Научная статья на тему 'Хоровая практика студентов в школе: проблемы и перспективы развития'

Хоровая практика студентов в школе: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1802
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ХОРОВАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ХОРМЕЙСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Менжулова Р.В.

В системе профессиональной подготовки учителя музыки хормейстерская подготовка занимает одно из центральных мест. Цель хоровой практики в школе состоит в применении совокупности требуемых знаний, умений и навыков в реальных условиях работы с детским хором. В статье анализируются проблемы и перспективы хоровой практики студентов в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хоровая практика студентов в школе: проблемы и перспективы развития»

них щей та технологш. 2003. № 4. С. 24.

Р.В. Менжулова

ХОРОВАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В системе профессиональной подготовки учителя музыки хормейстерская подготовка занимает одно из центральных мест. Знания, умения и навыки, необходимые для осуществления хормейстерской деятельности приобретаются студентами на дисциплинах дирижерско-хорового цикла, прежде всего, на хоровом дирижировании, хоровом классе и методике работы с детским и учебным хором.

Цель хоровой практики в школе состоит в применении совокупности требуемых знаний, умений и навыков в реальных условиях работы с детским хором. В ходе реализации данной работы перед студентом возникает целый ряд задач, которые решаются им самостоятельно при поддержке методиста (руководителя хорового коллектива).

Следует отметить, что на современном этапе развития образования и общества в целом обеспечить равные условия для прохождения хоровой практики студентами не представляется возможным. Основными причинами этого выступают: изменение количества детских хоров в школах в сторону значительного уменьшения; неготовность многих руководителей детских хоров предоставить свой коллектив в качестве своеобразной экспериментальной площадки, где студенты будут пробовать свои силы; большой контраст уровней подготовленности хоров, имеющихся в школах и т. д.

Таким образом, студенты должны направляться в те школьные, детские образовательные учреждения, где создаются соответствующие лаборатории и условия для прохождения хоровой практики студентами. На первый взгляд, идеальным вариантом являются детские хоры, имеющие многолетнюю практику хоровой деятельности, известные не только в своем городе, но и за его пределами по ежегодным хоровым фестивалям и конкурсам. Это, прежде всего, хоры детских музыкальных школ и музыкальных студий, отличающиеся стабильностью, многолетними традициями, привитыми детям основными музыкальными и вокально-хоровыми знаниями, умениями и навыками, благодаря определенной системе работы не только бессменного руководителя данного хора, но и всего детского учебного учреждения в целом. В их репертуаре сравнительно сложные произведения, разных музыкально-исторических стилей, форм, фактур и т.д.

Однако Н.М. Данилин писал: «Нам надлежит помнить, что хоровая культура страны создается не только в специальных учреждениях и учебных заведениях, но, прежде всего, в общеобразовательной школе» [1, 9]. Кроме того, анализ результатов хоровой практики позволил выявить ряд как положительных, так и отрицательных моментов, касающихся места и условий ее прохождения студентами.

Так, работа с хорами музыкальной школы и музыкальной студии требовала от студентов особой остроты восприятия качества певческого звучания, более дифференцированных вокально-слуховых и музыкально-слуховых представлений, достаточно высокой методической подготовленности и др. Бесспорно, данные хоры оставляют сравнительно благоприятное впечатление от своего выступления даже под руководством студента. Но при отсутствии вышеназванных способностей и необходимого уровня подготовленности у студента практика обретала некоторую формальность. Суть в том, что параллельно со студентом-практикантом, но в другое время дети изучают те же самые произведения с руководителем хора, выполняя правила пения, опираясь на базовые, уже имеющиеся у них знания, умения и навыки, на те установки, которые дает им руководитель хора. Поэтому для студента становится неактуальным приложение усилий для корректирования своего дирижерского жеста (необходимость в этом не ощущается), практически не представляется возможности, содействующей обретению опыта самостоятельного поиска причин возникшей трудности у детей, связанной, например, с выражением характера музыки, нарушением тем-

пового ансамбля, и путей их преодоления. В итоге у студента возникает ложное представление о своих реальных возможностях и достижениях. Кроме того, значительная часть произведений оказалась для студентов сложной для самостоятельного разучивания, как дома, так и с хором в связи с тем, что предлагаемый материал вызывал необходимость в применении мануальной техники высокого порядка, умелого владения процессом интерпретации, достаточно высоких умений решения большого круга задач работы и т. д.

Хоры общеобразовательных школ, созданные студентами на базе «поющих» классов общеобразовательной школы, где основным принципом работы учителя музыки является известное изречение Д.Б. Кабалевского «Каждый класс - хор!», способствовали обнаружению другой трудности работы с ними. Она заключалась в том, что студенты должны были проявить, прежде всего, большие организаторские способности и усилия, необходимые для создания в короткий срок творческого, жизнеспособного, единого, сплоченного организма. И далеко не всегда впечатление от их выступлений оказалось благоприятным. С другой стороны, в данных хорах имеется большое поле деятельности, поскольку недостатки певческой культуры детей здесь четко очерчены, ярко проявляются. Данное обстоятельство вызывает необходимость приложения комплекса знаний, умений и навыков, самостоятельного отбора произведений по своим силам (в смысле сложности дирижирования, круга образов, создания формы и т. д.), отработки основных методических приемов вокально-хоровой работы и т. д.

