Научная статья на тему 'Художественная концепция личности в рассказе Л. А. Сычёвой "Девочки, мальчики. . . "'

Художественная концепция личности в рассказе Л. А. Сычёвой "Девочки, мальчики. . . " Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. А. СЫЧЁВА / ЛИЧНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / СОБОРНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / АМБИВАЛЕНТНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / L. A. SYCHEVA / PERSONALITY / ARTISTIC CONCEPTION OF PERSONALITY / PERSONALITY TYPOLOGY / CONCILIAR PERSONALITY TYPE / AMBIVALENT PERSONALITY TYPE / EGOCENTRIC PERSONALITY TYPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Балаян Илона Левоновна

В статье впервые в отечественном литературоведении осмысливается художественная концепция личности в прозе современного русского писателя Л. А. Сычёвой, ранее не становившаяся предметом научного изучения. Показано, что постижение концепции личности является возможным лишь при обращении к её типологии. Выявляется типология личности героев в рассказе «Девочки, мальчики…» и оцениваются различные типы личности (христианский, амбивалентный, эгоцентрический) с позиции метафизической, духовно-нравственной, а также рассматривается система ценностей главных героев, выраженная этой типологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC CONCEPTION OF A PERSONALITY IN L. A. SYCHEVA’S STORY “GIRLS, BOYS...”

The article for the first time in domestic literary criticism considers the artistic conception of a personality in the prose of the modern Russian writer L. A. Sycheva; this research area has not been previously studied. It is shown that the comprehension of the conception of a personality is possible only when referring to its typology. The author identifies the typology of personages in the story “Girls, Boys…”, evaluates different personality types (Christian, ambivalent, egocentric) from the metaphysical, spiritual and moral view, examines the main personages’ value system expressed by this typology.

Текст научной работы на тему «Художественная концепция личности в рассказе Л. А. Сычёвой "Девочки, мальчики. . . "»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-12-3.3

Балаян Илона Левоновна

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ Л. А. СЫЧЁВОЙ "ДЕВОЧКИ, МАЛЬЧИКИ..."

В статье впервые в отечественном литературоведении осмысливается художественная концепция личности в прозе современного русского писателя Л. А. Сычевой, ранее не становившаяся предметом научного изучения. Показано, что постижение концепции личности является возможным лишь при обращении к ее типологии. Выявляется типология личности героев в рассказе "Девочки, мальчики..." и оцениваются различные типы личности (христианский, амбивалентный, эгоцентрический) с позиции метафизической, духовно-нравственной, а также рассматривается система ценностей главных героев, выраженная этой типологией. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/12-373.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 12(90). Ч. 3. C. 436-441. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/12-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

3. Кудакаев Ф. Ш. Многонациональная пресса Башкортостана // Ватандаш. 2013. № 7. С. 40-46.

4. Национальный состав населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический бюллетень. Уфа: Башкортостанстат, 2012. 198 с.

5. О языках народов Республики Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 15 февраля 1999 г. № 216-З. Уфа, 1999. 17 с.

6. Об итогах работы Агентства по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан за 2017 год и задачах на 2018 год [Электронный ресурс]: отчет. URL: https://pressarb.bashkortostan.ru/documents/active/19841/ (дата обращения: 02.11.2018).

7. Ошмэс [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta-oshmes.ru/ (дата обращения: 12.10.2018).

8. Урал Сасси [Электронный ресурс]: общественно-политическая газета / на чуваш. яз. URL: https://ursas.rbsmi.ru/ (дата обращения: 12.10.2018).

9. Хакимова В. М. СМК на языках народов Республики Башкортостан и особенности масскоммуникационного процесса // Медиапространство Российской Федерации: глобальный и национальный аспекты (к 100-летию башкирской национальной печати): материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Уфа, 7-8 декабря 2017 г.) / Башкирский государственный университет; отв. ред. Р. Р. Магадеева. Туймазы: Республика Башкортостан, 2017. С. 241-243.

10. Чолман [Электронный ресурс]: республиканская общественно-политическая газета / на марийск. яз. URL: https://cholman. rbsmi.ru (дата обращения: 12.10.2018).

THE PRINT MEDIA ROLE IN ETHNIC IDENTIFICATION OF BASHKORTOSTAN'S ETHNIC GROUPS

Akhmet'yanova Nailya Akhmadullovna, Ph. D. in Philology Bashkir State University, Ufa ANailaA@yandex. ru

The article examines the role of the print media in a nation's ethnic identification. The national socio-political print media provide the informational support of state programs, publish official materials of municipal bodies but ethno-cultural content still prevails in newspapers. Special attention is paid to socially important themes, national projects. The author concludes that the policy to provide the Bashkortostan peoples with the opportunity to publish newspapers in their native languages has justified itself. The national press participates actively in socio-political and socio-economic processes, securing inter-ethnic stability in the Republic of Bashkortostan.

