Научная статья на тему 'Характеры и конфликт в повестях умурахил Шапиевой'

Характеры и конфликт в повестях умурахил Шапиевой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
193
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DARGWA LITERATURE / PROSE / STORY / IMAGERY / CHARACTER / CONFLICT / AUTHOR'S CONCEPTION / EXPOSURE / ДАРГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРОЗА / ПОВЕСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ХАРАКТЕР КОНФЛИКТОВ / АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЭКСПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курбанова Э.М., Каратова У.З.

Статья посвящена осмыслению характера и конфликта в повестях известного дагестанского прозаика Умурахил Шапиевой. Отличительной чертой прозы У. Шапиевой является спокойная манера повествования, а главным достоинством ее творчества авторское отношение к своим героям: писательница подкупает интересом к человеческой личности и состраданием к ней. В её прозе остро ставятся злободневные вопросы общества, затрагивающие наиболее важные стороны жизни. Конфликт в её прозе служит динамике сюжета произведения и раскрытию граней характера. Авторы делают вывод о том, что писательнице удалось создать удивительные произведения, написанные на высоком художественном уровне. Во всех повестях отчётливо прослеживается связь автора с жизнью, с её буднями, с её актуальными проблемами. В повестях У. Шапиевой, прослеживается своеобразие её художественного восприятия мира; проявляется новаторство в композиционном смысле и в отборе тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERS AND CONFLICT IN NOVELS UMURAHIL SHAPIEVA

The article is dedicated to understanding the nature of conflict in the novels of the famous Dagestani writer Umurahil Shapieva. The hallmark of prose by Shapieva is quiet manner of storytelling, and the main advantage of her creative work is the author’s attitude towards their heroes: novelist attracts interest in human personality and compassion to her. Her prose sharply raises topical issues of society, affecting the most important aspects of life. The conflict in her prose is the dynamics of the story works and the opening up of the faces of the character. The researchers conclude that the writer was able to create amazing works written at a high artistic level. All stories clearly link the author lives with her everyday life, with its current problems. In stories at Shapieva. There is the originality of its artistic perception of the world; manifesting innovation in compositional sense and in the selection of topics.

Текст научной работы на тему «Характеры и конфликт в повестях умурахил Шапиевой»

УДК 812

Kurbanova E.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Literature of the Peoples of Dagestan, DGU (Makhachkala, Russia),

E-mail: uzlipat066 @mail.ru

Caratuva U.Z., undergraduate, Philology Department, DGU (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

CHARACTERS AND CONFLICT IN NOVELS UMURAHIL SHAPIEVA. The article is dedicated to understanding the nature of conflict in the novels of the famous Dagestani writer Umurahil Shapieva. The hallmark of prose by Shapieva is quiet manner of storytelling, and the main advantage of her creative work is the author's attitude towards their heroes: novelist attracts interest in human personality and compassion to her. Her prose sharply raises topical issues of society, affecting the most important aspects of life. The conflict in her prose is the dynamics of the story works and the opening up of the faces of the character. The researchers conclude that the writer was able to create amazing works written at a high artistic level. All stories clearly link the author lives with her everyday life, with its current problems. In stories at Shapieva. There is the originality of its artistic perception of the world; manifesting innovation in compositional sense and in the selection of topics.

Key words: Dargwa literature, prose, story, imagery, character, conflict, author's conception, exposure.

Э.М. Курбанова, канд. филол. наук, доц. каф. литературы народов Дагестана, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

E-mail: uzlipat066@mail.ru

У.З. Каратова, магистрант 2 года обучения, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

ХАРАКТЕРЫ И КОНФЛИКТ В ПОВЕСТЯХ УМУРАХИЛ ШАПИЕВОЙ

Статья посвящена осмыслению характера и конфликта в повестях известного дагестанского прозаика Умурахил Шапиевой. Отличительной чертой прозы У. Шапиевой является спокойная манера повествования, а главным достоинством ее творчества - авторское отношение к своим героям: писательница подкупает интересом к человеческой личности и состраданием к ней. В её прозе остро ставятся злободневные вопросы общества, затрагивающие наиболее важные стороны жизни. Конфликт в её прозе служит динамике сюжета произведения и раскрытию граней характера. Авторы делают вывод о том, что писательнице удалось создать удивительные произведения, написанные на высоком художественном уровне. Во всех повестях отчётливо прослеживается связь автора с жизнью, с её буднями, с её актуальными проблемами. В повестях У. Шапиевой, прослеживается своеобразие её художественного восприятия мира; проявляется новаторство в композиционном смысле и в отборе тем.

