УДК 008
А. Н. Шейко
художественно-музыкальный курс «музыка для глаз» в дальневосточном художественном музее
Автором представлен итог более чем 10-летнего опыта реализации своего музейно-педагогического курса с учащимися музыкальных и общеобразовательных школ Хабаровска. Курс, рассчитанный на 3 года, рассматривается с точки зрения синкретичного подхода (изобразительное искусство и музыка) в условиях современного музея.
Ключевые слова: Дальневосточный художественный музей, синкретичные методы музейной работы, курс «Музыка для глаз».
An art and music course “Music for eyes” in the Far Eastern Fine Art Museum. ANNA N. SHEIKO (Far Eastern Fine Art Museum, Khabarovsk; Far Eastern State University of Humanities, Khabarovsk).
The author presents the results of the implementation of her museum and education course for the students of Khabarovsk comprehensive schools and music schools. The 3-year course is studied from the point of syncretic approach in conditions of contemporary museum.
Key words: Far Eastern Art Museum, syncretic methods of museum work, «Music for eyes».
Коллекция Дальневосточного художественного музея (ДВХМ), образованного в 1931 г., насчитывает более 14 000 экспонатов: произведения из собраний центральных музеев России, творения дальневосточных мастеров, аборигенов края, художников АТР.
За время своего существования ДВХМ опробовал множество форм работы с посетителем, в последние десятилетия все более развивая их.
Целью данной статьи является представление одного из наиболее ярких коммуникативных актов в работе ДВХМ - художественно-музыкального курса «Музыка для глаз», направленного на углубленное постижение художественного смысла искусства юными экскурсантами.
Уже в конце 1940-х годов А. Мальро осмыслял современную культуру как визуальноцентричную, в системе которой изменяется место и значение искусства, рождается новый тип культурной коммуникации [6, с. 154].
С середины XX в. такие культурологи, как Ж. Бодрийяр, Г. Зедльмайер, Л.Г. Ионин, Н.Б. Мань-ковская, М.С. Каган [2-5, 7], изучают эволюцию образа музея от «мусеума» классической эпохи до «гедонистического» учреждения культуры «цивилизации досуга» (Т.В. Абанкина, Л.И. Скрипки-на) [1, 8]. Такой тип музея ориентирован на недавно сформировавшегося «the new culture consumer» -нового культурного потребителя - в классическом
экономическом значении слова без негативного оттенка, традиционного для русского языка.
В XX в. благодаря развитию психологии и других смежных наук отмечается выдвижение на первый план проблем музеологии, связанных с активизацией внутренних ресурсов экскурсанта-ребенка, и в первую очередь с его творческим воображением, фантазией.
Уникальность проекта состоит в возможности учащихся работать с конкретными подлинными свидетельствами различных эпох мировой художественной культуры. «Музыка для глаз» - музейный художественно-музыкальный курс, изначально предназначенный для учащихся музыкальных школ. В 2002 г. автор статьи разработала его в качестве эксперимента с целью привлечь пристальное внимание учреждений дополнительного образования к возможностям коллекции ДВХМ. За это время направленность проекта развилась, и теперь курс посещают учащиеся не только музыкальных школ, но и других детских учреждений.
Название курса объясняет его синкретичное содержание. Термин «музыка для глаз» бытует в мировой культуре, обозначая континуум наиболее полной выразительности различных языков искусства. У арабов - это орнамент, в музыковедении М.В. Ломоносова - «цветовой» клавесин, в монументально-декоративном искусстве итальянца
ШЕЙКО Анна Николаевна, методист (Дальневосточный художественный музей, Хабаровск), аспирант (Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Хабаровск). E-mail: [email protected] © Шейко А.Н., 2013
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
П. Гонзаго - смена декораций под музыку с иллюзионистическими эффектами.
В настоящее время Хабаровск имеет разветвленную сеть учреждений культуры и художественно-музыкального образования, сохраняющих и успешно развивающих профессиональное творчество города с населением более 577 тыс. чел., из которых около 234 тыс. дети. Курс «Музыка для глаз» оригинален как среди форм музейного просвещения Дальнего Востока, так и вообще в работе с юными музыкантами Хабаровска.
