Научная статья на тему 'Христианство и империя: позиции в апологетической литературе конца II - первой половины III вв. Н. Э'

Христианство и империя: позиции в апологетической литературе конца II - первой половины III вв. Н. Э Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
562
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / АПОЛОГЕТИКА II-III ВВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедев Павел Николаевич

Рассматриваются позиции по отношению к Римской империи в христианской апологетике конца II первой половины III вв. Автор приходит к выводу о существовании двух различных подходов к данному вопросу у христианских мыслителей: позитивная оценка Империи (Тертуллиан, Ориген Александрийский) и негативная (Минуций Феликс, Киприан Карфагенский). Однако в концепциях всех указанных авторов Римская империя занимает существенное место в истории, и во всех рассматриваемых сочинениях так или иначе подчеркивается лояльность христиан по отношению к настоящей власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christianity and the Empire: positions in Christian apologetics (from the end of the 2nd century AD to the first part of the 3rd)

This article is devoted to views of Сhristian apologysts upon the Roman Empire in the end of the second century and the first half of the third century A.D. The author of the article comes to conclusion, that there were two main positions: positive attitude to the Roman Empire and its role in history (Tertullian; Origen of Alexandria) and the negative one (Minucius Felix; Cyprian, the bishop of Carthage). However in all examined writings the Roman Empire takes a considerable place in history of human society, and all mentioned authors postulate the loyalty of Christians to the contemporary Roman state.

Текст научной работы на тему «Христианство и империя: позиции в апологетической литературе конца II - первой половины III вв. Н. Э»

ХРИСТИАНСТВО И ИМПЕРИЯ:

ПОЗИЦИИ В АПОЛОГЕТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА II - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ III ВВ. Н. Э.

Рассматриваются позиции по отношению к Римской империи в христианской апологетике конца II - первой половины III вв. Автор приходит к выводу о существовании двух различных подходов к данному вопросу у христианских мыслителей: позитивная оценка Империи (Тертуллиан, Ориген Александрийский) и негативная (Минуций Феликс, Киприан Карфагенский). Однако в концепциях всех указанных авторов Римская империя занимает существенное место в истории, и во всех рассматриваемых сочинениях так или иначе подчеркивается лояльность христиан по отношению к настоящей власти.

Ключевые слова: христианство, Римская империя, апологетика II-III вв.

Одной из принципиальнейших проблем для раннего христианства была проблема взаимоотношений христианской религии и римского государства. Предполагается возможной постановка вопроса о том, какие основные позиции по отношению к Римской империи существовали в христианской апологии кон -ца II - первой половины III вв. н. э. Целью раннехристианской апологетики было сформировать и донести до представителей администрации и просвещенной части античного общества основополагающие моменты христианского учения1. Необходимо отметить, что отдельно позиции по настоящему вопросу у апологетов указанного периода обычно не рассматриваются, оказываясь либо в тени более ранних и новаторских для своего времени идей христианских теоретиков третьей четверти II в. н. э., либо более зрелых и стройных построений IV в. н. э.2

Один из подходов к решению вопроса об отношении к римскому государству находит отражение в диалоге «Octavius» (конец II - начало III вв. н. э.) римского юриста из Северной Африки Марка Минуция Феликса и в сочинении «Quod idola dii non sint» (или «De idolorum vanitate»; ок. 255 г. н. э.) епископа Киприана из Карфагена. Традиционно в англоязычной историографии присутствует указание на зависимость Киприана в данном сочинении от диалога Минуция Феликса3. Впрочем, в настоящей работе заниматься рассмотрением вопроса о первенстве и заимствованиях предполагается нецелесообразным, так как прежде всего интерес представляет сама идея христианских авторов в рассматриваемый период. А ее использование различными авторами позволяет предполагать за ней определенную стабильность и ее соответствие взглядам некоторых групп в христианстве первой половины III в. н. э. По тем же причинам не составляют препятствия для рассуждений в рамках поставленных в данной статье задач периодически возникающие сомнения в авторстве «Quod idola.. .»4.

