Научная статья на тему 'Идеи М. В. Ломоносова и Н. Ф. Федорова о формировании Северо-Сибирского транспортного кольца применительно к евроазиатской социодинамике и высшему образованию'

Идеи М. В. Ломоносова и Н. Ф. Федорова о формировании Северо-Сибирского транспортного кольца применительно к евроазиатской социодинамике и высшему образованию Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНЫ СЕВЕРА / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ПРИРОДНАЯ СРЕДА / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ / THE NORTH REGIONS / NEW TECHNOLOGIES / HEALTH CARE / ENVIRONMENT / NORTHERN SEAWAY / THE TRANS-SIBERIAN RAILWAY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цхадая Н. Д., Андронов И. Н., Задорожнюк И. Е.

Сегодня Север России выступает местом встречи цивилизаций Востока и Запада, что предвидели отечественные мыслители М.В. Ломоносов и Н.Ф. Федоров. С опорой на их идеи и с учетом тенденций технологического развития определяются контуры и функции двусоставного транспортного кольца России: Транссибирской магистрали и Северного морского пути в плане не только прокладывания оптимальных торговых путей, но и научно обоснованного освоения естественных богатств Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF M.V.LOMONOSOV AND N.F.FEDOROV ON FORMATION OF THE NORTH SIBERIAN TRANSPORT RING WITH REFERENCE TO THE EUROASIAN SOCIO-DYNAMICS AND HIGHER EDUCATION

Today the North of Russia is a place where the civilizations of the East and the West meet and domestic thinkers M. V. Lomonosov and N.F. Fedorov expected that. Relying on their ideas and taking into account the tendencies of technological development we can define the contours and functions of the two-staged transport ring of Russia: the Trans-Siberian Railway and Northern seaway considering not only laying the optimum trading ways but also the scientifically proved development of the North natural resources.

Текст научной работы на тему «Идеи М. В. Ломоносова и Н. Ф. Федорова о формировании Северо-Сибирского транспортного кольца применительно к евроазиатской социодинамике и высшему образованию»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 502.171:113 (470.1/2)

ИДЕИ М.В. ЛОМОНОСОВА И Н.Ф. ФЕДОРОВА О ФОРМИРОВАНИИ СЕВЕРО-СИБИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КОЛЬЦА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЕВРОАЗИАТСКОЙ СОЦИОДИНАМИКЕ И ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Н.Д. ЦХАДАЯ, И.Н. АНДРОНОВ, И.Е. ЗАДОРОЖНЮК

Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта iandronov@ustu.net. zador46@yandex.ru

Сегодня Север России выступает местом встречи цивилизаций Востока и Запада, что предвидели отечественные мыслители М.В. Ломоносов и Н.Ф. Федоров. С опорой на их идеи и с учетом тенденций технологического развития определяются контуры и функции двусоставного транспортного кольца России: Транссибирской магистрали и Северного морского пути в плане не только прокладывания оптимальных торговых путей, но и научно обоснованного освоения естественных богатств Севера.

Ключевые слова: регионы Севера, новые технологии, здоровьесбережение, природная среда, Северный морской путь, Транссибирская магистраль

N.D. TSKHADAYA, I.N. ANDRONOV, I.E. ZADOROZHNYUK. IDEAS OF M.V.LOMONOSOV AND N.F.FEDOROV ON FORMATION OF THE NORTH SIBERIAN TRANSPORT RING WITH REFERENCE TO THE EUROASIAN SOCIO-DYNAMICS AND HIGHER EDUCATION

Today the North of Russia is a place where the civilizations of the East and the West meet and domestic thinkers M. V. Lomonosov and N.F. Fedorov expected that. Relying on their ideas and taking into account the tendencies of technological development we can define the contours and functions of the two-staged transport ring of Russia: the Trans-Siberian Railway and Northern seaway considering not only laying the optimum trading ways but also the scientifically proved development of the North natural resources.

