Научная статья на тему 'Идеи медицинской педагогики на этапе её становления в истории образования'

Идеи медицинской педагогики на этапе её становления в истории образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА / СТАНОВЛЕНИЕ КАК ПЕРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ / IDEA / PEDAGOGICAL IDEA / MEDICAL PEDAGOGY / FORMATION OF TRANSITIONAL STATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев М. В.

В статье акцентируется внимание на интеграции медицины и педагогики, раскрывается сущность педагогических идей и их роль в становлении и развитии педагогической мысли. Становление указывает на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей и явлений, к самоопределению природных и общественных систем, которые в дальнейшем будут развиваться. С этих позиций идеи медицинской педагогики на этапе её становления в истории образования важны для анализа их развития в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьев М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF MEDICAL PEDAGOGY AT THE STAGE OF ITS FORMATION IN THE HISTORY OF EDUCATION

The article focuses on the integration of medicine and pedagogy, the basics of pedagogical ideas and their role in the formation and development of pedagogical thought. Any process of formation indicates some transitional states, which are leading to shaping of things and phenomena, to the self-determination of natural and social systems, which will continue to evolve. From this perspective, the idea of medical pedagogy at the stage of its formation in the history of education is important for the analysis of the development in modern conditions. The researcher studies the professional and educational activity of famous medical doctors, such as N. I. Pirogov, G. A. Zaharjin, S. P. Botkin, V. Wund, P. Lesgaft. The paper considers the role of Pirogov''s and Zaharjin''s conception of medicopedagogical education, which was worked out for the sake of protection of the nation''s well being. The author observes the process of development of medical pedagogy in modern time.

Текст научной работы на тему «Идеи медицинской педагогики на этапе её становления в истории образования»

Более сложным для преодоления отставания оказываются трудности, связанные с реализацией развивающей функции обучения; в современных условиях эта функция является самой главной. Особенно значима эта функция для начальных классов. На реализацию этой функции в начальных классах ориентированы системы обучения, разработанные Л.В. Занковым, Д.Б. Элько-ниным, В.В. Давыдовым. У учащихся, слабо владеющих языком обучения, медленнее и хуже протекает процесс накопления знаний, развития кругозора, эрудиции. Дополнительные трудности у таких детей возникают в развитии мышления. Недостаточный запас слов, слабо развитая внутренняя речь не благоприятствуют овладению ими такими умственными операциями (действиями), как готовность анализировать, синтезировать, обобщать. Кроме того, немалые трудности возникают в формировании понятий. Зачастую они запоминают слова, обозначающие понятия, но не воспринимают сущность слов [4].

Библиографический список

Особенно большие трудности в процессе реализации развивающей функции обучения возникают у тех учащихся начальных классов со смешанным национальным составом, которые до школы не овладевают своим национальным языком (он не играет роли родного языка) и по этой причине не получают соответствующего уровня умственного развития. Особенно сложным оказывается положение у той части учащихся, которые слабо овладели и языком обучения (русским языком). Для того чтобы предупредить такое явление, нужно предпринимать меры не только по ускоренному овладению ими русским языком, но и своим родным. Ускоренное овладение двумя языками приводит к двуязычию. Достижение должного двуязычия является одной из главных задач начальных классов со смешанным национальным составом учащихся.

1. Бережнова Л.Н., Богословский В.И., Филиппова С.О., Гуйван Т.П., Малышева Е.В., Митин Е.А., Щеглов В.И. Гуманитарные технологии в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации. Санкт-Петербург: Книжный Дом, 2007.

2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Москва: Просвещение, 1974; Т. 1.

3. Адриненко М.А. Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы. Available at: http://knowledge.allbest.ru

4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. Москва: Педагогика, 1990.

References

1. Berezhnova L.N., Bogoslovskij V.I., Filippova S.O., Gujvan T.P., Malysheva E.V., Mitin E.A., Scheglov V.I. Gumanitarnye tehnologii v poli'etnicheskoj obrazovatel'noj srede: preduprezhdenie kul'turnoj deprivacii. Sankt-Peterburg: Knizhnyj Dom, 2007.

2. Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2-h t. Moskva: Prosveschenie, 1974; T. 1.

3. Adrinenko M.A. Formirovanie 'etnicheskoj tolerantnosti u Shkolnikov v polikul'turnom prostranstve nachal'noj shkoly. Available at: http:// knowledge.allbest.ru

4. Zankov L.V. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1990.

Статья поступила в редакцию 16.03.15

УДК 378

Afanasyev M.V., adjunct student, 1-year postgraduate school, St. Petersburg military Institute of Internal Troops of Ministry

of Internal Affairs of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: 13maxik13@list.ru

THE IDEA OF MEDICAL PEDAGOGY AT THE STAGE OF ITS FORMATION IN THE HISTORY OF EDUCATION. The article focuses on the integration of medicine and pedagogy, the basics of pedagogical ideas and their role in the formation and development of pedagogical thought. Any process of formation indicates some transitional states, which are leading to shaping of things and phenomena, to the self-determination of natural and social systems, which will continue to evolve. From this perspective, the idea of medical pedagogy at the stage of its formation in the history of education is important for the analysis of the development in modern conditions. The researcher studies the professional and educational activity of famous medical doctors, such as N. I. Pirogov, G. A. Zaharjin, S. P. Botkin, V. Wund, P. Lesgaft. The paper considers the role of Pirogov's and Zaharjin's conception of medico-pedagogical education, which was worked out for the sake of protection of the nation's well being. The author observes the process of development of medical pedagogy in modern time.

Key words: idea, pedagogical idea, medical pedagogy, formation of transitional states.

М.В. Афанасьев, адъюнкт 1 курса адъюнктуры Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД

России, г. Санкт-Петербург, E-mail: l3maxikl3@Hst.ru

ИДЕИ МЕДИЦИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ЭТАПЕ ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье акцентируется внимание на интеграции медицины и педагогики, раскрывается сущность педагогических идей и их роль в становлении и развитии педагогической мысли. Становление указывает на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей и явлений, к самоопределению природных и общественных систем, которые в дальнейшем будут развиваться. С этих позиций идеи медицинской педагогики на этапе её становления в истории образования важны для анализа их развития в современных условиях.

Ключевые слова: идея, педагогическая идея, медицинская педагогика, становление как переходное состояние.

В историческом процессе развития образования сложилась междисциплинарная область, связывающая медицину с педагогикой. Междисциплинарность, как умение комплексного применения знаний, переноса методов из одной дисциплины в другую, задействована в исследованиях взаимозависимости психической (внутренней) и практической деятельности человека.

Выдвижение проблемы человека в качестве общенаучной коренным образом изменяет взаимосвязи между различными областями знаний. Проблемы соотношения социального и биологического в человеке, воспитания и обучения, как здорового ребенка, так и страдающего от хронического заболевания, развития его как личности и т.п. - целесообразно решать комплексно, в соответствии с достижениями в области человекознания [1].

Междисциплинарная область, включающая: медицинское просвещение населения, привитие в образовательных учреждениях элементарных навыков оказания медицинской помощи в ситуациях травматизации человека, педагогическую деятельность в медицинских учреждениях, педагогическую поддержку в восстановительном и санаторном лечении, получила название медицинской педагогики. Имеются и другие определения медицинской педагогики, которые эту междисциплинарную область в большей степени относят к сфере врачебной деятельности. В частности, «медицинская педагогика - междисциплинарная область теории и практики клинической психологии, возникшая на основании эмпирически подтвержденной эффективности специального обучения больных ...» [2].

В понимании медицинской педагогики отсутствует противоречие тому, что осуществляется одновременно лечение и обучение. Медицинская педагогика как междисциплинарная область и как составляющая системы педагогических наук имеет несколько направлений научной и практической деятельности медицинских и педагогических работников. Замысел статьи заключен в обосновании идей медицинской педагогики на этапе её становления в истории образования.

