Научная статья на тему 'Характерные особенности планирования сельскохозяйственного производства зарубежных стран с учетом экологических факторов'

Характерные особенности планирования сельскохозяйственного производства зарубежных стран с учетом экологических факторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИРОДНОЕ РАВНОВЕСИЕ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеева С. В.

Особенностями координации действий общественности разных стран по сохранению природных ресурсов становится планирование, призваное способствовать не только экономическому и социальному развитию, но и обеспечивать соблюдение экологических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности планирования сельскохозяйственного производства зарубежных стран с учетом экологических факторов»

Хотя модернизация системы размещения бюджетного заказа еще не завершена, но ее начало обеспечивает существенную экономию средств бюджета, развитие конкуренции и значительное снижение коррупции в данной сфере. Суммарный объем государственного и муниципального заказа составляет ежегодно более 4 трлн. руб., причем, если в 2006 г. экономия бюджетных средств составила более 106 млрд. руб., то в 2007 г. она выросла на 70%. За два года закон принес экономию бюджетных средств в размере около 250 млрд. руб. [1] Кроме того, единые правила для федерального, регионального и муниципального заказчика обеспечивают успешное проведение закупок на региональном (таблица 2) и муниципальном уровнях (таблица 3).

Таблица 2.

Закупки продукции для государственных и муниципальных нужд Ростовской области (2007 г.) [6]

Тип торгов Количество Сумма, млн. руб. Экономия, млн. руб.

Единственный поставщик 11 342 1 388,8 ...

Котировки 43 213 2 298, 2 421, 8

Открытый аукцион 691 698, 2 ...

Открытый конкурс 10 753 12 018,3 4 411,8

Электронный аукцион 538 164, 2 28, 3

Закупки малого объема 209 848 2 465, 5 ...

П

Л

ь Ü (О

X *

а

z ш

о ь

00 □

m

о

о

I—

ф

I—

s

0 а ф

со S

1

>

0

1

I ф

со I—

О

а

о £

о

0

1_

0

1_

о о

со О

I—

О

о

CL

о ф

Закупка продукции для муниципальных нужд Азовского района в 2007 г.

Таблица 3.

Тип торгов Количество Сумма, млн. руб. Экономия, млн. руб.

Единственный поставщик 315 82, 2 ...

Котировки 605 43, 3 6, 0

Открытый аукцион 8 113,0 0, 02

Открытый конкурс 80 850,6 93, 3

Электронный аукцион 2 0,3 0, 01

Закупки малого объема 75 2,4 ...

Таким образом, закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» стал за последние 3 года одной из самых успешных и результативных форм реализации административной реформы и противодействия коррупции. Однако необходим постоянный мониторинг внедрения системы госзаказа, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственные и муниципальные закупки: как добиться эффективности // Госзаказ. 2008. №11. С. 41

2. Евраев М. О реформе государственного и муниципального заказа // www.fas.gov.ru/stateorder/a_6898. shtml

3. Евраев М. Реформа госзаказа: сегодня и ближайшее завтра // Госзаказ. 2008. №11. С.25

4. Иванов А.Н. Конкурсные торги: история вопроса // procurement.e-management.ru/state-rost.htm

5. Храмкин А.А. Противодействие коррупции в госзакупках // Бюджет. 2007. №4. С.25

6. www.torgi.donland.ru

характерные особенности планирования сельскохозяйственного производства зарубежных стран с

учетом экологических факторов

елисеева с.В.

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса (ЮРГУЭС), 346500 Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147

Особенностями координации действий общественности разных стран по сохранению природных ресурсов становится планирование, призваное способствовать не только экономическому и социальному развитию, но и обеспечивать соблюдение экологических интересов.