Ключевые слова: даргинская литература, проза, повесть, художественный образ, характер конфликтов, авторская концепция, экспозиция.

Умурахил Магомедовна Шапиева - известный дагестанский прозаик, член союза журналистов, член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры ДААССР Лауреат Государственной премии РД в области литературы, прошла достойный жизненный и творческий путь [1, с. 67]. Работа в журнале определила идейно-содержательные аспекты творчества У. Шапиевой. Женщина, ее духовная жизнь, чаяния, радости и боли, ее быт и бытие составляют объект ее изображения. В этом плане по-своему примечательны произведения даргинской писательницы У. Шапиевой, где через судьбы главных героев осмыслены самые разнообразные проблемы общественной и частной жизни. Её прозе свойственна нелинейная композиция, открытый финал, переосмысливается тема материнства.

С 1965 по 1979 год в течение пятнадцати лет У. Шапиева в Дагестанском книжном издательстве издала четыре книги: «Верность», («Мардеш 1965) и «Первое поручение» («Цаибси хъарбаркь» 1970), «Я верю» («Ну рирхулра»1975), и «Звезды не гаснут» («Зубарти дишути ах1ен» 1979), в которых были опубликованы четыре прозаических произведения.

Отличительной чертой прозы У. Шапиевой является спокойная манера повествования, а главным достоинством её творчества является авторское отношение к своим героям: писательница подкупает интересом к человеческой личности и состраданием к ней. Главная героиня всех этих повестей - молодая женщина. В первой повести («Верность») её звали Марзият. При переводе на русский язык (переводчик С. Шевелев) изменили имя главной героини на Уздият. Популярность повести «Верность» во многом вызвана его жизненностью. В повести изображены простые люди, которые способны на чувства, эмоции, правильные поступки и ошибки. Самый яркий женский образ, на основе которого построена сюжетная линия повести - это Уздият. Ее выдали замуж совсем молодой. Судьбу её решила бабушка, т. к. Уздият была сиротой. Из ретроспекции, введенной в экспозицию повести, мы узнаем о «самом скромном и красивом» парне, об однокурснике Уздият - Арсене. Он признавался однажды о своих искренних чувствах к Уздият, но она как истинная горянка старалась не показывать своих чувств, хотя он ей очень нравился. Однажды, одна женщина, представившись сельчанкой Арсена, предупредила Уздият, от имени его матери, чтобы оставила его в покое, так как, она не пара её сыну, ввиду того, что она «сирота» неизвестного им рода и состояния, у него есть невеста, давно засватанная, из богатого и уважаемого рода. И когда к ним посватался Микаил, который занимал должность директора школы, она не противилась браку с ним. Однако брак с Микаилом не подарил ей ни любви, ни счастья. Отличительными чертами Уздият является её красота и неистовый смелый характер. Она была горда, упряма, но во всем до конца честна. Уздият живет в ауле и её назначают директором школы. К этому времени у Уздият рождается сын.

Повесть «Я верю» начинается с того, что Уздият затемно просыпается от страшного сна, содержание которого имеет вполне реальную основу, как это выясняется для читателя из дальнейшего развития сюжета. Уздият волновала погода на завтрашний день, так как на завтра была назначена билхъа (коллективная работа) для штукатурки нового здания школы. Билхъа, к которой, заранее приготовив глину, готовились сельчане, могла сорваться из-за плохой погоды.

Мастерство У. Шапиевой состоит в том, что она не утомляет читателя долгим рассказом поисков пути выхода из тупикового положения, в котором ока-

залась директор школы, лишенной бюджетных средств, а показывает выход, казалось бы, в безвыходной ситуации. Но именно в этот день организованного Уздият для школы бескорыстного труда сельчан и именно в этот час, когда Фа-тима, согласно сложившимся традициям, подошла на место работы с подносом травяных и мясных чуду для работающих, поступает телефонный вызов Уздият из райцентра. Вызвали её в район и сообщили о том, что она снята с должности директора школы из-за того, что у неё нет высшего образования.