Становление - глубокая, многогранная философская категория. Становление - это движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть. Становление еще не бытие того, что становится, а только движение к бытию. Аристотель подчеркнул главное: «ничто не может возникнуть из не-сущего». Поддерживая традиции Платона связывать становление со временем, С. Франк пишет: «Мы имеем в виду время, или становление. Если мы возьмем понятие конкретного в его специфическом и общеупотребительном значении, именно в отличие от абстрактного как вневременного, то мы можем сказать, что все конкретное стоит во времени или, вернее, протекает во времени, подчинено становлению в широком смысле этого слова» [3]. Очевидно, что становление входит в состав определений, характеризующих более широкие понятия бытия, движения, процесса, фиксирует некую вещь (организм, событие, идею), которой ещё нет, но она уже оказывает воздействие на окружающую среду, меняет совокупность условий и течение событий.

Становление педагогических идей могут предварять сами идеи, которые ещё не оформились, но уже оказывают воздействие на окружающую среду, на течение событий.

Педагогические идеи являются сложным историко-педагоги-ческим явлением, находящимся в динамике и взаимодействии. Процессу формирования педагогических идей свойственны изменчивость и обновление. Содержательное наполнение идей представляет собой совокупность разных взглядов на одну и ту же проблему педагогической теории и практики и различные предложения, направленные на их решение.

В современном понимании идея - это «мысль, получившая концептуальное оформление» [4, с. 257]. Сущностная характеристика идеи в педагогике определяется как форма отражения идеального аспекта педагогической реальности. Идеальный аспект отображает не только нынешнее состояние реальности, но и указывает возможные направления её развития, обозначая, тем самым, ценность и практическую значимость.

Одна из идей начала оформляться с появлением школ и указывала на связь воспитания и развития. Эта идея шла из практики семейного воспитания, когда оно было основной формой социализации.

В ХУМ-ХУШ веках человек стал рассматриваться как продукт биологической эволюции. На этом основании в педагогике был выдвинут принцип природосообразности. Дж. Локк (16321704) английский философ эпохи Просвещения стоял на позиции соответствия естественному ходу развития человеческой природы, что обеспечивает в процессе воспитания гармоничное развитие детей. Педагогические идеи И. Канта (1724-1804) складывались под влиянием взглядов Руссо. Он не раз подчеркивал, что ни одна из прочитанных книг не произвела на него большего впечатления, чем «Эмиль, или о воспитании», так как социальная необходимость воспитания заключает «величайшую тайну усовершенствования природы». Г. Песталоцци (1746-1827) важнейшим средством воспитания и развития человека считал труд, который развивает все природные силы и способности человека, делает его разносторонним и гармоническим формирует нравственность. Ф.А. Дистервег (1790-1866), принимая взгляды Песталоцци, выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного подхо-

да к решению педагогических проблем. Важнейшим принципом воспитания вслед за Песталоцци считал природосообразность.

Таким образом, ещё одна педагогическая идея, которая направляла становление идей медицинской педагогики, отражала принцип природосообразности. И этот принцип получил воплощение в новых педагогических изысканиях.

На социальную обусловленность воспитания и образования указывал Ф. Шлейермахер (1768-1834). В первой половине XIX века заметно сказались на развитии педагогической мысли философские труды Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), который высоко оценивал преобразующую роль воспитания и отводил человеку роль творца и созидателя.

В качестве источника педагогических идей привлекались педагогические сочинения авторов XIX века, опубликованные в периодических изданиях [5] или отдельными изданиями

[6]. Известными во второй четверти XIX века были книги князя П.Н. Енгалычева, популяризирующие педагогические идеи о необходимости связи физического и нравственного воспитания

[7]. В книгах явно прослеживается забота о сохранении здоровья подрастающего поколения, имеются разъяснения о вредности наказаний.

Итак, идея взаимозависимости воспитания и развития не только поддерживается в историко-педагогическом процессе и истории образования, но и отражает идею сохранения здоровья в воспитании, а также подчеркивает влияние социальных условий на здоровье людей. Именно отмеченные педагогические идеи наиболее ярко проявились в период становления медицинской педагогики.

