Научная статья на тему 'Характеристики сетей 6-35 кВ, необходимые для решения проблем ЭМС электроэнергетики, техносферы и биосферы'

Характеристики сетей 6-35 кВ, необходимые для решения проблем ЭМС электроэнергетики, техносферы и биосферы Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
838
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОЛЯЦИЯ / ЗАМЫКАНИЯ НА ЗЕМЛЮ / МОЛНИЕЗАЩИТА / ТРАНСФОРМАТОР / ВХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Еремич Я.Э., Пашичева С.А., Халилов Ф.Х.

Решение задач ЭМС электроэнергетики, техносферы и биосферы требует знания достаточно широких технических характеристик сетей 6-35 кВ. Приводятся характеристики самих сетей, изоляции, внутренних и молниевых перенапряжений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Еремич Я.Э., Пашичева С.А., Халилов Ф.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRICAL NETWORKS 6-35 kV ASPECTS REQUIREDFOR ELECTROMAGNETIC COMPATIBILITY SOLUTIONS IN POWER SYSTEMS, TECHNOSPHERE AND BIOSPHERE

Solutions of EMC problems in power networks, technosphere and biosphere require knowledge of sufficiently broad of 6 35 kV networks technical characteristics. Characteristics of the networks, insulation, internal and lightning overvoltages are described in the article

Текст научной работы на тему «Характеристики сетей 6-35 кВ, необходимые для решения проблем ЭМС электроэнергетики, техносферы и биосферы»

УДК 621.316.91

Я. Э. Еремич, С. А. Пашичева, Ф. Х. Халилов

ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕТЕЙ 6-35 кВ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭМС ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ, ТЕХНОСФЕРЫ И БИОСФЕРЫ

Аннотация

Решение задач ЭМС электроэнергетики, техносферы и биосферы требует знания достаточно широких технических характеристик сетей 6-35 кВ. Приводятся характеристики самих сетей, изоляции, внутренних и молниевых перенапряжений. Ключевые слова:

изоляция, замыкания на землю, молниезащита, трансформатор, входные параметры.

Y. E. Eremich, S. A. Pashicheva, F .Kh. Khalilov

ELECTRICAL NETWORKS 6-35 kV ASPECTS REQUIRED

FOR ELECTROMAGNETIC COMPATIBILITY SOLUTIONS IN POWER SYSTEMS,

TECHNOSPHERE AND BIOSPHERE

Abstract

Solutions of EMC problems in power networks, technosphere and biosphere require knowledge of sufficiently broad of 6 - 35 kV networks technical characteristics. Characteristics of the networks, insulation, internal and lightning overvoltages are described in the article. Keywords:

insulation, lightning ground fault, transformers, input parameters.

Введение. При решении проблем электромагнитной совместимости (ЭМС) электроэнергетики, техносферы и биосферы необходимо знать ряд характеристик сетей, в том числе сетей средних классов напряжения 6-35 кВ, которые приведены по данным энергосистем СССР и России [1-4].

Важнейшей характеристикой сети является запас изоляции. Она тестируется одноминутным испытательным напряжением 50 Гц и импульсными воздействиями. Первые, с некоторыми оговорками, одновременно отражают характеристики изоляции при внутренних перенапряжениях с основными частотами ближе к 50 Гц, а вторые - при грозовых перенапряжениях и внутренних перенапряжениях с основными частотами в несколько десятков или сотен килогерц.

Характеристики сетей 6-35 кВ. В таблице 1 приведены допустимые кратности атмосферных перенапряжений относительно наибольшего рабочего и номинального напряжений сети для трансформаторов 6-35 кВ с нормальной изоляцией. При этом допустимое импульсное напряжение на изоляции при

грозовых перенапряжениях определено из соотношения идоп = 1.1 • (Упв — где ипв - нормированное испытательное напряжение грозовых импульсов трансформаторов по ГОСТ 1516.3-96; ин - номинальное напряжение (класс напряжения) трансформаторов.

Таблица 1

Кратности грозовых перенапряжений для внутренней изоляции трансформаторов с нормальной изоляцией (ГОСТ 1516.3-96)

Воздействие Кратности перенапряжений

Номинальное напряжение, кВ 6 10 35

Наибольшее рабочее напряжение в электрической сети, действующее значение, кВ 6.9 11.5 40.5

Нормированное максимальное испытательное напряжение грозовых импульсов, кВ 60 80 200

Допустимое максимальное значение величины импульсных перенапряжений, кВ 62.5 82 200

Кратность допустимых грозовых перенапряжений по отношению: к наибольшему фазному рабочему напряжению 11 8.8 5.9

к наибольшему рабочему напряжению 6.4 5 3.45

к номинальному фазному напряжению 13 10.5 6.7

к номинальному напряжению 7.6 5.9 3.85

Для работы в сетях, подвергающихся воздействию атмосферных перенапряжений, используют трансформаторы с нормальной изоляцией. Эти перенапряжения для них определяющие — расчетные. С другой стороны, весьма значительна доля повреждений от внутренних перенапряжений. Их кратности, допустимые для нормальной изоляции сетей 6-35 кВ, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Кратности внутренних перенапряжений для внутренней изоляции трансформаторов 6-35 кВ с нормальной изоляцией (ГОСТ 1516.3-96)

Воздействие Кратности перенапряжений

Номинальное напряжение, действующее значение, кВ 6 10 35

Нормированное испытательное напряжение промышленной частоты, действующее значение, кВ 25 358 85

Допустимое значение величины внутренних перенапряжений, действующее значение, кВ 29.5 41.5 100

Кратность допустимых внутренних перенапряжений по отношению: к наибольшему рабочему фазному напряжению 7.5 6.2 4.3

к наибольшему рабочему напряжению 4.3 3.6 2.5

к номинальному фазному напряжению 8.4 7.2 5

к номинальному напряжению 4.9 4.15 2.9

Аналогичным образом построена таблица 3 для трансформаторов с облегченной изоляцией, предназначенных для работы в сетях, где исключена возможность проникновения атмосферных перенапряжений. По этой причине, как показывает анализ, определяющими для них являются внутренние

перенапряжения. Допустимая величина этих перенапряжений определена по формуле идоп = 5вн • _Квн • ин, где 5вн - коэффициент импульса при внутренних перенапряжениях для класса напряжений 6-35 кВ; Квн - коэффициент кумулятивности; ин - испытательное напряжение рабочей частоты.

