Научная статья на тему 'Художественный образ в дизайн-образовании'

Художественный образ в дизайн-образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2259
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / СТИЛЬ / ОБРАЗ / ГРАФИКА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛОГ / КОМПОЗИЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / DESIGN EDUCATION / STYLE / IMAGE / GRAPHICS / ART AND CREATIVE THINKING / EXPRESSION / ANALOG / COMPOSITION / CREATIVE ACTIVITIES / AESTHETIC TASTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Елена Викторовна, Пурик Эльза Эдуардовна

Исследование посвящено проблемам профессиональной подготовки дизайнеров, а именно, роли развития образного начала в проектировании, содержанию и принципам обучения профессии. Проанализирована роль креативности в профессиональной деятельности дизайнера, особенности создания художественных образов и стиля, дизайн-формы, роли аналогов в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE IN DESIGN EDUCATION

The issue is devoted to the problem of professional design training, to the role of imagery in the design works, content and principles of teaching profession. The role of creativity in professional design training, especially the creation of artistic images and style, the design objects, the role of analogies in the creative process.

Текст научной работы на тему «Художественный образ в дизайн-образовании»

УДК 74.01/09

Плотникова Е.В., Пурик Э.Э.

Башкирский государственный педагогический университет Е-mail: [email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

Исследование посвящено проблемам профессиональной подготовки дизайнеров, а именно, роли развития образного начала в проектировании, содержанию и принципам обучения профессии. Проанализирована роль креативности в профессиональной деятельности дизайнера, особенности создания художественных образов и стиля, дизайн-формы, роли аналогов в этом процессе.

Ключевые слова: дизайн-образование; стиль; образ; графика; художественно-образное мышление; выразительность; аналог; композиция; творческая деятельность; эстетический вкус.

Образование в сфере дизайна является актуальнейшим направлением развития современного образовательного пространства России. Оно социально востребовано как образование, направленное на подготовку креативных профессиональных кадров, обладающих гибкостью мышления, способностью адаптироваться к условиям рынка труда, а, главное, изменять предметно-пространственную среду, оказывающую огромное влияние на мировоззрение людей. Дизайн-образование относительно молодая область художественного образования, которой были заложены деятелями Баухауза (Bauhaus) - высшей школы строительства и художественного конструирования, которую отличало разнообразие преподаваемых дисциплин, широкий выбор технологий и материалов. Баухауз, как известно, был одновременно и учебным заведением, готовившим архитекторов и дизайнеров, и проектно-конструкторским бюро, создававшим образцы изделий для промышленности.

Основной концепцией деятельности школы стала идея синтеза искусства и техники. Именно здесь была провозглашена необходимость создания единой среды, формируемой инженерами и художниками в соответствии с общественными, техническими и эстетическими требованиями. Все элементы этой среды должны быть эстетически полноценными по форме и не требуют украшательства.

В основе обучения лежал принцип единства искусства и ремесла. Создание новой формы опиралось на функциональность, практичность. Утилитарная сторона провозглашалась первичной при проектировании объектов. Иоханнес Иттен, один из основоположников теории и дизайн-образования, в разработанном им вводном курсе соединяет и искусство рисо-

вания, и опыт работы с материалами, и творческий опыт. Иттеном разработана система формальных упражнений на развитие творческого мышления ученика, которая дает возможность оперировать линией, формой, тоном, пятном, фактурой и находить при этом новое образное решение, что было ново для европейского художественного образования с его нормативными академическими традициями.

В основе современного отечественного дизайн-образования лежат следующие принципиальные положения:

1. Дизайн-образование должно быть тесно связано с практикой дизайн-проектирования, основано на сотворчестве, совместной проектной деятельности студента и профессионала. Образовательный процесс требует привлечения к работе со студентами дизайнеров-практиков, развития и поддержки сотворчества студентов и признанных специалистов в процессе работы над творческими проектами, создании творческих коллективов на постоянной и временной основе.