С середины XIX века актуализировалась проблема «Комплексного воспитания человека с учетом единства законов развития природы и общества» в условиях наметившейся интеграции естественнонаучных и гуманитарных исследований. Приверженцами этого направления решения проблемы были врачи и физиологи, психологи и педагоги В.М. Бехтерев, С.П. Боткин, В. Вундт, Г.А. Захарьин, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушин-ский, И.А. Сикорский и др. Вторая половина XIX века - период становления медицинской педагогики.

Н.И. Пирогов (1810-1881) и Г.А. Захарьин (1829-1897) первыми из врачей обосновали идею о необходимости медико-педагогического образования с целью выполнения гигиенических условий и «охранения народного здравия». Пирогов в 1870 г. в отзыве «О трудах постоянной медицинской комиссии», что «одно пользование больных бесцельно без выполнения гигиенических условий... Земской медицине придется бороться с невежеством народных масс и видоизменить целые мировоззрения...». В связи с этим он рекомендовал медицинскому сообществу установить тесный союз со школой и «соединить образование фельдшеров с образованием учителей» [8, с. 436]. Как учёный, он был активным сторонником, прежде всего, профилактического направления медицины и народного просвещения. Все многочисленные исследования Н.И. Пирогова и практическая деятельность в области педагогики пронизаны одной мыслью: необходимо максимально обеспечить условия для беспрепятственного развития заложенных в человеке природных способностей, в том числе в периоды кризиса здоровья. Человек может мобилизовать свои силы для оказания себе помощи в выздоровлении.

Г.А. Захарьин рассматривал организм как целостную систему, а болезнь - как результат неблагоприятного воздействия внешней среды. Считал, что надо лечить не болезнь, а больного. Он доказывал, что там, где гигиена отсутствует, где не принимают предупредительных мер, там врачебная помощь будет только призрачной.

К.Д. Ушинский (1824-1870) неоднократно проводил аналогии между педагогикой и медициной в деятельности умелого врача и опытного педагога, подчеркивал, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

Анализируя процесс интеграции медицинского и педагогического образования на этапе становления медицинской педагогики, нельзя не отметить вклад ученых в диагностику - изучение состояний, свойств и резервов человека, позволяющее индивидуально работать с ним в целях его воспитания, обучения, профилактики и лечения. Научные работы В. Вундта (1832-1920) были посвящены физиологии человека. В 1863 году вышла в свет книга «Лекции о душе человека и животных», в 1873 году -«Основы психофизиологической психологии», в которых он обосновывал значение психологического исследования для выявления проблем развития человека.

Умело совмещал в своей деятельности медицину, физиологию, психологию, педагогику С.П. Боткин (1832-1889) - врач, ученый и общественный деятель. Его идеи были сосредоточены на восприятии взаимоотношений организма и внешней среды, целостности организма и его изменчивости, происхождения психической деятельности человека. Главнейшей задачей практической медицины и педагогики он считал предупреждение болезни, а не ее лечение.

Идеи Боткина были близки П.Ф. Лесгафту (1837-1909) - биологу, анатому, педагогу, врачу, создателю научной системы физического воспитания. Человек им всегда рассматривается как целостный организм и личность одновременно. «Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соответствующих им аспектов воспитания» [9].

И.А. Сикорский (1842-1919) - русский ученый-психолог, теоретик национализма, активный общественный деятель. Наличие медицинского образования, знание педагогики и психологии позволяли ему определять проблем детского развития и

Библиографический список

разрабатывать практические рекомендации для воспитания и обучения. В качестве основного фактора воспитания он рассматривал интеграцию школы, семьи, психологической помощи и медицины

Особый интерес представляют научные взгляды и идеи В.М. Бехтерева (1857-1927). Отличительная черта его концепции - антропологическая ориентация, аналитически раскрыл понимание «больной и здоровый человек». «Впервые в отечественной науке глубоко и полно было обосновано представление о человеке как биосоциальном существе» [10]. Будучи специалистом в области анатомии, гистологии, морфологии и физиологии мозга, психо- и невропатологии, психологии и педагогики, Бехтерев впервые ввел понятие медицинская педагогика [1].

