Научная статья на тему 'Хранители народной традиционной певческой культуры'

Хранители народной традиционной певческой культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1349
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / АУТЕНТИЧНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ / ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС / SINGING TRADITIONAL FOLK CULTURE / FOLK SONG / AUTHENTIC PERFORMERS / FOLKLORE-ETHNOGRAPHIC EXPEDITION / SINGING VOICE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шастина Татьяна Владимировна

Русская народная традиционная певческая культура многогранна, уникальна, неповторима. Являясь ее феноменом, народная песня живет в среде фольклора неразрывно от быта и проявляется в знаниях, умениях и таланте аутентичных исполнителей хранителей народной традиционной певческой культуры. Сегодня необходимо сохранение искусства устной традиции, бережное отношение к истокам русского народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The keepers of traditional folk singing culture

Russian folk traditional song culture is multifaceted and unique. As a phenomenon, a folk song lives in the folklore inseparable from everyday life, and is manifested in the knowledge, skills and talent authentic artists the keepers of traditional folk singing culture. Today it is necessary to preserve the art of oral tradition, respect for the origins of Russian folk art.

Текст научной работы на тему «Хранители народной традиционной певческой культуры»

УДК 398.8(=161.1):784

Т. В. Шастина

Хранители народной традиционной певческой культуры

Русская народная традиционная певческая культура многогранна, уникальна, неповторима. Являясь ее феноменом, народная песня живет в среде фольклора неразрывно от быта и проявляется в знаниях, умениях и таланте аутентичных исполнителей - хранителей народной традиционной певческой культуры. Сегодня необходимо сохранение искусства устной традиции, бережное отношение к истокам русского народного творчества.

Ключевые слова: народная традиционная певческая культура, народная песня, аутентичные исполнители, фольклорно-этнографическая экспедиция, певческий голос

Tatiana V. Shastina The keepers of traditional folk singing culture

Russian folk traditional song culture is multifaceted and unique. As a phenomenon, a folk song lives in the folklore inseparable from everyday life, and is manifested in the knowledge, skills and talent authentic artists - the keepers of traditional folk singing culture. Today it is necessary to preserve the art of oral tradition, respect for the origins of Russian folk art.

Keywords: singing traditional folk culture, folk song, authentic performers, folklore-ethnographic expedition, of the singing voice

Народная традиционная певческая культура - явление сложное, развивающееся исторически, представляет собой динамическое социальное явление и рассматривается как один из источников создания художественных ценностей на основе созидательной творческой деятельности народа. Русская народная певческая культура всегда была многогранной, уникальной и неповторимой, такой она остается и сегодня -в условиях активного научно-технического развития современного общества. В искусстве устной традиции, включающем народную песню, инструментальный наигрыш, народный танец, заложена высокая нравственность и большая сила, идущие от истоков, как целого рода, так и каждого человека. В современном поликультурном пространстве России значительное место занимает народная песня, жизнь которой происходит и в конкретной локальной певческой традиции, и за ее пределами.

Вместе с тем отношение современного общества к народной песне неоднозначно. Многие ее не знают, а потому и не понимают, другие считают устаревшей и не нужной сегодня, а третьи и вовсе не задумываются об этом. Однако значительная часть сообщества считает народную песню бесценным богатством культуры русского народа, а ее изучение и освоение - одним из главных средств этномузыкального воспитания молодого поколения, формирования этнокультурной идентичности. Народная песня способна передавать разные душевные состояния чело-

века, оказывать на него непроизвольное психофизиологическое воздействие. Разнообразие песенных жанров отражает окружающий мир, в том числе быт, труд, праздничную и обрядовую культуры народа, в каждой народной песне выражаются темперамент и мировоззрение человека.

Сегодня, к сожалению, наблюдается процесс забвения народных традиций, нарушен механизм их передачи, по ряду причин «вымирают» малонаселенные деревни. Именно в селах и деревнях зарождалось, хранилось и передавалось крестьянское народное песнетворчество. Поэтому возникает необходимость сохранения искусства устной традиции, бережного отношения современного общества к истокам русского народного творчества, а главное, к хранителям народной певческой традиции.

