Научная статья на тему 'Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком'

Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6558
715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная культура / художественное образование / художественный вкус / эстетическое воспитание / изобразительное искусство / изобразительная деятельность / зрительный образ / зрительный анализатор / зрительное восприятие / художественные произведения русского и мирового искусства / творческие способности / образное мышление / art culture / art education / artistic taste / aesthetic education / fine arts / fine arts activities / a visual image / the visual analyser / visual perception / works of Russian and world art / creative ablities / image thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зрелых Д. Л.

Статья посвящена проблеме художественного образования как процессу непрерывного познания окружающей действительности человеком. Художественное образование — важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. В образовательной системе осуществляется поэтапное развитие процесса познания мира, включающее дошкольное, начальное, среднее, вузовское и академическое профессионально-художественное образование. Процесс художественного образования длителен, непрерывен и, по существу, не завершаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Education as a Continuous Process of Learning Objective Realty

The article is devoted to the problem of art education as a long, uninterrupted, and essentially, endless process of learning reality. Art education is an important element of the development of the well-balanced creative personality. In the education system there is a justitied idea of gradual advancement of reality learning with the stages of pre-school, elementary, academic professional art education.

Текст научной работы на тему «Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком»

УДК 78

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КАК НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКОМ

© 2008 Д. Л. Зрелых

кандидат педагогических наук, доцент каф. методики преподавания музыки и изобразительного искусства

Курский государственный университет,

Статья посвящена проблеме художественного образования как процессу непрерывного познания окружающей действительности человеком. Художественное образование - важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. В образовательной системе осуществляется поэтапное развитие процесса познания мира, включающее дошкольное, начальное, среднее, вузовское и академическое профессионально-художественное образование. Процесс художественного образования длителен, непрерывен и, по существу, не завершаем.

Ключевые слова: художественная культура, художественное образование,

художественный вкус, эстетическое воспитание, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, зрительный образ, зрительный анализатор, зрительное восприятие, художественные произведения русского и мирового искусства, творческие способности, образное мышление.

Отличительной чертой современного российского образования является изменение содержательно-целевых аспектов с позиций гуманизации и модернизации. Это касается и художественного образования.

Модернизация российского образования - одно из приоритетных направлений политики государства, доминирующая цель которого - создание устойчивого механизма развития всей системы образования. Ведущая задача образовательной политики в России состоит в обеспечении качественного образования на всех уровнях дошкольного, начального и общего профессионального образования.

«Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [1, с. 84].

«Концепция художественного образования» - это своевременный и

необходимый основополагающий государственный документ, опирающийся «на национальную доктрину образования в Российской Федерации, решающий многие насущные проблемы в области художественного образования» [Там же]. Данный государственный документ четко определяет стратегические направления национальной политики, указывая на долгосрочные перспективы его развития в единстве целей, задач и эффективных путей их достижения и реализации.

Цели художественного образования на современном этапе развития в новой демократической России можно обозначить так:

• повышение общего уровня значимости духовной культуры и искусства в области образования;

• сохранение, развитие и дальнейшее совершенствование уникальной системы учреждений художественного образования как носителей духовной культуры и искусства в многонациональной России.

Исходя из целей художественного образования, можно выделить задачи, осуществление которых оно призвано обеспечить:

• формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов у всех социальных и возрастных групп населения;

• подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

• приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

• сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

• широкое внедрение художественного образования как важного фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

• выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Реализация вышеперечисленных целей и задач в области художественного образования должно оперативно решить все современные проблемы в области культуры и искусства, переживаемые российским обществом на современном этапе.

Художественное образование - важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. Следовательно, важнейшую роль в учебно-воспитательном процессе учащихся начального, среднего, старшего звена общеобразовательных школ и студентов колледжей и вузов, а также специалистов послевузовского профессионального образования играет непрерывность художественного образования.

В систему художественного образования включены следующие компоненты: эстетическое воспитание, художественно-педагогическое, а также профессиональное художественное образование. Программы художественного образования реализуются в разнообразных образовательных учреждениях, начиная с детских садов и заканчивая послевузовским профессиональным образованием [1].

