ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ЭЛИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Черемисова И. В.
В статье представлена авторская позиция, состоящая в том, что целью элитарного образования является формирование элитарного сознания обучающихся. С позиций авторского эстетико-семиотического подхода процесс социальной элитизации личности должен идти через духовное совершенствование человека. Музыкальная культура является мощным средством коммуникации, общения и воспитания. В качестве основных факторов психологического воздействия музыкального искусства на духовное развитие личности и активизацию творческих возможностей автор выделяет духовно-нравственное содержание и эмоционально-образную насыщенность музыки. Автор считает, что важнейшее значение для развития духовности личности будущего профессионала в пространстве элитарного образования имеют образец харизматической личности преподавателя вуза, встречи с земляками, обладающими харизмой.
Ключевые слова: прикладной психоанализ, харизматическая личность, элитарное образование, музыкальное искусство, музыкальный шедевр.
Психоанализ как сложная многогранная научная система разнообразных теоретических концепций и практических подходов существует более ста лет. В то же время, исследователи констатируют, что актуальность психологических исследований в рамках данного направления не снижается. Это обусловлено, прежде всего, тесной связью теории и практики в психоанализе. В качестве предмета исследования современного психоанализа выступают неосознаваемые (полностью или частично) стороны психической жизни личности. Современные психоаналитические исследования направлены на поиск ответов на вызовы социальной реальности, решение разнообразных социальных проблем. В настоящее время можно выделить три направления психоанализа: психоаналитическая теория, клинический психоанализ и прикладной психоанализ. В контексте нашей работы важно обратиться к третьему направлению исследований - прикладному психоанализу. Особый интерес для нас представляют глубин-
ные аспекты социальных феноменов, таких как харизматическая личность, харизматическое лидерство, массовая культура, групповое взаимодействие [5].
Реалии современной России, интеграция российской науки в международное научное и образовательное сообщество актуализировали проблемы качества высшего образования. В связи с этим все чаще в научной литературе упоминаются понятия «элитарное образование», «элитное воспитание», «элитарные учебные заведения» и т. д. [1]. В контексте нашего исследования под элитарным образованием понимаем такую систему образования, которая нацелена на формирование элитарного сознания обучающихся. Процесс социальной элитизации личности должен идти через духовное совершенствование человека.
Определяя содержание элитарного образования, В. И. Гуваков и В. М. Фигурновская подчеркивают, что элитарное образование должно выводить субъекта образования из состояния
умиротворения и переводить его в состояние возбуждения, беспокойства. Поэтому, отмечают В. И. Гуваков и В. М. Фигурновская, стремление к элитарному образованию является личностно-духовной привилегией [7].
Подготовка профессионала в пространстве высшего образования непременно должна включать духовное развитие, обогащение внутреннего мира. Развитию духовной сферы обучающихся в вузе способствуют занятия художественно-эстетической деятельностью (начиная с восприятия шедевров искусства, с посещения музеев, выставок, театров, концертных залов и создавая музыкально-творческие, театральные студенческие коллективы), самостоятельная научно-творческая деятельность студентов, экскурсии и путешествия, встречи с интересными, яркими личностями (например: серия встреч «Зажигайте сердца», проведенных для обучающихся кафедры психологии ВГАФК, кафедры психологии ВолГУ).
Музыкальная культура является мощнейшим средством воздействия на сознание, подсознание и весь организм человека в целом. В качестве основных факторов психологического воздействия музыкального искусства на развитие личности и активизацию творческих возможностей выделим духовно-нравственное содержание и эмоционально-образную насыщенность музыки как вида искусства. Музыка понимается с позиций разработанного нами эстетико-семиотического подхода как сложный психосемантический текст, наполненный общечеловеческими и личностными смыслами [8, с. 153]. Многозначность и смысловая многогранность текста музыкального произведения обусловливают присвоение разноуровневых смыслов и способствуют духовному, творческому развитию личности. В наибольшей степени это касается музыкальных шедевров, способных повлиять на эмоционально-взволнованное восприятие явлений окружающей действительности.
С позиций эстетико-семиотического подхода при отборе содержания особое значение придается воздействию «живой» классической музыки [8, с. 171].