Уздият не собирается оспаривать этот приказ. Она согласна с тем, что ей надо учиться. Но создается конфликтная ситуация в результате того, что новый директор Зайнаб Гусейновна, получившая заочно педагогическое образование, сразу же принимает враждебную позицию в отношении освобожденного директора и всеми своими действиями и поступками старается доказать, что она приняла школу, в которой нет дружного коллектива, налаженной дисциплины и соответствующих требованиям школьной программы знаний у учащихся. Большая часть повести посвящена конфликтной ситуации столкновения самодовольной и завистливой, злой и циничной, склонной к интригам и хвастовству, самолюбованию двуличной особе оказавшейся в ее подчинении учительницей, уже имевшей непререкаемый авторитет в коллективе учителей, среди учащихся школы и односельчан, заработанный ею благодаря кропотливой работе в школе в качестве учительницы и директора школы. Нетрудно заметить, что повесть «Я верю» построена автором по принципу антитезы. Противопоставлены друг другу и характеры главных героев. Уздият и Зайнаб, например, полярны по своему мироощущению. Если в поведении Уздият преобладает трезвый ум и самоуверенность, то Зайнаб вспыльчива и безрассудна. Они противоположны друг другу как внешне, так и внутренне.

При разрешении конфликтных ситуаций в первой половине третьей части трилогии, которые условно могут быть обозначены именами «Уздият-Далгат» и «Уздият-Зайнаб», главную роль играет диалог. Он звучит как при личных встречах персонажей один на один, так и на совещании районного значения или совете педагогического коллектива. Таковы диалоги Далгата и Уздият, первый из которых состоялся во время известной уже встречи на проселочной дороге, второй - в его служебном кабинете в райисполкоме. Чтобы исследовать внутренний мир человека, его духовный потенциал, отрицательные и положительные стороны, надо испытать, проверить его в самых экстремальных конфликтных ситуациях, в таких, где человеческая сущность может проявиться наиболее ярко [2, с. 19]. Именно поэтому, исследуя характеры главных героев повестей У. Шапиевой, мы сочли необходимым исследовать конфликт. Обстоятельства, описанные в повести «Я верю» являются своего рода «катализаторами» будущих столкновений.

Изучая проблему сюжета и конфликта, считаем необходимым обратить особое внимание также на отношение образа и характера. Чтобы повысить эстетическое воздействие произведения, обеспечить динамичность развития формирования действия и показать процесс становления характера, писатель должен обращать особое внимание на динамику, движения конфликта. Конфликт, как правило, служит динамике сюжета произведения. Художественный конфликт играет важную роль в структуре произведения, в формировании сюжета и образной системы произведения.

«Конфликт, если говорить о нем в более общем значении, - замечает Е. Горбунова, - есть степень противоречия, форма раскрытия в действенной борьбе. Прежде чем достигнуть этой степени, противоречие накапливается, проходя известные стадии развития простого различия до непримиримой противоположности, антагонизма» [3, с. 46].

Литературно-художественная практика свидетельствует о том, что конфликты в произведении могут обладать самой разной степенью остроты. А художественный конфликт, анализируемого нами произведения У Шапиевой соотносим с разными сторонами его содержания: тематикой, проблематикой, идейно-эмоциональной направленностью, включающей осмысление автором противоречий действительности и изображенных характеров, оценкой последних. В конфликте находит выражение авторская концепция действительности и

Библиографический список

места человека в ней. Авторская концепция У. Шапиевой, на наш взгляд, выражена в конфликтах, противоречиях, характерах, действиях таких персонажей, как Уздият, Микаил, Сайгид, Зайнаб, Далгат и т. д. [4 - 5].

Чтобы показать, раскрыть более ярко сюжет произведения У. Шапиева акцентирует внимание на конфликтах между характерами, которые реализуются через взаимоотношения главных героев повести. Для полного раскрытия характера образа героя, персонаж необходимо поставить в соответствующие условия, ибо человеческая сущность раскрывается только тогда, когда она попадает в критическую ситуацию.

Таким образом, конфликтных ситуаций в повести много. Анализируя повести У. Шапиевой, можно отметить, что писательнице удалось создать удивительное произведение, написанное на высоком художественном уровне.

1. Алиханова А.А. Умурахил Шапиева: Жизнь и судьба, личность и творчество. Махачкала, 2012.

2. Бочаров А. Требовательная любовь: концепция личности в современной советской прозе. Москва, 1977.

3. Горбунова Е. Идеи, конфликты, характеры. Москва: Сов. Писатель, 1960.

4. Шапиева У Верность. Москва, 1970.

5. Шапиева У Я верю. Махачкала, 1975.

