Научная статья на тему 'Идеал как культурфилософское понятие'

Идеал как культурфилософское понятие Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3111
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Харламова Т. А.

Статья позволяет осмыслить природу идеала как культурфилософского понятия. В связи с этим проанализированы общие представления об идеале, доказана необходимость осмысления данного понятия в тесной взаимосвязи с исходными принципами философского мировоззрения, а именно с принципом объективности мира, принципом его познаваемости и принципом осмысленности человеческого существования. С точки зрения содержания, в статье дана характеристика основных свойств идеала, таких как абсолютность, универсальность, совершенство, свобода, ценностность, человечность, императивность, оценочность. Проведено сравнение и выявлены, с одной стороны, различия между идеалом и истиной, идеалом и целью, идеалом и идеей, идеалом и ценностью, с другой показано, что проблема взаимоотношения этих понятий должна решаться путем их взаимосвязи и взаимодействия, то есть дополнительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideal as cultural-philosophical notion

This article gives us the opportunity to comprehend the nature of the Ideal in its cultural and philosophical notion. So, the common notion of the Ideal are analyzed in the given article. The article proves the necessity of the comprehension of this notion in connection with the main principles of the philosophical outlook and with the principles of the cognoscibility and human existence in particular. As for the content, the article gives the main characteristics of the Ideal such as universality, perfection, freedom, value, humanity, imperativeness, appreciation. The author does the comparison and finds out on the one hand the differences between the Ideal and the Truth, the Aim, the Idea, the Value. On the other hand the author shows that the problem of their relations should be solved by their correlations and their interrelations, by their supplement.

Текст научной работы на тему «Идеал как культурфилософское понятие»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

УДК 13.2

Т. Л. ХАРЛАМОВА

Омский государственный педагогический университет

ИДЕАЛ КАК КУЛЫУРФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ____________________________________________________

Статья позволяет осмыслить природу идеала как культурфилософского понятия. В связи с этим проанализированы общие представления об идеале, доказана необходимость осмысления данного понятия в тесной взаимосвязи с исходными принципами философского мировоззрения, а именно с принципом объективности мира, принципом его познаваемости и принципом осмысленности человеческого существования.

С точки зрения содержания, в статье дана характеристика основных свойств идеала, таких как абсолютность, универсальность, совершенство, свобода, ценностность, человечность, императивность, оценочность.

Проведено сравнение и выявлены, с одной стороны, различия между «идеалом и истиной», «идеалом и целью», «идеалом и идеей», «идеалом и ценностью», с другой — показано, что проблема взаимоотношения этих понятий должна решаться путем их взаимосвязи и взаимодействия, то есть дополнительности.

В самых разных терминах в работах разных авторов появляется идея о присутствии в недрах культуры некоторого устойчивого фактора, определяющего как специфические черты этой культуры, так и ее эволюцию в том или ином направлении. Начиная с «блага» Платона, Плотина и Августина, этот фактор фигурирует то под видом «духовного климата эпохи или моральной температуры» (Тэн); или «общей формы созерцания известной эпохи» (Вельфин); или просто «духа эпохи» (М. Дворжак), «правдыжизни» (В.Соловьев), «подвижническойистины» (П.Флоренский); или более глобально в форме «культурного образца или стандарта ценности» (Манро), «прасимвола культуры» (О. Шпенглер) и т. п. Иногда для обозначения указанного фактора используются и более сложные термины, как, например, «супер-эго» (Фрейд), «архетип» (Юнг), «культурген» (Гекели), «мем» (Моно), «жизненныйгоризонт» (Гуссерль, Гадамер и др.) и т.д.

Разноголосица терминов велика, но в них есть нечто общее. Все эти сложные наименования, расплывчатые и туманные, по существу, подготовительные формулировки для обозначения того, что на обычном языке называется простым словом «идеал».

Понятие «идеал» играет определяющую роль в понимании культуры в целом. Чтобы придать ему ясный и однозначный смысл, соответствующий наиболее важным аспектам его реального употребления в разных сферах человеческой деятельности, необходимо и выяснить связь этого понятия с исходными принципами философского мировоззрения.

Как известно, специфика систематизированного философского знания состоит в любви к высшей мудрости, «критерием которой является высшая общность» [2. С.238]. Поскольку мировоззрение любого человека должно дать ответ на три ключевых вопроса: 1) какова сущность мира и мое место в нем; 2) как я могу познать эту сущность и свое отношение к ней; 3) что я должен делать, чтобы это познание сделало мою жизнь осмысленной, постольку любая развитая философская система должна состоять из трех взаимосвязанных частей. Во-первых, это онтология — учение об объективно-универсальном бытии. Во-вторых, гносеология — учение об универсальных закономерностях познания этой реальности.