Христианин Октавий из одноименного диалога Минуция Феликса едко иронизирует о началах римского «religiosae civitatis»: «Там массами собирались распутники, злодеи, нечестивцы, убийцы, предатели: и сам Ромул, властелин и управитель, чтобы превзойти свой народ в преступлении, стал братоубийцей» (Octav. 25). Дальнейшее развитие событий изображается в не менее темных тонах: «Таким образом, всё, чем римляне обладают, что возделывают, что удерживают, - добыто дерзостью, все храмы [построены] на хищническую наживу, с руин городов, от ограбления богов и убийства жрецов» (Там же), etc. Похожая картина изображается и в сочинении епископа Киприана, где также «взгляд на происхождение [Рима] заставляет краснеть <...> Народ собирается из преступников и злодеев и, устроив убежище, совершает множество безнаказанных преступлений <. > грабят, неистовствуют, обманывают.» (Quod idola 4).

Общая схема рассуждений у Киприана совершенно идентична представленной в «Октавии» - бесстыдное начало, совершенное Ромулом братоубийство, преступное похищение сабинянок, нечестивые войны и святотатства; в ряде мест используются одни и те же примеры5. В данном случае действительно можно говорить об определенной зависимости одного из сочинений от другого, однако

важнее обратить внимание на предшествующий этой общей схеме отличный пассаж в сочинении карфагенского епископа: «Царства же не по заслугам предоставляются, но меняются в соответствии с предназначением. <...> по чередованию властей пришло также время править и римлянам, как и прочим» (Quod idola 4), и оказывается, что последние всего лишь «хранят полученное время до известного срока» (acceptam tempus certo fine custodiunt; Там же). В данном случае уже прослеживается признание закономерности, обоснованности римского доминирования. Последнее представляется возможным рассматривать как естественное развитие представленного у Минуция Феликса и Киприана негативного образа римской истории на фоне реалий существующего мира.

Однако, что примечательно, какие-либо прямые обвинения римских властей в казни Христа или преследовании последователей христианства у Минуция Феликса и Киприана отсутствуют. Можно согласиться с заключением американского исследователя истоков византийской политической теории Ф. Дворника, что во II-III вв. «вопреки распространенному убеждению» на фоне преследований и судебных процессов христианские мыслители безоговорочно демонстрируют лояльность к существующей вла-сти6. В силу этого здесь хотелось бы решительно не согласиться с мнением А.Е. Мусина о том, что отказ у Киприана «от рабо-лепствия грозит перейти в отрицание власти вообще»7, и немного скорректировать заключение исследователя творчества Киприана В.А. Федосика относительно меньшей «лояльности» карфагенского епископа к Риму (по сравнению с позицией Тертуллиана)8. Федосик, сопоставляя отношение к государству этих деятелей церкви, и сам справедливо заключил подобный термин в кавычки, так как Киприан «избегает оценок императорской власти» и в его сочинениях «нет открытого осуждения императорской власти»9. Последнее легко подтвердить яркими примерами из его эпистолярного наследия. Например, в «Письме к Сукцессу о возвращении послов из Рима с известием о гонении», несмотря на приведенный развернутый перечень предпринятых властями жестоких мер, отсутствуют какие-либо упреки в адрес инициировавшего их императора Валериана10. Также и в «Письме к клиру и народу о своем временном удалении перед страданием» выражается только готовность смиренно принять установленные властями наказания

(e. g. «мы ожидаем возвращения в Карфаген проконсула, ожидая услышать от него, что постановили императоры относительно христиан, как мирян, так и епископов, и сказать, что Господь пожелает, чтобы было сказано в такой час»)11.

Рассмотрим иную позицию по отношению к Империи на примере апологетических произведений «Apologeticum» (197 г. н. э.) и «Ad Scapulam» (212 г. н. э.) и краткой защитительной речи «De pallio» (ок. 205-206 гг. н. э.)12 известного христианского автора и римского юриста из Карфагена Тертуллиана и сочинения «Contra Celsum» (ок. 248 г. н. э.) одного из виднейших христианских мыслителей III в. н. э. Оригена Александрийского.

