Научная статья на тему 'Идентичность - элемент транстемпорального мира и фронт экзистенциального опыта'

Идентичность - элемент транстемпорального мира и фронт экзистенциального опыта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
381
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / КОНФЛИКТ / ОПЫТ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / IDENTITY / EXISTENCE / TEMPORALITY / CONFLICT / EXPERIENCE / THE PURPORT OF LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукьянов Олег Валерьевич

Аннотация. Статья посвящена одному из аспектов нового подхода (транстемпорального), разрабатываемого автором, в качестве метода изучения человеческой экзистенции в контексте социальных практик. Рассматривается проблема идентичности как форма переживания человеком конфликта времен, постоянно происходящего или угрожающего живому существу. Решение проблемы идентичности практическая задача, которую предлагается квалифицировать как фронт экзистенциального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY AS AN ELEMENT OF TRANSTEMPORAL WORLD AND THE FRONT OF EXISTENTIAL EXPERIENCE

Summary. This article is about one of aspects of new (transtemporal) methods, the author now works on. The author offers to use transtemporal method as a way to study human existention in the context of social practices. The problem of identity is considered. Identity is a form of man's emotional experience of temporal conflict. This temporal conflict is always in process and threaten all the humans. The solution of the problem of identity is a practical question which the author offers to qualify as a front of existential experience.

Текст научной работы на тему «Идентичность - элемент транстемпорального мира и фронт экзистенциального опыта»

ИДЕНТИЧНОСТЬ - ЭЛЕМЕНТ ТРАНСТЕМПОРАЛЬНОГО МИРА И ФРОНТ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

О.В. Лукьянов (Томск)

Аннотация. Статья посвящена одному из аспектов нового подхода (транстемпорального), разрабатываемого автором, в качестве метода изучения человеческой экзистенции в контексте социальных практик. Рассматривается проблема идентичности как форма переживания человеком конфликта времен, постоянно происходящего или угрожающего живому существу. Решение проблемы идентичности - практическая задача, которую предлагается квалифицировать как фронт экзистенциального опыта. Ключевые слова: идентичность, экзистенция, темпоральность, конфликт, опыт, смысл жизни.

Для удобства чтения статьи, может быть, полезно уточнить смысл основных категорий. Основные понятия, использующиеся в статье:

Идентичность (самоидентичность) - тождество опыта, переживаемого человеком при осознании своего «я» в отношении времени и многообразия состояний. То есть осознание того, что при всех изменениях, происходящих в физическом, психологическом, социальном, духовном плане, «я» человека продолжает оставаться тем же самым.

Множество времен - термин относится к так называемому экзистенциальному времени, т.е. времени опыта (в противоположность абстрактному времени, которое представляется пустым и измеряемым механистически, например часами). Экзистенциальное время как психологическая категория всегда время для чего-то, поэтому смыслов у времени много. Если говорить о действительности как о сферах выбора, то конкретные, ситуативно обусловленные возможности - это и есть времена, а множество возможностей, соответственно, есть множество времен.

Темпоральность - длительность переживания. Термин, обозначающий время в качестве длительности жизни чего-то. Дополняющим термином для характеристики времени является «транс», обозначающий время как истечение, завершение, переход.

Понимание психологических явлений часто не может быть однозначным настолько, насколько это возможно в отношении явлений естественных, объективных, вещественных. Но однозначность понимания психологических явлений необходима. Для достижения однозначности и ясности выводов при понимании психологических явлений мы склонны представлять их в виде определенного однородного процесса. То есть помещать интересующий нас смысл в некоторую темпоральную однородность и иметь дело со временем как контролируемо изменяющейся переменной.

Но при переходе к смысложизненным уровням интерпретации, при переходе на онтологический уровень, в свете относительности и дополнительности смыслов существования мы должны признать, что темпоральной однородности предшествуют события, согласовывающие различные возможности хода жизни, потенциалы жизни. События согласования этих потенциалов детерминируются специфическим измерением,

которое в естественных науках называется транстемпоральным. В психологии этот термин пока не имеет широкого распространения, но мы его используем, и думается, что это перепективно.

Транстемпоральные феномены - это такие формы осознания опыта, которые переживаются в соответствии возможностей настоящего, прошлого и будущего. Так, в транстемпоральной перспективе мы можем видеть три типа осознания опыта будущего (прошлого, настоящего): настоящее будущее (будущее, которое есть в сознании сейчас), прошлое будущее (будущее, которое в сознании было раньше), будущее будущее (будущее, которое еще будет в сознании). При этом в границах каждого типа времени могут быть поняты и описаны различные содержания опыта, обусловленные спецификой социальных практик. Самоидентичность (далее просто идентичность), вероятно, является полем согласования жизненных тенденций, формирующих хронотоп человеческой экзистенции (Мамардашвили, 2005).

