Научная статья на тему 'И. П. Павлов и религия'

И. П. Павлов и религия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2731
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Загрина Н. А.

В статье представлено отношение И.П. Павлова к религии в разные периоды его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.P. Pavlov and religion

This article presents attitude of I.P. Pavlov to religion in different periods of his life.

Текст научной работы на тему «И. П. Павлов и религия»

) Загрина H.A.

УДК 612+615 (092)

И.П.ПАВЛОВ И РЕЛИГИЯ

Н.А.Загрина

Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова, г. Рязань В статье представлено отношение И.П.Павлова к религии в разные периоды его жизни.

Об отношении И.П.Павлова к религии написано немало, в основном как о воинствующем атеисте. И, пожалуй, это многих устраивало: церковь в нашей стране была отвергнута, как часть национальной культуры, атеистическая пропаганда была неотъемлемой частью идеологии. Сейчас церкви оживают и принесут в наше общество нравственное очищение; общественное сознание повернулось в сторону религии, да и мы стали иными. И теперь, судя по многочисленным обращениям журналистов, учёных, жителей нашего города, многим хочется услышать об Иване Петровиче, как об истинно верующем человеке.

Думаю, я многих разочарую, но писать о Павлове в угоду времени, сейчас, имея новые документы, способные создать исторически правдивый образ учёного, нельзя. Пришло время вернуть людям И.П.Павлова таким, каким он был в действительности: честным и прямым человеком как в науке, так и в жизни, всегда открыто высказывающим своё мнение.

20 октября 1880 г. в письме невесте Иван Петрович пишет: “Мне представляется следующее: человек имеет две противоположные стороны и так устроен, что в каждый момент

видит только одну. Хорошо настроен - только светлую. Дурно - только серую, значит полная истина-то о себе даётся только этим состоянием” [4]. Может в этих строчках таится ключ к разгадке взглядов И.П.Павлова на религию в разные периоды жизни. Й экспозиции музея представлено письмо И.П. Павлова своему ученику Е.М.Крепсу.

“25 июня 1928 года. Многоуважаемый Евгений Михайлович!

Как я уже говорил Вам, при нашем свидании, считаю религию высоким элементом человеческой жизни. Правда, я сам неверующий, вследствие некоторых неблагоприятных условий моего умственного развития, и в этом не только не вижу никакого моего преимущества пред верующими, но даже жалею об этом. Думаю, что при религиозности моя жизнь была бы и легче и чище. Только люди, так или иначе, ограниченно живущие чужими словами, не способные сколько-нибудь по-человечески почувствовать жизнь и самостоятельно задуматься над нею, могут восстать на религию.

Я знаю русскую душу, какою жизненною 1рагедиею специально на ней отзовётся настоящая пропаганда атеизма, и сколько проклятий впоследствии

вырвется из этой души на головы теперешних разрушителей религиозности.

Вы спрашиваете, есть ли большие учёные верующие? Конечно, были и есть. Я хорошо помню в каком неловком положении оказался, когда, несколько лет тому назад, стоя рядом с знаменитым английским химиком Рамзаем во время службы в Вестминстерском аббатстве по случаю 250-лет-него юбилея Лондонского Королевского Общества, вздумал развлекать его какими-то посторонними замечаниями, а он так молитвенно был настроен. Стоит ли прибавлять, что пиша всё это, я разумею настоящую религиозность, а не разные её искажения. Ничего не имею против публичного использования этого моего письма. Искренне преданный Вам - И.Павлов.” [1].

Это потрясающее письмо более полувека шло к нам из сравнительно недавнего прошлого (в 1989 году гриф секретности с писем учёного был снят), Что кроется за строчками “ Правда, я сам неверующий вследствие некоторых неблагоприятных условий моего умственного развития?”.

В роду Павловых все были служителями церкви - дьячками, пономарями. Отец учёного Петр Дмитриевич Павлов окончил семинарию и первым выбился в священники. Моральные и волевые качества, соединенные с житейским умом и тактом, помогли Петру Дмитриевичу добиться прочного признания среди рязанского духовенства. Однажды, избрав Петра Дмитриевича Благочинным, что является доказательством уважения и доверия к нему, духовенство переизбирало его на эту должность в установленные сроки до самой смерти.

Сыновей своих Пётр Дмитриевич не мыслил иначе, как с семинарским образованием. А потому, когда пришла пора, мать нашила для сыновей из старых отцовских ряс мундирчики, и глава семьи отвел их в духовное училище изучать азы божьей науки и грамоты. Окончив училище, Иван поступил в духовную семинарию, обучение в которой вспоминал с глубокой благодарностью. Отец Пётр в отношении Ивана питал особые надежды “ выучится” станет священником, будет кому передать свой приход.

Случилось Ивану Павлову прочесть статью неизвестного автора по фамилии Писарев “Всемогущее естествознание держит в своих руках ключ к познанию всего мира”, - было сказансктам.