Обращенность апологий непосредственно к представителям римской администрации не укрощает характерного для Тертулли-ана полемического задора, в котором он может как написать, что «скорее, наш [чем ваш] император, так как он поставлен нашим Богом» (Apolog. 33), так и указать на императоров как главных гонителей христиан (Apolog. 31) или откровенно высмеять адресата («Ибо и вы, как некоторые, верите в тот вздор, что голова осла есть наш Бог» - Apolog. 16).

Крайне любопытна одна постулируемая Тертуллианом в «Apo-logeticum» и «Ad Scapulam» причина заинтересованности христиан в незыблемости и спокойствии государственной власти в Римской империи, сопряженная с эсхатологическими убеждениями. Апологет развивает трактовку довольно темного отрывка из Второго послания к Фессалоникийцам апостола Павла13, согласно которой конец мира наступит после падения власти, а то есть «есть у нас <.. .> необходимость молиться за императоров, а также за благосостояние власти и за римское государство» (Apolog. 32; «христианин <...> должен его [императора] высоко ценить, почитать, уважать и желать ему благополучия, равно как и всей Римской империи, пока существует мир, ибо дотоле он будет существовать» - Ad Scap. 2). Этот момент исследователь П.Ф. Преображенский предлагал трактовать как свидетельство побочного положения империи и императора в мировом процессе для Тертуллиана14. Однако тезис о побочном положении римских властей трудно подтвердить материалом «Апологетика», где явно нарисована картина их активной деятельности в отношении христиан (e. g. «законы [Нерона и Домициана] отчасти обошел Траян, запретив разыскивать христиан» - Apolog. 5; Марк

Аврелий «хотя <.> явно и не отменил наказаний христиан, однако на самом деле некоторым образом устранил их, определив обвинителям их осуждение даже тягчайшее» - Apolog. 5); тем более, что в основном она одобряется (к чему реальное положение дел во II в. н. э. серьезных оснований дать не могло).

Можно особо отметить, что и в «Apologeticum», и в «Ad Sca-pulam» у Тертуллиана имеет место последовательная «христианизация»15 римской истории. Помимо указанных выше деяний императоров в пользу христианства, которые описывает христианский автор, можно привести еще один показательный пример конструирования особого «христианского варианта истории»: император Ти-берий сообщает сенату, что в Сирийской Палестине «открыли истину самой божественности» (veritatem ipsius divinitatis revelaverant; Apolog. 5), и выражает свое мнение по этому поводу. Что это за мнение, можно узнать из последующих строк: хотя сенат не принимает позиции императора, тот все же «оставшись при своем убеждении, грозил обвинителям христиан наказанием» (Там же)16. В «Ad Sca-pulam» также присутствуют прохристиански настроенные императоры, e. g. «даже сам Север, отец Антонина, помнил о христианах <.> явно защищал их от нападок народа» (Ad Scap. 4).

Ориген Александрийский в сочинении «Contra Celsum» развивает своего рода революционную с точки зрения развития идеи взаимоотношений христианства и империи концепцию: «Когда Бог верно предуготовил народы к Его учению и устроил так, чтобы одно было римское царство.» (Contra Celsum II, 30). Этот тезис апологет подтверждает следующим рассуждением: успешное выполнение поручения Христа апостолам «идите и учите» возможно в условиях единого царства, когда различные народы не были «вынуждены повсюду воевать и защищать отечество, как это и было до времени Августа и еще ранее» (Там же). Таким образом, Римская империя подготовила необходимые условия для распространения христианского учения и устранила основное препятствие для этой цели17.

Впрочем, здесь можно увидеть развитие идеи, содержащейся и в положениях сочинения Тертуллиана «De Pallio»: «Сколько городов или возвысила, или преувеличила, или возвратила тройная доблесть существующей власти! Сколь Бог благоприятствовал Августам, столько было проведено переписей населения, столько на-

родов вновь обрели чистоту, столько сословий было возвеличено, столько варваров было отражено!» (De pallio II, 7). Любопытно также и то, что как Тертуллиан в начале III в. н. э. отмечает заслугу Рима в строительстве и развитии городов, так и у Оригена в середине III в. можно встретить высокую оценку распространения городов и соответственных политических установлений, которую он сопровождает заключением о необходимости участвовать в заботах о благосостоянии городов (Contra Celsum IV, 81). Возможно, это убеждение двух христианских мыслителей входит в некоторое противоречие с тезисом американского историка раннего христианства Р. МакМаллена о том, что церковь и город в указанный период были «разделены барьером <...> своего рода невидимым минным полем <.> периодически порождающим взрывы жестокости (в период до 312 года всегда анти-христианские)»18 или, по крайней мере, показывает либо некоторые еще заслуживающие отдельного рассмотрения свойства этого «барьера», либо своеобразные представления о нем у христианских интеллектуалов.