Key words: the North regions, new technologies, health care, environment, Northern seaway, the Trans-Siberian Railway

Многие природные и социальные процессы XXI в. можно интерпретировать как свидетельство того, что Север в целом (циркумполярная зона) и Север России в особой степени становятся местом встречи цивилизаций по самым различным векторам и параметрам. Северный морской путь (протяженностью 4 630 км) при этом демонстрирует тенденцию превращения в транспортную артерию, способную дать новые импульсы единению человечества. Одно из основных препятствий для ее полноценного функционирования - арктические льды - преодолевается со все большей эффективностью, причем не столько вследствие глобального потепления (оно может и прекратиться), сколько в связи с появлением новых технологий (мощные подвижки в судостроении обусловлены в первую очередь развитием новых материалов). Об этом в частности шла речь на состоявшемся 22-23 сентября 2011 г. в Архангельске Втором Международном форуме «Артика - территория диалога», где

академик Н.П.Лаверов отмечал, что площадь ледяного покрова в Северном Ледовитом океане составляет менее 4,2 млн. кв. км, и что за последние 30 лет она уменьшилась в два раза. Другие участники Форума подчеркнули, что время следования эталонным маршрутом Роттердам-Иокагама сокращается при северном варианте по сравнению с доминирующим ныне южным с 33 до 20 суток, экономия топлива составляет 800 т в расчете на среднестатистическое судно, а рентабельность Сев-морпути достижима при прохождении грузов в 30 млн. т в год [1].

В этих условиях возрастает спрос на новые технологические разработки, осуществляемые по многим направлениям учеными Ухтинского государственного технического университета (УГТУ), который является форпостом нефтегазового образования на Севере России и в рамках которого развиваются мощные научные школы. Не меньшую роль играют осуществляемые учеными УГТУ и гу-

манитарные исследования [2-5], а также работы Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра УрО РАН [6].

Общецивилизационное значение Севера начало осознаваться в русской научной мысли еще в середине XVIII в. и обогатилось новыми истолкованиями в конце XIX в. Это связано с именами выдающихся отечественных мыслителей - М.В. Ломоносова [7] и Н.Ф. Федорова [8]. Со второй трети XX в. началось интенсивное практическое освоение Северного морского пути. Однако его результаты и перспективы столь мощному осмыслению пока не подвергались. Достаточно хотя бы познакомиться с трудами М.В. Ломоносова в области естествознания, социальных наук и художественного творчества, чтобы убедиться в том, что ключевые идеи как бы просвечивают во всем «корпусе» его произведений. При этом физико-химические, метериало-ведческие, астрономические, климатические знания имеют большую ориентированность на решение проблем Севера. Социальная значимость работ ученого во многом исходит из тезиса, в соответствии с которым могущество России будет прирастать Сибирью. Он явился первым мыслителем, обосновавшим общецивилизационную значимость Северного морского пути, включая возможный проход Сибирским океаном в Восточную Индию. Мореплаватель В.Я. Чичагов в 1764 г. предпринял попытку в осуществление проекта М.В.Ломоносова пройти через Северный Ледовитый океан, но, встретив тяжелые льды, вернулся в Архангельск. Неудачной была и его попытка 1766 г.

В 115 параграфе своей работы М.В.Ломоно-сов пишет: «Когда по щедрому божескому промыслу и по счастию всемилостивейшия самодержцы нашея желаемый путь по Северному океану на восток откроется, тогда свободно будет укрепить и распространить российское могущество на востоке, совокупляя с морским ходом сухой путь по Сибире на берега Тихого океана». В дальнейших параграфах выгоды от освоения территорий и разработки ресурсов, в том числе и полезных ископаемых, характеризуются подробнее. В Заключении М.В.Ломо-носов описывает препятствия к возможному освоению: «...неудачные предприятия произошли: 1) от неясного понятия предприемлемого дела, что не имели не токмо наши, но и англичане и голландцы довольного знания натуры, ниже ясного воображения предлежащей дороги; 2) что приуготовления были беспорядочны, следовательно, и сами предприятия неудачны и бедственны; 3) особливо же представим о наших прежних предприятиях, что промышленники ходили порознь, одинакие, не думали про многолюдные компании, без которых всякие предприятия слабы» [7, С. 388, 390]. Относительно последнего можно сказать, что освоение Севера М.В.Ломоносов связывает с освоением социальных технологий, делая акцент на мобилизацию массовых ресурсов как государственных, так и частных. Упомянутое произведение, равно как и ряд других работ, фактически создали научно обоснованную базу для освоения Северного мор-

ского пути. Если бы вслед за этим последовали и соответствующие мероприятия, он был бы проложен куда раньше. Но дальнейшие экспедиции более чем на столетие были свернуты, хотя западная и восточная части этого пути все же продолжали активно осваиваться, а на Аляске и в других частях Северной Америки появились постоянные русские поселения.

