Научная статья на тему 'Храм Михаила Архангела С. Легостаево и храмы раннего классицизма в Петербурге и Сибири. (опыт сравнительного анализа)'

Храм Михаила Архангела С. Легостаево и храмы раннего классицизма в Петербурге и Сибири. (опыт сравнительного анализа) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
190
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Храм Михаила Архангела С. Легостаево и храмы раннего классицизма в Петербурге и Сибири. (опыт сравнительного анализа)»

над храмом оставалось прежнее купольное перекрытие со световым барабаном, росписи покрывали стены и купол, в центре которого был изображен Спас Вседержитель, а в алтарной части - Богородица.

В настоящее время земля вместе с остатками церковного здания и строениями вокруг него приобретена в собственность Каинской епархии Русской православной церкви. Предполагается восстановление храма. Надеемся на то, что памятник архитектуры XX столетия, свидетель трагических страниц истории нашей страны, храм во имя Св. Захарии и Елисаветы в г. Каргате будет восстановлен.

Литература

1. Государственный архив Новосибирской области (далее ГАНО). Ф. Д-156. Оп.1. Ед. хр. 1211. Л. 73.

2. ГАНО. Ф. Д-156. Оп.1. Ед. хр. 1215. Л. 120.

3. Политова, З. Под названием «Литейка». - [Электронный ресурс]. - Советская Сибирь, № 167 от 08.09.2009. - Режим доступа: http://sovsiЫr.m/mdex.php?dn=news& ye=2009&to=art&id=4089.

4. Сибирские церкви и школы. - СПб., 1902. - С. 40. Сибирские церкви и школы. -СПб., 1903. - С. 55.

5. Сибирские церкви и школы: к десятилетию фонда им. Императора Александра III. 1894 - 1904 гг. - СПб., 1904. - 120 с. - Фотография на вклейке между с. 68-69.

6. Соловьева, Е.И., Константинов, Д.В. Деятельность фонда имени Императора Александра III в церковно-школьном строительстве Сибири [Электронный ресурс]. - Режим доступа±йр://НЬ.^ри.ги:8080/а^тШе/еНЬгагу/525/ MNwzj7PQC2MAwopoYeTRa83VBU.pdf?1306304562.

7. Справочная книга по Томской епархии 1914 г. Цит. по: «За изобилие» от Зиюля 2002 г. №53. - С. 3.

А.А. Борисова, А.А. Савчук, г. Новосибирск Научный руководитель: И.Л. ростовцева, г. Новосибирск храм МИХАИЛА архангела С. ЛЕГОСТАЕВо и храмы раннего классицизма в Петербурге и сибири. (опыт сравнительного АНАЛИЗА)

В период летней практики 2010 г. студенты Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии по заказу Новосибирской епархии выполнили обмеры храма в селе Легостаево Искитимского района Новосибирской области. Храм во имя Архистратига Божия Михаила (Михайло-Архангельский) с приделом пророка Илии был возведен в 1804 г. по проекту архитектора Андрея Молчанова - первого из алтайских архитекторов, получивших образование в Петербурге. На обмерах и первоначальном сборе сведений наша работа не закончилась. Мы продолжили исследования и пытаемся выяснить историю строительства храма, понять, на что опирался архитектор и каким принципам следовал в построении общей композиции объема храма.

В данной работе проследим, на каких примерах учился в Петербурге маркшейдерский ученик А.И. Молчанов, в каких стройках своего учителя Антонио Порто получал навыки выполнения каменной кладки. Сопоставим архитектуру храма во имя Архистратига Божия Михаила с архитектурой церквей Петербурга, которые мог видеть Андрей Иванович Молчанов в период своей учебы, а также с архитектурными особенностями церквей, построенных в Сибири в первые годы XIX в.

Сотрудниками Государственного архива Алтайского края были опубликованы находящиеся в фонде Горной экспедиции Колыванской губернии документы о направлении маркшейдерского ученика Колывано-Воскресенских заводов А.И. Молчанова в Петербург для обучения «каменной кладке и основам архитектурной науки» [1]. Из этих документов следует, что по распоряжению Кабинета Ее Императорского Величества А.И. Молчанов был отдан для обучения каменной кладке и началам архитектуры «практическому архитектору» итальянцу Антонио Порта. По окончании учебы, 15 марта 1790 г., Антонио Порта выдал Молчанову аттестат за собственноручной подписью с приложением печати.

Из построек А. Порта, занимавшего должность архитектора Кабинета Его Императорского Величества, нас интересует то, что строилось в период между 1786 и 1790 гг., в период обучения Молчанова. Атонио Порта более известен своими поздними постройками - зданиями Монетного двора и Медицинской академии в Санкт-Петербурге. В годы же пребывания Молчанова в Петербурге Порта занимался перестройкой усадьбы в Ропше, где уже было возведено здание дворца по проекту Растрелли.