Важнейшее значение для развития духовности личности будущего профессионала в пространстве элитарного образования
имеет образец духовной, творческой, яркой, харизматической личности преподавателя вуза. Преподавателя, который обладает огромной духовной силой, обаянием, богатством внутреннего мира. Такой преподаватель способен увлечь наукой, оставить глубокий след, яркие впечатления от лекции или практического занятия, экзамена. Такой преподаватель способен подготовить высококачественный конечный продукт элитарного образования - наиболее одаренных и ярких учеников, последователей; представителей интеллектуальной элиты, лидеров в различных сферах деятельности, харизматических личностей [3].
В своем исследовании Н. Б. Энкельман отмечает, что харизматическая личность оказывает мощнейшее влияние на мысли, чувства и действия других людей [9].
По мнению М. Вебера, харизматические качества связаны с авторитетом личности, харизма носит иррациональный характер и представляет собой главное лидерское качество [2]. В целом, исследователи харизмы личности сходятся на том, что харизма - это притягательная сила, излучаемая личностью, основанная на задатках и способностях человека, представляющая собой форму психоэмоционального воздействия личности на других людей. В современных исследованиях показано, что харизму может обеспечивать определенный набор личностных качеств, которые являются достаточно устойчивыми. Представим некоторые из них, которые наиболее характерны для харизматической личности профессора университета. На наш взгляд, это: уверенность в себе и в успехе своей деятельности; способность быстро и естественно устанавливать контакт с любым человеком; способность переживать сильные глубокие чувства, эмоциональность; воодушевление, положительный настрой на деятельность; ясность цели; щедрость в похвале, выражении признательности и благодарности; оптимизм; решительность; позитивное мышление; внушительная, запоминающаяся внешность. Примером таких преподавателей могут служить профессора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Лекции, на которых имела счастье присутствовать автор этих строк, запомнились на всю жизнь и спустя более двадцати лет свежи в памяти, а эти люди
навсегда остались примером в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Исследователи также выделяют другие качества харизматической личности, которые в той или иной мере могут быть присущи разным людям. В то же самое время в литературе отмечается, что харизматическая личность может обладать качествами порой противоположными, которые кажутся несовместимыми друг с другом. Вот далеко не полный список этих качеств: активность, бесстрашие, вера, влиятельность, воля, богатое воображение, дружелюбие, духовность, заботливость, красота, мудрость, мужество, невозмутимость, независимость, обаяние, общительность, открытость, оптимизм, оригинальность, ответственность, позитивный взгляд на жизнь, решительность, сексуальность, сила, смелость, справедливость, страстность, строгость, таинственность, талантливость, требовательность, убежденность, уверенность, ум, целеустремленность, эмоциональность, энергичность, юмор [4].
Харизматические качества являются следствием различных факторов, трудно поддаются анализу и сознательному контролю. Харизматическая личность оказывает психологическое воздействие на людей на бессознательном уровне.
О признании разнообразных возможностей преобразования личности, поступательного развития, а также, одномоментного, скачком, писал еще К. Д. Ушинский: «...в неисчерпаемо богатой природе человека бывают и такие явления, когда сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление - одним ударом истребляют самые вредные наклонности и уничтожают закоренелые привычки, как бы стирая, сжигая своим пламенем всю"прежнюю" историю человека, чтобы начать новую, под новым знаменем» [6, с. 155].
Глубокие чувства, сильные эмоции и яркие впечатления могут быть вызваны встречей с интересным человеком, обладающим харизмой.
Такие встречи были организованы в рамках нашего исследования.
Примером такой личности является Олимпийская чемпионка, одна из лучших спортсменок России, известный политик Татьяна Романовна Лебедева. Т. Р. Лебедева нашла
возможность среди своего плотного графика прийти на встречу со студентами кафедры психологии. Она была очень искренна в ответах на вопросы, старалась поделиться своими мыслями, опытом победителя в спорте высших достижений, опытом политической деятельности, житейским опытом. Обаяние великой чемпионки покорило слушателей, и в то же время в этой хрупкой милой женщине чувствовалась железная воля, твердый характер. Встреча оставила яркие и глубокие впечатления у всех присутствующих и многих заставила задуматься о своих ближних и дальних целях, о роли личности в достижении высоких целей.
