Научная статья на тему 'Художественная деятельность как механизм саморегуляции и адаптации личности в период геронтогенеза'

Художественная деятельность как механизм саморегуляции и адаптации личности в период геронтогенеза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА КАК НАУЧНЫЙ ФЕНОМЕН / МЕХАНИЗМ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ В ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА / ОБЩЕВОЗРАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ДИНАМИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРУЮЩАЯ РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА / ARTISTIC ACTIVITIES OF PEOPLE OF THE THIRD AGE AS A SCIENTIFIC PHENOMENON / SELF-REALIZATION MECHANISM / PERSONALITY IN GERONTOGENESIS / PSYCHOLOGICAL PROCESSES DURING GERONTOGENESIS / THE DYNAMICS OF THE INTELLECTUAL PROCESS / SOCIAL AND ADAPTING ROLE OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меликова Каринэ Андреевна

Выявлен социально-адаптивный характер художественной деятельности в период геронтогенеза. Указаны возрастные признаки старения и психологические проблемы этого периода. Проведен краткий анализ познавательных особенностей людей третьего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic activity as a mechanism of self-regulation and adaptation of personality during gerontogenesis

Social and adaptive nature of artistic activity during gerontogenesis is determined in the article. Signs of aging and age-related psychological problems of the period are stated in the paper. The author presents brief analysis of the cognitive characteristics of people of the third age.

Текст научной работы на тему «Художественная деятельность как механизм саморегуляции и адаптации личности в период геронтогенеза»

Психология развития, акмеология

К.А. Меликова

Художественная деятельность

как механизм саморегуляции и адаптации

личности в период геронтогенеза

Выявлен социально-адаптивный характер художественной деятельности в период геронтогенеза. Указаны возрастные признаки старения и психологические проблемы этого периода. Проведен краткий анализ познавательных особенностей людей третьего возраста.

Ключевые слова: художественная деятельность людей третьего возраста как научный феномен, механизм самореализации, личность в период геронтогенеза, психологические процессы в период геронтогенеза, общевозрастные проблемы, динамика интеллектуального процесса, социально-адаптирующая роль творчества.

Интерес к явлению старости специалистов в самых разных областях знаний вызван усилившимися в последние десятилетия противоречиями. С одной стороны, в связи с развитием медицины, биохимии и фармацевтики, улучшается физическое состояние представителей этой возрастной группы. Кроме того, у них происходят личностные изменения и рост социокультурной активности. Таким образом, возникает несоответствие большой части пожилого населения своим возрастным параметрам и характеристикам в связи с омоложением. Однако негативизм в отношении старости, сложившийся в ходе истории, не позволяет людям пенсионного возраста сохранять былые роли и статус. Несмотря на то, что меняется как физический, так и психологический портрет современного пожилого человека, стереотипы старости остаются прежними [8, с. 30-31].

Противостояние старших возрастных групп и общества является серьезной проблемой. Речь идет о конфликте поколений, избежать которого можно как

го го ^ со

? о

ч.

с помощью вовлечения пожилых людей в социально активный резерв, так к гч и благодаря созданию для них особых условий для самореализации. Поэтому ° ^ вопрос о средствах и способах восстановления пожилых людей как субъекта | § творчества сегодня приобрел особую актуальность. В этой связи их художе- 5= | ственная деятельность выделяется специалистами в отдельный сегмент, став предметом научного исследования.

Следует отметить, что творчество в период геронтогенеза как предмет исследования - достаточно новая в науке тема. Ее изучение требует, прежде всего, определения понятия творчества и его влияния на личность, не касаясь возрастных параметров. История психологии творчества начинается с конца XIX - начала XX вв., и связана с именами крупнейших ученых-психологов (З. Фрейд, К. Юнг, Дж. Келли, Э. Фромм, А. Адлер, В.М. Бехтерев, Г. Уоллес, Л.С. Выготский и др.). Человек, отражая действительность, не только познает, но и проецирует мир. Сущность творчества можно понимать как реорганизацию уже существующего опыта с целью создания новых комбинаций или продукта при помощи действия. Под действием имеется в виду преобразование окружающей среды, природной или же социальной. Однако, имея в виду под творческой личностью человека, способного ориентироваться и действовать в ситуациях, предполагающих поиск и эксперимент, никто не очерчивал возрастных рамок, в которых эти действия могут осуществляться. Творчество, будучи универсальной формой самовыражения, присуще абсолютно всем, независимо от возраста и статуса. А значит, пожилой человек может оставаться творцом, создавая культурные ценности.