Царское имение Ропша имело мрачную историю: в здании ропшинского дворца произошло убийство государя Петра III, после которого имение было подарено императрицей Екатериной II Григорию Орлову. В конце XVIII в., будучи еще наследником престола, великий князь Павел Петрович решил возродить ропшинское имение в память об убитом там отце. Но чтобы избежать гнева матери, он сделал это через подставного владельца - придворного ростовщика и ювелира Ивана Лазаревича Лазарева (Ованеса Лазаряна)8.

Лазарев купил Ропшу у братьев Орловых в 1785 г. Для реконструкции ропшинского имения были приглашены инженер Григорий Иванович Энгельман, обучавшийся в Голландии и Германии, и команда архитекторов: Антонио Порта, Луиджи Руска, Е.Т. Соколов, Ю.М. Фельтен и «садовых дел мастер» Томас Грей [4]. По заказу Лазарева придворный архитектор Антонио Порта, сохранив удачно найденную Растрелли общую композицию ансамбля, перестроил дворец в стиле классицизма. Переделкам подвергся весь ансамбль в Ропше. Были разобраны боковые флигели дворца и церковь, выстроены новые галереи с большими арочными окнами. Галереи заканчивались павильонами. В центральной части дворца появился классический портик, сильно выступающий в сторону Нижнего парка. Под него был заложен фундамент из булыжника, на котором

8 Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Лазарян) во второй половине XVIII в. был главой армянской колонии в Петербурге. Семейство Лазаревых перебралось в Россию из Ирана в 1760-х гг. и обосновалось в Москве и Петербурге. Лазаревы начали с основания шелковых мануфактур, а позже стали крупными владельцами горнозаводских предприятий. И.Л. Лазарев - строитель уральских металлургических заводов: чугуноплавильного, железоделательного, медеплавильного. В 1800-е гг. созданная им горнозаводская система была основным поставщиком металла в стране. И.Л. Лазарев, к этому моменту придворный ювелир, а в прошлом активный участник армянского освободительного движения за свержение персидско-турецкого ига, сплотил небольшую петербургскую общину. Ссылка на источник: www.citywalls.ru/ house6720.html.

возвели аркаду первого этажа, обработав ее рустом. Колонны были сложены из кругов путиловской плиты (прочный известняк) с лепными капителями. Колонны образовали так называемый «большой ордер», объединивший второй и третий этажи центральной части, на них покоился классический фронтон (рис. 1).

рис. 1. Руины перестроенного дворца в имении Ропша

Сведения, сохранившиеся в ропшинской конторе за 1788-1800 гг., дают возможность судить о характере и объеме работ. В старых, уже существовавших каменных постройках «рустики починивали и раскрашивали, упавшие лепные штуки на место поставили, карнизы починивали, щекатурили, стропилы ставили, крыши железными листами крыли и красили» [3]. В документах сохранились имена строителей конца

XVIII в.: новые каменные стены были сложены каменщиками Степаном Михайловым и Степаном Нестеровым, оштукатурены Евсеем Андреевым «с товарищи», лепные работы выполнены Петром Бущевым [3]. Мы предполагаем, что как раз в перестройке ропшинской усадьбы принимали участие ученики Порта, которые, работая в артели каменщиков, получали здесь практические навыки каменной кладки и усваивали особенности работы архитектора.

Анализируя кладку Ропшинского дворца, находящегося сегодня, как и Легостаев-ский храм Михаила Архангела, в руинообразном состоянии, можно сделать вывод, что Молчанов перенял опыт своего учителя (рис. 2а, б). Хорошо видна обнажившаяся из-под штукатурки каменная кладка арочных проемов. В храме, так же как в Ропшинском дворце, боковые поверхности стен проема сделаны рассветными, т.е. расширяющими проем в сторону интерьера. Ребра сопряжения рассвета и плоскости каменной кладки стены перевязывались в начале XIX в. в технике «голубец» [2] - именно ее можно увидеть в проемах храма Михаила Архангела в Легостаево.

Еще один интересный памятник среди построек Ропши - это выполненное в 17881794 гг. по проекту архитектора Ю.М. Фельтена здание бумажной фабрики. Руководил

Бис. 2. а) Кирпичная кладка проемов дворца в Ропше; б) Кирпичная кладка оконных проемов храма в с. Легостаевское

строительством С. Берников. Фабрика работала с использованием энергии падающей воды. Постройка выдержана в классическом стиле и своим главным трехэтажным фасадом обращена в сторону тогда же построенного Фабричного пруда и нижнего парка. А.И. Молчанов имел возможность наблюдать создание пруда и самого здания фабрики, ознакомиться с особенностями технологических процессов в производственных зданиях. В 1822 г. эти познания Молчанова были востребованы при проектировании им здания бумажной фабрики для Барнаула, которая из-за недостатка средств не была возведена и осталась в чертежах.