О Ф т

0

1

О

А)

Ключевые слова: эколого-экономические отношения; природное равновесие; аграрный сектор; система планирования; аграрная политика

Коды классификатора JEL: Q 38, Q 57

В сфере природопользования складываются эколого-экономические отношения рациональности. Сохранение и рациональное использование природных ресурсов, а также их воспроизводство является необходи-

уэ

мой потребностью страны и требуют формирования стратегических целей государственной экологической политики. Важные задачи ставятся перед сельскохозяйственными товаропроизводителями в условиях когда нарушено природное равновесие, прогрессирует водная и ветровая эрозия, снижается плодородие почв, происходит их загрязнение. В связи с этим в производственном процессе требуется более повышенное внимание к природному фактору, согласование экологических и экономических интересов.

Разработка долгосрочных и краткосрочных планов и прогнозов развития сельского хозяйства в зарубежной практике имеет свои особенности. В различных странах содержание государственного регулирования имеет свои разнообразия форм и методов. Эта деятельность в основном представляет собой соединение свободных рыночных отношений с косвенными методами регулирования аграрного сектора. Подходы к планированию в рыночных условиях следует рассматривать "план" и "рынок" не как разные полюса, а как взаимодополняющий механизм единой экономической системы, решающей две первостепенные задачи: поддержание конкурентоспособности национального аграрного сектора на внутреннем и внешних рынках и обеспечение социальной и экологической направленности сельскохозяйственной политики. Следует отметить, что агроэкономическая наука находится в поиске путей повышения эффективности хозяйствования путем осуществления аграрных реформ.

В восточных землях Германии — в ходе аграрной реформы были легализованы разнообразные по характеру деятельности организационные структуры частного предпринимательства: зарегистрированное товарищество, общество на основе объединения отдельных лиц, общество на основе объединения капиталов, крестьянские семейные хозяйства. В ходе реализации аграрной реформы в восточных землях Германии широкое распространение получило восстановление семейных крестьянских хозяйств. По мнению министра продовольствия, сельского и лесного хозяйства Германии, конкурентоспособными в перспективе могут быть хозяйства, владеющие 200 га угодий, имеющие 100 дойных коров или 150-200 племенных свиней, получаю- П щие прибыль не менее 80 тысяч немецких марок. В то же время средний размер площади хозяйства в насто- ^ ящее время составляет чуть больше 30 га, хотя, безусловно, наблюдается устойчивая тенденция его роста (в о 1950г.—8 га), однако еще предстоит серьезное укрупнение.

В Турции государственная плановая организация при премьер-министре разрабатывает пятилетние и го- ^ довые планы, обязательные для государственных предприятий и рекомендательный характер они имеют для □ частного сектора. Например, в пищевой промышленности планирование осуществляется по 62 группам про- ^ дукции, однако номенклатура этой продукции определяется самостоятельно субъектами хозяйствования. ^

В США и Канаде имеется несколько уровней формирования и реализации отраслевых и региональных программ. Общегосударственный уровень выполняет функции выработки политики развития регионов и отраслей, выделение средств для осуществления программ, координации межотраслевых и межрегиональ- (д ных мероприятий. На ведомственном уровне производятся распределение средств, выделяемых законода- □ тельным органом на осуществление программ, планирование мероприятий и контроль за их выполнением, ^

О

Ш

О о

I—

ш

а также при необходимости и управление этими программами. Основные работы по реализации программ выполняются на региональном уровне. Между государственными органами различных уровней и частными субъектами хозяйствования установлена четкая система взаимодействия и экономической ответственности. Министерство сельского хозяйства США разрабатывает пятилетние программы развития сельского хозяйства. Основными принципами Северо-Американской системы планирования является относительно-высокие

закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, регулирование внешнеторговой деятельности, пре- ® доставление целевых субсидий.