Key words and phrases: national identity; national press; mass media; national policy; ethnic groups.

УДК 821.161.1 Дата поступления рукописи: 11.12.2017

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-12-3.3

В статье впервые в отечественном литературоведении осмысливается художественная концепция личности в прозе современного русского писателя Л. А. Сычёвой, ранее не становившаяся предметом научного изучения. Показано, что постижение концепции личности является возможным лишь при обращении к её типологии. Выявляется типология личности героев в рассказе «Девочки, мальчики... » и оцениваются различные типы личности (христианский, амбивалентный, эгоцентрический) с позиции метафизической, духовно-нравственной, а также рассматривается система ценностей главных героев, выраженная этой типологией.

Ключевые слова и фразы: Л. А. Сычёва; личность; художественная концепция личности; типология личности; соборный тип личности; амбивалентный тип личности; эгоцентрический тип личности.

Балаян Илона Левоновна

Армавирский государственный педагогический университет Ilona.balayan@yandex.ru

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ Л. А. СЫЧЁВОЙ «ДЕВОЧКИ, МАЛЬЧИКИ...»

Общеизвестно, что на протяжении длительного времени личность определяется по-разному. Вслед за русскими писателями, философами, литературоведами и критиками (Ю. И. Селезнёв, Ю. М. Лощиц, М. П. Лобанов, И. А. Ильин, К. А. Кокшенёва, Ю. М. Павлов, А. В. Татаринов и др.) личностью мы будем называть человека, являющегося в большей или меньшей мере отражением образа Божьего, реализующего своё «я» через христианскую любовь. Таким образом, личность рассматривается нами с позиции метафизической, духовно-нравственной.

При анализе художественной концепции личности в рассказе Л. А. Сычёвой «Девочки, мальчики...» определяющими для нас являлись категории любви, совести, чести, родовой памяти, семьи, самопожертвования, преемственности традиций, всепрощения, духовного самовозрастания человека; духовно-нравственного распада личности - обретения личностной целостности, а также самоотдачи - эгоизма, слитности - отхода от родового дома, силы духа - отчаяния. Ведущими понятиями в исследовании стали следующие: духовный,

нравственный, национальная самоидентификация, художественная концепция личности, соборный, эгоцентрический и амбивалентный типы личности.

При рассмотрении художественной концепции личности, на наш взгляд, ведущая роль принадлежит типологии личности. То есть осмысление художественной концепции личности в творчестве того или иного писателя возможно лишь при рассмотрении типологии героев, созданных писателем, и выраженной этой типологией системы ценностей, носителем которой является герой произведения. Таким образом, постижение концепции личности невозможно осуществить без обращения к проблеме её типологии.

Ю. М. Павлов выделяет три типа личности: соборный, эгоцентрический, амбивалентный. Этот подход мы полагаем наиболее продуктивным, позволяющим всесторонне истолковать личность героя и учесть при этом все критерии ее оценки: сущности, воли, высоты духовно-нравственного мира, значимости ее духовных поисков. Если «соборный тип личности - человек, герой, чьи чувства, мысли, поступки определяет (осознанно или неосознанно) жертвенная любовь к людям, народу, Родине, Богу» [2, с. 6], то «амбивалентный тип личности -человек, который совмещает в своей жизни истинные и ложные ценности и является промежуточным типом между эгоцентрической личностью и соборной» [4, с. 4]. Эгоцентрический же тип - это «индивид, который ощущает себя центром мироздания и ставит собственное "я" выше семьи, народа, государства, Бога» [2, с. 6].

Необходимо отметить, что в рассказе Л. А. Сычёвой «Девочки, мальчики...» (как и в творчестве писательницы в целом) «художественное самосознание человеком себя как личности неотделимо от процесса национальной самоидентификации, что предполагает обретение человеком своего "я" через приобщение к традиционным национальным ценностям» [4, с. 4-5].

Рассказ «Девочки, мальчики.», находящийся в центре нашего внимания, входит в книгу Л. А. Сычёвой под названием «Уже и больные замуж повыходили». Основной темой, объединяющей рассказы, вошедшие в сборник, является тема любви, поиска счастья в жизни.