Одним из островков, где еще живы народные певческие традиции, можно назвать Новозыбковский район Брянской области, расположенный на Ипутьской низменности на территории русско-белорусско-украинского по-граничья. Такое территориальное расположение, безусловно, отразилось на культуре народа, живущего на этой земле. Живописная природа, своеобразная бытовая среда, оригинальный говор жителей создали яркую самобытную локальную певческую традицию - одно из уникальных явлений народной музыкальной культуры. До сих пор жители этого района помнят древние обряды и песни, их сопровождающие1.

Хранители народной традиционной певческой культуры

Нами предпринято несколько фольклорно-этнографических экспедиций в Новозыбковский район Брянской области с целью выявления мастеров народного пения, общения с ними и изучения опыта хранителей певческой культуры. В данной статье кратко раскроем богатство и разнообразие песенного творчества одной из ярких певиц села Катичи Новозыбковского района Брянской области - Надежды Никитичны Калоша.

Надежда Никитична (в девичестве - Мо-скальцова) родилась 6 мая 1930 г. в деревне Катичи в многодетной крестьянской семье Ксении Степановны и Никиты Ивановича Мо-скальцовых, также уроженцев д. Катичи. Вся жизнь Надежды Никитичны, все ее главные события прошли в родном селе. Наши встречи с этим уникальным человеком, мастером песнетворчества открыли не только новую страницу культуры крестьянского народного пения, культуры звукоизвлечения, но показали взаимозависимость жизни и песни, духовной красоты человека, искренности, открытости и высокохудожественного творчества, этнопев-ческого поведения. Живые и яркие рассказы, эмоциональное и энергичное пение, несмотря на возраст исполнительницы (ей было 74 года, когда мы встретились в первый раз), знание множества песен разных жанров постепенно раскрывали человека интересного, знающего и хранящего певческие традиции своей родины. Этому подтверждение - бережное отношение певицы к тому, что помнит, и ее искреннее желание передать свои знания, опыт и песни, чтобы «они жили». За время всех наших многолетних общений записано более ста песен, основная часть их расшифрована и нотирована, многие до сегодняшнего дня звучат в исполнении студентов кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК.

Как вспоминала Надежда Никитична, с трех лет она начала петь, «сидя на окне», а до этого - «все плакала». Подросла, и старшие сестры стали приглашать ее на вечерки2 запе-вать3 песни. Мать Надежды Никитичны была в деревне известная песельница. В нее уродилась и дочь. Замуж Надежда Никитична вышла за гармониста, он и дом построил, в котором мы встретились с певицей. Нужно отметить, что в этом достойном возрасте (после 70 лет) голос у певицы звучал ярко, чисто, зычно, как в низкой тесситуре, так и в высокой. Нас поразила свобода фонации и в натуральных певческих регистрах, и в микстовом. Голос лился без какого-либо усилия, ровно, непринужденно, чисто, захватывая и полностью овладевая слушателями. Узнаваем и тембр певческого голоса На-

дежды Никитичны: искристый, плотный, мягкий, наполненный эмоцией.

Мы убедились в том, что манера пения аутентичных исполнителей тесно связана с говором, артикуляцией речевого аппарата, что и выражается как в особенностях фонетики речи, так и в вокальном слове. Музыкальный фольклор существует только в диалектных особенностях, которые имеют прямое отношение к конкретной локальной традиции, ограниченной определенными географическими рамками. Как показали наши исследования и опыт изучения певческого творчества, различия природных условий места проживания этноса не только оказывают влияние на быт, промыслы, трудовую деятельность людей, но и отражаются на локальных особенностях традиционной певческой культуры. К ним относятся различия: многоголосия, интонационные, ритмические, тесситурные, диалектные, сюжетные, жанровые.

Самобытность местной певческой традиции проявляется в своеобразии исполнительских приемов пения Надежды Никитичны Калоша: огласовка согласных звуков, глиссандирование, «съезжание» голоса, словообрывы и др. Каждую песню она «играет» легко и мягко, несмотря на зычное пение на высоких звуках, сопровождает при этом мелодию своеобразными украшениями - мелизмами, мордентами, форшлагами. Каждая строфа песни звучит оригинально, не повторяя предыдущие и сохраняя темперированный строй рассматриваемой локальной певческой традиции.

