словом, нечто, позволяющее наиболее безопасным образом достичь цели. Автомобилисты, имея гарантированные квадратные метры личного пространства, при этом сталкиваются с инверсивной проблемой времени, получившей имя «пробки». Тот же странный опыт неожиданности и неприятного сюрприза, где знание о времени, затраченном на преодоление некоего расстояния, каждый раз не совпадает с реальным положением дел.
Таким образом, изменение пространственно-временных параметров города и форм контроля человека над ними приводит к «размыванию» фундаментальных оснований бытия человека и ставит под угрозу сохранение социальных связей. С очевидностью возникает вопрос о возможности каких-то новых форм культуры, отношений, обеспечивающих стабильность социума и «человечность» человека.
Список литературы:
1. Бодрийяр Ж. Город и ненависть [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр. -Режим доступа: www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/Gor_Nas.php (дата обращения: 28.08.2013).
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. - М., 2000. - 608 с.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РИСУНКА ТОВАРНОГО ЗНАКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XX-XXI ВЕКА
© Кузьмина М.С.*
Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти
В статье определены хронологические периоды развития товарных знаков в рамках проектно-художественной деятельности России XX-XXI века, с учетом событий творческой сферы, формировавших культурный фон страны. Выявлены основные графические характеристики исследуемых объектов, особое внимание уделено симметрии, намечены тенденции дальнейшего развития рисунка товарных знаков, что актуально как для разработчиков, так и для теоретиков сферы дизайна.
Ключевые слова: развитие дизайна, товарные знаки, симметрия, художественная культура, Россия XX века, хронологические периоды.
Как вид проектно-художественной деятельности культуры дизайн появился сравнительно недавно - на рубеже XIX и XX веков. Главной предпосылкой для его появления принято считать промышленную революцию, охватившую страны Европы и Северной Америки. Индустриализация и механизация принесли с собой кардинально новые технологии машинного
* Дизайнер отдела интегрированных коммуникаций.
производства и массового тиражирования изделий. Еще одной предпосылкой создания нового вида проектной деятельности стали художественно-стилевые поиски в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве конца XIX - начала ХХ вв.
В настоящее время графический дизайн внедряется в такие категории разработок, как: промышленные объекты, видеореклама, мультимедиа-проекты, интернет-контент, полиграфическая продукция.
Влияние различных событий в политической, экономической, социальной жизни страны конкретного исторического периода на развитие такой прикладной сферы деятельности, как дизайн, очевидно. Развитие инженерной мысли, возникновение различных художественных течений, становление выставочной деятельности, усовершенствование издательского дела, стремительное развитие информационных технологий, реформационные процессы в системе профессиональной подготовки и образования разработчиков (художники - инженеры - проектировщики - дизайнеры), изменение общественных настроений - все это нашло свое отражение в сфере дизайна в целом и во всех его направлениях.
Проследить проявления этого влияния можно и в ярких представителях дизайнерской деятельности - товарных знаках, которые вбирают их в концентрированной форме в своих графических характеристиках.
Достаточно долго товарные знаки развивались под влиянием разработок, основанных на принципах более ранних художественных течений, геральдики, инженерного проектирования. Эти принципы, применяемые еще в XIX веке на объектах, предшествующих товарным знакам (клейма, табу и т.п.), были использованы и в первые десятилетия XX века на первых разработках. Только с возникновением специального типографского, полиграфического оборудования, в условиях рыночной конкуренции и развития маркетинговых технологий начал выявляться индивидуальный подход в разработке товарных знаков. Этому способствовало изменение в восприятии дизайна, который стал самостоятельной сферой профессионально-художественной деятельности. Сменилось поколение людей, поменялся культурный фон в целом. Выросла кагорта профессиональных специалистов с новым мышлением, и в графических рисунках товарных знаков начали проявляться отличительные, персонализированные черты, которые соответствовали современным тенденциям и динамично откликались на новейшие веяния. Постепенно происходил отрыв от прошлых представлений о рисунке знака, его строгой симметрии, геометрически четких очертаниях.
Все вышесказанное, на данный момент, позволяет выделить нам собственные хронологические этапы, укрупненные группы в развитии интересующих нас объектов - товарных знаков. При их выявлении мы, с одной стороны, опирались на события, происходившие в России XX века, и их значение для культурного фона в общем, а с другой, - учитывали этапы развития дизайна как проектной деятельности в частности.
1900-1945 гг.