На основе вышеизложенного можно утверждать, что качество работы студентов с детским хором зависит от уровня их музыкально-теоретической, вокальной, дирижерско-хоровой, методической подготовленности к данной работе и только в малой степени от состава хора и совсем не зависит от места прохождения практики (музыкальная это школа или общеобразовательная).

Наблюдая работу студентов с хорами над данными произведениями, мы придерживались критериев оценки, которые измеряли качество применяемых дирижерских жестов и выполняемой ими работы. Это: соответствие дирижерских жестов образно-смысловому содержанию хорового произведения, поставленным задачам; наличие «обратной связи» двух сторон - хора и студента, управление хором; решение необходимых вокальных и хоровых задач, а также задач выразительного пения на основе соответствующих методических приемов и методов; учет возрастных особенностей детей.

Тщательный анализ вокально-хоровой работы студентов с детским хором на основе данных критериев и ее результатов способствовал выявлению главных факторов, являющихся препятствием успешной реализации данной деятельности студентами. К ним относятся: недостаточность развития у студентов музыкального слуха, в том числе вокального, музыкально-слуховых представлений; отсутствие или нарушение связи слуха и двигательного аппарата; недостаточность развития речи и слабая подготовка студентов к каждому занятию с детским хором. Также было установлено, что качество работы студентов с детским хором, как в специализированных детских образовательных учреждениях (музыкальной школе, музыкальной студии), так и в обычной школе практически не отличается друг от друга.

Изучение итогов хоровой практики студентов музыкально-педагогического факультета ТГПИ на данном этапе, опыта прошлых лет по ее организации и проведению, работы музыкально-педагогического факультета МПГУ, а также собственный многолетний опыт работы с детскими хорами в общеобразовательных школах позволяют определить ряд положений. Данные положения раскрывают пути развития хоровой практики в педвузе, ведущие, на наш взгляд, к повышению продуктивности и эффективности ее прохождения студентами. Их суть заключается в следующем:

1. На основе создания проблемных ситуаций в лабораторных условиях занятий в классе хорового дирижирования необходимо вооружить студентов операциями самостоятельного поиска необходимых дирижерских жестов для выражения образа и совместно их корректировать преподавателем и студентом. При этом постоянно акцентировать внимание студентов на степени адекватности их дирижерских жестов образно-смысловому содержанию разучиваемых произведений и ориентировать на обращение данных дирижерских жестов к воображаемому хору, установление с ним воображаемого зрительного контакта. Помочь усвоению техники исполнительской интер-

претации разучиваемых произведений с целью последующего самостоятельного ее применения.

2. Поставить концертмейстера в условия ансамбля с дирижером, поскольку концертмейстер обязан следовать за его управлением. Студент никогда не заметит допущенных им ошибок в дирижировании, если они не будут точно отражены в исполнении концертмейстера. При этом замечания преподавателя должны относиться, в первую очередь, к звучанию музыки, а не к жестам и движениям. Кроме того, необходимо усилить работу по отработке элементов дирижерской техники. Уделить особое внимание рабочему жесту (включить в технический зачет).

3. Предлагать студенту самостоятельно провести на уроке репетицию с концертмейстером, исполняющим роль хора (модель хоровой репетиции). Добиваясь нужного ему художественного результата, студент должен использовать все способы, чтобы передать концертмейстеру свой замысел, как в целом, так и в деталях (пение, образное слово, показ на рояле или жестом). В результате устанавливается слуховой контакт с воображаемым хором, надежная и органичная связь слуха и двигательного аппарата студента.

4. Расширить возможности приложения студентом своих дирижерско-хоровых знаний, умений и навыков в самостоятельной практической деятельности с хорами, начиная, как можно, раньше, скажем со 2-3 курса дозировано, таким образом хоровая практика обретет сквозную форму. Известно, что освоение студентами навыков управления хором, как и других дирижерских навыков, в условиях занятий хоровым дирижированием затруднено, так как данные условия существенно отличаются от реальных. Мы полагаем, что разница определяется количеством объектов внимания при работе в классе и с хором (при управлении хоровым исполнением количество объектов внимания резко увеличивается). В связи с этим требуется погрузить студентов в такие условия, которые создают возможность накопления слухового и практического опыта, расширения музыкального кругозора. К примеру, присутствовать в качестве наблюдателя в разных детских хоровых коллективах, работать помощником руководителя детского хора, петь в школьных хорах и т. д.

5. Осуществлять допуск студентов к проведению работы над «своим» произведением в хоре в условиях хоровой практики. Семен Абрамович Казачков писал: «Тот, кто пытается выучить произведение на хоре, превращает последний в жалкий инструмент, в домашнее фортепиано, в средство для необдуманных проб и ошибок и механической работы. К моменту, когда произведение выучивается означенным способом, хор окончательно и безнадежно теряет к ней интерес» [2, 229]. Допуск давать, если студент: 1) досконально знает партитуру; 2) полно владеет ее звучностью, формой, стилем в слухе, голосе и на фортепиано; 3) проявляет свое отношение к данной музыке, имеет определенный замысел, детально слышимый внутренним слухом и музыкально-поэтическим воображением; 4) умеет точно и выразительно спеть каждую хоровую партию [2, 283].