Нужно отметить особенности ритма в пении Надежды Никитичны, что подчеркивает музыкальную выразительность исполнительницы. Встречаются напевы, ритмически определенным образом организованные. Например, в хороводных песнях равномерное движение нередко сменяется частой дробной пульсацией. В игровых, шуточных, плясовых, колыбельных песнях, припевках ритм представляет преимущественно равномерную пульсацию. Но такие песни, как стреловские, жнивные, свадебные, относящиеся к обрядовым, отличаются сложным внутрислоговым ритмическим рисунком, зачастую острым пунктирным ритмом. Длительности иногда настолько короткие и «мелкие», что с трудом улавливаются слухом. Такие звуковые и ритмические приемы сложно, а иногда и невозможно зафиксировать в нотной записи. Все это еще раз подтверждает наличие вариативности и импровизации в творчестве аутентичных исполнителей, к каким относится и Н. Н. Калоша.

Еще важные составляющие пения - говор и артикуляция. У аутентичных исполнителей они взаимосвязаны и взаимозависимы. У Надежды

Т. В. Шастина

Никитичны артикуляция небольшая, и в речи, и в пении губы почти неподвижны, но активны. Несмотря на это, звук певческого голоса яркий, насыщенный обертонами, звонкий. Это указывает на владение певицей умелым и хорошим резонированием певческого звука.

Важным музыкально-выразительным средством в певческом исполнительстве Н. Н. Калоша можно назвать творение мелодии, создание нового на основе устойчивого сохранения норм и правил локальной традиции, знаниями которых певица обладает непроизвольно от рождения. Это мы связываем с понятием традиционное певческое поведение, певческое поведение носителей локальной традиции. Известно, что исполнительство в русской народной певческой культуре большей частью -коллективное, песни многих жанров имеют многоголосный склад. Поэтому, рассматривая сольное исполнение, можно говорить об импровизации на основе сформированного типа музыкального мышления, предполагающего наличие следующих условий: бесписьменная традиция, коллективное исполнительство, установка певцов на многоголосную фактуру.

Кроме этого, все песни в исполнении Н. Н. Калоша звучат в разной динамике и в конкретном контексте, что предполагает нераздельность словесного текста и жанра песни, живое звучание слова вместе с мимикой, жестом и воссоздание конкретной ситуации. Более того, как известно, в среде бытования фольклора «пения ради пения» быть не может, и звучание песни связано с каким-либо событием, обрядом, ритуалом, праздником. Например, стреловские песни

интонируются громко, зычно, сильно, в грудном певческом регистре, а духовные стихи - мягко, спокойно, в фальцетном регистре.

Таким образом, можно утверждать, что народная песня как феномен русской народной музыкальной культуры живет в среде фольклора неразрывно от быта, проявляется в знаниях, умениях и таланте аутентичных исполнителей -хранителей народной певческой культуры, воспринимается и передается в момент звучания. Мы называем это уникальное явление - мир живой народной певческой традиции, бережное отношение к которому является одним из условий сохранения народа.

Примечания

1 Брянская область издавна притягивала к себе внимание исследователей и неоднократно научно изучалась этнографами, фольклористами, лингвистами. До настоящего времени в рассматриваемый регион разными учреждениями (Брянска, Москвы, Орла и др.) предпринимаются экспедиции с целью изучения музыкального фольклора. Фольклорно-этнографическими экспедициями кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК в 2004-2006 гг. под руководством автора статьи удалось зафиксировать большое количество песен разных жанров, этнографических репортажей, описание разных обрядов и праздников, в том числе и обряд «Похороны стрелы», который включает специальные календарные песни.

2 Вечерки - в народной традиционной культуре, в том числе и в с. Катичи, так называют времяпровождение молодежи. На вечерках поют, танцуют, играют, выбирают невест.

3 Запевать - начинать песню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.