Научная статья на тему 'Идеи западной социокультурной антропологии: опыт одной интерпретации'

Идеи западной социокультурной антропологии: опыт одной интерпретации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / WESTERN CULTURAL ANTHROPOLOGY / ЗАПАДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / WESTERN SOCIAL ANTHROPOLOGY / ИСТОРИЯ ИДЕЙ / HISTORY OF IDEAS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / INTELLECTUAL HISTORY / ПРЕПОДАВАНИЕ АНТРОПОЛОГИИ В РОССИИ / THE TEACHING OF ANTHROPOLOGY IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черниенко Д.А.

В статье проведен краткий обзор основных положений и компонентов учебного пособия В.В. Яковлева, освещающего некоторые основные идеи западной культурной и социальной антропологии второй половины XIX-XX вв. Показаны особенности авторского подхода к интерпретации и преподаванию этих идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEAS OF WESTERN SOCIOCULTURAL ANTHROPOLOGY: THE EXPERIENCE OF ONE INTERPRETATION

In abstract produced a brief overview of the main provisions and components of manuals of V. Yakovlev, covering some of the basic ideas of Western cultural and social anthropology of the second half of the XIX-XX centuries. Features of teaching approach of author to interpretation of these ideas are revealed.

Текст научной работы на тему «Идеи западной социокультурной антропологии: опыт одной интерпретации»



РЕЦЕНЗИИ

УДК 572.028

Д.А. Черниенко

канд. ист. наук, доцент, кафедра этнологии и истории Удмуртии, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск

ИДЕИ ЗАПАДНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОИ АНТРОПОЛОГИИ: ОПЫТ ОДНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Аннотация. В статье проведен краткий обзор основных положений и компонентов учебного пособия В.В. Яковлева, освещающего некоторые основные идеи западной культурной и социальной антропологии второй половины XIX-XX вв. Показаны особенности авторского подхода к интерпретации и преподаванию этих идей.

Ключевые слова: западная культурная антропология, западная социальная антропология, история идей, интеллектуальная история, преподавание антропологии в России.

D.A. Chernienko, Udmurt State University, Izhevsk

THE IDEAS OF WESTERN SOCIOCULTURAL ANTHROPOLOGY: THE EXPERIENCE OF ONE

INTERPRETATION

Abstract. In abstract produced a brief overview of the main provisions and components of manuals of V. Yakovlev, covering some of the basic ideas of Western cultural and social anthropology of the second half of the XIX-XX centuries. Features of teaching approach of author to interpretation of these ideas are revealed.

Keywords: Western Cultural Anthropology, Western Social Anthropology, History of Ideas, Intellectual History, the Teaching of Anthropology in Russia.

Характерной чертой современного гуманитарного знания является усиление внимания к антропологической составляющей, в том числе в исторических исследованиях, когда на передний план выдвинут человек в его единстве с окружающим миром. Такая парадигма требует гармоничного сочетания познавательных возможностей классических концепций с новыми теоретическими подходами и исследовательскими методиками. Нередко встречающийся тезис о «молодости» антропологии сегодня можно признать относительным. Наука действительно прошла длительный и сложный путь от философских проблем осмысления человеческой сущности XVIII-XIX вв. до внедрения широкого спектра знаний о человеке в современную образовательную практику. Внутренняя трансформация антропологии, разделение ее на физическую и культурную хронологически совпали с общей дифференциацией гуманитарного знания.

Вторая половина ХХ в. со всей очевидностью показала общую тенденцию к сужению и уточнению объектов антропологических исследований, ими становились конкретные социальные структуры, технологии, обычаи, семейно-брачные отношения и пр. В этом направлении антропология убедительно показала содержательные связи своей объектно-предметной сферы с историей, этнографией, фольклористикой, лингвистикой, социологией и другими дисциплинами. Познавательный потенциал антропологии оказался востребованным и в психологии. В ряду актуальных и перспективных субдисциплин (политическая, социальная, экономическая антропология) в течение ХХ в. зародилась, например, психологическая антропология, использующая различные психологические теории для интерпретации фактического материала о людях, обществах и культурах.

В 1990-е гг. антропология получила самостоятельное значение в качестве учебной дисциплины для подготовки специалистов-гуманитариев в вузах России, но наибольшее разнообразие учебных изданий по истории и теории антропологии в отечественном образовательном пространстве приходится на первую половину 2000-х гг. Сложившаяся ситуация в данный пери-

од стала своего рода ответом на образовательные потребности времени, растущий интерес к проблеме человека в истории и обществе, к становлению антропологического знания и отразила необходимость обобщения достижений науки в новых предметно-методологических рамках. Таким образом, российские учёные и преподаватели вносили и вносят значительный вклад в разработку учебных пособий, направленных на осмысление и интерпретацию идей западной социокультурной антропологии [1, 2, 3].