Рассмотрим теперь церкви, которые были построены в Петербурге в период между 1786 и 1790 гг., т.е. во время учебы Молчанова, и могли стать для него образцами по постижению законов композиции классицизма в церковном строительстве и примерами для подражания. Кроме того, обратим внимание на церкви, построенные чуть позже, но также являющиеся памятниками эпохи классицизма в России, черты которых перекликаются с храмом в селе Легостаево.

Церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище (1782-1785 гг.). Архитекторы: И.Е. Старов, П.Ф. Воцкий и Г.И. Карпов. Строгое одноэтажное здание с широким и низким куполом, маленькой главкой и двухъярусной колокольней над входом, треугольными фронтонами и покрытыми рустом стенами. Является характерным памятником раннего русского классицизма.

Каменная Церковь Смоленской иконы Божией Матери (1786-1790 гг.) на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Церковь была построена в стиле классицизма по проекту архитектора, профессора Алексея Иванова, вместо пострадавшей от наводнения одноименной деревянной церкви. центральный прямоугольный объем подчеркнут портиком дорического ордера и увенчан широким, византийского типа куполом на большом круглом барабане. С запада к храму пристроена трапезная и невысокая колокольня. Второй ярус колокольни достроен в 1833 г., тогда же появились юго-западный Ильинский придел и новая западная паперть [5]. Православная Россия знает этот храм по изображению на иконах Блаженной Ксении Петербургской (рис. 3),

Рис. 3. Икона Св. Ксении Петербургской. На заднем плане - Церковь Смоленской иконы

Божией Матери

в житии которой говорится о том, как Ксения Блаженная ночами поднимала на строившуюся колокольню кирпичи.

Церковь Святого Воскресения на Армяно-Григорианском кладбище (1797 г) была задумана как усыпальница двадцатитрехлетнего гвардейского офицера, адъютанта князя Г. А. Потемкина, сына Ивана Лазарева (Ованеса Лазаряна), владельца Роп-ши - Артемия Ивановича. Проект церкви приписывают Фельтену, который строил армянские церкви в Петербурге. Строили храм архитекторы Е.Т. Соколов, А. Порто и С.П. Берников. Храм в плане имеет почти центрическую композицию креста, ветви которого чуть длиннее по оси восток-запад. У церкви низкий глухой восьмигранный барабан и восьмигранный купол, пилястровый ордер. Колокольни храм не имеет. Можно предположить, что архитектура этого храма была знакома архитекторам Колывано-Воскресенских заводов, использовавшим почти идентичные композиции в храмах Димитрия Ростовского в Барнауле и Вознесения Господня в Нижнем Сузуне. Возможно, фасад этого здания использовался как образцовый до появления в 1830 г. Альбома образцовых проектов церквей.

Единственное, что серьезно отличает Легостаевский храм Молчанова от церквей эпохи раннего классицизма в Петербурге и в городах Сибири, это его план (рис. 4). трапезная Михайло-Архангельского храма шире алтарной части, что характерно для церквей эпохи барокко, когда в расширенной части трапезной устраивались два придела с закругленными алтарными абсидами с восточной стороны. Молчанов сделал трапезную прямоугольной, с одним приделом в честь пророка Илии. Согласно проекту придел располагался около южной стены трапезной, т.е. справа от входа. Согласно воспоминаниям местных жителей, справа размещалось Распятие, значит, придел пророка Илии мог располагаться у северной стены трапезной, слева от входа. Подтверждением этого

Рис. 4. План и фасад церкви Св. Михаила Архангела в с. Легостаевское. Проект А.И. Молчанова, 1804 г.

предположения служит находящаяся слева от паперти на западном фасаде фигурная ниша, устроенная в стене, вероятно, для размещения иконы.

В первых десятилетиях XIX в. А.И. Молчанов составил проекты церквей для с. Тогульского (1802 г.), с. Касмолинского (1810 г.), Сузунского завода; под его руководством достраивалась церковь Преображения Господня Змеиногорского рудника (1816 г.) (рис. 5). К сожалению, почти все церковные здания Молчанова не сохранились [6, 7].