Во Франции применяются комбинированные модели планирования. Государственное регулирование ^ происходит по следующим направлениям: анализ экономического положения страны и разработка прогнозов; определение наиболее оптимальных вариантов развития экономики с учетом государственной целесообразности; разработка и осуществление мероприятий по выполнению намеченных программ. Парламент ш принимает два закона о плане: первый устанавливает цели и задачи правительственной экономической по- £ литики, а другой предусматривает методы и способы их осуществления, которые корректируются, исходя из ^ реальной ситуации. В 1928 году была принята одна из первых программ, предусматривающая техническое ^ оснащение сельского хозяйства. Дальнейшие программы воздействуют на качественные преобразования в о экономике и поддерживают ее сбалансированность, формируя рыночный механизм и участвуя в его фун- 2 кционировании. Четырех-пятилетние прогнозы регулирующие бюджет, специальные программы развития 2 отдельных отраслей, "планы стабилизации". ^ Экономической основой Скандинавской (шведской) модели является развитое государственное регули- ^ рование рыночных отношений, имеющих социальную ориентацию (создание социальных гарантий, подде- ^ ржание высокого уровня жизни населения). В соответствии со складывающейся экономической ситуацией о ежегодно разрабатываются и в дальнейшем корректируются программы и бюджет для согласования интере- ^ сов производителей и потребителей. 1 Важным моментом в планировании большинства развитых капиталистических стран является регулиро- о вание основных аспектов сельскохозяйственной деятельности, которое носит централизованный характер, & при этом важную роль играют органы местной власти, особенно во Франции и Великобритании. Задачами местных органов регулирования сельского хозяйства являются: решение конкретных вопросов, связанных о с землеустройством и землепользованием, а также мелиорацией и почвозащитой; техническое и информа- ^ ционное обслуживание сельскохозяйственных производителей; содействие развитию местной переработки | и сбыта сельскохозяйственной продукции, строительству дорог и других объектов инфраструктуры; разра- о ботка и проведение природоохранных мероприятий. Программы перевода земель в резерв предоставляют о фермерам значительный набор льгот. На 1986—1990 гг. в США предусматривалась обширная программа дли- (Т)

тельной консервации сильно эрозированных земель. Так, например, пашню планировалось в течение 5 лет сократить примерно на 18 млн га. Правительство обязывалось выплатить фермерам полную компенсацию за ущерб от изъятия земель из оборота, финансировать 50% затрат на консервацию и обеспечить им бесплатные консультации.

При проведении аграрной политики государственные органы используют прямое субсидирование сельскохозяйственных производителей. В 50—60-е гг. за счет бюджетных средств в Германии, Великобритании компенсировалось 10—15% фермерских расходов на минеральные удобрения. В настоящее время в Германии сохранилось субсидирование на покупку дизельного топлива для сельскохозяйственной техники. Дотирование капиталовложений осуществляется в основном за счет выплаты государством части процентных платежей по банковским кредитам. В Италии действует Фонд развития механизации сельского хозяйства, предоставляющий через сельские кредитные учреждения льготные кредиты для фермеров. Субсидирование сельского хозяйства осуществляется также в рамках программ регионального развития. В Германии, Великобритании, Франции существуют фонды развития регионов с неблагоприятными природно-климатическими или социально-экономическими условиями. В Италии в целях реализации программы мероприятий по развитию экономики южной и островной части страны была создана "Касса Юга", через которую проходило до половины общих капиталовложений в сельское хозяйство региона.

Во Франции и Италии важным направлением государственного регулирования сельского хозяйства является индикативное планирование. Во Франции основные направления развития АПК закрепляются в общенациональном экономическом плане, касающемся финансирования аграрного сектора из государственных источников. Для развития сельскохозяйственных территорий составляются программы развития, которые носят комплексный характер и включают многие аспекты развития территорий: экономические, социальные, ^ экологические. Для местностей, признанных "неблагоприятными" или пострадавших от стихийных бедс-Ь твий, созданы специальные программы. В Италии разрабатываются пятилетние планы развития сельского ^ хозяйства. Первые 2 плана, получившие название "Зеленые планы", были приняты в 60-е гг. (1960—1965, X 1966—1970). Объем средств в рамках "Зеленых планов" составил около 2 млрд долларов. Объем средств, выделяемых по плану развития сельского хозяйства, рассчитан на период 1986 — 1990 гг., составил 16,5 млрд долларов. Кроме цен, кредитов, субсидий, дотаций и других платежей из бюджета, налогов, программ используются нормы амортизационных отчислений, за счет этого ускоряется оборачиваемость капитала и обновление производственных фондов.