References

1. Alihanova A.A. Umurahil Shapieva: Zhizn' i sud'ba, lichnost' i tvorchestvo. Mahachkala, 2012.

2. Bocharov A. Trebovatel'naya lyubov': koncepciya lichnosti v sovremennoj sovetskoj proze. Moskva, 1977.

3. Gorbunova E. Idei, konflikiy, haraktery. Moskva: Sov. Pisatel', 1960.

4. Shapieva U. Vernost'. Moskva, 1970.

5. Shapieva U. Ya veryu. Mahachkala, 1975.

Статья поступила в редакцию 20.01.19

УДК 82

Malikova A.M., Master of Arts, doctoral postgraduate, Eurasian National University n.a. L.N. Gumilev, Faculty of Social Sciences, Department of Philosophy (Astana, Kazakhstan), E-mail: enu@enu.kz

Makulbekov A.T., Master of Cultural Studies, doctoral postgraduate, Eurasian National University n.a. L.N. Gumilev, Faculty of Social Sciences, Department of Philosophy (Astana, Kazakhstan), E-mail: enu@enu.kz

VERBAL METHODS OF PERSUASION AS A MEANS OF PREVENTING AND RESOLVING CONFLICT SITUATIONS. Among the tasks facing non-profit organizations in Kazakhstan, important are the creation of a favorable public environment for the implementation of their activities, the formation of the interest of the authorities in the implementation of NPO programs; preparation and implementation of NPO programs in order to attract funds from sponsors. Therefore, it is relevant in the activities of NGOs to master the art of public communication and persuasion. The article analyzes the verbal methods that can be used in the process of public speaking to persuade a potential conflict audience.

Key words: communication, persuasion, conflict audience, conflict situation, communication culture.

А.М. Маликова, магистр искусств., докторант каф. философии, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, E-mail: enu@enu.kz

А.Т. Макулбеков, магистр культурологии, докторант каф. философии, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, E-mail: enu@enu.kz

ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ УБЕЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Среди задач, стоящих перед некоммерческими организациями Казахстана, важными являются создание благоприятного общественного окружения для осуществления их деятельности, формирование заинтересованности органов власти к реализации программ НКО; подготовка и осуществление программ НКО в целях привлечения средств спонсоров. Поэтому актуальным в деятельности НКО является владение искусством публичного общения и убеждения. В статье осуществлен анализ вербальных способов, которые могут быть использованы в процессе публичного выступления для убеждения потенциально конфликтной аудитории.

Ключевые слова: коммуникация, убеждение, конфликтная аудитория, конфликтная ситуация, культура общения.

Убеждение, по определению, данному А.А. Ивиным, - «это твердое, прочное устоявшееся мнение о чем-либо», а «убеждать - это доказывать что-либо кому-то, заставлять кого-либо поверить в то, согласиться с кем-, чем-либо; склоняться к какому-то решению» [1, с. 10]. К профессиональной компетентности, которую необходимо формировать у работников НКО, относятся способности и навыки ненавязчиво убеждать людей, влиять на решение собеседника. И каждый работник НКО должен овладеть умением правильно и красиво разговаривать с коллегами, строить свое выступление, убедительно вести дискуссию, в особенности в предконфликтной либо конфликтной ситуации.

Целью статьи является исследование способов убеждения, которые могут быть использованы в процессе публичного выступления для убеждения потенциально конфликтной аудитории.

Убеждение имеет сложную структуру и опирается как на знание, культуру и компетенцию собеседника, так и на его эмоции, а эффективность зависит от выбора аргументов, целесообразности использования слова, оборота и определенной конструкции, тембра и ритма речи, жеста, мимики, эмоционально-волевых состояний коммуниканта и даже графического знака, света и цвета наглядного средства [2].

Задача речевого убеждения в конфликтной ситуации состоит в нахождении интеграционного решения, где одна из конфликтующих сторон уступает своими аргументами и переходит на сторону оппонента. Ради убеждения коммуникантов применяются все возможные средства языка [3, с. 24].

На грамматическом уровне - это правила построения речи на основе фраз и текста, функционирование конструкций как целостных знаковых единиц, применение повторов, вопросов, особенно риторических, параллелизм предложений и т. п. Так, благодаря призывному тону предложения с риторическими вопросами и побудительные предложения часто используются как средство установления контакта со слушателями, оказывая на них влияние. Именительные предложения создают динамизм, служат для выражения экспрессии и активного влияния [4]. На фоне двусоставного предложения они воспринимаются как лаконичные и эмоциональные средства, возбуждающие воображение: «Большое дело. Очень большое. И победа, и успех».

Риторические фигуры (вопросы, обращения, возражения, оклики) выполняют функцию привлечения внимания слушателей и влияния на них, имеют целью усилить эмоциональность выражения. Так, правильно поставленные вопросы приобретают особое значение в практике общения с конфликтной аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.