Научная статья на тему 'Хозяйственная и просветительная деятельность декабристов в Сибири (некоторые аспекты проблемы)'

Хозяйственная и просветительная деятельность декабристов в Сибири (некоторые аспекты проблемы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1469
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / ДЕКАБРИСТЫ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / SIBERIA / DEKABRISTS / BUSINESS / PUBLIC INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мауль Виктор Яковлевич

Описываются хозяйственные занятия участников восстания декабристов, сосланных в Сибирь на каторгу и поселение. Показаны типичные и специфичные черты их деятельности в сопоставлении с другими секретными узниками сибирских тюрем и ссылок XVIII начала XIX в. в области земледелия, ремесленного производства и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the economic activity of the Decabrists' rebellion participants deported to Siberia for hard labour. The typical and specific features of their activity are shown in comparison with the other secret prisoners of the Siberian jails and exiles of the 18th -early 19th centuries in the fields of agriculture and crafts, etc

Текст научной работы на тему «Хозяйственная и просветительная деятельность декабристов в Сибири (некоторые аспекты проблемы)»

2009 История №4(8)

УДК 94(47)"1825Л2Л4"

В.Я. Мауль

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕКАБРИСТОВ В СИБИРИ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ)

Описываются хозяйственные занятия участников восстания декабристов, сосланных в Сибирь на каторгу и поселение. Показаны типичные и специфичные черты их деятельности в сопоставлении с другими секретными узниками сибирских тюрем и ссылок XVIII - начала XIX в. в области земледелия, ремесленного производства и т. д. Ключевые слова: Сибирь, декабристы, хозяйственная деятельность, просвещение.

Ставя своей задачей придать стране императивный импульс, декабристы предлагали ряд перемен, на которые не решалась пойти существующая власть: ликвидацию крепостного права и самодержавия (но не обязательно монархии), введение конституции и др. Попыткой достижения этих целей и явились события 14 декабря. Они закончились провалом, хотя мятежники могли, как считал Н.Я. Эйдельман, «взять власть - вероятность была, и, полагаем, немалая» [1. С. 99]. После подавления заговора начался мученический путь декабристов от Сенатской площади в Петербурге на сибирскую каторгу и ссылку, где им, наконец, довелось реализовать свои многочисленные задумки и возможности. Вклад декабристов в историко-культурное и хозяйственное развитие Сибири оказался неожиданно, и, прежде всего, для них самих, значительным. Впрочем, судьба декабристов не была чем-то исключительным для неудачников, проигравших свою политическую игру. Дорога, которой они отправлялись в Сибирь, была проторена многочисленными сиятельными предшественниками - жертвами «дворских бурь» предыдущего века, которые многое могли бы рассказать им о Березове, Пелыме, Нерчинске, Таре и других «дальних городах» и «заводах».

Изучавший репрессивную историю России XVIII столетия Е.В. Анисимов пришел к выводу, что «в назначении тех или иных городов для поселения ссыльных не было никакой системы», поэтому «выбор города или зимовья для ссылки зависел от случайности - главное, считала власть, чтобы преступники жили подальше от центра, а также друг от друга, да и не могли сбежать» [2. С. 633].

Вероятно, так было и в случае с декабристами. Почти все они ничего не знали о Сибири до осуждения на каторгу и поселение. Как и для большинства россиян того времени, она для них представлялась чем-то холодным, мрачным, не приспособленным для жизни, местом медленной смерти для преступников. Тем неожиданнее для декабристов оказались природные богатства огромного края, зажиточность сибиряков, их радушное отношение к государственным преступникам. А.Е. Розен почти с восторгом описывал природу Забайкалья: «Вообще климат был самый здоровый; растительная сила была неимоверная, оттого в пять недель, от июня, когда прекращались ночные морозы, до половины июля, когда начинались осенние морозы, поспевали хлеб и овощи» [3. С. 233].

Н.В. Басаргин, отмечая различия в социальной структуре Сибири и России, обращал внимание на отсутствие здесь дворянства, что избавляло край от «значительного числа непроизводительных лиц и капиталов», но лишало Сибирь хотя бы косвенного общественного контроля над чиновниками. Совершенно по-другому он оценивал влияние на сибирских крестьян их свободного положения: «Отсутствие крепостного состояния благодетельно действует на быт низшего класса, т.е. крестьян. Здесь, в Сибири, они гораздо смышленее, гораздо зажиточнее, гораздо выше в общественном значении, нежели крестьяне русские. Их разделяет меньшее расстояние от высшего сословия, они гораздо независимее, свободнее в сношениях с ними, и переход из одного сословия в другое совершается гораздо легче» [4. С. 211-212].

Несмотря на непривычные, тяжкие и невыносимые условия жизни, дух декабристов не был сломлен жестокими репрессиями. Блестящие офицеры, утонченные аристократы, богатые помещики и «средне-достаточные» чиновники, попав в экстремальные условия острогов и каторжных работ, устроили свою «академию», в которой учились друг у друга истории, иностранным языкам, философии, литературе, пытались продолжать научные занятия. Им помогали «секретные барыни», последовавшие в Сибирь за мужьями декабристки. Обитатели острогов и их жены стали первыми историками событий 14 декабря и последующей своей судьбы, написав воспоминания, часть из которых уцелела [5. С. 90-92].