Герои сборника многообразны. Разнятся они по возрасту, по социальному и экономическому статусу (городские и сельские жители, старые люди и молодые женщины и мужчины, девушки и юноши), это и красивые женщины, такие как Елена Николаевна из рассказа «Французский брак», и неуёмные, как Светка Пе-тухова («Собачье счастье»), и персонажи, не представляющие свою жизнь без скандалов и выяснения отношений (Ленка и Санька, «Страсти кипят»), легкомысленные и серьёзно относящиеся к жизни, простые и важные, как оперный певец Мурадалов («Богема»), и одинокие, которым в минуты отчаяния не на кого положиться, но доверие людей друг к другу исправляет положение и вносит гармонию в их жизнь (Аня, «Иней»), и несчастные, как Вероника Александровна с неустроенной жизнью, которая, однако, вскоре меняется к лучшему («Ворона»), и желающие любви, но испытавшие разочарование (Сергей, «Тупик»), и неудачно вышедшие замуж (Вера и Лариса из рассказа «Сёстры»), и женщины, желающие спокойного семейного счастья и сожалеющие об ушедшем времени («Город на озере»), и терпеливые, простодушные и хитрые героини, и мужчины - глупые и неблагодарные («Коты помойные»), и представители творческих профессий (художник Молчанов, «Святые ключи»), а также люди физического труда, живущие на селе и т.д.

Многие героини переживают из-за неустроенной личной, семейной жизни, как, например, Вероника Александровна из рассказа «Ворона», некоторым же и без мужчин прекрасно живётся, спокойно, им не надо ни за кого переживать и волноваться («А я чайничала, самоварничала.»). Главной героиней практически всех рассказов писательницы является женщина, но при этом сюжетные коллизии концентрируются вокруг мужчины, который становится главным предметом размышлений женщин, «темой» их разговоров, он приносит счастье и печаль, от него зависит настроение героинь, он подталкивает женщин на те или иные поступки. Мужчины в этих рассказах также желают любви, ищут её, разочаровываются, как, например, Сергей из рассказа «Тупик», и любят, как Боря («Кто кого перепечалит»), Костя («Долгие проводы»), герои рассказа «Соловей» и др. Некоторые герои-мужчины выступают в неблагоприятном свете, как Петя Булякин из рассказа «Коты помойные» или Миша Кашин, герой рассказа «Тише, Миша!..», или Петька в рассказе «Ещё и не жил». В этих рассказах автор показывает недостатки персонажей, указывается на то, что им необходимо исправляться, меняться, дабы стать достойными, умными, порядочными, великодушными, мягкими, спокойными. Примечательно, что практически всегда писательница выступает в качестве морализатора.

Галия Ильязова - главная героиня рассказа «Девочки, мальчики.». Л. А. Сычёва рисует образ молодой современной эмансипированной женщины. Композиционно рассказ можно разделить на три части: во-первых, детские годы, жизнь героини с родителями; во-вторых, домосковский период жизни (учёба в городе Т. и связь с Игорем); в-третьих, жизнь и работа в Москве (Вова и Серёжа). Галия с детства была наделена способностями, преуспевала в музыкальной школе, демонстрировала спортивные достижения. Однако развиться этим и, возможно, другим способностям девочки было не суждено, поскольку отец героини, боясь за дочь и видя во всём разврат и «покушение на целомудрие» [5, с. 259], разрушал очередную её мечту.

Будучи девочкой активной, в семнадцать лет Галия («когда время пришло») начала позволять себе развлечения. Отец же «видел дочку правоверной мусульманкой, строго следующей заветам Корана, мечтал о тихом семейном счастье для своей буйной Галии» [Там же, с. 258-259].

Необходимо отметить, что для отца Галии характерно традиционное представление о роли женщины в обществе, её предназначении. Семнадцатилетняя Галия не могла и не желала жить по правилам отца, следовать его указаниям. Она чувствовала себя глубоко несчастной: «.и если Галия так несчастна, то значит, всё устройство их семейного гнезда должно быть разрушено» [Там же, с. 259]. Дочка бросила вызов отцу, не подчинилась его требованиям, которые она считала абсурдными («Он не верил своей дочери и требовал,