Для каждого этапа художественного образования некоторые стороны этого процесса выступают как доминирующие, ведущие, другие же - как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль играют возрастные особенности.

В дошкольном возрасте важнейшую роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое, в основном, реализуется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность.

В начальной школе формируются базовые основания, приобретаются первичные сведения, на основе которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.

В средней школе подростки овладевают языком различных видов пластических и временных искусств, что дает им возможность самостоятельно воспринимать и анализировать художественные произведения, а также создает предпосылки для совершенствования собственной художественной деятельности.

В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному «культурному слою» с его особыми художественноэстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются

определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности [1].

В формировании «духовного климата» современной массовой школы доминирующее значение имеют предметы эстетического направления образовательной области «Искусство», появление которой в структуре школьного образования обусловлено спецификой искусства как особого явления культуры. Она представлена тремя учебными дисциплинами эстетического цикла: музыка, изобразительное

искусство, мировая художественная культура. Названные предметы выделены в самостоятельный блок, что свидетельствует об официальном признании их специфической роли в образовании учащихся.

Уникальное значение образовательной области «Искусство» состоит в том, что в интеллектуализированной и вербализированной современной массовой школе предметы эстетического цикла играют совершенно особую роль - развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру школьника, пробуждают способность эстетически воспринимать, ценить и создавать действительность по законам красоты в окружающей жизни и искусстве. Предметы эстетического цикла непосредственно направлены на развитие гармонически развитой личности школьника, ядро которой - стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение к духовному наследию прошлого и познанию настоящего [4].

В современных условиях актуальным представляется переосмысление духовного становления личности школьника на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения и развития познавательного интереса к изобразительному искусству. Однако не первый год идет напряженная работа по перестройке, обновлению всей системы школьного образования. Бытуют разные мнения, ведется эффективный поиск путей развития школы, вырабатываются концепции, создаются интересные проекты, вариативные программы, появляются нетрадиционные формы обучения и воспитания. Однако, несмотря на внедрение инновационных подходов в области художественного образования и эстетического воспитания в целом, учебно-воспитательный процесс в массовой школе продолжает оставаться типичным, традиционным, недостаточно хорошо учитывающим индивидуальные особенности школьников, особенно это касается и является наиболее актуальным для младшего школьника.

Школа и общество связаны тесными узами актуальных проблем обучения, воспитания и постижения жизненной мудрости, и они неотделимы друг от друга. Общество живет и развивается так, как оно учится. И как ни странно это звучит, «интересы школьника и потребности современного общества постепенно оказались за порогом школы» [2]. Выход из создавшегося положения только один - кардинальное изменение школьной политики и самой школы в направлении ее демократизации и модернизации.

На научных конференциях, консилиумах, в выступлениях ответственных работников образования, касающихся проблем развития художественной культуры, говорится, что главная задача состоит в том, чтобы найти ту область художественного образования, где наиболее качественно и эффективно реализуется специфика эстетического восприятия явлений, фактов, событий окружающего мира и художественного восприятия произведений отечественного и мирового искусства. Но также необходимо реализовывать и способность осознания своих личных особых форм эмпатии: эмоциональное сопереживание и проживание эмоциональных состояний своего внутреннего мира, которые также испытывают и другие люди, а кроме того,

эстетическую отзывчивость и эстетические чувства, находящие проявления в творческих работах.

Художественное образование выполняет ничем не заменимую роль в сохранении и развитии национальных культурных традиций, в процессе этнической самоидентификации и интеграции личности в духовную культуру: национальную, общероссийскую и мировую. Открывая двери в мир иной культуры, искусство учит пониманию и принятию другого человека, способствует становлению толерантного сознания, гуманистической направленности личности.

Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в изобразительном искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа. В этом особая сила и своеобразие изобразительного искусства: его содержание должно быть присвоено младшим школьником как собственный чувственный опыт. На основе этого происходит развитие познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости и проявление эстетических чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Изобразительное искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится ведущим средством воспитания, суть которого в обращении к человеку - носителю творческой созидательной природы, в ее развитии (у ученика и учителя), в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами. «Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимет себя до светлого и прекрасного...» - эти замечательные слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому [4, с. 5]. Они не потеряли своей актуальности и на современном этапе развития новой демократической России. .Ведь изобразительное искусство - это чарующая нас объективная реальность, это красота, которая окружает, волнует, радует, побуждая бережно и с любовью относиться к ее прелестям.

