом обществе возрастающей неопределённости, не существует, что, с одной стороны, осложняет формирование идентичности, а, с другой, открывает неисчислимое многообразие вариантов (путей, способов, образцов) самоидентификации. В существующем пространстве выбора представляется значимой проблема целесообразности и самоограничения. Ребенок, зачастую не являющийся субъектом, не имеющий целей и только еще обретающий смыслы, рискует «утонуть» в море открывающихся возможностей, в процессе проб и ошибок, в процессе сложного обретения себя. Помощником, советчиком, другом в этом процессе должен стать старший, искренне заинтересованный в будущем становящейся личности.

В условиях тотального кризиса семьи, который переживает современное российской общество, отсутствия выстроенной государством и обществом целостной непротиворечивой системы воздействия на подрастающее поколение (идеи, смыслы, цели, задачи, модели поведения и т. д.) миссия формирования идентичности возлагается авторами стандартов на педагогов. Безусловно, институт образования - важнейший фактор формирования новых жизненных установок личности. Но ограничивать пространство самоидентификации пространством только формального образования вряд ли возможно.

Сетевое взаимодействие подростков, общение и стратегии поведения в социальном пространстве, частные беседы, просмотры фильмов и чтение книг - эти проявления неформального и информального образования, становления личности также (и даже более) влияют на обретение себя самого, определяют пространство выборов в процессе самоидентификации. Но, к сожалению, этот процесс не подконтролен ни родителям, ни педагогом. А в «свободном плавании» процесс идентификации становится противоречивым

213

и может иметь такие негативные последствия, как отождествление себя с представителями сомнительных субкультур (например, готы, эмо) или полное непонимание себя самого, способное проявиться в суицидальных настроениях, к сожалению, достаточно часто наблюдающихся в подростковой среде.

Тотальный контроль, сужение пространства выбора противоречит самому принципу открытости. Человек в процессе жизни постоянно стоит перед выбором, всё время находится в процессе самоопределения, самоидентификации. Он должен научиться совершать ответственный выбор и отвечать за его последствия. А значит, работа по обретению ребенком себя самого должна осуществляться в образовательной организации (желательно еще и в семье) на ранних этапах становления личности.

Первым шагом в формировании идентичности ребенка является овладением им знаниями. Для многих российских учителей по-прежнему является сложным (на психологическом уровне) принятие того факта, что когнитивный будучи первым (в основе основ), не является единственным и ключевым (тем более последним). Иначе «на выходе» перед нами предстанет «знающий ин-фантил». Вторым шагом является достижение коннотативного уровня (признание ценностей на эмоциональном уровне): наличие эмоциональнопозитивного отношения к культуре, традициям, истории и т. д. Третьим шагом становится аксиологический уровень (следование ценности): уважение, признание, наличие сформированной системы общечеловеческих ценностей и т. д. И, наконец, четвертым является поведенческий уровень - реализация модели поведения и стратегии жизни в целом.

Соответственно и методы работы с учащимися по осуществлению того или иного «шага» предполагаются различные, начиная от теоретических и заканчивая социальными проектами и социальными акциями. Разумеется, педагогическое мастерство состоит и в том, чтобы оказать влияние на ребенка как бы исподволь и играючи, с огромным уважением к каждой личности и признанием её возможностей и наличие высокого потенциала.

Характеризуя взаимодействие взрослого и ребенка, Даниэль Пеннак в книге «Школьные страдания» неслучайно обращается к образу оркестра, в котором «каждый ученик играет на своем инструменте - с этим ничего не поделаешь». Тонкость состоит в том, чтобы узнать как можно лучше наших «музыкантов» и достичь гармонии между ними. Хороший класс - это не полк, идущий в ногу, а оркестр, играющий симфонию. И если у вас в оркестре есть треугольник, от которого только и услышишь что «динь-динь», или варганчик, который не издает ничего, кроме «бэнг-бэнг», главное, чтобы они выступали когда надо и звучали как можно лучше, чтобы это были лучший треугольник и лучший варганчик, чтобы они могли гордиться своим вкладом в общее дело. А поскольку стремление ко всеобщей гармонии так или иначе всех их заставляет двигаться вперед, то и треугольник в конце концов освоит музыку, пусть не так блестяще, как первая скрипка, но это будет та же музыка. Музыка оркестра - это то, в чем каждый может выстроить собственную траекторию самоидентификации, с последующей самореализацией, в условиях открытого непрерывного многообразного по формам и содержанию образования.

214

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. -

[Электронный ресурс]. - URL: http://grsk-4.ru/files/modemobr.pdf (дата обращения:

06.08.2013) .

2. Кондаков А. М. Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: задачи и перспективы // Вестн. Образования. - 2012. -№ 10. - май. - [Электронный ресурс]. - URL: http://nachalka56.ucoz.ru/ (дата обращения:

06.08.2013) .

3. Кондаков А. М. Российская идентичность. - Вып. 1/16. - 2008. - март.

4. Послание Президента России Федеральному собранию от 12.12.2012. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 05.08.2013).

5. Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки ФГОС второго поколения. - [Электронный ресурс]. - URL: http://fgos.isiorao.rU/download/publ.1.php (дата обращения: 16.01.2014).

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.