Ресурсы Дальневосточного художественного музея - уникальное собрание классики из общероссийских музейных хранилищ, возможность проводить параллели в развитии культуры аборигенов Древнего Амура и древних мировых цивилизаций (Ассирии, Древнего Египта, Древней Греции и Рима) - позволяют развивать у детей симультанное восприятие музыки, ее канонов и конкретных образцов вкупе с законами произведений изобразительного искусства. Особую интерпретацию в означенном ключе получают произведения, созданные старыми художниками на музыкальные или парамузыкальные темы.
Так, картина итальянского живописца Карло Дольчи «Евангелист Иоанн» (XVII в. Х., м., ДВХМ) рассматривается на занятиях не только как портрет библейского святого по канону эпохи сейченто, но и как изображение автора певческого канона, первые слоги которого стали названиями нот: ут (до), ре, ми, фа, соль, ля, а подпись под каноном - инициалы имени самого Святого Иоанна - ноты си.
Цель курса - формирование целостного представления об искусстве путем комплексных форм знакомства с музыкальным и художественным пластами культуры. Основные задачи курса: формирование навыков определения общих закономерностей в мире изобразительного искусства и музыки; формирование аудитории постоянных посетителей музея из представителей смежной сферы культуры путем создания «специального события»; развитие зрительской и слуховой активности; помощь учебным заведениям в углублении художественно-музыкального развития детей посредством обращения к ресурсам ДВХМ.
Аудитория музейного курса «Музыка для глаз» -учащиеся детской музыкальной школы (ДМШ), школьные группы. Курс рассчитан на три года. Билеты реализуются в виде абонемента. Каждая ступень включает в себя 9 занятий, проводимых один раз в месяц на протяжении учебного года. Порядок занятий вариативен, так как каждое из них законченно. Продолжительность занятия - 40-50 мин. Используются возможности музейной медиатеки,
обеспечивающей музыкально-информационную часть курса. В структуру каждого года курса включен региональный компонент образования.
Теоретико-практические занятия курса сочетают профессиональное музыкальное образование и общеразвивающие музейные лекции. Теоретическая часть каждого занятия реализуется методом диалога и построена по принципу интеграции искусств, что усиливает воздействие музейного пространства на учащегося, стимулирует у ребенка сильный творческий выплеск. Практическая часть каждого занятия проводится в творческой форме: театрализация, дискуссии, пластические и артистические этюды, наблюдение за явлениями природы, художественная деятельность, танцевальные и словесные игровые воплощения темы, хэппенинги, музицирование.
С 2002 г. постоянной аудиторией курса «Музыка для глаз» стали ДМШ «Тополек» и ДМШ N° 1 г. Хабаровск. Курс имеет ответвления, так как позволяет проводить художественные параллели с другими видами искусства, изучаемыми в учреждениях дополнительного образования (танец, декламация, пантомима и т.д.). Но музей принимает во внимание и необходимость закрывать лакуны в знаниях об искусстве вообще.
Так, по просьбе педагогов ДМШ «Тополек» было разработано занятие «Спор строгой дамы Классики и простушки Самодеятельности» (второй год обучения) в связи с тем, что дети, изучая и исполняя классические произведения, в то же время не могут объяснить понятие «классика». Эта тема в музее представлена наглядно, на занятии используются элементы творческой мастерской: в качестве домашнего задания дети приносят предметы, сделанные не профессионалом, а самодеятельным мастером; участвуют в импровизированном «Совете по проведению художественной экспертизы», определяя предметы как творения классические или кустарные. На втором году программы метод информирования сменяется методом сравнительного анализа, потому что участники уже обладают необходимыми навыками и начальными знаниями для сопоставления художественных произведений с кустарными предметами искусства.
В первый год работы курса юными посетителями и их родителями было предложено развернуть курс до семи лет синхронно всему периоду обучения в музыкальной школе. Программа на 3 года была разработана быстро благодаря богатым возможностям художественного собрания ДВХМ. Но разработка продолжения курса проблематична: интегрированный характер занятий должен по изначальному замыслу сохраняться на протяжении
Художественно-музыкальный курс «Музыка для глаз»
А. Н. ШЕЙКО
проекта. Однако за 3 года экскурсанты успевают познакомиться практически со всеми произведениями в постоянной экспозиции ДВХМ, позволяющими проводить четкие параллели с музыкальным, исполнительским искусством. Продолжение потребует обращения к закрытым фондам музея, что противоречит канонам музейного хранения.