чтобы в девять вечера она была дома» [Там же]). Недоверие к дочери, злость, ярость, «истерические скандалы» (как ответная реакция на поведение Галии), рождённые обеспокоенностью и боязнью за будущее дочери, не заставили себя долго ждать. Однажды, когда Галия пришла домой позже положенного, отец на реплику дочери о том, что он надоел ей, ударил её по голове табуреткой. Девочка некоторое время провела в реанимации в коме. К счастью, серьёзных последствий Галие удалось избежать. С этих пор она испытывает ненависть к своему отцу, который, чувствуя свою вину, уходит из семьи. Портились отношения у Галии и с матерью, «у них были разные ценности, взгляды, характеры» [Там же, с. 261]. В итоге случился разрыв отношений дочери с отцом на много лет, а затем разрыв произошёл у неё и с матерью. Лишь чувство жалости испытывает Галия к своему отцу, встретившись с ним через много лет: «Ей стало жаль его - старый, больной, одинокий человек. Галия не то чтобы простила отца. Прошлое заслонили другие события, и то, что казалось когда-то важным, теперь ничего не значит» [Там же, с. 278-279].

Героиня рассказа отличается буйным нравом и сложным характером. В целом Галия является натурой сильной, активной, протестующей. Сильный характер, упорство, старание позволяют ей сделать неплохую карьеру и добиться определённого положения в обществе, но обрести семейное счастье ей так и не удаётся. Все свои способности, всю силу своего характера Галия отдаёт борьбе за обогащение, славу, карьерное продвижение. Стремление к независимости затуманивает взор, определяет иные жизненные идеалы, ценности, не связанные с такими традиционными ценностями, как семья, дети, что приводит к душевной пустоте, осознанию безвозвратно ушедшего времени, невозможности и не способности что-либо изменить.

Немаловажное значение в рассказе имеет время, в которое живёт Галия, - это девяностые годы. Время, полное соблазнов, возможностей, открывающихся перспектив, нравилось Галие, манило её: «Время выбрало её -молодую и красивую быть первой, лучшей. Судьба вела ее.» [Там же, с. 261]. Девушке был чужд традиционный уклад жизни: «Галия не приросла душой к "совковому" укладу, она жила бурным настоящим.» [Там же]. Это и явилось основной причиной разлада Галии со своим отцом, семьёй. Галия не любит не только мужчин, встретившихся ей в жизни, но даже не любит собственных родителей: «Она ненавидела отца» [Там же, с. 260]. «Ей стало жаль его» [Там же, с. 278].

На упрек матери, что она (Галия) явилась причиной ухода отца из дома и, как следствие, произошёл распад семьи, Галия ответила следующей фразой: «Отца у меня нет, не будет и матери!» [Там же, с. 261]. Это отдалило их друг от друга. Галия ушла из дома, а когда помирилась с матерью, то уже не испытывала к ней того, что когда-то: «Конечно, с матерью нет уже той родственной близости, что была когда-то в детстве» [Там же, с. 278].

Автор показывает, что Галие свойствен эгоизм. В рассказе это проявляется на уровне мысли, чувства, поступка героини. Эгоистическая позиция Галии соответствует духу времени: деньги, слава, продвижение по карьерной лестнице заменяют женщине и любовь, и мужа, и детей. Галия оказалась не в состоянии дойти до верного осмысления жизни, её смысла, тех традиционных ценностей, которые составляют основу правильного развития личности, способствуют обретению человеком личностной целостности, развитию в нём духовно-нравственных начал. Девушка центром всего мнит своё «я».

Галие и её родителям мешает понять друг друга разное видение, разное осмысление жизни. Родители девушки - сторонники традиционного восприятия жизни, Галие же свойственно нетрадиционно-эгоцентрическое понимание жизни, именно поэтому между дочерью и родителями лежит пропасть.

Автором на страницах рассказа даётся описание внешности героини, писатель знакомит читателя и с её образом жизни. Очевидно, что Лидия Сычёва симпатизирует своей героине, это проявляется в том, с какой любовью и нежностью писатель говорит о её внешних данных: «Маленькая, тоненькая, звонкая девочка, точёные руки и ноги, правильные черты лица. <.> У неё жемчужная улыбка, ровный загар, который так идёт к густым золотистым волосам.» [Там же, с. 254].

На протяжении всего повествования автор не раз говорит о красоте Галии, её молодости и уме, о её деятельной натуре, целеустремлённости, упорстве. Действительно, Галия обладает умом, «редким даром обаяния» [Там же, с. 262], что, собственно, и помогло ей поступить в университет на экономический факультет. Также помогла Галие и её тётя, сестра отца Эльмира, «заведовавшая в городе местным шоу-бизнесом». Автор в двух предложениях смог изобразить женщину, которая далека от каких-либо нравственных, моральных устоев и ценностей: «Тётушка являла собой полную противоположность брату-ханже - для неё вообще не существовало никаких догм, ни религиозных, ни нравственных. Её девизом было "здесь и сейчас": бери от жизни всё, что плохо лежит» [Там же].