Находясь на каторге, декабристы заключили своего рода «джентльменское соглашение»: не позволять себе ни малейших замечаний или упреков в том, кто и как вел себя во время следствия, хотя многие понесли тяжкие наказания вследствие «неосторожных показаний или недостатка твердости кого-либо из товарищей» [6. С. 228].

Это диктовалось необходимостью создания человеческих условий существования, единственно позволяющих им выжить и сохраниться как личностям, создания человеческого мира для существования людей, «у которых осуждение не смогло отнять их прежних понятий и чувств» [4. С. 130].

В Читинском, а затем в Петровском казематах сложилось особое декабристское сообщество - так называемая большая семья. В нее входили как сами ссыльные декабристы, так и их дети, родные, воспитанники, близкие друзья. Рассеянные по всей Сибири, декабристы составляли как будто одно семейство, переписывались друг с другом, знали, где и в каком положении каждый из них находится, и, насколько было возможно, помогали друг другу. Они жили в атмосфере дружбы, идейного взаимопонимания, уважения к товарищам по борьбе, и каждый готов был поддержать другого как материально, так и нравственно. В.И. Штейнгейль в одном из писем из Елани подчеркивал: « ... в тюрьме составленная связь ... есть самая прочная и едва ли уступает самому нежному родству» [7. Т. 1. С. 235].

В сибирских казематах декабристами была организована своеобразная кооперация: сначала «Большая артель», а затем и «Малая артель». Они имели главным своим назначением материальную помощь малоимущим собратьям. У них действовали свои цирюльня и аптека, огород, они закупали и откармливали скот, шили и ремонтировали одежду и обувь. Ранее не знав-

шие физического труда ссыльные Бестужевы шили фуражки, Муравьев был токарем, Трубецкой штопал чулки, Оболенский кроил одежду, Раевский впервые в Прибайкалье выращивал арбузы. Приобретенный опыт большинство декабристов с успехом использовали и приумножили на поселении. Артели помогали всем членам декабристского сообщества без каких-либо различий, здесь все пользовались равными правами и могли получать равные выдачи, взносы же делались в зависимости от возможностей каждого.

Через родных и знакомых декабристы выписывали из Европы семена и распространяли их среди крестьян, сажали деревья, разводили цветники. В селах Урик, Усть-Куда, Хомутово, Олонки появились большие огороды с парниками. Деревья, посаженные Раевским, сохранились до сих пор. Многие декабристы вынуждены были искать дополнительные источники дохода, заниматься непривычными для себя делами. Например, Розен занимался в Западной Сибири хлебопашеством, Д.И. Завалишин в Восточной Сибири -огородничеством, И.Б. Аврамов торговал в Туруханском крае хлебом, Ф.Ф. Вадковский - разными товарами в Енисейской губернии, А.И. Якубович и И.И. Пущин пытались заниматься золотопромышленностью. Список декабристов, которые с разной степенью успешности занимались в Сибири коммерческой деятельностью, можно многократно увеличить: «Заниматься предпринимательством в Сибири многих ссыльных декабристов заставляла самая настоящая нужда», - делает вывод современный исследователь [8. С. 143].

Среди декабристов были талантливые поэты, критики, физики, техники, инженеры, мореплаватели, путешественники. Они явились исследователями быта, нравов, языка, устного народного творчества сибирских народов, изучали природу, растительный и животный мир Сибири. Выдающийся публицист М.С. Лунин написал «Историческую записку об Анадырском остроге»; Михаил Бестужев - исторический очерк возникновения и развития Селен-гинска. Опубликованный в 1861 г. очерк ссыльного декабриста долгие годы являлся единственным источником сведений об этом городе. Ценные материалы по истории Сибири были в разное время собраны и под различными псевдонимами опубликованы Штейнгелем. Он написал «Историю русских заселений на берегах Восточного океана», сделал статистическое описание Ишимского округа Тобольской губернии, где статистика и экономика идут рука об руку с этнографией.

Впрочем, подобным же образом вели себя в Сибири и аристократические политические узники XVIII столетия. Так, например, Б.-Х. Миних в ссылке трудился, не покладая рук: огородничал, косил, ловил рыбу, разводил кур, открыл для местных детей школу, где учил их математике, геометрии, инженерному делу, древней истории и даже латыни. Сочинял проекты о переустройстве России. Двадцать лет пробыл Миних в Пелыме, молясь Богу, читая священное писание, ревностно посещая богослужение, которое, после смерти бывшего при нем пастора, совершал сам. Князь В.В. Голицын в Пинеге, а барон Менгден в Нижнеколымске разводили лошадей. М.Г. Головкин занялся рыболовством в заполярном Ярманге и достиг в этом больших успехов. Некоторые ссыльные, имевшие практическую жилку, занимались даже ком-

мерцией. Бывший вице-президент Коммерц-коллегии Г енрих Фик не оставил знакомого дела и в Сибири. Он вовлек в торговые операции с туземцами свою охрану и посылал в Якутск солдат для продажи купленной им у местного населения пушнины [2. С. 642].