В-третьих, аксиология — учение о природе ценности и общих закономерностях ее производства и потребления.

То есть любая развитая философская система покоится на трех китах: реальность, истина, ценность. Это связано с тем, что они учитывают три минимальных требования общечеловеческого здравого смысла — принцип объективности мира, принцип его познаваемости и принцип осмысленности человеческого существования. Возникают вопросы: каково соотношение понятий «идеал» и «истина», «идеал» и «ценность», «идеал» и «цель», «идеал» и «идея» ? Чтобы понять, например, различия и специфику «идеала» и «истины», надо учесть разницу между конформизмом и трансформизмом.

«Конформизм означает приспособление к окружающему миру, такому, относительно к нашему существованию и нашим желаниям» [2. С.249]. Другими словами, конформист изменяет свои желания, чтобы «подогнать» их к независимому объекту. Напротив, трансформизм предполагает преобразование окружающего мира таким образом, чтобы подогнать его к нашим желаниям. «В первом случае субъект изменяется применительно к объекту; во втором — объект применительно к субъекту» [2. С.243]. С этой точки зрения, истина есть соответствие знания объекту, каким он существует до, вне и независимо от нас. Напротив, идеал есть соответствие знания субъекту, ибо он дает нам картину мира не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть согласно нашему желанию. С этой точки зрения идеал является своеобразным антиподом истины: давая картины мысленно (а не реально) преобразованного мира, он оказывается «искажением» истины в некотором смысле, ее «деформацией». При этом идеал не является заблуждением. Вся специфика идеала состоит в том, что, принципиально отличаясь от истины, он не менее существенно отличается и от заблуждения. Заблуждение есть искаженное представление о реальности, идеалже есть точное представление о желаемом изменении реальности.

В целом, проблема взаимоотношения истины и идеала (это касается отношений идеала и ценности, идеала и идеи и т.д.) должна решаться не путем сведения одного к другому, а путем раскрытия их взаимосвязи и взаимодействия: «постулируемая природа

реальности (онтологическая модель) определяет характер истины, а истина определяет характер идеала, т. е. картину того, каким мир должен быть, чтобы соответствовать человеческим потребностям и интересам» [2. С.244]. При этом зависимость идеала от истины проявляется в двух аспектах: во-первых, нельзя построить картину должного, если нет картины существующего, ибо тогда не ясно, чем желаемое должно отличаться от действительного. Следовательно, без истины невозможно формирование идеала. Во-вторых, нельзя воплотить картину должного в действительности, если неизвестно реальное поведение этой действительности. Стало быть, без истины невозможна и реализация идеала. Реализация же идеала определяет всю систему ценностей данного общества, т. е. культуру.

Итак, значение категории идеала в философской системе, в конечном счете, состоит в том, что это понятие показывает, как в рамках данной системы можно ответить на вопрос о смысле человеческой деятельности.

Следующее суждение касается проблемы соотношения «идеала» и «цели». Мы можем отождествить идеал с целью и сказать, что он достижим также, как достижима цель. Но верно ли это ? В чем же разница между «целью» и «идеалом»? Цель — идеальна. Она не часть идеала, а как бы окрашена им, является его отблеском. Вопрос о цели осмыслен лишь на фоне или в сопоставлении с идеалом. Если же идеал сделать целью, то «такая цель утратит идеальность и станет просто иным состоянием человека, о котором даже нельзя будет сказать, лучше оно или хуже данного состояния» [7. С.74]. Как высокое образование духа, идеал не может стать целью. В противном случае цель утратит характер духовности и идеальности, не будет иметь значение цели. Это не значит, что идеал недостижим. Он достижим, но, так сказать, в идеале. Ничто не мешает кому-либо сделать свой идеал собственной целью, но достижение такой цели станет бесцельным существованием. С другой стороны, идеал не может не содержать в себе цели. В противном случае он стал бы вымыслом, пустой фантазией. «Идеал — итоговая цель, идеальное состояние, соответствующее высшим человеческим потребностям» [7. С.75]. В этом соответствии, на наш взгляд, проявляется творческая природа идеала, который служит образцовой мерой или моделью человеческой деятельности. В сущности, идеал и есть возведенная в абсолют идея человеческого творчества. Отсюда следует, что идеал является высшим достижением духовной культуры, иными словами он представляет собой не просто выраженную в понятиях цель, но и потребности, в ответ на которые возникла сама цель.