Эльмира - эмансипированная женщина, лидер, независимая, властная, решительная, жаждущая денег, славы, думающая лишь о раскрутке собственного бизнеса, к которому привлекла и Галию, студентку третьего курса университета. Именно тогда Галия и познакомилась с Игорем по кличке Железный. Лидия Сычёва и здесь не сделала исключения, представив образ молодого человека, стремящегося разбогатеть как можно быстрее, «во что бы то ни стало», «не жалея себя и других» [Там же, с. 264]. Галие казалось на тот момент, что у неё есть всё, чтобы быть счастливой: машина, квартира, смелый и «отчаянный мальчик». Прожив с Игорем почти два года в качестве «жены. без записи», Галия мечтает о «законном браке» с ним и ребёнке.

Наблюдается духовный рост героини, в ней просыпается естественное желание быть законной любящей женой и матерью.

Прошло много лет, Игоря уже давно нет, он умер («Игоря убила наркомафия - где-то он перешёл ей дорогу» [Там же, с. 266]), и героиня рассказа задаётся вопросом: «А может она и не любила Игоря? Теперь по прошествии многих лет, Галия начинает сомневаться в своём чувстве к нему» [Там же, с. 267].

Однако тогда девятнадцатилетняя Галия была уверена в том, что у них любовь: «.они с Игорем любили друг друга, а это чувство ни с чем не спутаешь......она сразу поняла, угадала, что чувство их будет настоящим и трагическим...

Наверное, Галия его идеализировала, но по-другому и не бывает в молодой и отчаянной любви!» [Там же, с. 263-264].

Отношения, связывающие Галию и Игоря, на наш взгляд, не имеют ничего общего с любовью. Известно, что любовь граничит с самопожертвованием, однако в отношениях этого чувства не проявляют ни Галия, ни Игорь. После смерти Игоря Галие угрожали, и она, оставив всё, уехала в Москву.

Москва встретила Галию недружелюбно: отсутствие денег, жилья, бесполезные поиски работы. Но вскоре всё наладилось, Галия нашла работу (устроилась в банк), постепенно утвердилась на служебном месте и стала успешной деловой женщиной, заработала себе на квартиру, хорошую машину. Казалось бы, всё хорошо у Галии, но нет у героини ощущения полноценного счастья и душевного равновесия, нет желаемого устроенного семейного быта с любящим мужем и детьми.

После Игоря был у неё «золотой», «шикарный» мальчик Вова. Сын богатого отца, легкомысленный молодой человек, любящий развлечься, Вова изменял Галие, а она питала надежду выйти за него замуж. Она его не простила, но и чувство любви к нему не испытывала. «Она уже привязалась к мальчику, смирилась с его слишком лёгким характером, подстроилась под его вкусы. Что ни говори, а она не любила Вову» [Там же, с. 257-258].

Её нынешний ухажёр Серёжа женат, у него есть ребёнок. Семью он, конечно, не оставит, и Галия прекрасно это понимает. Как и в двух предыдущих случаях, ей хотелось родить Серёже детей - «двух или трёх сыновей». Не любит Галия и Серёжу. Своё отношение к нему она определяет одним простым словом «завязла». Серёжей же движет выгода, Галия своими знаниями помогает его бизнесу.

Галия Ильязова ведёт разгульный образ жизни. Окружение Галии - это современные независимые женщины, изменяющие своим мужьям с молодыми парнями. Следовательно, семейные ценности для них - пустой звук.

Галия - деловая женщина, бизнес-леди, которая плывёт по течению жизни, относясь к ней довольно легко. Но время от времени, особенно в момент разочарования и обиды, Галие одиноко, потому что рядом с ней по большому счёту никого нет (кроме её кота). Автор подчёркивает это, когда говорит о том, что в праздники Галия одна, рядом с ней нет никого. «Получается, что самое родное существо у Галии - её полосатый Кыся» [Там же, с. 275].

Тема одиночества является одной из самых основных в рассказе. С самой первой страницы рассказа мы понимаем, что Галия - собирательный образ современной женщины.

