Научная статья на тему 'Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева'

Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
16144
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ПРИЕМЫ / ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА / ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА / ПОЭЗИЯ / ARTISTIC AND VISUAL MEANS / TECHNIQUES / LOVE LYRICS / LANDSCAPE LYRICS / POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рамазанова Д.А., Кислицкая С.С., Хасбулатова Х.М.

В статье авторы попытались выявить особенности использования художественных приёмов в лирических стихотворениях Ф.И. Тютчева. Темы, затрагиваемые поэтом, разнообразны, противоречивы: смысл бытия, любовь, неразрывная связь человека с природой. Человек в поэзии Ф.И. Тютчева занимает двойственное положение: с одной стороны, он способен полностью воссоединиться с природой, раствориться в ней, с другой, пребывает в вечных сомнениях, тревогах, его мучает бессилие мысли в бесконечном пространстве бытия. Что касается эмоциональной окраски произведений и использования художественно-изобразительных средств, следует отметить, что в поэзии Ф.И. Тютчева встречаются разнообразные приемы: эпитеты (раздвоенные), метафоры, олицетворения, сравнения, аллитерация, анафора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC FEATURES OF TYUTCHEV’S LYRICS

The objective of the work is to reveal features of using artistic techniques in lyrical poems of F. I. Tyutchev. Results of the analysis shows that topics addressed by the poet are diverse and contradictory: meaning of life, love, human relationship with nature. People in the poetry occupy dual positions: on the one hand, they are able to fully reunite with nature, to dissolve in it, on the other hand, they dwell in eternal doubts, worries cause pain by thoughts in infinite space. In his early poems the poet portrayed his feelings and did it more emotionally and more passion. In the verses of this period the researcher feels light romance. The later poems manifest motivation of hopelessness, misunderstanding, angst and struggle. With regard to the emotional coloring of the works and the use of art and fine tools, it should be noted that in the poetry of Tyutchev there is a variety of techniques: epithets (forked), metaphors, comparisons, impersonation alliteration, anaphora.

Текст научной работы на тему «Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева»

Библиографический список

1. Голосов Г Вопрос о престолонаследии в России. Open Democracy, 26.04.11, Великобритания. Available at: https://inosmi.ru/politic/20110426/168798665.html

2. Golosov G. Putin - Medvedev: Russia's Managed Drama. Open Democracy, 25.04.11, Great Britain. Available at: https://www.opendemocracy.net/od-russia/grigorii-golosov/putin-medvedev-russias-managed-drama

3. Добросклонская Т. Г. Что такое медиалингвистика? Вестник Московского университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004; 2: 9 - 17.

4. Полякова Л.С. Роль личности переводчика при выборе гендерных стратегий. Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2011, Вып. 57; 24 (239): 260 - 262.

5. Южакова Ю.В. Композиционные особенности медиатекста, актуализирующие принцип толерантности. Язык. Культура. Коммуникация: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ульяновский государственный университет. 2008: 403 - 405.

References

1. Golosov G. Vopros o prestolonasledii v Rossii. Open Democracy, 26.04.11, Velikobritaniya. Available at: https://inosmi.ru/politic/20110426/168798665.html

2. Golosov G. Putin - Medvedev: Russia's Managed Drama. Open Democracy, 25.04.11, Great Britain. Available at: https://www.opendemocracy.net/od-russia/grigorii-golosov/putin-medvedev-russias-managed-drama

3. Dobrosklonskaya T.G. Chto takoe medialingvistika? Vestnik Moskovskogo universiteta. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2004; 2: 9 - 17.

4. Polyakova L.S. Rol' lichnosti perevodchika pri vybore gendernyh strategij. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie. 2011, Vyp. 57; 24 (239): 260 - 262.

5. Yuzhakova Yu.V. Kompozicionnye osobennosti mediateksta, aktualiziruyuschie princip tolerantnosti. Yazyk Kul'tura. Kommunikaciya: materialy Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ul'yanovskij gosudarstvennyj universitet. 2008: 403 - 405.