На материалах «Contra Celsum» можно также наблюдать родственный упомянутой выше христианизации истории феномен: римская история включается в контекст христианской посредством помещения ее в сферу предсказанного христианскими пророками: «Тит и разрушил Иерусалим до основания. Это случилось, как пишет Иосиф, в наказание за убиение Иакова Праведного, брата Иисуса, называемого Христом, как то было положено истиной — из-за Иисуса, Христа Божия» (Contra Celsum II, 13)19. Целесообразно здесь также привести превосходное заключение С.М. Прокопьева, что Воплощение Христа изображается у Оригена как заметное событие в Римской истории (Contra Celsum II, 30; II, 32; IV, 32). В этом, согласно мнению историка, выражается у апологета из Александрии концепция желательного и возможного совпадения сакрального и этнического пластов всемирной истории, соответственно представленных христианством и Римским миром.

Необходимо отметить и общую направленность логики изложения в сочинении Оригена, который в конце концов приводит в завершающей восьмой книге своей апологии такие тезисы: если бы все римляне приняли христианскую веру, то, конечно, превзошли бы своих врагов (Contra Celsum VIII, 70); христиане - наибольшие благодетели для своей страны (Contra Celsum VIII, 74).

Последний тезис можно трактовать не только просто как попытку расположить к себе просвещенных оппонентов новой религии, но и как выражение стремления христианства к самоопределению в условиях Pax Romana20. А первое из изложенных суждений оказывается сходным по смелости мысли с концовкой любопытнейшего высказывания Тертуллиана в «Apologeticum»: «Да и сами императоры уверовали бы в Христа, не будь они необходимы миру или будь христиане императорами» (Apolog. 21)21.

Подводя итог, можно говорить о существовании в конце II -первой половине III вв. н. э. двух позиций в среде христианских интеллектуалов относительно отношения к Риму и оценки роли Империи в истории, в одной из которых империя изображается негативно и предстает как неизбежное зло, во второй же подчеркивается позитивная роль Империи в судьбе христианства. К последней группе можно отнести Тертуллиана и Оригена Александрийского, которые высказываются pro imperio и находят в имперской форме решение христианских задач. К первой же тяготеют описывающие историю Рима в черных красках Минуций Феликс и Киприан Карфагенский. Но даже у «негативной» концепции возникает потребность указать на необходимость и неизбежность римского правления. Уже нет возможности, подобно некоторым апологетам третьей четверти II в. н. э., описывать власть Рима как нечто «.не обязательное: государство упорядочивает жизнь людей и собирает налоги, но не более того»22. Общим местом для христианских авторов конца II - первой половины III вв. также можно считать безоговорочно признаваемую лояльность к власти.

Признание одновременного существования двух определенных позиций по вопросу об отношении к Империи позволяет говорить о неоднозначности существующих в рассматриваемый период мировоззренческих установок в христианстве и неоднозначных же стратегиях самоопределения в условиях Pax Romana, которые конструировали, выбирали или отражали христианские интеллектуалы в своих апологиях. При общем курсе на долговременное существование в римском государстве, который требовал декларации лояльности христиан по отношению к власти, можно наблюдать и сохранение негативного отношения к империи, происходящего еще из пронизанного эсхатологизмом христианства I - начала II вв. н. э. и в большей степени отвечающего реальному

положению дел между христианством и империей во II-III вв. Одним из путей преодоления подобного противоречия можно считать наблюдаемую у ряда апологетов II-III вв. «христианизацию» истории, которая заключается в изображении римской истории как закономерного этапа в общей истории спасения человечества, заключающегося в создании или особой трактовке исторических сюжетов, в которых реальные императоры демонстрируют про-христианские настроения.