В.Д. Альперович пишет о том, что старость бывает физическая и социальная. Под социальной старостью он имеет в виду отсутствие личностного развития и исключительно биофизиологический образ жизни. Под активной и социально-благополучной старостью имеется в виду активный посттрудовой период, плодотворно насыщенный творчески [1]. Тот факт, что старость является последним периодом человеческой жизни, сказывается и на творчестве в третьем возрасте, придавая ему глубину и осмысленность.

Следует определить особенности познавательного развития и эмоциональной сферы в период старости, а также, исследовав структуру самосознания пожилых людей и их ценностные ориентиры, очертить потребностно-мотива-ционную сферу и сферу возможностей. Только в этом случае появится возможность понять, каковы особенности творчества в период геронтогенеза. Необходимо выявить факторы, стимулирующие или же тормозящие творческий процесс, а также способствующие развитию воображения, вдохновения, творческой интуиции и активности.

Многими специалистами старость воспринимается как период ослабления креативности. Некоторые ученые считают фазой наибольшей творческой

. к активности возраст от 25 до 45 лет (Г. Леман, Е. Маниш, Г. Фальк, Дж. Росс-1 о ман). И.Я. Перна утверждал, что пик креативности приходится на 35-40 лет [9]. Существует общепринятое мнение, что после 60 лет наступает стагнация, Iго а затем кризис, с чем нельзя согласиться.

о Да, действительно, существует ряд проблем, присущих этой возрастной

5 категории, из которых основными являются ухудшение здоровья: зрения, слуха, памяти и реакции, уменьшение физического потенциала, а также ослабление вербально-логических функций. Все вышеперечисленное является универсальными признаками физического старения. Главным же препятствием к полноценной жизни является не потеря организмом жизненно-важных функций, а десоциализация и деградация личности на почве этих потерь: неприятие себя таким, как есть; ощущение неполноценности в связи с отсутствием здоровья и привлекательности, возросший негативизм по отношению к молодости. Как известно, пожилой человек в посттрудовой период жизни переживает кризис, вследствие чего, его эмоциональная сфера также претерпевает изменения [5, с. 108-110]. В связи с замедлениеми нервных процессов, в старости интенсивность эмоций заметно снижена, утрачиваются интересы и желания, появляется апатия, количество стрессов в течение прожитой жизни также влияют на устойчивость психики. Доминируют страхи перед будущим, болезнями, критическими ситуациями, повышается эмоциональная зависимость от близких людей. Любая ситуация может стать стрессогенной. Человек становится ранимым. Подчас отсутствие психологического комфорта и провоцирует депрессию, которая, как правило, появляется на почве отдаления от общества, ощущения пустоты, ненужности и одиночества. Помимо выше перечисленного, существует еще одна возрастная особенность: изменение динамики интеллектуальных процессов. Однако не стоит думать, что все эти признаки могут мешать процессу самореализации.