Фактически завет М.В. Ломоносова - прилагать совокупные усилия к столь социально значимому делу с использованием всех ресурсов на основе синергетики - лишь предстоит осуществить. О том, что это дело общечеловеческого масштаба, требующее нового качества отношений между народами и людьми, почти полтора столетия спустя начал писать другой русский мыслитель Н. Ф. Федоров [8]. В его время развитие производительных сил придало новое качество Северному морскому пути, который предстал как полукольцо, дополняемое железной дорогой от Владивостока до Мурманска. Вскоре после начала строительства Транссибирской магистрали весной 1894 г. Н.Ф.Федоров пишет: «С постройкой Сибирской железной дороги полагается начало не только соединения западных и восточных берегов Российской империи, европейской и западной частей ее, но и северных и южных окраин, ибо исследуется Карское море, устье Оби и Енисея, а в Алтайских и Саянских горах возникает, кроме Уральских, металлургическая деятельность. Эта великая дорога представляет завершение Русской земли, составляющее лишь начало собирания всей земли». Столь широкую трактовку функций данной дороги - масштабного российского проекта, который в XX в. можно сравнить лишь с освоением космоса - не давал никто. В полной мере не повторял ее и сам Н.Ф.Федоров в более поздних своих трудах.

Ключевая идея его статьи - связь двух портов на крайнем востоке и крайнем Севере России. Связывающие их северные ответвления Транссибирской магистрали предполагают возможность нескольких выходов на побережье Ледовитого океана (упоминаются Xайпудырская губа, зыряно-вотяцко-пермские земли, устье Оби, Карское море), что имплицитно содержит идею о возможности их морского соединения.

Прямых указаний на то, что первое транспортное полукольцо может быть дополнено другим, у Н.Ф.Федорова практически нет. Одна из причин заключалась в том, что хотя русскими поморами акватория Баренцева моря была исследована еще в XV-XVI вв., а к середине XVII в. русские мореплаватели практически нашли проход из Северного Ледовитого океана в Тихий, проблема сквозного пути решалась лишь в конце XIX в., когда швед А.Э. Норденшельд в 1878-1879 гг. прошел до Чукотского моря, а затем после зимовки - до мыса Дежнева. Лишь в 1932 г. Северный морской путь (в 1920-е гг. именовался Северо-Восточным проходом) был пройден за одну навигацию. Идею двусоставного транспортного кольца по периметрам российской территории Н.Ф.Федоров четко не высказывал. Однако его интуиция и рефлексия очень

важны для понимания того, что она значит как для современной России, так и для всего мира. Геополитические функции указанного кольца ясны до недвусмысленности: это граница, сберегающая Россию. Поэтому ее защита - дело первостепенной важности. Но это же кольцо - пример сотрудничества со всеми странами, круг которых будет расширяться: от имеющих прямые интересы в Арктике (Скандинавские страны, США, Канада) до всех европейских стран, а в дальнейшем Индии, Китая и Японии, а также тех стран, которые Н.Ф.Федоров относил к мусульманскому миру. Север в этом плане предстает как некая лаборатория, по словам исследователя, а братское сожительство народов, по-новому выстраивающих без разновидностей любого эгоизма свои отношения как к природе, так и между собой. Для освоения других экстремальных территорий и даже космоса может пригодиться культура малочисленных народов Севера, поскольку они накопили большой опыт выживания в условиях эмоциональной депривации. Его использование - общее дело планетарного масштаба.

Итак, местом продуктивного сотрудничества Востока и Запада в значительной мере может служить Север России. На это косвенно указывал М.В.Ломоносов и полнее аргументировал Н.Ф.Фе-доров. Эта идея вырисовывается во многих научных проектах и практически ориентированных инициативах начала XXI в. Но их реализация невозможна без использования потенциала северных вузов и высоких образовательных стандартов. Образно говоря, сегодня Север может осваивать только высокообразованный и здоровый человек, способный реализовывать свой потенциал профессионализма с привязкой научных знаний к местным условиям проживания. Очень важны информационно-коммуникационные технологии, которые в принципе способны резко повысить качество жизни северян.