Начало XIX в. для храмовой архитектуры Сибири - это переход от барокко к раннему классицизму. Примерами могут служить церкви Преображения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы в Иркутске, церковь Владимирской иконы Божией матери с. Лыловщина в Иркутской губернии. Общие черты храмов классицизма:

- подавляющее большинство храмов начала XIX в. в Сибири имеют композицию трапезного храма, или храма «кораблем», план которого вытянут по оси восток-запад. В плане храма кафоликон выделен большими размерами, чем трапезная и алтарная абсида;

- в композиции боковых фасадов объем кафоликона тоже выделен чуть большей высотой и обязательным ордером - колонным портиком (или портиком из пилястр) под треугольным фронтоном, над которым возвышался полуциркульный или граненый купол на световом или глухом барабане. трапезная соединяла храм с притвором, на котором располагалась ярусная колокольня;

Рис. 5. Проект Спассо-Преображенского храма Змеиногорского рудника

- по горизонтали фасады разбиты линиями цоколя и венчающего карниза, рядом простых прямоугольных или полуциркульных окон. Часто применялась горизонтальная рустовка фасада.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в своей практической работе в должности архитектора Колывано-Воскресенских заводов Молчанов использовал архитектурный и строительный опыт своего учителя Антонио Порто. Он изучил и освоил композиционные особенности зданий классицизма, которые свободно применял в возводимых им на Алтае храмах и гражданских постройках.

Литература и источники

1. Ермакова, Л.И. Архитектор Андрей Молчанов: архивные находки / Л.И. Ермакова // III Научные чтения памяти Ю.С. Булыгина: сборник научных трудов / под ред. Ю.М. Гончарова, В.Н. Владимирова. Барнаул: Аз Бука, 2005. - С. 193.

2. Киселев, И. Архитектурные детали в русском зодчестве XVШ-XIX веков. Справочник архитектора-реставратора / И. Киселев. - М.: Akademia, 2005. - С. 413-414.

3. Ропша. Горбунки. Разбегай [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rudocs. exdat.com/docs/index-257074.html?page=4.

4. Ропшинский дворцово-парковый ансамбль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.naselo.ru/attraction/id15133.

5. Святая блаженная Ксения Петербургская. - М.: Благовест, 2012. - С. 196-197.

6. Степанская, Т.М. Архитектура Алтая XVШ-XX вв. / Т.М. Степанская. - Барнаул:

А.Р.Т., 2006. - 300 с.

7. Степанская, Т.М. Архитектура городов-заводов Сибири XVIII - первой половины

XIX столетия / Т.М. Степанская. - Барнаул: Алт. гос. ун- т. - 159 с.

Фотографии Ропшинского дворца: http://d-stroz.livejoumal.com/510281.html

Н.М. Васильева, г. Новосибирск Научный руководитель: И.Л. ростовцева, г. Новосибирск архитектурный анализ церкви покрова пресвятой богородицы села шибково искитимского района новосибирской области

В конце XIX в. в связи с началом строительства Великого Сибирского пути волна переселенцев хлынула в Сибирь на пустующие земли. Не только храмов, но и жилья здесь не было. Правительство помогало обустройству на новых местах. Наладив по возможности свой быт, крестьяне начинали испрашивать дозволения и собирать средства на строительство церквей, жизнь без которых была непривычна. Были разработаны типовые проекты каменных и деревянных храмов различной вместимости для строительства в Тобольской и Томской губерниях.

Строительство церкви в старой сибирской деревне Шипковой оказалось возможным, когда население ее увеличилось за счет переселенцев, приехавших на строительство южной ветки Великого Сибирского пути. Линия прошла совсем близко, через деревню Евсино, где была построена железнодорожная станция.

Село Шибково находится в настоящее время на территории Искитимского района Новосибирской области. Прежние названия поселения - деревня шипкова Барнаульского уезда Томской губернии, затем село Шибково Черепановского района Новосибирской области, село Шибковское Черепановского района Новосибирского округа. По преданию, деревня была основана чалдонами9. Датой его основания называют 1457 г. Историками эта дата подвергается сомнению, но местные жители недавно праздновали 500-летие своего села. Наиболее древняя часть поселения находилась в пойме р. Кой-нихи, притока р. Берди, и до сих пор носит название чалдоны.

Между 1914 и 1916 гг. в деревне велось строительство деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы на 500 человек по типовому проекту №31 из «Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен...» [1]. По свидетельствам старожилов, церковь строилась на пожертвования прихожан.

Устройство церкви

В своем анализе мы опираемся на следующие источники:

- выполненный в процессе учебной практики 2012 г. обмер фундамента церкви;

- типовой проект;

9 Народная этимология часто определяет слово «чалдон» как сокращение, обозначающее: «человек с Дона» либо «люди, пришедшие на ЧЕЛнах с Дона». Понятие широко использовалось как самоназвание коренных сибиряков, живших на территории Сибири до ее освоения Ермаком. Переселенцев из западных областей Российской империи, пришедших в Сибирь в XIX-XX вв. называли самоходами [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.