Интересный опыт прочтения и преподавания этих идей принадлежит представителю тюменской школы «интеллектуальной истории», доценту Тюменского государственного университета В.В. Яковлеву [4], который обращается к сюжетам, как правило, недостаточно представленным в существующей литературе - «истолкованию идейного наследия западной (США и страны Западной Европы) культурной и социальной антропологии второй половины Х1Х-ХХ вв.» [4, с. 4]. Пособие разработано в соответствии с ФГОС ВПО и программой курса «Антропология» по специальности «Психология», с учетом сложившихся в российской науке историографических традиций, представляющих общую логику развития зарубежного антропологического знания и принадлежности тех или иных ученых к научным школам и теоретическим направлениям. При этом автор производит отбор и анализ именно тех идей, которые, по его мнению, воплощают наиболее значимые доктринальные гипотезы, что является «одним из возможных ракурсов восприятия их исторического чередования» [4, с. 5].

В Предисловии [4, с. 4-6] изложено авторское видение особенностей курса, описаны приоритеты и приёмы систематизации используемой информации. Автор решает две основные задачи, показывая тенденции, закономерности и преемственность интеллектуального развития, во-первых, от эволюционизма к фрейдизму; во-вторых, от американской исторической школы к структурализму. Во введении показаны принципиальная разница между биологическим и общественным содержанием антропологии, ее междисциплинарная природа, общие и особенные черты социокультурной антропологии в соотношении с другими науками, отмечено особое значение этнокультурной составляющей в антропологических исследованиях, приведены ее оригинальные методологические постулаты [4, с. 18-23].

В общей сложности автором освещены идеи 50 ведущих представителей 10 научных школ и направлений западной культурной и социальной антропологии второй половины Х1Х-ХХ вв. (по 5 ученых в каждой школе). В первом разделе проанализированы идеи некоторых основных представителей эволюционизма, диффузионизма, расово-антропологической школы, французской социологической школы и фрейдизма; во втором - американской исторической школы, американской этнопсихологической школы, неоэволюционизма, функционализма и структурализма. Каждый раздел заканчивается резюме, в которых сформулированы основные доктрины той или иной школы или направления. Заключение [4, с. 79-82] формирует ясные представления о некоторых основных идеях западной культурной и социальной антропологии второй половины Х1Х-ХХ вв.

Пособие также снабжено вопросами для самопроверки [4, с. 47-49, 76-78] и подготовки к экзамену [4, с. 94-95], тестами с ключами для самоконтроля [4, с. 83-93]. При этом вопросы по тексту и тестовые вопросы не дублируют друг друга, что позволяет с максимальной полнотой задействовать информативный потенциал пособия. Кроме того, в пособие включены глоссарий [4, с. 96-100], список основной, дополнительной и справочной литературы [4, с. 101-105], список основных и дополнительных источников [4, с. 105-116], список литературы о представителях западной культурной и социальной антропологии [4, с. 117-124] и др. Глоссарий, содержащий 51 термин, и сноски удачно дополняют композицию пособия. Библиографические списки источников и литературы отличаются редкой полнотой и продуманностью. Список источников содержит 193 наименования, список литературы о представителях западной культурной и социальной антропологии - 109 наименований на русском и западноевропейских языках. Ссылки

110

№ 1 (41) - 2015

на интернет- и мультимедиа-ресурсы [4, с. 124-126] позволяют судить о том, что преподавание курса сопряжено с использованием современных средств обучения.

Особое место в пособии занимает приложение «Перечень названий наиболее известных работ некоторых основных представителей западной культурной и социальной антропологии второй половины Х1Х-ХХ вв.» [4, с. 129-137]. Вне всякого сомнения, приложение явилось результатом большой библиографической и переводческой работы и носит характер краткого библиографического справочника, значение которого в рамках освоения курса трудно переоценить.

Таким образом, проведённый краткий обзор основных положений и компонентов учебного пособия позволяет выявить следующие особенности авторского подхода к интерпретации идей западной культурной и социальной антропологии второй половины Х1Х-ХХ вв. Во-первых, В. Яковлев обращается к описанию идей классических школ и направлений западной социокультурной антропологии; во-вторых, придерживается традиционных представлений о главных этапах истории западной социокультурной антропологии; в-третьих, стремится к обобщению, в первую очередь, отечественного исследовательского опыта и подтверждает, что к настоящему времени сформировалась отечественная междисциплинарная антропологически ориентированная историография.

Представляется, что отраженный в учебном пособии богатый зарубежный опыт в области культурной и социальной антропологии по изучению разных сторон и проявлений человеческой жизни поможет студентам-гуманитариям, в том числе психологам, осознать происходящие изменения в нормах и поведении человека как неотъемлемую часть процесса цивилизации, а значит лучше понять сложную картину всей общественной эволюции. Несмотря на изменения последних лет в образовательном стандарте, рассматриваемое издание по своим подходам и содержанию сохраняет актуальность и востребовано в современном учебном процессе.

Список литературы:

1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: учеб. пособие / А.А. Белик. - М.: РГГУ, 1998. - 241 с.

2. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии: учеб. пособие для вузов / Г.П. Отюцкий. - М.: Акад. проект, 2003. - 400 с.

3. Токарев С.А. История зарубежной этнографии: учеб. пособие для вузов по специальности «История» / С.А. Токарев. - М.: Высш. шк., 1978. - 352 с.

4. Яковлев В.В. Антропология. Идеи западной культурной и социальной антропологии второй половины Х1Х-ХХ вв.: учеб. пособие / В.В. Яковлев. - Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2010. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.