Статья поступила в редакцию 15.04.19

УДК 811

Ramazanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: djavgara77@mail.ru

Kislitskaya S.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: djavgara77@mail.ru

Khasbulatova Kh.M, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: djavgara77@mail.ru

ARTISTIC FEATURES OF TYUTCHEV'S LYRICS. The objective of the work is to reveal features of using artistic techniques in lyrical poems of F. I. Tyutchev. Results of the analysis shows that topics addressed by the poet are diverse and contradictory: meaning of life, love, human relationship with nature. People in the poetry occupy dual positions: on the one hand, they are able to fully reunite with nature, to dissolve in it, on the other hand, they dwell in eternal doubts, worries cause pain by thoughts in infinite space. In his early poems the poet portrayed his feelings and did it more emotionally and more passion. In the verses of this period the researcher feels light romance. The later poems manifest motivation of hopelessness, misunderstanding, angst and struggle. With regard to the emotional coloring of the works and the use of art and fine tools, it should be noted that in the poetry of Tyutchev there is a variety of techniques: epithets (forked), metaphors, comparisons, impersonation alliteration, anaphora.

Key words: artistic and visual means, techniques, love lyrics, landscape lyrics, poetry.

Д.А. Рамазанова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: djavgara77@mail.ru

С.С. Кислицкая, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: djavgara77@mail.ru

Х.М. Хасбулатова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: djavgara77@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ Ф.И. ТЮТЧЕВА

В статье авторы попытались выявить особенности использования художественных приёмов в лирических стихотворениях Ф.И. Тютчева. Темы, затрагиваемые поэтом, разнообразны, противоречивы: смысл бытия, любовь, неразрывная связь человека с природой. Человек в поэзии Ф.И. Тютчева занимает двойственное положение: с одной стороны, он способен полностью воссоединиться с природой, раствориться в ней, с другой, пребывает в вечных сомнениях, тревогах, его мучает бессилие мысли в бесконечном пространстве бытия. Что касается эмоциональной окраски произведений и использования художественно-изобразительных средств, следует отметить, что в поэзии Ф.И. Тютчева встречаются разнообразные приемы: эпитеты (раздвоенные), метафоры, олицетворения, сравнения, аллитерация, анафора.

Ключевые слова: художественно-изобразительные средства, приемы, любовная лирика, пейзажная лирика, поэзия.

Вся лирика Ф.И. Тютчева пронизана его внутренними личными переживаниями, в искренних образах автора проявляется глубокое философское содержание. Его своеобразные творения занимают достойное место в литературном наследии.

Нельзя не уделить особого внимания любовной лирике поэта, раскрывая особенности использования художественных средств выразительности. Истории его первой любви посвящены стихотворения: «Я встретил Вас», «Я помню время золотое». Второй своей любви поэт посвятил стихотворения: «В часы, когда бывает», «Ещё томлюсь тоской желаний». Следующей своей музе поэт посвятил стихотворение «Она сидела на полу». Но самым популярным стало произведение поэта «Последняя любовь», посвящённое его последней любви.

В своих ранних стихах поэт изображал чувства свои и возлюбленной более эмоционально, страстно. В стихах этого периода чувствуется легкая романтичность, непринужденность. В более поздних стихотворениях проявляются мотивы безнадежности, непонимания, тоски и борьбы.

Изображая настоящие чувства, поэт умело раскрывал и передавал их в своих произведениях с помощью разнообразных средств выразительности.

Цель работы - исследовать и выявить особенности использования художественных средств в лирике Ф.И. Тютчева. Основной метод - анализ лирических стихотворений.

Лирика Ф.И. Тютчева оказывает довольно сильное эмоциональное воздействие на читателя, при этом поэт использует простые художественные средства.

В его стихах отсутствуют сложные метафоры и эпитеты, но в тоже время присутствует некая парадоксальность поэтических словосочетаний.

Яркая афористичность, эмоциональная законченность отличают его произведения. Например, стихи-афоризмы: «Фонтан», «Умом Россию не понять», «Слезы людские» и др.