Естествознание, а не абстрактная философия, которую изучали в семинарии. С увлечением читал Иван Павлов произведения А.И.Герцена, Н.Г.Черны-шевского, Н.А.Добролюбова, пропагандировавших передовые идеи естествознания. Неизгладимый след в сознании Ивана Павлова оставила знаменитая книга И.М.Сеченова “Рефлексы головного мозга”.

Семинарист Павлов букваль-но”заболел”рефлексами! Мог ли он предполагать, что это слово произнесённое И.М.Сеченовым, станет основой его будущего учения о работе мозга. Юный Павлов, сын священника, воспитанник духовной семинарии всё чаще задавал себе вопрос: в чём смысл и цель его жизни? Пламенные призывы проповедника естествознания Д.И.Пи-сарева оказали сильное влияние на семинариста Ивана Павлова.

В своей автобиографии И.П.Пав-лов пишет: “Под влиянием литературы

60-х годов, в особенности Писарева, наши умственные интересы обратились в сторону естествознания, и многие из нас - в числе этих и я - решили изучать в университете естественные науки. ”[6].

В 21 год Павлов решает покинуть отчий дом, чтобы обучаться естественным наукам в столице. Отец отказывает ему в материальной поддержке, под крышей дома “долго гремит его бас”. Но, по мере несомненных успехов сына в науке, отношение отца становится более терпимым, он пишет Ивану письма на латыни.

“Возлюбленнейший мой сын, как не радоваться мне, видя успехи твои на путях познания”. Петр Дмитриевич был мудрым человеком: он

предоставил всем своим сыновьям возможность работать в таких областях, как медицина, химия, зоология, весьма далеких от религии.

Сыновья, с годами отошедшие от религиозной жизни, уважали веру отца. В мае 1888 г. в день 50-летнего юбилея деятельности священнослужителя отца Петра, старшие сыновья Иван и Дмитрий послали своему отцу золотой наперстный крест.

И в свой последний приезд в Рязань, 19 августа 1935 г. Иван Петрович отслужил на могиле родителей панихиду.

Л.А.Орбели в своих воспоминаниях описывает инцидент, заставивший его предположить, что Иван Петрович неверующий.

На заседании памяти С.П.Боткина будучи председателем Общества русских врачей, И.П.Павлов запретил служить панихиду: “Чёрт его знает, что за манера завелась у нас, ни с того, ни с сего служить панихиду? Мы, учёные, собираемся почтить память учёного, а

тут вдруг почему-то панихида. Я думаю надо изменить этот порядок.... Я приду на заседание Общества и должен буду нюхать запах ладана! Совершенно непонятно!”

На следующий день Иван Петрович глубоко сожалел об этом: “ Какого дурака я свалял вчера! Как я не подумал! Мне не хотелось нюхать ладан, а я не подумал о том, что чувствуют члены семьи. Они же верующие люди. Я не верующий, но должен же я всё-таки считаться с верующими. Никогда себе этого не прощу. Я это понял, как только увидел выражение лиц вдовы и остальных членов семьи” [5].

Был прецедент в жизни учёного, когда он бессознательно толкнул своего коллегу и товарища Богоявленского на самоубийство. На вопрос Богоявленского “Что там за гробом?, “Ничего, кроме червей”, - ответил И.П.Павлов и был потрясён этой трагедией.

Поздний И.П.Павлов признает необходимость религии для нравственной поддержки слабых и больных людей. “Вера существует для того, чтобы дать возможность жить слабым. Она необходимая опора в фантазиях. Это как бьг инстинкт слабой натуры.....

Это вполне естественно, что раз человек обижен жизнью, раз у него несчастье такое, что нет надежды на счастье и благополучие и т.д, что тут удивительного, что человек обращается к религии и рассчитывает на помощь свыше” [9].

Иван Петрович любил ходить в церковь на пасхальную заутреню, но не из религиозных побуждений, а из-за приятных' контрастных переживаний. Будучи сыном священника, он еще в детстве любил этот праздник. Он объяснял эту любовь особенно

радостным ощущением праздничных дней, следующих за великим постом.

Рождественские праздники Иван Петрович любил и чтил по той причине, что и пасхальные, и еще по другим соображениям.... “Я иногда отдыхал в Рождество и теперь отдыхаю... ведь это праздники - Рождество и Воскресенье - ведь это огромнее исторические праздники, они вовсе с религией не связаны....Ведь речь идет о величайшем человеке - Иисусе из Назарета...Он первый сказал, что вы все равны, все рабы божии, принимая, что перед природой мы, конечно, все рабы, ничтожества, и это нужно понимать, что есть праздник идейного уничтожения рабства и водворения этой идеи, что все люди равны и нет белой и и черной кости” [3].

Убеждения Ивана Петровича Павлова не помешали ему жениться на верующей Серафиме Васильевне Кар-чевской, которая стала преданным другом Ивану Петройичу Павлову на всю жизнь.