Анализируя особенности отношений «идеала» с «целью» и с «ценностью», приходим к выводу о том, что различение этих понятий проистекает из их принадлежности к разным видам духовной деятельности: «цель» и «идеал» — это разные модификации проектной, моделирующей, духовно-преобразовательной деятельности нашего «продуктивного воображения» (И.Кант), фантазии, способности «опережающего отражения» (П.Анохин) или «моделирования потребности будущего» (Н.Бернштейн), а «ценность» — определение значения для субъекта чего бы то ни было, в том числе и «целей», которые бывают и благими, и дурными» [4. С.83].

Как уже отмечалось, учение о ценности образует высший этаж философского здания. Но что является критерием ценности? В целом, изучение проблемы взаимоотношений идеала и ценности показало,

что ценность связана с понятием идеала; более того, она является результатом реализации некоторого идеала. «Ценность есть не что иное, как материальное воплощение идеала. Идеал при этом играет роль стандарта, или критерия ценности (ценностного ориентира): предмет, соответствующий идеалу, получает положительную оценку, а несоответствующий -отрицательную» [2. С.489]. Иными словами, в основе системы ценностей, составляющих ядро культуры, лежит идеал. И именно реализация идеала определяет систему ценностей любого общества, т.е. его культуру. Поэтому аксиология, в конечном счете, неизбежно становится «идеалогией», то есть учением о природе и универсальных закономерностях формирования и реализации идеала. Примечательно, что к такому выводу пришли разными путями теоретических рассуждений и М. С.Каган, и В.П.Бранский.

Таким образом, сущностно-деятельностное различие различие плодов духовной деятельности человека состоит, в том, что «цель», «идеал», «проект» характеризуют процесс деятельности формально, технологически, а ценность — содержательно, смыс-лово, идеологически; поэтому идеология и является теоретическим обоснованием системы ценностей определенной части общества, а конструирование и теоретическое обоснование социальных проектов, утопических или реализуемых идеалов осуществляет другая социально-философская дисциплина — идеа-логия. Ирония истории состоит в том, что термин «идеалогия» был заменен более двусмысленным термином «идеология», который в XIX в. использовался для обозначения общего учения об идеях.

Всякий идеал может быть охарактеризован как со стороны содержания, так и со стороны его формы. С точки зрения содержания основными свойствами идеала являются:

АБСОЛЮТНОСТЬ. Данное свойство представляет идеал как высшую ценность, которая в рамках определенной системы ценностей мыслится как бы безусловной, т.е. абсолютной, не зависящей от преходящих обстоятельств. Так, Аристотель считал, что высшее благо для человека заключается в разумной деятельности души. Все остальное имеет смысл и ценность в отношении к этому высшему благу. Высшее благо — безусловно, т.е. абсолютно и универсально.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ. Универсальность проявляется в наиболее общем и абсолютном нравственном представлении о благом и должном. Это свойство проявляется в качестве синтезирующего различные нравственные представления людей (социума) на протяжении всей человеческой истории, в желании выработать общечеловеческие ценности и выразить их в нравственном идеале человека. То есть в специфически этическом смысле идеал предполагает некоторый уни-версалтьный, не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов стандарт. Существуют разные концепции, решающие проблемы идеала. Но и натуралистическая концепция, которую можно признать в качестве теории происхождения и становления идеала как формы ценностного сознания, и трансценденталистская концепция идеала как теория, представляющая логические и психологические аспекты функционирования идеала в ставшем виде рассматривают идеал как «особого рода — универсальную ценность» [2. С.235].

СОВЕРШЕНСТВО. Это свойство отражает конечную степень истинности абсолютной ценности, выведенной из представления о высших нравственных ценностях. Идеал есть « образ совершенства в отношениях между людьми или — в форме общественно-

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

го идеала — такое устроение общества, которое обес-печиваетэто совершенство» [2. С.233]. Культуроло-® гический подход к анализу совершенства принадлежит Канту. Он выводит необходимость совершенства из потребности человека в совершенствовании. Для Канта совершенство является формой потребности в искуплении, связывая тем самым проблему совершенства с вопросом о глубинных смыслах человеческого существования. Образ совершенства раскрывает перед человеком обширные перспективы. Это очень важно, поскольку предъявляет человеку требование самосовершенствования, которое невозможно без наличия в сознании метафизических ориентиров, влияющих на мотивацию его деятельности, на выбор тех или других жизненных ориентиров.