Галие хочется быть женой, не лишена героиня и материнского инстинкта. Показательно, что от всех своих мужчин она хотела родить детей. Однако в отношениях с ними (мужчинами) на первый план выходила выгода (иногда взаимная), получаемая от этих отношений, нахождение на хорошем счету, целью было отвоевать у жизни место под солнцем. Так было с Игорем: «Игорь сразу сделал её женой - пусть и неофициальной, "без записи"; и она почти на два года стала негласной королевой города - ещё бы, такая красивая и умная девочка, у которой есть всё для полноценной жизни - иномарка, роскошная квартира, отчаянный мальчик.» [Там же, с. 264]. Таким образом, дети никаким образом не являлись частью этой «полноценной жизни». Желание блистать, роскошно жить - вот цель Галии.

Те же цели (устроить свою жизнь с богатеньким мальчиком) движут Галиёй и в отношениях с Вовой: «А Вова - завидный жених. Он щедрый мальчик - не считает денег в ресторанах, не смотрит на ценники в бутиках. <.> А она потеряла восемь месяцев жизни и одну надежду - выйти замуж, пожить спокойно за шалопаем Вовой» [Там же, с. 255, 257].

Алла Ребо, знакомая Галии, замечает: «За всё надо платить, моя детонька.» [Там же, с. 277]. И Галия платит собой, своими безвозвратно ушедшими годами жизни, своим счастьем, которое могло бы быть.

Но нужно ли Галие то, что она имеет к тридцати двум годам своей жизни, дорожит ли она тем, что заработала сама, довольна ли своим положением? Автор даёт понять читателю, что перед нами женщина, не лишённая такого понятия, как стыд, ей свойственно трудолюбие, усердие, целеустремлённость. Качества, которые подчёркивает в своей героине Л. А. Сычёва, несомненно, положительные, возвышающие героиню, делающие её лучше, благороднее.

Автор наделил героиню рассказа не только эгоистическим сознанием. Личность Галии в рассказе предстаёт в развитии. Если в начале произведения мысли о деньгах, славе, карьере доминируют в сознании героини, то где-то в середине его Галия понимает, что деньги и другие блага цивилизации не могут сделать человека счастливым в той мере, в какой ему это необходимо, не могут заменить собой другие по-настоящему важные вещи: чувства, надёжное мужское плечо, ласку.

В своих размышлениях героиня приходит к мысли о том, что лучшая часть её жизни уже позади, что в завтрашнем дне нет никакой уверенности, а сил становится все меньше, и жизнь свою она, к сожалению, изменить уже не сможет. Галия ощущает неустойчивость окружающей жизни. В разговоре с Аллой Галия говорит ей о том, что чувствует неустроенность личной жизни и разочарование. Пессимистическое настроение Галии связано, на наш взгляд, главным образом с тем, что происходит духовно-нравственный распад её личности, отсюда чувство разочарования, ощущение неустойчивости окружающей жизни, отсутствие сил, чтобы сопротивляться той действительности, в которой она живёт, которая окружает её. Галие необходимо, чтобы её полюбили по-настоящему, ей нужно реализоваться как женщине, стать женой и матерью. Никто из её мужчин не питал к ней искренних чувств любви, как и она не питала их к ним. Не любящая никого, она не любима никем.

Главная героиня всё чаще начинает выпивать. В конце рассказа образ Галии Ильязовой видоизменяется. Он ещё не пропитан разрушающим отчаянием, но уже показывается начало процесса угасания в героине ак-тивно-деятельностной энергии.

Ключевой фразой в конце рассказа, отражающей реальное положение дел, говорящей о том, какой конец, скорее всего, ожидает главную героиню, является следующая: «Галия подзывает официанта и заказывает себе бренди. Сейчас ей станет веселей. Нет, пусть Алла не переживает, она не сопьется - Галия сумеет остановиться, когда почувствует опасность. Она - сильная девочка. Все еще сильная. Но бывает, что обстоятельства выше нас. Даже очень сильные мальчики не могут развернуть ход льдин в половодье. Ну что же, будь что будет. Пусть Галие бывает грустно, но ей пока не надо бодриться или погружаться в философию - еще есть силы, чтобы жить бездумно, одним днем, одними инстинктами.» [Там же, с. 279].

Данным фрагментом текста автор обращает внимание читателя на то, что путь, выбранный Галией, опасен и может привести к её уничтожению, если не найти в себе силы остановиться и задуматься над своей жизнью.

Мы наблюдаем деградацию личности героини. Путь, по которому идёт Галия, опасен. Она знает об этом, но у неё нет ни сил, ни желания уйти от такой жизни, она не видит в этом смысла, считает, что уже поздно менять что-либо.