Таким образом, начальный этап интеграции медицинского образования с педагогическим характеризуется стремлением ученых к междисциплинарному знанию о человеке. Проблема человека как предмета воспитания, развития и сохранения здоровья потребовала изыскания возможности педагогического, психологического и медицинского приложения.

1. Медицина и педагогика на пути интеграции. Реферат. Московская Медицинская Академия им. И.М. Сеченова. Available at: xrefer-at.ru>71/5609-1-medicina-i-pedagogika

2. Информационный ресурс: Available at: pedagog/medicinskaya-pedagogika

3. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. Москва: Правда, 1990.

4. Современный словарь по педагогике. Сост. Е.С. Репацевич. Минск: «Современное слово», 2001.

5. Давыдов И.И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей. Русский педагогический вестник. 1834; № 10, Т. 6.

6. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании. Санкт-Петербург, 1846.

7. Енгалычев П.Н. Словарь добродетелей и пророков, с прибавлением некоторых достопамятных происшествий Санкт-Петербург: Типография Департамента Народного Просвещения, 1828.

8. Большая медицинская энциклопедия. Москва, 1962; Т. 24.

9. Лесгафт П.Ф. Избранные. Труды. Сост. И.Н. Решетень. Москва, 1987.

10. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой. Москва; Воронеж, 2007. References

1. Medicina i pedagogika na puti integracii. Referat. Moskovskaya Medicinskaya Akademiya im. I.M. Sechenova. Available at: xreferat. ru>71/5609-1-medicina-i-pedagogika

2. Informacionnyj resurs: Available at: pedagog/medicinskaya-pedagogika

3. Frank S.L. Nepostizhimoe. Ontologicheskoe vvedenie v filosofiyu religii. Moskva: Pravda, 1990.

4. Sovremennyj slovar' po pedagogike. Sost. E.S. Repacevich. Minsk: «Sovremennoe slovo», 2001.

5. Davydov I.I. O soglasovanii vospitaniya s razvitiem dushevnyh sposobnostej. Russkijpedagogicheskij vestnik. 1834; № 10, T. 6.

6. Aftonas'ev A.F. Mysli o vospitanii. Sankt-Peterburg, 1846.

7. Engalychev P.N. Slovar' dobrodetelej i prorokov, s pribavleniem nekotoryh dostopamyatnyh proisshestvij Sankt-Peterburg: Tipografiya Departamenta Narodnogo Prosvescheniya, 1828.

8. Bol'shaya medicinskaya 'enciklopediya. Moskva, 1962; T. 24.

9. Lesgaft P.F. Izbrannye. Trudy. Sost. I.N. Resheten'. Moskva, 1987.

10. Behterev V.M. Problemy razvitiya i vospitaniya cheloveka. Pod red. A.V. Brushlinskogo, V.A. Kol'covoj. Moskva; Voronezh, 2007.

Статья поступила в редакцию 11.03.15

УДК 371

Bagirova Z.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: zagidat2010@yandex.ru

MANAGEMENT CULTURE OF THE HEAD IN A SECONDARY SCHOOL: STRUCTURE AND CONTENTS. The research paper presents some theoretical approaches to the understanding of culture as an integral part of the common culture of humanity, expanded view of the role and importance of the management culture in the activities of Director of contemporary educational institutions. The author reveals the main structural components of the management culture of Director of a modern school, identifies the barriers to effective management of educational institutions. The article also shows the main personal characteristics of a leader, which contribute to the effectiveness in administrative work. The author comes to the conclusion that in modern conditions only systematic, comprehensive approach to successfully manage an educational institution, to ensure high efficiency of training and education, the goals to be met. The research helped to differentiate socioeconomic (authoritarian style, collapse of moral values, problems in economy), social (low educational level of the society, underfunding of educational system by the state, teachers go into business) and psychological barriers (low psychological culture, lack of a net of psychological assisting institutions) that hinder management in schools.

Key words: culture management, head of secondary school, personal characteristics of a director.

З.К. Багирова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: zagidat2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.