Как же понимать эти природные и жизненные реалии? Необходимо обратиться к специфике изобразительного искусства, его особенностям, освоить выразительные графические и живописные средства, дающие возможность художникам отражать свои чувства, переживания и волнения, радость и восторг, почерпнутые в природе и искусстве, разобраться в его основных видах и жанрах.

Изобразительное искусство - универсальная форма отражения духовного мира человека, его материальной культуры. Однако нам представляется, что учащихся начальной школы рано приобщать к познанию богатства и многогранности всех видов пластических и временных искусств. Этот познавательный процесс - длительный и сложный, требующий постепенного системного подхода к познанию мира и осознанию роли искусства в формировании и развитии гармоничной и развитой личности. Задача педагога - ввести ребенка в мир изобразительного искусства, сформировать его зрительное восприятие, элементарные эстетические представления об окружающей действительности. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие школьника, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии внешнего мира.

«Художественное образование школьников осуществляется в основном в трех формах.

1. Общеобразовательная школа, урок изобразительного искусства, обязательный для каждого школьника, приблизительно охватывающий 100% учащихся. Задача художественного развития - искусство как опыт отношений. Форма приобщения к искусству - зона общей культуры.

2.Кружки, студии, клубы - формы «необязательного» обучения, существующие и в школе, и вне ее стен, охватывающие только желающих или мотивируемых. Задача художественного развития - искусство как опыт творчества. Форма приобщения к искусству - зона свободного поиска интересов.

3. Детские художественные школы (вечерние без отрыва от общеобразовательной школы и с отрывом от нее). В эти профильные школы искусства попадают школьники, выдержавшие конкурс. Задача художественного развития -искусство как языковой опыт. Форма приобщения к искусству - зона профессиональной культуры» [Там же, с. 48].

Данная модель демонстрирует основы, на которых необходимо строить процесс приобщения ребенка к искусству, исходя из главной цели художественного образования и эстетического воспитания школьников - формирования духовной культуры личности, приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным наследием.

Занятия по изобразительной деятельности дошкольников и уроки изобразительного искусства в начальных классах закладывают основы чувственного познания. Чувства, мысли и представления людей в изобразительном искусстве выражаются в конкретной форме - в зрительных образах. С помощью зрительного анализатора мы воспринимаем не только внешний облик предметов (форму, цвет, положение в пространстве, их связи между собой), но и тончайшие душевные переживания человека. Развитое зрительное восприятие помогает человеку полнее и глубже понимать и оценивать не только красоту предметов окружающей действительности, но и бесценные произведения русского и мирового искусства.

Содержание образования в области изобразительного искусства направлено на совершенствование позитивных личностных качеств учащихся:

а) художественной культуры, потребности в общении с искусством;

б) устойчивого интереса к искусству;

в) художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления;

г) способности оценивать окружающий мир по законам красоты и др.

Освоение содержания учебного предмета эффективно осуществляется

школьниками в изобразительной деятельности. Восприятие произведения искусства предполагает не просто знакомство с ним, а собственно изобразительную деятельность (рисование, лепка, моделирование, конструирование и т. д.). Поэтому содержание образования не может быть реализовано без развития познавательного интереса, эмоционально-ценностного восприятия, а также нравственно-эстетического отношения к произведениям искусства и художественно-творческой деятельности.

Практическая, жизненная направленность содержательной части образовательного процесса обусловлена современными социальными и культурными условиями, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих

ценностей, на становление и социализацию личности ученика в современном мире.

В содержании образования по изобразительному искусству отражены:

• повышение роли гражданско-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование толерантного отношения к иным культурам;

• приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, юного художника;

• способность различать позитивные и негативные влияния в культуре;

• интеграция полученных знаний в собственной художественно -творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг.

Учебный предмет «изобразительное искусство» включает основы всех зрительных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и

профессионального декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Основные виды творческих работ - практическая художественная деятельность учащихся, эстетическое восприятие действительности и искусства [3].