В одном из писем к ней он пишет: “Сам я в бога не верю, никогда не молюсь, а твои известия об этих моментах производят на меня какое-то особенно жуткое впечатление... Бог, молитва - не есть, очевидно, свидетельство правды, искренней глубины” {4]. Много позднее, уже будучи женой, она досадовала в письме подруге: “У меня в доме всё безбожники и первый из них ». - Иван Петрович” [7].

Были моменты в 'жизни Ивана Петровича, когда он сам сожалел о том, что неверующий. В марте 1893 г. в приступе отчаяния, когда два дня не поступало писем о состоянии тяжело заболевшего сына, Иван Петрович обмолвился такой фразой: “Как завидую

я простому верующему человеку, в подобных обстоятельствах он может на-

I

ходить себе какое-то утешение и поддержку в молитве, надежде на бога, а я лишен этого. ”[8].

Один из учеников Ивана Петровича Е.М.Крепс в своих воспоминаниях приводит рассуждения учёного по поводу религии.

“Человеку религиозному, верующему в бога, силу придает вера, что есть высший судья, справедливый и милостивый, который за страдания, за праведные дела даст ему царство божие на том свете. Эта вера помогает ему жить, терпеть горести, лишения”.

“Моя вера - это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс наук. Я верю, что человеческий разум и его высшее' воплощение - наука, избавит род людской от болезней, от голода, от. вражды, уменьшат горе в жизни людей. Эта вера давала и даёт мне силы вести свою работу. Почему многие думают, что я верующий человек в смысле религиозном. Потому, что я выступаю против гонения на церковь, на религию. Я считаю, что нельзя отнимать веру в бога, не заменив её другой верой. Большевику не нужна вера в бога, у него есть другая вера - в коммунизм.” [10].

Обращаясь в Совнарком по поводу разрушения Храма Сцасителя он пишет: “Обращаюсь к правительству, наверное, не один, должны же остаться ещё порядочные люди (пусть безгласные) в моём отечестве. Весь я русский, всё, что есть во мне, всё вложено в меня моею русскою обстановкою, её историею, её великими людьми.

Ломать всё русское - мучить меня, как других тоже чувствующих. Не мо-

/

жет быть, чтобы уничтожение памятников великого прошлого великого русского никого не тронет.

Как можно было без ломки русского сердца снести уничтожение памятника величественного 1-го года-Храма Спасителя. А теперь только что услышал - собираются разрушать Троицкий собор в Ленинграде, скромную деревянную церковку, где молился Пётр Великий, чрезвычайная русская личность.

Кажется, если я не ошибаюсь, она горела, но восстановлена на том же месте в совершенно (л. 2 об) прежнем виде. Всё равно единственный памятник.

Голландия, чужая сторона, бережёт до сих пор домик, где работник Пётр Великий жил простым рабочим, а мы (далее зачёркнуто: русские, с легким сердцем....”).

Тяжело, невыносимо тяжело сейчас йа моей родине жить особенно русскому по национальности. (Ив. Павлов) “[2].

И.П.Павлов защищает репрессированных, призывает прекратить дискриминацию детей священнослужителей при поступлении в ВУЗы, даже в знак протеста уходит из Военно-Медицинской Академии, в которой прослужил полвека.

После беседы с Иваном Петровичем его двоюродный племянник вспоминает: “Мне было совершенно ясно, что мой милый собеседник, хотя и “безбожник,” но “безбожник” какого-то особого рода, не чистой воды, и что связанны^ с религией переживания,

хотя бы относящиеся к давнему времени, ему не противны, что от старого у него в душе остался какой-то влажный след, который еще не высох и не замёрз. Мне было это понятно и потому, что, как известно, воспринято в детстве, не скоро изживается человеком” [8]. .

Признать существование бога Павлов не мог и отрицать того, на что у него не было эксперимента не мог.

Стремление к фактам пронизывало всю его жизнь-научную, общественную, личную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архив АН СССР ЛО, ф 259, оп 2, д 1063, л 1-1 об.

2. Архив АН СССР JIO, ф 259,оп 1-а, д.9, л 2-2 об.

3. Григорьян H.A. “Иван Петрович Павлов”. М., 1999.-С. 161-162.

4. Журнал “ Москва”. -1959. -N10. -С. 157; 165.

5. Орбели Л.А.” Воспоминания”,М., 1966. — С. 77-79.

6. Павлов И.П. Автобиография //Полное собр. соч. -М.; Л., 1949. - Т.6. - С. 441.

7. Павлова С.В. Из воспоминаний. -Рязань, 1948. - С. 264. (Архив музея И.П.Павлова, N 3368. Машинопись).

8. Павлов А.Ф. Воспоминания об академике Иване Петровиче Павлове.-Рязань, 1946. -С. 178-179. (Архив музея И.П.Павлова, N 3369. Машинопись).

9. Павловские клинические средц.-М., 1954. -Т.1.-С. 215.

10. И.П.Павлов в воспоминаниях современников. - Л., 1967. - С. 130-132.

I.P.PAVLOV AND RELIGION

N.A.Zagrina

This article presents attitude of LP.Pavlov to religion in different periods of his..life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.