Специалист на Севере (и с Севера) в сравнении со специалистом среднероссийского уровня был и остается лучшим по многим параметрам. Но сегодня он должен обладать не только высоким профессионализмом, но и широким социальным видением в плане тех же экологических последствий своей деятельности на Севере. Поскольку дальнейшее разрушение за десятилетия освоения Севера природной среды обитания чревато катастрофическими последствиями.

Поэтому ученые-северяне и ученые-северо-веды в первую очередь способны осознать безаль-тернативность мирного и продуктивного сотрудничества стран, особенно в циркумполярном масштабе. Когда же транспортное кольцо России станет полноценной трассой и появятся новые шансы для решения проблем глобального развития, тогда фигуры М.В. Ломоносова и Н.Ф. Федорова еще ярче предстанут в качестве провозвестников идей, востребованных новым тысячелетием.

В современных североведческих исследованиях особенно востребованы межцисциплинарные подходы, которые были присущи научным взглядам и гражданским позициям М.В.Ломоносова и Н.Ф. Федорова. В рамках УГТУ разработка междис-

циплинарных проектов сводится к обеспечению исследований разнородных феноменов на месте их проявления и существования. Эта миссия УГТУ находит выражение и в модели этого северного вуза. Практически все его научные школы, и в первую очередь школа материаловедения, активно ориентированы на реализацию научно-практических задач. Поскольку фактически каждый их северных вузов имеет свой спектр разработок в сходных направлениях, которые необходимо координировать. Работа в этом направлении уже началась и приносит первые результаты. Но при этом нужны и соответствующие финансовые вложения, которые, несомненно, окупятся. Поскольку и экологически приемлемое освоение богатств Севера, и использование ресурсов Северного морского пути возможно лишь на базисе современных научных исследований. Такая работа должна строиться с использованием транспортных и информационных сетей, и научный потенциал УГТУ уже сейчас может быть предоставлен в распоряжение соответствующей координирующей структуры. Есть все основания ожидать, что к этой провозглашенной инициативе северного вуза присоединятся как государственные, так и бизнес-структуры. Очень уж очевидны выгоды от полноценного «запуска» Северного морского пути в соединении с другой транспортной артерией - Транссибирской магистралью. Находящиеся и внутри этого кольца, и вне его транспортные сети ощутимо повысят свою продуктивность, что приведет как к экономическому росту, так и новому контуру в современной России постиндустриального общества (общества знаний). Тогда и тезис о продуктивности дружественных отношений между народами на базе освоения Северного морского пути может перейти из области утопии в реальность, а Север России даст импульс для экономического и культурного развития восточной и западной цивилизаций.

Литература

1. Российская газета. 23 сентября 2011 г.

2. Цхадая НД. Формирование единого образовательного пространства в циркумполярном поясе // Сборник материалов I Северного социально-экологического конгресса «Культурная и природная палитра северных территорий России». Сыктывкар: КРАГСиУ, 2006. 249 с.

3. Цхадая Н.Д. Северный российский вуз в условиях модернизации системы образования в стране // Горизонты экономического и культурного развития: материалы пленарного заседания II Северного социально-экологического конгресса (Сыктывкар, 19-21 апреля 2006 г.). М., 2007. 296 с.

4. Цхадая Н.Д. Университет в северном российском городе: ухтинский опыт инновационного подхода к образованию // Арктическая идея. 2009. № 2. С. 18-21.

5. Цхадая Н.Д., Безгодов Д.Н. Университетский комплекс как фактор устойчивого развития северного региона: экономический, экологический, социокультурный аспекты. Доклад

на VI Международном Северном социальноэкологическом конгрессе. Москва, апрель 2010 г.

6. Лаженцев В.Н. Географические идеи М.В. Ломоносова. Известия Коми научного центра УрО РАН, 2011. № 1(5) С. 98-101.

7. Ломоносов М.В. Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание

возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию // Записки по русской истории. М., 2003. С. 323-393.

8. Федоров Н. Ф. В защиту дела и знания // Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1995 -2000. Т. 4. С. 144-146.

Статья поступила в редакцию 07.10.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.