СВОБОДА. Стремление к свободе выявляет внутренний смысл совершенства, поскольку действительно свободным может быть лишь нравственный человек. Справедливо суждение Н.А.Бердяева о том, что свободу следует понимать как «способ человека действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями, целями, желаниями, по внутренней детерминации» [2. С.132]. Ценность свободы как свойства идеала заключается в предоставлении каждому возможности самостоятельного определения своей ценностной ориентации и как следствие этого — возможности выбора и выбора свободного, а не обусловленного ка-ким-либо внешним давлением социального управления или «психологическим давлением» типа расчета, страха. В этом смысле абсолютно точен по смыслу афоризм Ж.-П. Сартра: человек «приговорен» к свободе, что означает «приговорен» к «ценностному способу управления своим поведением, своей деятельностью, и это «приговор» не природы и не богов, а его собственного социокультурного бытия» [1. С. 172].

ЦЕННОСТНОСТЬ. «Ценность есть не что иное, как материальное воплощение идеала. Идеал при этом играет роль стандарта или критерия ценности» [7. С.489]. «Ценности, - писал Н.О.Лосский, - возможны лишь в том случае, если основы бытия идеальны и притом духовны» [4. С.285]. Являясь осознанным, жизненно и экзистенциально прочувствованным отношением человека к бытию, ценность связана с понятием идеала; более того, она является результатом реализации идеала и именно реализация идеала определяет систему ценностей любого общества, т.е. его культуру. Культура (в строгом понимании этого термина) и есть система ценностей и навыков по их производству и потреблению, определяемая некоторым общезначимым идеалом. И перед человеком в перспективе его бытия открываются две возможности: сохранять высшие метафизические ценности, совершенствуя тем самым свою природу, или допустить связанное с их утратой ухудшение качества самого человека.

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Содержание идеала обусловлено тем, что есть человек как человек. «Идеал человека есть предельное представление о человеке, выражающее сущность человека в той или иной интерпретации. Следовательно, высшей ступенью идеализации человека будет полное соответствие всех его поступков всем требованиям идеала. При этом у идеального человека должна быть идеальная моральная ответственность» [2. С.271]. Идеал создается человеком и действует только в человеческом мире и, анализируя природу идеала, можно говорить о том, что именно он содержит определенные нормативы деятельности человека, то есть что нужно делать, чтобы воплотить идеал в действительность. Соответственно, реальная практическая задача каждого

человека состоит в том, чтобы он выполнил свой «идеальныйпроект», сталнастоящимчеловеком, представляющим род, являющим живую возможность осуществления «замысла о человеке «.

ИМПЕРАТИВНОСТЬ. Это свойство фиксирует повелительный, предписательный характер требований идеала. »Как элемент нравственного сознания идеал является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное, безусловное, положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательно исполнение» [7. С.236]. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. Таким образом, в данном свойстве идеала отражена важная характеристика: свободно избранный человеком идеал обусловлен его ценностным выбором, но, будучи избранным, проявляет свойство императивности по отношению к данной индивидуальности.

ОЦЕНОЧНОСТЬ. Оценочность устанавливает соответствие или несоответсвие поступка, мотива или поведения требованиям идеала, предполагая учет конкретных обстоятельств и возможности действий человека на основе свободно избранного им нравственного идеала. Оценочность является способом определения нравственной сущности человека, меры соответствия его избранному нравственному идеалу, проявляющейся в его отношении к людям с позиции дихотомии добра и зла. Необходимо помнить, что «в реализации идеала важна прежде всего внутренняя работа человеческого духа, а не внешние преобразования в обществе» [6. С.70]. Единственным критерием значимости оценки является ее соответствие реальному состоянию дел. В оценке человеком действительности высшей точкой отсчета является идеал. В соответствии с ним организуется и настраивается вся система отношений человека к миру. От того, что представляется человеку идеалом, зависят его представления об идеальном социальном устройстве, об избираемом им образе жизни.

Итак, природа идеала тонка и сложна. Анализ показывает, что он содержит определенные нормативы деятельности, т.е. рекомендации относительно того, что нужно делать, чтобы воплотить идеал в действительность. Система нормативов идеала представляет собой набор общих требований («канон»), которым должны удовлетворять любые преобразования реальности при переходе от действительности к желаемому. Набор нормативов идеала можно рассмотреть как на примере повседневной жизни человека, так и на примерах произведений искусства, воплотивших тот или иной идеал. Однако нельзя ограничиваться только описанием идеала и диктуемого им канона. Не менее важным является вопрос о реализации идеала, а именно о способах реализации идеала, т. е. воплощения его в действительность. Но эта проблема выходит за рамки заданной темы.