Основу познания процессов объективной реальности и искусства составляет восприятие, которое позволяет в значительной степени расширить и углубить эмоционально-ценностный опыт ребенка и создать основу его творческой деятельности. Следует учитывать, что способом восприятия художественного образа является не только созерцание, но и переживание.

Исходя из реалий повседневной жизни у детей школьного возраста, учителей, некоторых родителей далеко не всегда складывается положительное мнение о влиянии учебной дисциплины «изобразительное искусство» на формирование нравственноэстетической отзывчивости. Как же тогда подготовить «маленьких гениев», творцов, фантазёров, с дошкольного и младшего школьного возраста, к началу встречи с основными понятиями эстетических категорий «прекрасное и безобразное» как на занятиях изобразительным искусством, так и в повседневной жизни? И что надо сделать, чтобы эти важные для детей условия обучения и воспитания носили творческий характер? Есть определённая закономерность: любопытство - интерес -творчество. В ней проявляется непревзойдённая смелость и свобода выражения, индивидуальность каждого ребёнка.

Массовая школа - это восходящие ступеньки познания мудрости жизни от начальных до выпускных классов, ведущие всё выше и выше к самосовершенствованию, самопознанию и миропониманию на том уровне жизненных впечатлений, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. Как важно осознавать учителям и родителям, что каждая из этих ступенек становится для ребёнка настоящим открытием познания процессов, происходящих во внешнем мире, через наглядно-образное восприятие изобразительного искусства. Этим обусловлена особая роль школьного художественного образования.

У человека на протяжении всей сознательной жизни происходят качественные изменения в познании окружающего мира. Это выражается в формировании нравственного, эстетического, художественного, этического начала, в реализации моральных принципов и душевных качеств. Именно в детстве, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, целесообразнее, эффективнее закладывать фундамент познания объективной реальности через удивительный и захватывающий мир прекрасной и чарующей «страны» под названием ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Многие педагоги, считающие себя корифеями в области обучения и образования, наивно полагают, что изобразительное искусство настолько доступно всем, кто интересуется им, что для этого не требуется никакой особой художественноэстетической подготовки. Для этого достаточно живо рассказать, стоя у доски, программный материал и показать с указкой в руках на плакате особенности изображения, не вызывая у младшего школьника познавательного интереса, сопереживания, эмоционального настроя и эмоционально-эстетической отзывчивости на все происходящее как в искусстве, так и в жизни.

Особенно важен другой аспект художественной педагогики, состоящий в том, чтобы «разбудить» ребёнка, заинтересовать его эстетически воспринимать красоту голубой планеты под названием Земля. И тогда детским глазам откроется удивительная палитра красок и образов. Нужно научить маленького художника видеть мир в широте и многообразии, научить ребёнка мечтать, узнавать красоту не только в пышной розе,

которую тщательно растил садовник, но и в малом придорожном цветке, тонкий стебель которого упрямо пробивает асфальт.

Поэтому роль учителя является ведущей в процессе приобщения учащихся к искусству. Именно педагог создает на уроке эмоционально-образную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение между школьниками и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира учеников.

Любая тема урока по изоискусству должна быть не просто «пройдена», или изучена, а прожита, т. е. глубоко прочувствована и пережита учениками. Только когда знания, умения и навыки становятся личностно значимыми, связываются неразрывной нитью с реальной жизнью на уровне миропонимания школьника и эмоционально окрашиваются, выражая эстетическую отзывчивость, происходит развитие гармоничной и развитой личности, продуктивно формируется ценностное отношение к миру. На этом этапе познания процессов объективной реальности, ребенку просто необходим творческий опыт и учитель, владеющий элементами педагогической драматургии (мимика, пантомимика и вокальная мимика), как никто другой может создать ему эти условия познания внешнего мира [3].

Модернизация художественного образования требует поиска новых подходов к преподаванию дисциплин образовательной области «Искусство». К ним можно отнести следующие:

• непрерывное обновление программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, содержания, эффективных форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

• издание в помощь педагогам художественно-эстетического цикла программно-методических материалов и учебно-методических комплексов для начальной, основной и высшей школы;

• повышение качества и развитие совершенной системы подготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской духовной и художественной культуры [1, с. 86].