Благодаря сложности сформированных в процессе социальной эволюции и эволюции сознания психологических систем человек живет не в одном потоке времени, как просто организованные существа, и не в ограниченном наборе временных потоков, как существа сложно организованные, но все же жестко детерминированные внешними силами, а в неопределенном множестве потоков времен. (Отметим, что человек может уподобляться существам более просто и более сложно организованным. Но это только уподобление, а не становление ими. Так и ученые отдельных специальностей в целях исследований могут уподоблять человека более просто организованным существам.)

Уподобление - один из аспектов идентификации. Идентифицируясь с чем-либо продолжительным и воспроизводящимся, мы отдаем себя во власть каналов бытия, подобно тому, как переключаем каналы телевидения. Каждый канал предоставляет определенный опыт, который рефлексируется и поддерживает идентичность личности. Но специфически человеческим является не подобие, а способ согласования возможностей подобия. Согласование различных форм опыта требует особых усилий, так как эти опыты могут быть в конфликтных отношениях.

Время есть не только модус бытия, но модус конфликта времен, конфликта темпоральностей. Этот конфликт является неустранимым и жизнетворящим. В контексте этого конфликта появляются и развиваются формы жизни. Все специфически человеческие времена представляют собой конституирование конфликта силовых линий различных темпоральностей, причем сложность этих связей в процессе жизни растет. Человек - узел в сети времени. Время человеческой жизнедеятельности - фокус конфликта времен. Связывать различные темпоральные миры в корот-коживущие, маргинальные формы своих решений и своей жизнедеятельности - экзистенциальная обязанность человека, эта обязанность усложняется в связи с увеличением возможностей быть собой, и выполнять эту усложняющуюся обязанность человеку позволяет речь. Не сам по себе язык, слово, мышление, сознание или деятельность, а речь, конституирующая неустранимый конфликт времен.

«Человек получает слова пустыми. Но по мере того как они насыщаются смыслом, они становятся шпорами, уздой, удилами. Появляются жестокие слова, от них плачут. Появляются певучие слова, от них светлеет на сердце» (Сент-Экзюпери, 2003. С. 669).

Конфликт времен неустраним, но в каждый конкретный период времени человеческой жизни он как-то конституируется, переживается. Человек связывает модусы темпорального конфликта в новую тем-поральность, которая не свойственна ему в качестве существа, не является его атрибутом, но определяет его жизненную форму в опыте экзистенциальных решений, его идентичность. Ценность всякой вещи и в ней самой, и в направленности времени жизни на эту вещь. Ценность существует только в определенном темпоральном мире, но является результатом конфликта темпоральностей.

«Вещь, что обошлась дорого, значима для человека, - вещь, на которую потрачено много времени. В затраченном времени - суть бриллианта, год трудов стал слезой величиной в ноготь. Тачка розовых лепестков - каплей духов. Что мне за дело, чьей будет алмазная слеза, капля аромата? Я заранее знаю: на всех не хватит, но знаю и другое - о культуре судят по вещам, которые она произвела, а не по тому, кто владел этими вещами» (Сент-Экзюпери, 2003. С. 668).

Усложняющиеся системы человеческого времени опираются на тенденциональность конфликта тем-поральностей, выражаемую в событиях человеческой речи. Человеческий язык перформативен, и человек выражает то, что в этот момент делает. Язык человека поддерживает время жизненного мира, но и тишина, в которой звучит человеческая речь, тоже есть чье-то воплощенное намерение.

«Я заметил, мой восточный сосед внимателен не к событиям в своем царстве, не к устройству и не к уч-

реждениям, не к вещам, а только к перепаду высот. И если ты захочешь узнать мое царство и отправишься сперва к кузнецам, ты увидишь, они куют гвозди, они влюблены в гвозди, речи их - славословие ковке гвоздей. Потом ты пойдешь к лесорубам, увидишь, как валят они деревья, как увлечены рубкой; первый треск мощного ствола для них - праздник, падение дерева-гиганта -радостное торжество. Ты навестишь астрономов, они погружены в наблюдение за звездами, ты постоишь, послушаешь их молчание. Кузнецы, лесорубы, астрономы любовно делают свое дело. И если я спрошу тебя: “Что творится у меня в царстве? Что у нас будет завтра?” - ты ответишь: “Будут ковать гвозди, валить деревья, наблюдать звезды, у тебя, стало быть, будут запасы гвоздей, древесина, звездные карты”. Не видящий дальше собственного носа, ты проглядел строительство корабля. Конечно, никто не сказал тебе: “Завтра мы выйдем в море”. Каждый убежден, что служит своему богу. Язык каждого так ограничен, что ему не воспеть бога богов - корабль. Но корабль щедр, благодаря ему кузнец влюблен в свои гвозди.