2. Дизайн-образование - достаточно новая область образования в России, оно тесно связано с художественным образованием, но имеет свои специфические особенности, поскольку в основе деятельности дизайнера лежит проектная деятельность, потребность в решении не только художественных, но и утилитарно-практических задач.

3. Требования ФГОС-3 к подготовке бакалавров и магистров по направлению «Дизайн» определяют уровень профессиональной подготовки преподавателей, которые должны обязательно а) иметь профильное художественное образование или б) состоять в творческих союзах. Таким образом, преподаватель, который

определяет стратегию профессионального развития студентов, должен иметь опыт практической деятельности в области дизайна, специальное образование и осознавать специфику этого вида деятельности, основные тенденции развития современного дизайна, как отечественного, так и зарубежного.

4. Дизайн-образование разнообразно и полифункционально. Профессиональная подготовка дизайнера подчиняется таким требованиям, как вариативность, необходимость развития креативности студентов, профессиональной мобильности, коммуникативных качеств, умения работать в команде.

В этом контексте становится ясной роль подготовки и переподготовки преподавателей дисциплин, связанных с искусством и дизайном, в целях модернизации содержания и методов обучения. Несмотря на то, что каждый вид художественной деятельности обладает своей спецификой объективации и трансляции личностного смысла, всех их объединяет единая сверхзадача модернизации образовательного процесса, обусловленной необходимостью подготовки профессионалов, способных успешно и продуктивно работать в условиях современного общества, профессионально мобильных.

Дизайн - искусство проектирования предметно-пространственной среды, вид деятельности, который тесно связан с функциональной стороной предметного мира. При этом дизайн - это искусство, поскольку в рамках дизайн-проектирования решаются художественно-образные задачи, ведь как известно, одним из неотъемлемых и определяющих признаков искусства является создание художественного образа. В своем множестве образы искусства создают обобщенный образ эпохи и национального региона, в котором были созданы. Изделия, спроектированные дизайнерами, свидетельствуют об уровне развития общества, господствующих вкусах, понятиях красоты и удобства, чертах национальной культуры, опыте, накопленном поколениями, и также создают образ эпохи.

В проектировании часто обращаются к истории. Современные стили в дизайне постоянно «цитируют» стили прошлых эпох, в данной ситуации история дизайна является важным фактором формирования не только знания, но и художественно-эстетического вкуса. Вкусом

обладает, прежде всего, сам дизайнер, так как он опосредованно формирует вкус потребителя. В этом смысле, создавая новые образы, дизайнер должен думать о конкретном человеке, которому адресует свою работу.

Дизайнер должен учитывать ряд важных факторов:

1) насколько образы, сотворенные в процессе проектирования, «читаемы», т.е. понятны заказчику, легки для восприятия;

2) насколько они психологически комфортны, т.е. способны вызывать положительные эмоции, ощущение безопасности;

3) как они влияют на формирование вкусовых предпочтений заказчика, воспитывают его художественно-эстетический вкус - способность к адекватному восприятию и оценке формальных, художественно-эстетических качеств изделия.

Дизайн взял от пластических искусств (живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства) не только формальные методы и приемы: пропорционирование, ритм, стремление к гармонии и целостности, но и образное начало, присущее им. Кроме сознательной метафоричности образов, создаваемых дизайнерами, мы сталкиваемся с образно-ассоциативными решениями, которые возникают непроизвольно, как бы сами собой.

Понятие «образ» в современном искусствознании используется в нескольких значениях. В определенном смысле это - конкретно-чувственное восприятие реальных предметов и явлений. Образ рассматривается и как психологическое, и как интеллектуальное отражение предметного мира. Способность образно мыслить - признак художественной одаренности.