Произведения Ф.И. Тютчева отличается высокой музыкальностью, проявляющейся в благозвучном использовании повторов (частичных или полных): Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило Я вспомнил время золотое И сердцу стало так тепло... [1].

В стихотворении «Я встретил вас - и всё былое», являющегося творением любовной лирики поэта, встречаются такие эпитеты, как «милые», «золотой», «душевный»; также здесь присутствуют сравнения: появившегося чувства с весной, старости с осенью; олицетворения - «жизнь заговорила» и др. Поэт в своей любовной лирике демонстрирует ценность красоты духовной, искренних чувств.

Более позднее его творение «Последняя любовь» по праву можно назвать лучшим произведением, драматичным, отображающим все личные переживания поэта, его сильные и глубокие чувства. Буквально в каждой строчке чувствуются нежность, эмоции уже зрелой любви, сквозь которые просачиваются ноты тоски и обреченности.

Лексические повторы придают неповторимую музыкальность произведению («помедли, помедли», «продлись, продлись»). Поэт также употребляет та-

кие художественно-выразительные средства, как: метафора («бродит сиянье»), эпитет («вечерний», «прощальный» и др.). С помощью средств выразительности поэт с точностью передаёт основную мысль своего произведения, которая заключается в том, что человек способен на искренние чувства в любом возрасте.

Занимая исключительное место в творческой деятельности поэта, любовная лирика отличается особым проникновением, удивительно сочетает в себе трагичность, остроту переживаний и яркость эмоций. Женскому образу любовной лирике Тютчева отведено особое место, его героиня - сильная, самоотверженная, способная на настоящие чувства и роковые поступки. Как ни бесилося злоречье, Как ни трудилося над ней, Но этих глаз чистосердечье -Оно всех демонов сильней. Все в ней так искренно и мило, Так все движенья хороши; Ничто лазури не смутило Ее безоблачной души [1].

В стихотворении «Как не бесилося злоречье» поэт описывает силу красоты, особое значение придавая глазам возлюбленной, способным победить всех «демонов».

В стихотворении же «Сияет солнце, воды блещут» улыбка тютчевской героини затмевает все остальные впечатления: Но и в избытке упоенья Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей... [1].

Поэтические фрагменты, в форме которых выдержаны творения поэта, дают возможность создать целостную поэтическую концепцию, при этом сохраняя некую незавершенность. Тема произведения обычно выделяется восклицанием, риторическим повтором или вопросом. Стихотворения Ф.И. Тютчева наполнены архаичной, нейтральной лексикой, с помощью которой поэт описывает как само явление, так и его эмоциональный окрас.

Говоря о лирике Ф.И. Тютчева, нельзя не упомянуть об особенностях изображения природы. Разнообразие, грациозность, живые образы являются достоинствами пейзажной лирики поэта. В произведении «Последняя любовь» поэт изображает картину, символизирующую безнадежность последней человеческой любви, используя пейзажные образы:

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье... [1].

Особое внимание поэт уделял осенней и весенней природе, воссоздавая удивительные образы и с точностью передавая всю невероятную красоту природы.

В стихотворении «Осенний вечер» поэт с тонкостью передает очарование увядающей осени, отождествляя человека с природой. Здесь поэт использовал такие средства художественной выразительности, как: олицетворение («томный шепот», «грустно-сиротеющей землей»), эпитет («умильная, таинственная», «багряных», «порывистый, холодный»), инверсия («холодный ветер порою»), метафора («таинственная прелесть», «пестрота деревьев»).

Стихотворение, несмотря на неординарность построения, легко читается, воспринимается благодаря умелому использованию поэтом изобразительно-выразительных средств.

В стихотворениях поэта природа оживает, наделяется человеческими чувствами, т. е. она способна радоваться и грустить, чувствовать и слышать, дышать.

Сияет солнце, воды блещут, Во всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом... [2].

В стихотворении «Летний вечер» поэт передает ощущение человека, созерцающего окружающую красоту, наслаждающегося моментом воссоединения с природой, настоящими мгновениями.

Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила... ... Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною ...[2].

Своеобразный стиль изложения поэта позволяет обыкновенные природные явления превратить в изысканное зрелище. Уделяя внимание мелочам, поэт воссоздает удивительную картину природы.

В стихотворении «Летний вечер» можно встретить такие изобразительно-выразительные средства, как: метафоры («звезды приподняли небесный свод», «волна поглотила пожар вечера»), эпитеты («влажные главы», «воздушная река», «мирный пожар», «сладкий трепет»), сравнение («трепет, как

струя»), олицетворения («жилы природы», «звезды взошли», «земля скатила»).

Максимально точно передавая самые, казалось бы, неуловимые моменты, поэт описывает особенности природы, перекликая их с душевным состоянием и открывая читателю необыкновенный новый мир.

В стихотворении «Обвеян вещею дремотой» поэт особенно красочно описывает явления многоликой, изменчивой природы, отождествляя природные циклы с жизнью, используя при этом разнообразные художественно-выразительные средства, эпитеты, метафоры и др.: «вещею дремотой», «полураздетый лес грустит» и др. Одушевление природы проявляется не только в олицетворении, поэт наделяет природу живой душой, чувствами, любовью. Перед читателем открывается все великолепие увядающей природы, чья естественная красота порой проявляется в необычных формах. Каждая строка стихотворения несет определенный смысл, соединяющий в себе уныние и надежду, грусть и радость:

Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит. Из летних листьев разве сотый, Блестя осенней позолотой, Еще на ветви шелестит . ... Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, Когда, что так цвело и жило, Теперь, так немощно и хило, В последний улыбнется раз!.. [2].

Как в любовной, так и в пейзажной лирике поэта читается философская идея. Поэт посредством своего творчества постигает смысл жизни, тайны бытия, природы. Определённый период жизни поэт отождествляет с тем или иным образом природы, объединяя в одно целое природный мир и человеческие чувства. Ф.И. Тютчев размышляет в своих произведениях о тайнах мироздания, двойственности бытия. Человек в его стихах обращается к природе, как к чему-то божественному, возвышенному, одухотворенному, необъятному, ищет в ней ответы на вопросы и успокоение своей души. В этом слиянии с природой герои Тютчевской лирики находят вдохновение и гармонию: «Все во мне - и я во всем».

В стихотворении «О чем ты воешь, ветер ночной?» поэт обращается к

ветру:

О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться! О, бурь заснувших не буди -Под ними хаос шевелится! [2].

Лирика Ф.И. Тютчева пронизана космическим началом, хаос поэт называет родимым, для него это основа мироздания, где происходит вечная борьба противоположностей, где сила разрушения и созидания, где природа и дух тождественны.

Дума за думой, волна за волной -Два проявленья стихии одной: В сердце ли тесном, в безбрежном ли море, Здесь - в заключении, там - на просторе, -Тот же всё вечный прибой и отбой, Тот же всё призрак тревожно-пустой [2].

С помощью такого изобразительно-выразительного средства, как эпитет поэт искусно вырисовывает образ. В лирике Ф.И. Тютчева встречается такое явление как «раздвоенный эпитет», т. е. давая одно определение, поэт совмещает слова, противоположные по смыслу: «блаженно-роковой», «пророчески-слепой». С помощью такого приема происходит сопоставление образов, поэт подчеркивает раздвоенность мировосприятия.

Необычны и сравнения поэта, с помощью которых Ф.И. Тютчеву удается раскрыть всю глубину описываемого явления или образа. В стихотворении «Тени сизые смесились», где поэт предается философским рассуждениям, сравнивается душа человека с сосудом. Лирический герой данного произведения находит в ночи свое успокоение, излечение своей души.

. Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утиши. Чувства - мглой самозабвенья Переполни через край!.. Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!

Мир Тютчевской поэзии необъятен, своеобразен, его лирика представляет собой сплетение мыслей, чувств, размышлений, в котором каждый читатель через призму своих мироощущений находит для себя истину. То, с какой искрен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.