Ты видел бы будущее яснее, если бы приподнялся над дробностью мира и ощутил ту жажду морского простора, какую я разбудил в душе моего народа. Тогда ты увидел бы фрегат - он сделан из гвоздей, досок, стволов деревьев, он послушен звездам, он медленно вырастает в тишине, словно кедр, что вытягивает соли и соки из каменистой почвы и окунает их в солнечный свет.

Если бы ты встал повыше, это устремление в будущее стало бы для тебя очевидным. Ты не ошибся бы - повсюду, где только возможно, явлено тяготение к морю. Ничего ведь не сделать и с земным тяготением, - я выпустил из руки камень, он непременно упадет на землю» (Сент-Экзюпери, 2003. С. 670).

Конфликтуют слова, а жизнь формирует целостности все более сложного уровня регулярностей, но в случае недостаточной ответственности человека жизнь формирует бессмысленные целостности или целостности, имеющие тенденции к самоуничтожению. Активность человека в мире, создаваемом его речью, не сводится к собственно речам, а в определенной степени открывает или закрывает человека от темпоральностей более высокого или более низкого порядка, дает и принимает срок.

«Заметка для памяти: не подчинишь работу заранее продуманной идее. Рассудок слеп. А творение совсем не сумма составляющих его частей. Нужно семечко, чтобы возникло тело. Оно будет таким, какова двигающая тебя любовь. Но предвидеть заранее, каким оно будет, невозможно. Однако логики, историки, критики, пользуясь нелепым языком логики, разнимут твое творение на составляющие и докажут, что одно в нем надо было бы увеличить, а все остальное уменьшить, и с той же логичностью докажут

совершенно противоположное, ведь когда живешь в царстве абстракций, когда кухня и танцевальный зал для тебя только слова, между ними нет особой разницы, ничего не стоит что-то уменьшать, что-то увеличивать. Слова и есть слова. Что бы мы ни говорили о будущем, разговоры наши бессмыслица. Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Пробуди страсть, она изменит настоящее, а следом и будущее. Не занимай сегодняшний день завтрашними заботами. Питает тебя настоящее, а если ты отвернешься от него, ты умрешь. Жизнь - это осваивание настоящего, оно сплетено из множества продлевающихся нитей, устоявшихся связей, но язык не в силах вместить их и выразить. Равновесие настоящего составлено из тысячи равновесий. И если ты, проводя задуманный эксперимент, нарушишь одно из них, - у слона-великана рассечешь одну узенькую жилку, - слон умрет.

Нет, я не о том, чтобы ты ничего не менял. Ты можешь изменить все. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена. И тогда в каждый миг семечко или то, что растет из него, будет в равновесии с настоящим.

С множества точек зрения можно судить об одном и том же. И если с моей вершины я примусь делить людей с точки зрения их права быть сытыми, вряд ли кто-то сочтет мою точку зрения несправедливой. Но если я поднимусь на другую гору и по-иному взгляну на людей, то, полагаю, справедливым мне покажется что-то иное. А мне хотелось бы не позабыть ни об одной из справедливостей. Поэтому я наблюдаю за людьми.

(Справедливость не одна, их бесконечное множество. Я могу распределить моих генералов по возрасту и старейшим воздавать почести и назначать их на все более ответственные посты. Или, наоборот, могу вознаграждать их отдыхом, с годами предоставляя им все больше прав на него и перекладывая ответственность и обязанности на плечи более молодых. Ямогу судить обо всем с точки зрения царства. Могу судить с точки зрения частного лица. Могу судить с общечеловеческой точки зрения, ратуя за частное лицо или против него.)

Основа моей армии - иерархия, но стоит мне попытаться определить, что для моей армии справедливо, а что несправедливо, как я попадаю в сеть неразрешимых противоречий. О человеке можно судить по заслугам, по способностям и исходя из соображений высшего блага. Вот я построил лестницу неоспоримых достоинств, но стоило поместить их в другое измерение, как они оказались спорными. И если мне наглядно доказывают, что решения мои чудовищны, я не впадаю в смятение. Я знаю заранее, непременно найдется точка зрения, с которой они поразят именно своей чудовищностью, но я хочу, чтобы новое прижилось к уже существующему,

чтобы оно пустило корни, чтобы истина не была словесной, чтобы в ней была ощутимая для всех весомость» (Сент-Экзюпери, 2003. С. 666).