6. Установить тесную взаимосвязь между учебными курсами «Методика работы с детским хором» и «Методика работы с учебным хором», объединить усилия преподавателей, ведущих данные дисциплины. Отличие работы с данными хорами состоит лишь в объеме, сложности произведений и некоторых методах. Также необходимо установить строгую логическую последовательность включения в образовательный процесс дисциплин дирижерско-хорового цикла.

7. Включить в контрольные мероприятия комплексные зачеты, что позволит увидеть уровень подготовленности студентов к практике в школе (начиная 3 курса), а также результативность своей работы преподавателями профилирующих предметов музыкально-педагогического факультета. В связи с этим необходимо согласовать программы и требования к студентам в решении вопроса вокально-хорового воспитания не только учащихся, но и студентов с кафедрой методики музыкального воспитания (с учебными дисциплинами «Школьная песня», «Сольное пение» и «Методика преподавания музыки»), установить связь с предметами кафедры теории музыки («сольфеджио», «элементарная теория музыки» и др.).

8. Перенести учебную дисциплину «Методика работы с детским хором» с VIII - IX семестров (2-е полугодие 4 курса и 1-е полугодие 5 курса) на VII - VIII семестры (4 курс) с целью исключения ее разрыва прохождением хоровой практики студентами. Охват всех студентов данного курса здесь является обязательным, поскольку они должны быть в равных условиях перед выходом на практику (исключить ее из перечня «курс по выбору» без потери установленных часов).

9. Распределять студентов на хоровую практику, как в музыкальную школу, так и в общеобразовательные школы. При этом в музыкальную школу следует направлять студентов, которые имеют наиболее высокую музыкально-теоретическую, дирижерско-хоровую и методическую подготовку. Существенное значение имеет распределение студентов на хоровую практику в ту школу, в которой они проходят педагогическую практику: создаются условия для налаживания более прочного контакта с детьми, экономится полезное время студентов и т.д.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что продуктивность и эффективность прохождения хоровой практики студентами в школе обусловлена поставленными задачами их обучения на дирижерско-хоровых дисциплинах. Их решение должно способствовать достижению цели - подготовить студентов к самостоятельной практической деятельности в школе в качестве хормейстера. Следовательно, оценка по дирижированию должна слагаться из двух отметок: одна - за технику дирижирования под рояль, другая - за практику (В. Попов). И поскольку профессиональная подготовка студентов на музыкально-педагогическом факультете имеет ориентированность на общеобразовательную школу, постижение реальных условий существования хора в общеобразовательной школе в рамках внеклассной работы позволит студентам познать необходимость соответствующих знаний, умений, навыков для работы в данных условиях, развития у себя требуемых качеств личности, самостоятельности.

Таким образом, необходима педагогическая поддержка студентов в их стремлении к самореализации в школе, что позволит вернуть в нее наших выпускников, профессиональных руководителей хоров, вернуть хоры, возродить хоровые традиции. Это особенно актуально, так как общеобразовательная школа на данном этапе развития российского общества самый незащищенный объект, в котором жизненно важно поддерживать, развивать интерес у детей к хоровому искусству как источнику духовности. Тем более что для многих детей это единственная возможность прикоснуться к хоровой культуре.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Данилин Н.М. О хоровой культуре (накануне Всесоюзной хоровой олимпиады) // Памяти Н.М. Данилина: Сб. статей. М., 1986.

2. Казачков С.А. Дирижер хора - артист и педагог. Казань, 1998.

В.И. Мищенко

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ТРУДОУСТРОЙСТВУ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Сейчас качество образования - одна из приоритетных тем в рамках национального проекта. Обсуждение критериев, показателей, форм контроля идет на разных уровнях - от преподавателя, вузовской администрации до министра образования и президентского корпуса. Так, ректор Современной гуманитарной академии М.П. Карпенко в интервью еженедельника «Аргументы и Факты» говорит, что «высшая школа России стоит на пороге кризисной ситуации... Необходимы срочные реформы в духе, сформулированном на петербургском саммите «восьмерки»»[1]. Показатель качества образования он видит в вытеснении методов прямых контактов в обучении информационными методами. Также он высказывает мнение, касающееся поддержки инициативной, способной, талантливой молодежи в рамках проекта «Образование»: «А что делать людям средних способностей? Их 80 %, и ведь именно они тянут на себе всю экономику страны!» [1].

П.Н. Новиков и В.М. Зуев [2] выделили понятие «опережающее образование». Его суть в психологическом смысле заключается в ориентире на предполагаемую перспективу. Важная задача при этом - умелое прогнозирование развития производства и общества.

Время учебы - время раскрытия потенциала. В вузовском образовании студент должен проявлять готовность к самоизменению и саморазвитию. Не однобокое «научение» заглавной профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.