Примечания

Вдовиченко А.В. Христианская апология // Раннехристианские апологеты II-IV веков: Переводы и исследования. М., 2000. С. 6. См.: Гарнак А. Церковь и государство вплоть до установления государственной церкви / Перев. с нем. С. Свиридовой // Раннее христианство: в 2 тт. Т. 1. М.; Харьков, 2001. С. 317-346; Прокопьев С.М. Мелитон и Ориген о позитивной роли Империи в становлении и развитии хритстианства // Государство и власть: проблемы истории, экономики и культуры. Иваново, 1997. С. 56-58; Тюленев В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000. С. 114-120, 135-145.

О первенстве диалога «Октавий» см.: SageM.M. Cyprian. Cambridge (Mass.), 1975. P. 55; Price S. Latin Christian apologetics: Minucius Felix, Tertullian and Cyprian // Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians / Ed. M.J. Edwards et al. Oxford, 1999. P. 112. Американский филолог Дж.Л. Карвер из двух вариантов решения вопроса о первенстве представил оба возможными, но как предпочтительный выбрал заимствование Минуцием Феликсом из произведений Кипри-ана: Carver G.L. Minucius Feliz and Cyprian: The question of priority // Transactions of American Philological Association. 1978. Vol. 108. P. 2134. Более обоснованным все же представляется вариант, который предлагают М. Сэйдж и С. Прайс.

См., например: Heck E. Pseudo-Cyprian, quod idola dii non sint und Lactanz, Epitome Divinarum Institutionum // Jahrbuch für Antike und Christentum. Ergänzungsband. 1995. Bd. 22. S. 148-155. Однако в большинстве современных изданий трудов Киприана сочинение «Quod idola.» включается как принадлежащее данному автору. Ср.: Octav. 25-26; Quod idola 4-5.

Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy. Origins and Background. Vol. II. Washington, 1966. P. 609.

2

3

4

5

6

8 9 10 11 12

13

14

15

19

20

Мусин А.Е. Церковь. Общество. Власть. Опыт патрологического исследования. Петрозаводск, 1997. С. 98.

ФедосикВ.А. Киприан и античное христианство. Минск, 1991. С. 84. ФедосикВ.А. Там же. С. 81-82. Cyprianus. Ep. LXXX. Cyprianus. Ep. LXXI.

Тертуллиан в данном сочинении оправдывается за то, что сменил тогу римлянина на простой плащ философа. Данное произведение, строго говоря, не является апологией в том же самом смысле, что и другие рассматриваемые сочинения, но по своей сути родственно им. 2 Фес. 2:7-8.

Преображенский П.Ф. Тертуллиан и Рим. М., 1926. С. 50. Термин И.С. Свенцицкой, по мнению автора данной статьи, вполне удачно отображает суть явления. См.: Свенцицкая И.С. Христиане и императорская власть в апокрифических сказаниях II-IV вв. (Переосмысление истории) // Античное общество - IV: Власть и общество в античности. СПб., 2001.

Что примечательно, ему самому доносит эти сведения Понтий Пилат, «сам уже по своему тайному убеждению христианин» (Apolog. 21). См. подробнее: Прокопьев С.М. Мелитон и Ориген... С. 56-58. MacMullen R. Christianizing the Roman Empire (A.D. 100-400). New Haven; London, cop. 1984. P. 104. См. также: Contra Celsum IV, 22.

Стремление к самоопределению реализуется в разных плоскостях -например, как философского учения. См.: Пантелеев А.Д. Самоопределение христианства как философского течения // Жебелевские чте-ния-2. СПбГУ Режим доступа:

http://centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/1999-10/pantel.htm. Apolog. 21: «Sed et Caesares credidissent super Christo, si aut Caesares non essent necessari saeculo, aut si et Christiani potuissent esse Caesares». Относительно данного смелого предположения Тертуллиана подробнее см.: Преображенский П.Ф. Указ. соч. С. 48. Пантелеев А.Д. Христианство в Римской империи во II-III вв.: (К проблеме взаимоотношений новых религиозных течений и традиционного общества и государства): Дисс. ... канд. ист. наук. СПбГУ 2005. С. 169.

16

21

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.