Утверждения о том, что в пожилом возрасте креативное начало ослаблено в связи с замедлением жизненно важных процессов в организме - это миф. По последним данным, у большей части людей старшего возраста, особенно тех, кто продолжает работать в сфере науки, искусства и образования, активность и работоспособность полностью сохраняются [3]. Именно в зрелом и пожилом возрасте усиливается мотивация, осознание собственных ресурсов и готовность их использовать на практике, появляется опыт и на его базе формируется система ценностей, а значит, имеется всё то, что необходимо для творчества. Что касается показателей творческого мышления: широкоаспектного восприятия ситуации, сформировавшейся картины мира, свободы от привычных оценок и штампов, гибкости, способности к моделированию, отсутствия скованности и ограниченности, то они могут быть присущи любому индивиду, независимо от возраста. Под ослаблением же динамики интеллектуальных процессов

го го ^ со

? о

имеется в виду вовсе не снижение интеллекта. Подразумевается всего лишь к гч уменьшение скорости мыслительного процесса. Пожилые люди, как правило, ° ^

О 7—

думают дольше, реакция их медленнее, однако у них есть преимущество - они | ^ более точны и старательны. Отсутствие остроты реакции у них компенсируется 5= | жизненным опытом, а динамика интеллектуального процесса - его интенсивностью и глубиной. На основании вышесказанного следует, что физические признаки старения не являются препятствием для самореализации. Спад же творческой активности часто объясняется не возрастом, а эмоционально-психологическим складом личности, заболеваниями, образом жизни, профессией, психологическим выгоранием и другими причинами. Таким образом, творческий потенциал в старости имеет сугубо индивидуальный характер, где возраст стоит далеко не на первом месте.

По мнению Б.Г. Ананьева, занимающегося проблемой одаренности, каждому этапу человеческой жизни, по мере социализации индивида, соответствуют определенные способности, перетекающие в вид деятельности [2]. На этом основании можно утверждать, что старость - это период новых возможностей, формирующихся на базе опыта прожитой жизни и мудрости, отличающихся по своей специфике от способностей других возрастных групп.

Что касается способов решения социально-психологических проблем, возникающих на почве старения, то в России, как правило, существует три пути. В первом случае пожилой человек, чаще всего, женщина, нацелен не на себя, а на членов своей семьи - супруга, детей, внуков. Если он одинок - то на друзей и соседей. Есть и другой вариант: когда субъект сосредоточен лишь на сохранении себя как биологической особи, т.е. на выживании, в этом случае его физиологические функции и потребности со временем угасают. Наиболее продуктивным является третий путь - продолжение саморазвития, как интеллектуально-творческого, так и личностно-психологического. В данной ситуации появляется новый смысл и удовлетворенность жизнью, уходят страхи, снижается уровень тревожности. В этой связи с целью восстановления эмоциональной сферы и адаптационных процессов в пожилом возрасте необходимы стратегические разработки программы позитивного старения [3].

Художественная деятельность является той самой нишей для пожилого человека, в которой он может реализовать себя и сохранить то, что было достигнуто в зрелом возрасте. Включение в креативный процесс, создание материальных или духовных ценностей способствуют повышению самооценки и дают возможность пожилому человеку идентифицировать себя с полноценной частью социума. В результате происходят значительные психологические изменения: повышается коммуникабельность и способность к компромиссам, развиваются прежние, забытые в раннем возрасте, способности. Происходит осознание своей самобытности и личностной самодостаточности,

. к усиливается организованность и чувство ответственности, прекращается оппо-

1 о зиция к обществу и ослабляется девиантность, проходит апатия. Меняются

Ц § жизненные установки. Ярким практическим примером этому служит худо-

| жественная самодеятельность московских пенсионеров в центрах социальной

о занятости [8]. В связи с этим можно сделать вывод о том, что творчество спо-

5 собствует долголетию, качественному изменению личности и восстановлению ее адаптации.

Библиографический список

1. Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-н/Д., 1998.

2. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество: Сб. ст. / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л., 1982.

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.

5. Каменских В.Н. Методика контекстного обучения в реализации комплексной психологической программы при работе с пожилыми людьми // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология образования». 2014. № 3. С. 106-111.

6. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. Ростов-н/Д., 1998.

7. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 113-120.

8. Меликова К.А. Социо-культурная реабилитация пожилых людей в процессе художественной деятельности (социально-психологический аспект) // Педагогика и психология образования. 2015. № 4. С. 28-33.

9. Перна И. Я. Ритмы жизни и творчества. Л., 1925.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.