Известный теоретик в изучении времени Фрейзер называет многообразные конфликты сил, порождающих различные формы напряжения и, соответственно, уровни темпоральностей, экзистенциальным напряжением (Fraser, 1982; Гансвид, 1993). В экзистенциальном напряжении взаимодействуют различные формы овремененности мира, что и есть жизнь в качестве модусов бытия. Феноменология переживания динамики экзистенциального напряжения описана философами и психологами экзистенциальной ориентации. Можно упомянуть такие модусы бытия, как «искусство любить» Э. Фромма, «мужество быть» П. Тиллиха, «творчество» Н. Бердяева, «открытость бытию» М. Хайдеггера и др. Но дальше всех в понимании вопросов взаимодействия темпоральностей продвинулись экзистенциалисты диалогической ориентации.

Каким образом человек осваивает времена своего жизненного мира, становясь, сбываясь в темпоральном мире, понял О. Розеншток-Хюсси, создав метод, соединяющий понимание времен личностного, общественного, исторического и теологического опыта (времени человеческого взаимодействия в психологическом, социальном, историческом и религиозном масштабах) (Монастырская, 2001).

Основная идея созданного им «грамматического метода» заключается в видении у человека (социума и культуры) целостности четырех речевых форм, или речевых ориентаций. Розеншток-Хюсси представляет знание как проявление человечности в человеке, формирующееся в потребность присутствовать в лоне четырех ориентаций речи: в повелительно-обращенной (императивной) речи; в субъективной речи; в повествовательной или «траекторной» и, наконец, в объективной, ориентированной на внешний мир. Эти речевые ориентации равноправны и взаимосвязаны в жизни человека и общества в целом, но важно их артикулирование в хронологической последовательности. Грамматический метод Розенштока-Хюсси позволяет видеть темпоральность переходного типа - ту самую короткоживущую форму, которую предположил, но не обнаружил Фрейзер, мир «между» - Mitwelt, выделяемый в экзистенциальном анализе.

Грамматический метод позволяет всякий человеческий опыт, свершение или проблему рассмотреть и понять в четырех направлениях: в направлении императива, дающего толчок событию; в направлении интериоризации познания на субъективной стадии личностного «я»; в направлении социализации и институализации поступка; в направлении относительной завершенности данного явления как части действительности. Но важна хронологическая последовательность артикуляции, восприятия и от-

ветов, т.е. время диалогического присутствия. Нару-шенность последовательности и неаутентичность речи создает время неаутентичности жизни. Все болезни человека и общества - это болезни языка. И болезни и выздоровления, таким образом, возникают в особой темпоральности, в длительности модусов артикулирования человеческой речи. Это время и есть время становления человеческого в человеке.

Особая темпоральность, которая понимается нами как время становления и бытия человека и человеческого времени в последовательности четырех направленностей речи, может быть названа транс-темпоральностью - временем перехода от конца существующего к началу возникающего, временем слова, начинающего, продолжающего и завершающего времена человека. В буквальном смысле транстем-поральность - это переходность времен. На языке естественных наук транстемпоральность может быть понята как градиент времени, тенденция симфони-зации времен.

Жизненные формы транстемпорального мира -это диссонансы и консонансы взаимодействующего становления темпоральных миров и существ. Транстемпоральный диссонанс - это дефективный модус бытия. Транстемпоральный консонанс - эффективный модус.

По мнению Фрейзера, лишь растущее экзистенциальное напряжение может гарантировать существование самоподдерживающихся, открытых, незавершенных процессов. Уменьшение экзистенциального напряжения приводит к хаосу, предшествовавшему конфликту времен, в котором возник актуальный мир. Но в реальности повседневной жизни человека нарастание и уменьшение экзистенциального напряжения - это составляющие социальной ситуации, составляющие ситуации социальных изменений.

Если стремиться к такой форме психологического исследования, которая не будет отчуждением от жизни, то, вероятно, следует признать, что исследование должно симфонизировать тенденции нарастания и уменьшения экзистенциального напряжения, способствуя при этом становлению и утверждению аутентичных форм жизни, т.е. исследование в целом так же должно не уменьшать, а увеличивать рост экзистенциального напряжения, соответствовать главной тенденции живого времени. Значит, онто-ори-ентированный экзистенциальный анализ может осуществляться в качестве научного исследовательско-

го метода в контексте специфического темпорального мира - транстемпорального, мира метастабиль-ных состояний, определяющих тенденции переходов времен, градиенты времени, мир, населенный не только существами, обладающими или не обладающими массой, существами с узким или широким горизонтом прошлого и будущего, но существами и состояниями высокой интенсивности интенциональности, метасуществами, принимающими решения.