Начало XX века - это период формирования нового вида проектной деятельности - художественной промышленности. Рекламная графика того времени в России, как и на Западе, наиболее ярко проявляет свои черты в области плаката и других прикладных форм (упаковка, этикетки, фирменные знаки и пр.) Формируется «коммерческий стиль», «который продолжает образную стилистику этикеток и вывесок XIX века. Для этих композиций характерны насыщенность рукописными, витиеватыми шрифтами, обилие орнамента, притязание на богатый красивый вид» [8, а 92]. Очень популярна фольклорная тематика, берущая истоки в творчестве Васнецова и ярко проявившаяся в работах художников «неорусского стиля». Товарные знаки не выделены пока мастерами прикладной графики в отдельную группу значимых графических элементов, еще не пришло понимание их важности. На данном этапе используются печати предприятий и гербы, истоки их идут из XIX века и опираются, соответственно, на принципы построения геральдики и эмблематику, что проявляется в наличие явной симметрии. Помимо них на продукции применяются надписи-названия, предтечи будущих логотипов, сделанные с использованием художественных приемов, которые, выполняя информационно-декоративную функцию, расставляют акценты на рекламной продукции. Рисунок их преимущественно свободный, не подчиненный симметрическим канонам.
После Первой мировой войны наступает период становления и развития советского дизайна, связанный с конструктивизмом. «Отказ от стилизации, композиционная острота и динамизм, стерильность геометрических форм, преувеличенная конструктивность - таковы новые формальные ценности дизайнерской проектной культуры тех лет» [3, а 174]. Для графики эпохи конструктивизма характерны: замена рисованной иллюстрации фотографией и фотомонтажом; предельная геометризация композиции, подчинение ее принципам модульной сетки; использование элементов наборной графики (шрифты, акциденции, линейки). Ярким примером конструктивистской рекламы служат рекламные плакаты Моссельпрома, ГУМа, Резинотреста, Мос-полиграфа и других государственных предприятий и учреждений. Автором многих таких плакатов был В. Маяковский, который в частности, совместно с А. Родченко, разработал один из первых фирменных стилей - стиль Моссель-прома. Товарным знакам этого периода уже уделяется значительное внимание, они признаются неотъемлемым атрибутом компаний. Стиль конструктивизма накладывает явный отпечаток на графические разработки своего времени: присутствующие в рисунках такие виды симметрий, как зеркальная, поворотная, переносная, обеспечивают четкие, строгие формы.
В предвоенный период в России на смену дерзкому и лаконичному конструктивизму приходит торжественный «советский ампир». В основе формообразования нового «государственного» стиля - ордерная система и ор-
наментика классицизма. Именно в это время создаются гербы советских республик. «Политически важными темами как в живописи, скульптуре и графике, так и в фотографии, кино, текстильном дизайне, росписи фарфора считались спорт, Красная Армия, авиация, индустриализация, ликвидация безграмотности и, конечно, изображения Ленина и Сталина. Иллюстративность и сюжетность проникали не только в оформление поверхностей стен интерьеров общественных зданий, но и в роспись посуды, текстильные орнаменты» [4, с. 105]. В рекламной графике того времени использовались преимущественно приемы зеркальной симметрии, чтобы задать объектам тон монументальности, соответствие характера общему художественному стилю.
Вторая мировая война внесла свои коррективы в развитие графического дизайна. В это время акценты были смещены на промышленный дизайн и агитационные плакаты. Товарные знаки, являясь, прежде всего, необходимым звеном рекламной деятельности, были отодвинуты на второй план.
1945-1980 гг.
«После 1945 г. в русле общей тенденции приступили к массовому обновлению товарных знаков. Обновлению знаков способствовало также общее направление экономического развития этого периода, характеризовавшееся появлением на рынках большого количества новых товаров» [1, с. 430]. Изначально на этом этапе в знаках присутствует некая угловатость, агрессивность рисунка, строгость конструкции.
«К середине 1960-х годов в стране в различных дизайнерских организациях работало более 10 000 человек» [4, с. 298].
Это период научно-технической революции в стране. Полет человека в космос, расцвет химпрома, развитие электроники, строительство автозаводов государство поддерживает крупными программами. В апреле 1962 года подписано Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования», создается Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) для разработки и внедрения методов художественного конструирования и руководства сетью специальных художественно-конструкторских бюро. «Дизайн стал развиваться на государственной основе, превратившись в часть общегосударственного планирования... Благодаря ВНИИТЭ были разработаны и утверждены юридические нормы дизайна как профессии» [3, с. 282].
В 1962 году принято постановление «О товарных знаках», согласно которому в сжатые сроки необходимо было разработать около 200 тыс. знаков. Каждое предприятие было обязано иметь товарный знак, практически все художники-графики страны оказались вовлечены в их разработку. Эмблемы и знаки фирмы «Мелодия», всесоюзной лотереи «Спортлото», Московского Дома композитора и многие другие созданы именно в то время.