В проектировании создается художественный образ (связанный с определенным настроением, переживанием, конкретным предметом или явлением). Он создается на основе уже виденного, определенных аналогов, этнических объектов, произведений искусства, которые, конечно же, не заимствуются в чистом виде. Они перерабатываются в сознании дизайнера и не всегда угадываются в окончательном варианте решения. Такая потеря узнаваемости не снижает роли аналога в творческом процессе, кроме того, он незримо присутствует при восприятии образа, оказывая влияние на подсознание зрителя. Дизайнер, создавая великое множество образных решений, приглашает потребителя к

Плотникова Е.В., Пурик Э.Э.

Художественный образ в дизайн-образовании

сотворчеству. Выбирая тот или иной предмет, человек проигрывает все возможные роли, определяя для себя статус и место в обществе. Образность достигается целым комплексом средств: это форма, цвет, детали, стилевое решение и т.д. Все это в комплексе ведет к возникновению эмоциональных представлений: легкости, тяжести, и т.д. Поскольку любая дизайн-форма - это система символов и знаков различной степени информативности, то автор и потребитель должны уметь ею пользоваться.

Таким образом, форма в дизайне возникает как образ на основе ассоциаций - произвольных или случайных. Создание образа в дизайне требует определенного уровня сформированно-сти образного мышления, на которое можно влиять, используя следующие методы и приемы:

1. Просмотр аналогов (современных и исторических), показ способов их интерпретации в конкретных проектах.

2. Использование разнообразных художественных материалов и техник, их нетрадиционные сочетания, несвойственные им приемы работы.

3. Интерпретация художественных произведений, фотографий в качестве основы для упражнений с цветом, формой, фактурой. Изменение или переработка исходных данных.

4. Критический анализ профессиональных работ, студенческих упражнений, оценка формы, цвета, техники и т.д.

Итак, дизайн начинается с создания новой функциональной модели на основе уже имеющихся образов и аналогов, прообразы которых уже использовались в обществе. Создавая новый образ, дизайнер выступает не только как художник, но и как инженер-конструктор, проектируя вещь, придавая ей большую рациональность, эмоциональность и эстетические качества. Затем он дифференцирует ее по стоимости, престижу, знаковости, действуя как стилист-художник, социолог, психолог.

Еще одним важным навыком, которым должен владеть дизайнер в предметном мире для создания образности, является владение средствами и приемами воздействия на зрительное восприятие или зрительные иллюзии, при помощи которых можно придать вещи тот или иной внешний вид, изменить его и скорректировать.

Иллюзия - обман восприятия объектов. Как правило, мы распознаем окружающие нас пред-

меты и события легко и быстро. Однако опыт точных наук говорит, что это не так. Механизмы восприятия выдвигают ряд принципов. Среди них есть простые, такие как сравнение с эталоном или более совершенные - интерпретация зрительной информации. Для осуществления желаемой формы дизайнер должен учитывать не только размеры и очертания, но и дополнительные элементы, влияющие на восприятие формы, такие как конструкция, детали, цветовое решение. Для придания форме определенных качеств дизайнер пользуется любыми способами проектирования. Для проектирования вещи важны следующие зрительные иллюзии; заполнения промежутка, контраста, расчленения формы, психологического отвлечения и т.д.

Любая вещь, созданная дизайнером, имеет значение не сама по себе, а только в связи с конкретным человеком. Она должна преображать среду, влиять на эмоциональное состояние, быть функциональной. Изменить физическую форму фактически невозможно, но зрительное восприятие (иллюзии) может изменить, до известной степени, восприятие и образ конкретной вещи (дизайн-формы). Знание и использование зрительных иллюзий в проектировании позволяет грамотно решать стоящие перед дизайнером задачи по созданию функциональной, образной вещи. С этим может справиться только специалист высокого класса, имеющий глубокие профессиональные знания, умеющий донести эти знания до потребителя. Работа дизайнера специфична в том, что объектом творчества являются и человек и среда.