В качестве решения проблемы преподавателями ДМШ «Тополек» было предложено продолжить тематику курса «Музыка для глаз» традиционными тематическими экскурсиями ДВХМ. По их мнению, это позволило бы учащимся развивать в себе вкус к искусству вообще.
Достоинством курса «Музыка для глаз», по мнению педагогов музыкальных школ, является также развитие умения учащихся рассуждать о прекрасном. Пример речи экскурсовода (смысловые паузы в рассказе, интонирование, терминология и т.д.), творческие задания, диалоговая форма занятия без выставления оценок в журнале раскрепощают и стимулируют детей облечь эмоции в яркий словесный образ. В залах периодических современных выставок ДВХМ посетители «Музыки для глаз» практикуются в выражении своего ассоциативно-реминисцентного восприятия искусства вербально. Преодолевается страх начинающего экскурсовода: не повториться, сказать то, что нигде не написано и никем до этого не замечено. Дети ведут диалог, избегая клише: я бы так смог - не смог, красиво - некрасиво. К третьему году курса увеличивается доля собеседований в постоянной экспозиции. Развивается умение общаться на конкретную художественную тему.
Преподаватели-музыковеды активно участвуют в реализации этого проекта: консультируют экскурсоводов, подбирают аудиоматериал, сопровождают занятия игрой на фортепиано, организуют выполнение детьми домашних заданий. Родители записывают собственные наблюдения за успехами ребенка на курсе, предоставляя материал для анализа музейному педагогу.
Методисты художественных музеев Петро-павловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Комсомольска-на-Амуре воплощают данный проект частично, так как у них нет таких больших художественных фондов, какие имеются у ДВХМ: европейские и русские полотна ХУШ-ХХХ столетий, музыкальные инструменты. Таким образом, курс мало доступен для реализации музеями с малыми фондами, галереями.
В 2009 г. курс «Музыка для глаз» был представлен Всероссийскому центру музейной педагогики Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург), где получил рекомендацию сделать целевой аудиторией курса учащихся общеобразовательных
школ, а не специализированных. Но музыкальные школы Хабаровска настояли на прежнем направлении курса, соответствующем их учебным программам и стимулирующем мотивацию учащихся расширять эрудицию на музыкальном поприще.
Некоторые структуры культурного сообщества Хабаровска сочетают занятия курса «Музыка для глаз» со своими проектами развития. Так, краевая шефская программа ДВХМ «Дети Сикачи-Аляна» делает своей составляющей занятия по региональному образовательному компоненту проекта «Музыка для глаз» для воспитания художественного вкуса юного поколения аборигенов Амура (учащихся средней школы национального нанайского села Сикачи-Алян).
Отмечая, что популярность курса у целевой аудитории создается в том числе и за счет присутствия в его программе большого количества игровых элементов, мы осознаем опасность сформировать у молодого поколения представление о музее как об институте досуговой культуры и учитываем это в своей работе.
Таким образом, музейный курс «Музыка для глаз» в Дальневосточном художественном музее -успешный творческий 10-летний опыт актуального синкретичного характера в воспитании будущих ценителей художественного наследия, проясняющий значение и ценности современной жизни, перспективу будущей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абанкина ТВ. Культура постиндустриального общества // Справочник руководителя культуры. М., 2007. № 8. С. 4753.
2. Грицанов А.А., Кацук Н.Л. Бодрийяр Жан. Минск: Книжный дом, 2008. 256 с. (Мыслители ХХ столетия).
3. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / пер. с нем. Ю.Н. Попова; послесл. В.В. Биби-хина. СПб.: Ахюта, 2000. 272 с.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Логос, 1998. 280 с.
5. Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 4. С. 445-460.
6. Мальро А. О культурном наследии // Мальро А. Зеркало лимба. М.: Прогресс, 1989. С. 154.
7. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Але-тейя, 2000. 347 с.
8. Скрипкина Л.И. Эффективность музейной деятельности // Справочник руководителя учреждения культуры. 2007. № 6. С. 46-52.