К середине 1970-х годов службы художественного конструирования работали на большинстве проектно-производственных уровней. В течение всех 70-х годов ХХ века развитие дизайна в СССР идет в русле функционализма. Это общемировая стратегия в дизайне, сложившаяся еще в 1950-х гг. Функционализм наследовал характерные черты модернизма в искусстве и дизайне 1920-х гг.: минимум декора, создание вещей, с максимальным учетом их полезности, эргономики и комфорта, для чего дизайнер должен был разбираться не только в эстетике, но и в психологии, и в технологиях.
«В 70-е годы ... у нас сложилась довольно своеобразная, современная школа логодизайна, диффузно сочетающая интернациональную эстетику с национальными чертами» [7, с. 139]. «Рубеж 70-80-х годов в отечественном графическом дизайне был ознаменован рядом крупных событий: в жесткой линии его развития это завершение разработки дизайн-программы «Электромера»., проект системы пиктограмм для Московской олимпиады, ... фирменный стиль «ПРОМО»...» [6, с. 26].
Товарные знаки этого периода характеризовались разнообразием используемых сюжетов, свободной компоновкой, многочисленным применением симметрийных приемов.
1980-2000 гг.
«С 1980-ми годами связано начало нового этапа в отечественном графическом дизайне. Формирование новой творческой концепции проходило в условиях изменения социального контекста в обществе и нарождающихся в этой связи общекультурных тенденций» [5, а 381].
«Самая заметная черта знаков 80-х годов - их пластическая усложненность. Знаки становятся все более многодельными, число элементов, из которых они состоят, увеличивается, а связи между ними дифференцируются» [6, с. 27].
Вариабельность использования товарных знаков на различных носителях разного масштаба диктует при увеличении количества элементов упрощение форм, сокращение мелких деталей, лаконичность рисунка, для чего дизайнеры используют различные приемы художественной выразительности. В этот период явно проявляется такой прием, как симметрия ритмов, т.е. «вид симметрии представляется ритмическими повторами элементов, присутствующих в композиции товарного знака, которые создают динамику» [2, с. 106]. На фоне бурного развития информационных технологий формируется каста графических дизайнеров, что, как результат, приводит к многообразию использованных графических приемов и появлению значимой группы диссимметричных товарных знаков.
2000 гг. - настоящее время
Бесчетное количество товарных знаков, вобравших в себя весь вековой художественный опыт народа, применяются на разнообразных продуктах
дизайна, огромное количество дизайнеров с профильным и непрофильным образованием, каждый из которых стремится вложить свое индивидуальное видение в графические разработки, колоссальные скачки в развитии техники и технологий, яркий пример западных стран, информационная открытость (в том числе через Интернет: профессиональные сайты и форумы), общедоступность и многообразие профессиональной литературы и многие другие факторы имеют непосредственное влияние на форму и содержание товарных знаков данного периода.
В настоящее время пока еще сложно вычленить из всей многоликости художественных направлений наиболее значимое и определить его превалирующие влияние над другими стилями, хотя понятие постмодернизма и делает попытку обобщения современного искусства. Однако, уже сейчас можно однозначно отметить такие характерные черты в тенденциях развития графики современного товарного знака, как: уход от строго симметричных товарных знаков, редкое использование модульной сетки при построении, более свободный динамичный характер рисунка.
Определение названных этапов в развитии дизайна товарных знаков обусловлено необходимостью дальнейшего анализа симметрийных характеристик объектов в этих группах, выявления предпосылок для проявления тех или иных видов симметрийных преобразований, используемых в рекламной деятельности, установление взаимосвязи с основными вехами становления дизайна и событиями культурной среды, этому сопутствующими.
Список литературы:
1. Веркман К. Товарные знаки: создание, психология, восприятие: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 520 с.: илл.
2. Кузьмина М.С. Выявление типологии симметрийных преобразований геометрического модуля товарных знаков // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 8. - С. 104-107.
3. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. пособие / А.Н. Лаврентьев. -М.: Гардарики, 2007. - 303 с.: ил.
4. Михайлов С.М. История дизайна. Т. 2: учеб. для вузов. - М.: «Союз Дизайнеров России», 2003. - 393 с.: илл.
5. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники: учеб. пособие: в двух книгах. Книга вторая / В.Ф. Рунге. - М.: Архитектура-С, 2007. - 432 с.: илл.
6. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы / С.И. Серов. -М.: ВНИИТЭ, 1991. - 116 с.
7. Серов С.И. Графика современного знака. - М.: Линия График, 2005. -408 с.: илл.
8. Черневич Е. Русский графический дизайн 1887-1917. - Внешсигма, 1990. - 209 с.