Творческий процесс - это во многом тайна, даже сам автор не всегда может объяснить, как приходит тот или иной образ. Безусловно, поможет талант, интуиция, знание законов построения формы. В дизайниндустрии почти нет непосредственного контакта между дизайнером и клиентом. Идеи автора до потребителя доносит реклама, модные передачи, специализированные издания и т.д. Главная задача состоит в том, чтобы достичь компромисса между творчеством и коммерцией. Девиз: «Свобода выбора -для всех», восторжествовал в социуме. Очень часто художник и дизайнер - это практически одно и то же. Художник материализует идеальный мир, существующий в его воображении, а дизайнер облагораживает окружающую среду. При этом дизайнер обязательно должен быть

художником, этого требует производственная необходимость. Дизайнер - это человек, у которого постоянно возникают какие-нибудь идеи. Нужно уметь «думать» на бумаге и реализовать свои идеи в заданном формате, опираясь на весь прежний опыт, поскольку главным для дизайнера является чутье, вкус, чувство стиля, креативное мышление, коммуникабельность, терпение, настойчивость и такт.

В связи с этим перед преподавателями, работающими в дизайн-образовании, стоит задача подготовить конкурентоспособных, востребованных специалистов в области дизайна, то есть обладающих развитым художественным вкусом, образным мышлением.

Основным учебным предметом, где в большей степени найдет отражение решение данной проблемы, является проектирование. Проектирование - это создание и разработка концептуальной вещи с заданными свойствами. Процессу проектирования предшествует предпроект-ный анализ, то есть исследование рынка, вкусовых предпочтений определенной возрастной группы с учетом мировых тенденций. В процессе проектирования проявляются особенности мышления дизайнера, способного перейти от образных решений к конкретной вещи. В этом процессе закладываются объективные критерии для оценки качества изделия не только с точки зрения утилитарности вещи, но и сточки зрения красоты, гармонии, выразительности, образности. В этой ситуации главная задача педагога развить и воспитать у студента чувство стиля, от общего к частному к авторскому стилю. Выразительно, образно решенный дизайн-объект способствует адаптации человека в среде. Основная масса людей обладают достаточно хорошим вкусом, и связь образ - среда

проходит вполне гармонично. Задача дизайнера состоит в том, чтобы выявить красоту, богатство, гармонию, индивидуальность внутреннего мира человека средствами полученных во время обучения знаний.

Говоря о проектировании, образности, зрительном восприятии необходимо помнить о соответствии вещи (предмета, дизайн-формы), времени в котором данная вещь будет «жить». Любая вещь, созданная дизайнером, не может быть красивой, если в ней нарушена внутренняя логика строения формы, если его части не составляют единое целое по принципу эстетической целесообразности.

Процесс работы над объектом дизайна в ходе обучения является последовательным, от простого к сложному. Преподаватель направляет студента, формирует чувство стиля, помогает развить идею, образ и воплотить их в жизнь. Вначале на уровне эскиза, проекта, а затем и в материале, предварительно отработав и уточнив идею в макете. Только при условии соблюдения вышеизложенного возможно подготовить грамотного, востребованного на рынке труда профессионала.

Занимаясь созданием объекта, дизайнер решает двойную задачу - социально-коммуникативную и эстетическую, культурную. Со временем эстетическая потребность становится экономической силой. Требуется большое количество вещей не только для удовлетворения утилитарных свойств, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Формы, образы должны постоянно меняться, быть индивидуально разнообразными. В решении этих проблем и состоит главная задача дизайнера - студента, дизайнера - преподавателя и дизайнера - производственника.

12.03.2014

Список литературы:

1. Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: Архитектура, 2006.

2. Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна. - Казань:дизайн-квартал, 2008.

3. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб.: Петрополис, 1998.

Сведения об авторах:

Плотникова Елена Викторовна, заведующий кафедрой дизайна Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, кандидат педагогических наук, доцен, член Союза дизайнеров России, [email protected]

Пурик Эльза Эдуардовна, заведующий кафедрой изобразительного искусства Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, доктор педагогических наук, профессор, член Союза дизайнеров России, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.