В системе государственного регулирования агробизнеса важное место отводится государственным станЬ дартам качества продукции. Все стандарты можно условно разделить на коммерческие (используемые при 00 заключении сделок между производителями и торговыми организациями), потребительские (с помощью ко-О торых не только торговая организация, но и потребитель имеет возможность оценить качество продукции и ¡=у сделать выбор) и пороговые (если качество продукции ниже определенного заданного уровня, то запрещает-«а, ся поступление продукта в торговую сеть).

0 В США официальные стандарты установлены для 11 культур: кукурузы, пшеницы, ржи, ячменя, овса, семян ф льна, сорго, сои, семян подсолнечника, тритикале и смешанного зерна. В настоящее время в стране действует ё система стандартов на свежие овощи, фрукты и картофель, включающая более чем 130 стандартов качества о. на более чем 80 видов продуктов. Существуют строгие стандарты по максимальному содержанию в продуктах ЕЕ пестицидов, тяжелых металлов, вредных химических соединений и веществ. Кроме того, действуют так на-х зываемые стандарты идентификации. В них указывается минимальное содержание основных ингредиентов, ф которые должны быть в продукте для того, чтобы соответствовать своему названию. Например, согласно о федеральному стандарту, в сосисках должно содержаться не более 3,5% наполнителя, 10% влаги, 30% жира.

Государственные стандарты в Италии подразделяются на несколько видов: базовые стандарты (или станки дарты идентификации), они включают ограниченный набор параметров. По этим стандартам классифици-

0 руются все основные виды сельскохозяйственной продукции. Кроме стандартов качества самих продуктов, з действуют стандарты технологических процессов, а также связанные с упаковкой, хранением продуктов, ^ транспортировкой и др. Уровень качества поставляемой продукции является одним из основных условий, определяющих цену контракта, также применяется система надбавок или скидок к цене в зависимости от отклонения поставляемого продукта от требований стандарта. Действенным фактором повышения и поддержания стандартизации качества продукции является конкуренция между производителями за потребителя.

Одним из направлений государственного регулирования является осуществление экологической полити-§ ки в аграрном секторе через стимулирование производства экологически чистой продукции, запрещение или ограничение использования наиболее токсичных препаратов, применяемых в сельском хозяйстве, санкции к £ производителям, наносящим ущерб окружающей среде и др. Осуществление аграрно-экологической политики в ^ развитых капиталистических странах производится главным образом через разработку специальных программ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 финансируемых из государственного бюджета, а также из бюджетов местных органов власти. Доля средств, о поступающих из государственного бюджета, составляет до 60% затрат на реализацию таких программ.

ш В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка сельского хозяйства является '! значительной. По данным НИИТЭИагропром в США ее размеры составляют от 27 до 40%, в Европейском союзе о составляют 33%, в Канаде - 35%, Швеции - 47%, Финляндии - 72%, Швейцарии - 76%, Японии - 72 процента ■т стоимости продукции. Это вызвано рядом факторов, в том числе стремлением поддержать цены на продо-! вольствие на общественно приемлемом уровне, делая его доступным для большой части населения и в то же ° время сдерживать повышение оплаты труда в других отраслях народного хозяйства.

9 Во всех странах с развитой экономикой, особенно в кризисные периоды, на протяжении десятилетий О применялось индикативное планирование. Оно создавало условия для более стабильного развития нацио-

Ш

О

нальной экономики, смягчало действие стихийных рыночных сил. Различают два типа индикативного планирования. В англосаксонских и других странах, относящихся к так называемым "морским" государствам, распространен бюджетно-финансовый (контурный) тип индикативного планирования. Основной девиз этих стран: "Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо". При этом в основу положено планирование не экономического роста, а условий для его реализации, целевые установки для госсектора и частных предпринимателей. Второй тип планирования характерен для "континентальных" стран со своими традициями государственного управления. Это так называемый "французский" план. Он предполагает наряду с косвенным воздействием государства на экономику наличие более обширного национализированного сектора как в области производства, так и в кредитно-финансовой сфере.