Наличие идеала есть своеобразный итог формирования общественного сознания как совокупности понятий, представлений, образов и чувств, через которую осуществляется восприятие, переживание и оценка действительности. Тогдаучеловека существует не просто понятие о ценностях, но и потребность или личный мотив следовать этим ценностям. В таком случае идеал выступает и как мотив поведения человека, и как общая цель развития его личности, и как программа, по которой осуществляется это развитие.

Как ясно из рассуждений, идеал нельзя смешивать ни с истиной, ни с заблуждением, а также нельзя смешивать ни с идеей, ни с целью, ни с ценностью. Проанализировав общие представления об идеале, его основные свойства, мы доказали необходимость осмысления данного понятия в тесной взаимосвязи с исходными принципами философского мировоззрения, а именно, с принципом объективности мира, принципом его познаваемости и принципом осмысленности человеческого существования. Для этого мы сравнили понятия и выявили, с одной стороны, различия между «идеалом» и «истиной», «целью», «идеей», «ценностью». Еще раз уточним: от идеи (в научном понимании этого термина) идеал отличается тем, что является не абстрактным понятием, а наглядным представлением, притом фиксирующим не знание, а желание; от цели — тем, что целью, строго говоря, является не идеал, а его реализация; от ценности — тем, что идеал есть не ценность а «стандарт ценности», или, что то же, ценностный ориентир.

С другой стороны, мы показали, что проблема взаимоотношения этих понятий должна решаться путем их взаимосвязи и взаимодействия, т.е. дополнительности. Культура многомерна и, будучи бесконечно

сложной системой, она проявляет отношения дополнительности не дихотомически, а полиморфно.

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1998, 383 с.

2. Бранский В.П. Искусство и философия,- Калининград, 1999, 704 с.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М., 1999, 470 с.

4. Каган М.С. Философская теория ценности. — СПб., 1997, 205 с.

5. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. — М., 2003, 512 с.

6. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. — М., 1994, 432 с.

7. Полищук В.И. Культурология. — М., 1999, 446 с.

ХАРЛАМОВА Татьяна Андреевна, старший преподаватель кафедры культурологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 26.06.2007 г.

© Харламова Т.А.

УДК ю 212.2 + ю 7 н. А. ЖДАНОВА

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И СЕМАНТИКА ДИСЦИПЛИНЫ___________________________________

На основании исследованного философско-культурологического и языковедческого материала выявлены структурные элементы дисциплины (подчинения порядку в соответствии с социальными нормами), а также представлена семантическая характеристика понятий, выражающих определенные отклонения от дисциплины и составляющих собой семантические ряды по степени убывания или нарастания одного из её элементов.

1. Этическая структура дисциплины

В современных энциклопедических и толковых словарях слово «дисциплина чаще всего толкуется как определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации. Данное определение уже указывает на философскую основу явления, обозначенного данным словом, и, в первую очередь, выявляет его этический аспект. На основании исследованного историко-философского материала (трудов античных философов и в особенности нового времени) можно представить внутренний механизм действия дисциплины как взаимодействие трех основных элементов: принуждения, свободы и воли - с целью установления определенного некоторыми правилами порядка.

Цель любого дисциплинарного акта — это порядок, каковым его принято считать по определенным нормам общежития. Чтобы осуществить дан-

ный порядок, лицо, облеченное властью, начинает принуждать кого-то или самого себя к совершению определенных действий. Поэтому дисциплина может быть определена как ограничение одним лицом свободы другого лица во имя порядка, каковым представляет его себе первое лицо в соответствии с определенными нормами. Как отмечает И. Кант, со стороны принуждаемого должно обязательно наблюдаться некоторое сопротивление (противодействие, нежелание) совершать то, что требует от него принуждающий. (Принуждение есть «понуждение к неохотно совершаемому действию» [1, с.56]. Поэтому воля первой стороны есть стремление переломить волю другой стороны (увеличить степень своей свободы), а воля второй стороны есть противодействие давлению со стороны первого, стремление сохранить как можно в большей мере свою свободу. Принуждения могут иметь объективный характер, то есть принуждае-

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.