Лидия Сычёва образом Галии Ильязовой показывает, что человека, оторвавшегося от семьи, отошедшего от родового дома, традиций, не умеющего прощать, не имеющего прошлого, стремящегося к наслаждению, материальной обеспеченности, к праздному образу жизни и не нашедшего в себе силы духа для того, чтобы встать на путь исправления, искупления, неминуемо ждёт гибель физическая, духовная и нравственная. Читателю абсолютно ясно, что определяющими критериями для понимания человеческой сущности в повествовании Л. Сычёвой являются категории «семья», «любовь», «родовая память», «всепрощение», «слитность», «сила духа», «духовное самовозрастание человека». Пробуждение же в человеке нравственных начал возможно, по Л. А. Сычёвой, только при условии обретения ближнего, единения с ним.

Итак, проанализировав рассказ «Девочки, мальчики.», сделаем определённые выводы: можно с уверенностью отнести главную героиню Галию Ильязову к амбивалентному типу личности - она выстраивает свою жизнь через одиночество, безродность, не пытается преодолеть разрушающие её душу эгоизм, безволие, равнодушие к себе и своей жизни. Не желая приложить усилия для изменения своей жизни, Галия выбирает более лёгкий путь, не требующий никаких усилий. В то же время в ней есть и светлое начало, связанное с желанием быть женой и матерью. Однако встретить любовь, которая была бы настоящей и взаимной, познать чувство материнства ей пока не удаётся. О том, что Галия не лишена положительного начала, говорит и тот факт, что она помирилась с матерью, купила ей квартиру, спустя много лет встретилась с отцом.

В рассказе Л. Сычёвой показаны причины начинающегося духовно-нравственного распада личности. Кроются они в характере героини, в её стремлении к свободе (обеспеченности, независимости), которая в итоге приводит к постепенному её уничтожению, делает слабой и безвольной.

Раскол человеческой души изображается как следствие и в то же время как причина зримых и незримых губительных и живительных процессов в обыденном мире. Писатель показывает, что силой, которая могла бы противостоять распаду личности, становятся вера, любовь, семейное начало, материнство, нравственность.

Необходимо отметить, что в творчестве Л. А. Сычёвой встречаются все три типа личности: христианский, амбивалентный, эгоцентрический. Писателю свойственна идентификация личности через отношение к категориям «Родина», «земля», «семья», «любовь», «душа», «сострадание», «жертвенность», «добро». При этом в большинстве произведений («Три власти», «Перед исповедью», «Невеста», «Простая история», «Город на озере», «Сёстры», «Очарована, околдована», «Тупик», «Соловей», «Иней», «Ворона») основообразующей составляющей является любовь. Авторским идеалом в них становятся личности, в которых живёт любовь: герои рассказа «Соловей», Сергей («Три власти»); близки к «эталону» Вероника Александровна и Мишка Бондырев («Ворона»), Павел и Марина («Перед исповедью»). Галия Ильязова («Девочки, мальчики.»), Павел («Перед исповедью») находятся на следующей ступени по пути удаления от идеала, они, несомненно, являют собой амбивалентный тип личности. Кроме того, заметим, присутствуют и герои «эгоцентрического» типа личности - Сергей Шатунов («Тупик»), Татьяна Козыренко («Любовь олигарха») и др.

Л. Сычёва - писатель-почвенник, в основе творчества которого лежит любовь к человеку, надежда на его воскрешение и преображение, любовь к своей Родине, её традициям и богатой истории. Эти особенности отчётливо, с особой силой и наглядностью отразились также и в публицистике автора.

Список источников

1. Вартанова К. Р. Художественная концепция личности в творчестве В. Максимова: дисс. . к. филол. н. Армавир, 2001. 189 с.

2. Зайцева М. С. Художественная концепция личности в романе П. Краснова «От Двуглавого Орла к красному знамени» в контексте отечественной литературы XX века (М. Шолохов, Б. Пастернак, М. Булгаков, В. Михальский): монография. Краснодар: Новация, 2015. 140 с.

3. Колобаева Л. А. Художественная концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков (1890-1907): дисс. . д. филол. н. М., 1987. 435 с.

4. Педченко В. А. Художественная концепция личности в прозе В. Г. Галактионовой и А. А. Трапезникова конца ХХ - начала ХХ1 в.: автореф. дисс. . к. филол. н. Краснодар, 2012. 23 с.

5. Сычёва Л. А. Уже и больные замуж повыходили. М.: АСТ; Астрель, 2008. 317 с.

ARTISTIC CONCEPTION OF A PERSONALITY IN L. A. SYCHEVA'S STORY "GIRLS, BOYS..."