Разработка индикативных планов осуществляется в три этапа: на первом определяются цели и прогнозируются основные макроэкономические показатели, на втором осуществляется процесс их уточнения и объединения, а на третьем - согласование показателей и проверка их на сбалансированность. В ряде стран, где накоплен значительный опыт индикативного планирования, обобщены для практического применения модельные инструменты и процедурные алгоритмы планирования. К ним относятся: макромодели среднесрочного планирования и перспективного прогнозирования; их модификации, полученные на основе использования межотраслевых балансов и системы национальных счетов; одноуровневые динамические модели экономического роста, относящиеся к классу моделей оптимального планирования.

Для японского долгосрочного планирования и прогнозирования характерным является строгая его увязка с конкретной стадией развития. На современном этапе экономическое прогнозирование становится все более сложным из-за нестабильности экономических условий, особенно международных, а также вследствие смещения целевых установок японского плана от экономического плана к социальным проблемам. Основными элементами экономического планирования в Японии являются: прогноз, в соответствии с которым может ^ и должна развиваться экономика; приоритетные цели, основные направления и средства их достижения; ^ ключевые пути принятия народнохозяйственных решений и их реализации. Ь

Характерной чертой японского общегосударственного планирования является его гибкость. Большинс- щ тво планов не просуществовало до первоначально намеченных сроков, так как их замена была вызвана до- Т срочным выполнением, что приводило к разработке новых ориентиров, отвечающих изменению внутренних ^Г и внешних условий, методов планирования, которые совершенствовались в следующих направлениях: вво- ^ дились новые показатели, отражающие экономическую эффективность отдельных отраслей материального щ производства и показатели экономической эффективности низовых производственных звеньев; усилилось ^ планирование научно-технического развития, благосостояния народа, жилищного строительства, экологии о и т.п.; сформировалась система, сочетающая долго-, средне- и краткосрочное планирование; совершенствовались методы исчисления комплексных плановых показателей, увеличилось количество отраслевых комплексных программ; расширилось использование электронно-вычислительной техники, применение методов д эконометрического анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Ш

Исследования показывают, что индикативное планирование является наиболее распространенным О средством регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики и представ- о ляет собой механизм координации интересов и деятельности государства и субъектов хозяйствования. Вы- ф деляются четыре основных направления, которые нашли применение в практике планирования и регулиро- ^ вания социально-экономического развития в условиях рынка. Первое - основывается на представлении об о. индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих т субъектах — предприятиях. Например, планирование в Китае носит не директивный, а индикативный ха- х рактер, поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической 0 самостоятельности. Оно представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании о частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора. х

ф

со

ь

00 □

При таком подходе индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы ин-

дикаторов — параметров, характеризующих развитие экономики страны, соответствующих определенной о государственной социально-экономической политике, и системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных целей. ^ Второе направление основано на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ори- о ентирующие и мотивационные функции. Государство в интересах всего общества, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всего народного хозяйства, 2 включая частный сектор, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономичес- ^ кие параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым оно с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие как предпринимателей всех форм собственности, ^ так и регионов страны в реализации планов, важных для общества. о Третье направление обусловлено тем, что индикативный план содержит обязательные задания для госу- ^ дарства и государственного сектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы =§ самого мощного хозяйствующего субъекта в рыночной системе — государства, несмотря на то, что это для о них не обязательно. Соответственно государственный план представляет собой систему показателей как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Она включает в себя ориентирующие показатели — контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей и регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов и экономических регуляторов, включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы. Необхо- | димо отметить, что это направление нашло применение во многих странах . о Четвертый подход основывается на том, что индикативное планирование — это механизм координа- о ции действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих (Т)

ф

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.