Благодаря образованным ссыльным в сельском хозяйстве диких сибирских уголков произошли благотворные перемены. Так и декабристы, несмотря на их немногочисленность, своей хозяйственной и просветительной деятельностью влияли на социально-экономическое развитие края.

В годы сибирской каторги и ссылки мировоззрение многих декабристов претерпело значительные изменения. Прошел шок от поражения на Сенатской площади, и пришло осознание необходимости быть ближе к простым людям. В этой связи шел процесс дальнейшего развития просветительных идей в рамках декабристского мировоззрения. Не случайно И.Д. Якушкин, один из видных деятелей декабристского движения, многие годы спустя, писал: «Только с вступлением в Сибирь началось наше настоящее призвание» [9. С. 275].

Просветительство явилось той основой, которая позволила после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и, в конечном счете, определила его место в общественно-политическом движении страны. Отправляясь в Сибирь, декабристы, дворяне не только по происхождению, но и складу ума, разделяли все предрассудки русской интеллигенции по поводу «мужиков»: «Народ для интеллектуалов первой половины XIX в. - это, прежде всего, объект, а не субъект социальных отношений», отношение к нему «характеризуется социальным и культурным дистанцированием», он «является объектом, массой, вследствие низкого уровня образования и просвещения» [10. С. 217-219].

Непосредственное общение с народом привело к более глубокому пониманию простых людей, их характера, образа мыслей. Ссыльных запросто и радушно встречали в крестьянских избах в праздники и в будни. По словам Завалишина, «образованные люди, стремившиеся к преобразованию государства, сознавая, что труд есть исключительное основание благосостояния массы, обязаны были личным примером доказать свое уважение к труду, и, изучив ремесла не для того только, чтобы иметь себе, как говорится, обеспечение на случай превратности судьбы, но еще более для того, чтобы возвысить в глазах народа значение труда и, облагородив его, доказать, что он не только легко совмещается с высшим образованием, но что еще одно в другом может находить поддержку и почерпать силу» [11. С. 84].

Из числа осужденных Верховным уголовным судом только 43 декабриста дожили до амнистии, объявленной 26 августа 1856 г. в день коронации Александра II. Однако Сибирь, где прошла значительная часть молодости и всей жизни, стала для них второй родиной. И, несмотря на пережитые здесь тяготы, нужду, преследования, покидая ее, они отдавали ей дань благодарности и предрекали светлое будущее. Уезжая из Сибири, Розен писал: «Расставаясь со страною изгнания, с грустью вспоминая любимых товарищей, соузников, и, благословляя их, благословлял страну, обещавшую со временем быть не пугалищем, не местом и средством наказания, но вместилищем бла-

годенствия в высшем значении этого слова. Провидение, быть может, назначило многих из моих соизгнанников и многих поляков ссыльных быть основателями лучшей будущности Сибири, которая, кроме золота и холодного металла и камня, кроме богатства вещественного, представит со временем драгоценнейшие сокровища для благоустроенной гражданственности» [3. С. 319-320].

И если в предыдущий период жизни декабристы - фактически лишние люди, потерянное поколение, оставшиеся не понятыми ни властью, ни народом, то в Сибири они по-настоящему обрели и раскрыли себя. Любовь декабристов к Сибири совершенно понятна: они вложили самоотверженный труд в изучение ее природы, хозяйственное образование ее народов, создали ее поэтический образ и многое другое. Не забыли декабристов и сибиряки. Память об искателях «звезды пленительного счастья» воплотилась в многочисленные музейные и мемориальные сооружения, названия улиц, школ, библиотек, сохранившиеся и до сегодняшнего дня. Бережно хранятся в музеях и архивах Сибири портреты, рукописи, другие вещи, принадлежавшие декабристам или сделанные их руками.

Литература

1. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.

2. Анисимов Е.В. Дыба и кнут: Политический сыск и русское общество в XVIII веке. М., 1999.

3. Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск, 1984.

4. БасаргинН.В. Воспоминания, рассказы, статьи. Иркутск, 1988.

5. ЖезловаЕ. Декабристы в Сибири // Наука и жизнь. 1995. №7.

6. Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.

7. Штейнгейль В.И. Сочинения и письма. Иркутск, 1985. Т. 1.

8. Бойко В.П. Предпринимательская деятельность декабристов в Сибири во второй четверти XIX в. (к постановке проблемы) // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири: Материалы 4-х научных чтений памяти А. П. Бородавкина. Барнаул, 2003.

9. ЯкушкинИ.Д. Наша жизнь в Сибири // И дум высокое стремленье... М., 1980.

10. Сабурова Т.А. Русский интеллектуальный мир/миф (Социокультурные представления интеллигенции в России XIX столетия). Омск, 2005.

11. Хаптагаева Э.Г. Педагогические идеи и практика декабристов в Сибири // Сибирь и декабристы. Иркутск, 1978. Вып.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.