Balayan Ilona Levonovna

Armavir State Pedagogical University Ilona.balayan@yandex.ru

The article for the first time in domestic literary criticism considers the artistic conception of a personality in the prose of the modern Russian writer L. A. Sycheva; this research area has not been previously studied. It is shown that the comprehension of the conception of a personality is possible only when referring to its typology. The author identifies the typology of personages in the story "Girls, Boys.", evaluates different personality types (Christian, ambivalent, egocentric) from the metaphysical, spiritual and moral view, examines the main personages' value system expressed by this typology.

Key words and phrases: L. A. Sycheva; personality; artistic conception of personality; personality typology; conciliar personality type; ambivalent personality type; egocentric personality type.

УДК 82-1/9 Дата поступления рукописи: 01.10.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-12-3.4

В публикации впервые рассматривается работа А. П. Платонова на каждом из этапов подготовки статьи о творчестве Э. Хемингуэя. Также впервые проводится ее текстологическое исследование, сравниваются две редакции материала: из журнала «Литературный критик» и из сборника «Размышления читателя», которую следует считать основной. Установлено, что при подготовке материала для сборника Платонов переработал текст, поменял абзацы местами, добавил целое предложение, что свидетельствует о существенном пересмотре Платоновым идейно-художественной позиции Хемингуэя.

Ключевые слова и фразы: Андрей Платонов; Эрнест Хемингуэй; литературная критика; «Размышления читателя»; «Навстречу людям»; «Разрушение хижины одинокого человека».

Евдокимов Александр Викторович, к. филол. н.

Институт мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук, г. Москва alex-evd99@mail. ги

ДВЕ ВЕРСИИ ПРОЧТЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Э. ХЕМИНГУЭЯ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

Работа над статьей о творчестве Эрнеста Хемингуэя у Андрея Платонова не была одномоментной. Текст развивался от одной редакции к другой. Мы рассмотрим особенности каждого из них, сравнив публикации автора в разное время. Вначале, сразу после выхода в СССР романа «Прощай, оружие» американского писателя, он пишет небольшую заметку для «Литературной газеты» под названием «Горе безоружным» [6]. Заметка была опубликована под псевдонимом Ф. Человеков. Но даже если бы были хоть какие-то сомнения у текстологов, атрибутировать статью было бы несложно. Этот псевдоним часто использовался Платоновым -в частности, так он подписал статью [8] в «Литературном обозрении» «Страдания молодого единоличника» о повести К. Горбунова «Семья». Она вышла чуть ранее - в 1937 г. Но под псевдонимом Ф. Человеков вышли и некоторые последующие критические эссе, например о «Малахитовой шкатулке» П. Бажова в 1940 г. [7].

В целом заметка соответствует, за исключением некоторых сокращений, редакции, появившейся затем в сборнике «Размышления читателя». В этом первоначальном варианте была еще одна фраза, которую автор почему-то потом снял: «Мы хотим сказать, что не всякая, не "любая" цена подходяща для писателя, а только недорогая» [6]. Этих слов нет ни в одной из последующих, основных, редакций: ни в «Литературном критике», ни в «Размышлениях читателя».

Платонов считал, что Хемингуэй, рассказывая о первой встрече Генри с Кэтрин Баркли, прибегает к «циничному, грубоватому лаконизму изложения», стремясь «любою ценою найти новую, нешаблонную, действующую на читателя форму изображения» [3, с. 427]. И ему, видимо, показалось, что американский писатель неправ, что цена не может быть столь дорогой, но в конце концов он вынужден согласиться с Хемингуэем, так как и сам не знает лучшего решения сцены первого поцелуя Генри и Кэтрин Баркли. Поэтому, вероятно, Платонов и опускает свое возражение, отметив, правда, что «механичность чувства человеческой любви тоже ведь не точная истина, а лишь литературная, изысканная нарочитость» [Там же].

Что касается непосредственно основных редакций - опубликованной в журнале «Литературный критик» и подготовленной для сборника «Размышлений читателя», то они различаются в целом ряде эпизодов. В последней, в частности, полностью опущена вторая часть статьи, посвященная роману «Иметь и не иметь». Ну и в целом в сборнике Платонов внес существенные коррективы, вставил целое предложение в начало статьи, раскрывающее видение им творческой задачи, которую поставил перед собой Хемингуэй: «Из чтения нескольких произведений американского писателя Эрнеста Хемингуэя мы убедились, что одной из главных его мыслей является мысль о нахождении человеческого достоинства, стремление открыть истинного, т.е. не истязающего себя и других, человека, притом нашего современника» [5, ед. хр. 103].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.