«Истину рождает несхожее с ней.

Ты удивлен? Но тебя же не удивляет, что вода, которую ты пьешь, хлеб, который ты ешь, преображаются в сияние глаз, не удивляет, что солнце становится листвой, плодами, семенами. Хотя в семени нет ничего схожего с солнцем и с будущим кедром тоже.

Порожденное не означает подобное.

Сродство в подспудном течении, оно незримо для глаз, для ума, его чует душа. Незримое течение я и имею в виду, говоря, что творение сродни Творцу, плод сродни солнцу, поэзия сродни жизни души, человек, которого я из тебя нарабатываю, сродни укладу моего царства.

Сказанное мной важно. Без чуткости к незримому, подспудно ощущаемому течению ты не увидишь в несхожем преемственности, уничтожишь несхожее и лишишься возможности расти дальше. Ты станешь деревом, которое, не узнав в своих плодах солнца, отгородилось от солнца. Книги не могут рассказать о породившем их веющем духе, - ученый, тщательно изучив, как они построены, и построив свою книгу, пустую, никчемную, не найдет для нее читателя: все разбежались» (Сент-Экзюпери, 2003. С. 721).

Конвенциализация представлений о транстемпоральном мире, обозначение важности модуса открытости бытию, «чуткости к незримому», утверждение регулярностей становления человеческого в природе, человеке, укладе, жизнедеятельности научным психологическим дискурсом позволит опираться на принципы экзистенциального анализа не только в различных отраслях человеческой практики, но и в фундаментальных исследованиях, целью которых является симфонизация человеческих деятельностей, аутентичное преодоление естественной дробности сверхъестественным усилием становления и восстановления целостности.

Это один из немногих видимых сегодня шансов преодоления растущего разрыва между психологической теорией и практикой.

Литература

1. Монастырская И.А. «Грамматический метод» О. Розенштока-Хюсси как методология гуманитарных наук // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: Материалы Междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. Вып. 12. 328 с.

2. Сент-Экзюпери А. де. Южный почтовый. Ночной полет. Планета людей. Военный летчик. Маленький принц. Цитадель: Сб.: Пер.

с фр. / А. де Сент-Экзюпери. М.: Пушкинская библиотека, АСТ, 2003. 893 с.

3. Fraser J.T. The Genesis and the Evolution of Time. Brighton, 1982.

4. Гансвид И.Н. Дж.Т. Фрейзер и его теория времени: Доклад на семинаре «Изучение феномена времени» 12.14.1993. Институт иссле-

дований природы времени. http://www.chronos.msu.ru/relectropublications.html

5. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. Лекции. 1984-1985 гг. www.mamardashvili.ru/2005

IDENTITY AS AN ELEMENT OF TRANSTEMPORAL WORLD AND THE FRONT OF EXISTENTIAL EXPERIENCE O.V. Lukyanov (Tomsk)

Summary. This article is about one of aspects of new (transtemporal) methods, the author now works on. The author offers to use transtemporal method as a way to study human existention in the context of social practices. The problem of identity is considered. Identity is a form of man’s emotional experience of temporal conflict. This temporal conflict is always in process and threaten all the humans. The solution of the problem of identity is a practical question which the author offers to qualify as a front of existential experience.

Key words: identity, existence, temporality, conflict, experience, the purport of life.

Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, норме и патологии). - Москва; Томск: Томский государственный университет, 2004. - 460 с.

18БК 5-94621-92-0

В монографии проанализированы и систематизированы отечественные и зарубежные данные, материалы собственных многолетних экспериментальнопсихологических исследований фиксированных форм поведения на основе системного структурно-уровневого подхода. Дается классификация широкого спектра фиксированных форм поведения - персеверативного, стереотипного и ригидного. В центре экспериментально-психологического анализа находятся ригидность-флексибильность в континууме предиспозиционного фактора феноменологии фиксированных форм поведения отдельного человека как индивидуальной системы, семьи, организационных сообществ, школы, этносов как групповых систем.

В последнем разделе монографии аргументируется дифференциально-диагностическое, прогностическое, реабилитационное значение проблемы фиксированных форм поведения для медико-психологической практики, а также практик образовательной, инновационной, научного творчества и межэтнических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.