Еще одним примером харизматической личности стал подполковник внутренней службы в отставке, первый психолог в Главном управлении внутренних дел г. Волгограда и Волгоградской области. Сергей Семенович дважды участвовал в боевых действиях в Чечне, оказывал психологическую помощь в трудных жизненных ситуациях во время боевых действий. Он живо и интересно рассказывал о своей работе, жизненных ситуациях. Рассказ вызвал неподдельный интерес у студентов и преподавателей кафедры психологии. Несмотря на суровую службу, этот человек ежедневно находил возможность выучить новое стихотворение, посвящал свободное время разнообразным хобби. После встречи на протяжении долгого времени можно было слышать среди участников встречи обсуждения фрагментов встречи с этим замечательным человеком.
Большой интерес вызвала встреча обучающихся по направлению «Психология» ВолГУ и Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского с В. И. Корецким. Владимир Иванович Корецкий - удивительно разносторонний человек, без сомнения яркая, харизматическая личность. Этот человек является большим поклонником В. Высоцкого, автором песен на его стихи, исполнителем его песен. Владимир Иванович - крупный бизнесмен. Кроме этого он активно ведет работу с молодежью, воспитывая патриотизм, развивая способности к творческому самовыражению. Корецкий возглавляет Волгоградскую областную детскую общественную организацию яхт-клуб «ПАРУС» им. В. С. Высоцкого. Владимир Иванович Корецкий - отважный мореплаватель. На семи-
11В
метровой парусной яхте В. И. Корецкий осуществил трансатлантический переход по маршруту: Волгоград - Новороссийск - Стамбул - Святой Афон - Пиреи - Мальта - Корсика - Картахены -Гибралтар - Мадейра - Бермудские острова -Нью-Йорк - Кливленд - Торонто. В экипаже яхты «Поларис» было всего 4 человека, включая четырнадцатилетнего сына Владимира Ивановича. В походе они были 107 суток, из которых на протяжении 64 суток отважные мореплаватели боролись со штормами силой от 2 до 9 баллов. В зоне волн-убийц, когда жизни команды угрожала гибель, Владимир Корецкий дал слово создать четыре храма по числу членов экипажа. Он выполнил свое обещание. Владимир Иванович с воодушевлением общался с молодежью, умело выстраивал общение, зажигал своим оптимизмом, духовной силой.
В процессе высшего образования можно много передать знаний и сформировать умений у обучающихся. Однако, на наш взгляд, такие
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашин Г. К., БережноваЛ. Н., Карабущенко П. Л., Резаков Р. Г. Теоретические основы элитоло-гии образования. - М.: Академия, 1998.
2. Вебер М. Харизматическое господство // Психология и психоанализ власти: Хрестоматия / Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 1999.
3. ДобрынинаВ.И.,КухтевичТ.Н.Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. -М.: Изд-во МГУ, 1996.
4. ЗмановскаяЕ. В. Руководство по управлению личным имиджем. - СПб.: Речь, 2005.
5. ЗмановскаяЕ. В. Современный психоанализ. Теория и практика. - СПб.: Питер, 2011.
встречи с замечательным человеком, харизматической личностью под девизом «Зажигайте сердца» способны одномоментно, как писал К. Д. Ушинский, преобразовать личность обучающегося, оставить глубокий след на всю жизнь, вызвать сильные чувства и подарить яркие впечатления.
Таким образом, в современных условиях российская элитарная школа может существовать, опираясь на талантливых и смелых педагогов и руководителей. Идея элитарности активизирует тайные духовные силы личности, на подсознательном уровне способствует преобразованию личности субъекта образовательного процесса и образовательного пространства в целом. Важнейшим методологическим основанием развития элитарной личности, харизматического лидера в пространстве элитарного образования являются современные исследования глубинных аспектов социального феномена харизмы в рамках прикладного психоанализа.
6. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». - М.: Просвещение, 1970.
7. Фигуровская В. М. Элитарное образование: научное содержание и теоретическое обоснование проблемы / Проблемы образования. Сб. научн. тр. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
8. Черемисова И. В. Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе: дисс. ... д-ра пси-хол. наук. - Нижний Новгород: НГАСУ, 2011.
9. Энкельман Н. Б. Харизма. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни / Пер. с нем. - М.: Интерэксперт, 2000.