Процесс развития инновационных подходов и модернизации всей системы художественного образования нужно понимать как качественный поворот массовой школы к школьнику, уважению его личности, достоинства, принятию его интересов, запросов, целей, т. е. создание максимальных благоприятных условий для раскрытия способностей, самоопределения.

Эти инновационные подходы можно реализовать, если в образовании будет востребован учитель с новым педагогическим мышлением, направленным:

• во-первых, на формирование творческой личности, раскрытие своеобразия индивидуального развития каждого школьника, с учетом его жизненных устремлений, как свободного субъекта школьной жизни, учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности (художественной, трудовой, общественно-организационной);

• во-вторых, на приоритет гармоничного комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование разнообразных видов деятельности учащихся (игровой, трудовой, художественной, учебной, спортивно-оздоровительной), когда коллективная, фронтальная форма работы постепенно становится сугубо индивидуальной;

• в-третьих, на творческое начало образовательного процесса, деятельное и обстоятельное ознакомление школьника с красотой внешнего мира, соединение обучения и воспитания с художественным и производительным трудом по законам красоты.

На современном этапе инновационных преобразований в сфере художественного образования таким педагогическим мышлением, безусловно, обладает учитель, работающей с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста по организации и управлению учебно-воспитательным процессом и процессом познавательной деятельности в области изобразительного искусства и объективной реальности [2].

Непрерывность процесса художественного образования в высшей школе имеет целью вооружить бакалавра, специалиста и магистра теорией художественной педагогики, искусства, знаниями о различных художественных направлениях, стилях, концепциях и методиках исследовательской деятельности, направленных на формирование духовной культуры будущего специалиста в области художественного образования и эстетического воспитания.

Дисциплина «История и теория художественного образования» включена в федеральный компонент общих профессиональных дисциплин подготовки бакалавров художественного образования. Курс является базовым в системе профессиональной подготовки выпускников классического университета. И роль его особенно возрастает в настоящее время, поскольку

• в центре современного образовательного процесса в вузе находится личность будущего специалиста, его стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение к духовному наследию прошлого, познанию настоящего;

• требования времени делают необходимым повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области художественного образования.

Изучение ключевых вопросов философии, эстетики, истории искусств, искусствознания, педагогики, психологии, истории художественной культуры выходит в авангард образовательной системы, в которую включены и основы эстетического воспитания, истории образования и педагогической мысли, художественной педагогики. Все это составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Для будущего же учителя или преподавателя музыки эта дисциплина должна стать одним из наиболее весомых предметов в системе общей профессиональной подготовки.

«История и теория художественного образования» - это тот учебный предмет, который может представить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств гармонически развитой личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии, вне искусства не прорастет ни интеллект поколений, ни ассоциативное мышление, ни благотворная самоирония, ни отважная интуиция, и внутренняя свобода, вне которой нет творчества. Там, где нет уважения к культуре, не может быть и уважения к свободе: там проявляется гибельное высокомерное отношение ко всему неординарному, отважной мысли - всему, за чем скрывается талант. Только в художественной среде появляются и формируются люди, способные широко и свободно мыслить, создавать культурные ценности, остающиеся в веках.

Проблема развития всесторонне развитой личности на основе высокого гуманизма, нравственности и творческой активности через художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности, можно выразить замечательными словами классика русской литературы Ф. М. Достоевского.

«Красота спасет мир» - сказал один из мудрейших писателей России, спасет от духовной нищеты, невежества, жестокости, насилия и других атрибутов безнравственности, волной захлестывающих все вокруг. Как «напоить» душу ребенка целительным бальзамом красоты, открыть его взгляду чарующий, гармоничный мир

прекрасного, вобравший в себя утреннюю нежность рассвета, гомон птичьих стай, шелест волн, шептание листвы, улыбку младенца - все то, что повседневно, буднично окружает нас?

Библиографический список

1. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2002. - № 2.

2. Островская, О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. : пособ. для учит. / О. В. Осторовскя. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -276 с., ил.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / разр. под рук. и ред. народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2005. - С. 141.

4. Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова. - М. : Просвещение. 2006. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.