Таблица 3

Кратности внутренних перенапряжений для внутренней изоляции трансформаторов 6-20 кВ с облегченной изоляцией (ГОСТ 1516.3-96)

Воздействие Кратности перенапряжений

Номинальное напряжение, действующее значение, кВ 6 10 15 20

Нормированное кратковременное напряжение промышленной частоты электрооборудования, действующее значение, кВ 16 24 37 50

Допустимое значение величины внутренних перенапряжений электрооборудования, действующее значение, кВ 18.8 28.3 43.5 58.7

Кратность допустимых внутренних перенапряжений по отношению: к наибольшему рабочему фазному напряжению 4.8 4.3 4.3 4.3

к наибольшему рабочему напряжению 2.8 2.5 2.5 2.5

к номинальному фазному напряжению 5.4 4.8 5 5

к номинальному напряжению 3.1 2.8 2.9 2.9

Как видно из таблиц 1-3, трансформаторы 6-35 кВ с нормальной изоляцией по внутренним и грозовым перенапряжениям имеют достаточно высокие запасы по допустимым воздействиям (более 5.0 по грозовым и 4.3 - по внутренним перенапряжениям). Что же касается трансформаторов с облегченной изоляцией, то для них запасы изоляции тоже достаточно высоки. Так, кратность допустимых внутренних перенапряжений на изоляции таких трансформаторов составляет 4.2-5.2 по отношению к наибольшему рабочему фазному напряжению и 4.5-5.4 по отношению к номинальному фазному напряжению.

Изоляционная система высоковольтных электрических машин является их существенной частью как с точки зрения стоимости, так и в обеспечении длительности срока службы. Ни одна составная часть машины не определяет ее надежность и срок службы в большей степени, чем изоляция, которая наиболее уязвима прежде всего из-за влияния старения при нормальных условиях и действия различных факторов.

Основной причиной повреждения изоляции электродвигателей является совместное действие тепловых, механических и электрических воздействий, а также влияние окружающей среды (влажность, загрязненность, высокая температура и т. д.). Тепловое старение органических составляющих изоляции (смолы, ткани и т. д.) сильно снижает электрическую прочность машинной изоляции. Неорганические составляющие (слюда, стекло, асбест) не подвержены тепловому старению при обычных для электродвигателей рабочих температурах.

Тепловое старение делает изоляцию уязвимой с точки зрения механических повреждений. При работе машин их обмотки подвергаются механическим, электродинамическим воздействиям как в нормальных, так и в аварийных режимах работы, что приводит к их смещению и деформации.

Кроме того, обмотки подвержены действию сил, возникающих из-за неодинакового теплового расширения различных ее частей. Если для новой изоляции эти условия не представляют большой опасности, то при потере механической прочности в результате теплового старения изоляция менее способна противостоять обычным условиям вибрации или ударов, разности тепловых расширений сжатой меди, стали и изоляционных материалов. Отсюда следует, что важно для изоляции не только получить электрическую прочность изоляции новой обмотки, но и сохранить свои электрические характеристики на относительно высоком уровне в течение всего расчетного срока службы, учитывая при этом перенапряжения, температуру, механические силы и др.

В силу указанных выше причин в процессе эксплуатации прочность изоляции машины снижается. Как видно из рис. 1, имеет место более интенсивное снижение электрической прочности изоляции в первые годы работы машины, а затем это снижение уменьшается.

Рис. 1. Зависимость электрической прочности от числа часов работы в эксплуатации, в процентах от прочности новой изоляции: верхняя кривая для отечественных машин; нижняя кривая по данным США

Через несколько лет после ввода машины в эксплуатацию ее электрическая прочность снижается примерно на 30-35 %. Уровень прочности изоляции электродвигателей при перенапряжениях характеризуется коэффициентом импульса, вычисляемым по формуле: Ки = иимп/и~, где иимп -импульсное пробивное (выдерживаемое) напряжение, и~ - амплитудное значение переменного (выдерживаемого в течение одной минуты) напряжения.

Обычно для новой изоляции среднее значение Ки = 1.2 — 2.0. По данным СПбГПУ, для состарившейся изоляции при наличии расслоения и других дефектов Ки снижается до 1.0. Вследствие случайности характеристик

электрической прочности изоляции Ки в отдельных случаях падает даже до 0.5-0.8. Он также снижается вследствие кумулятивного эффекта, то есть накопления разрушений при многократных воздействиях импульсов напряжений. Такое же положение имеет место для витковой изоляции электродвигателей в эксплуатации.

По технико-экономическим соображениям схемы защиты электродвигателей от перенапряжений разрабатываются таким образом, что с определенной вероятностью допускаются электрические воздействия, превышающие допустимый уровень.

В отличие от большинства высоковольтного оборудования, изоляция электрических машин, в том числе электродвигателей, не испытывается повышенным импульсным напряжением.

В связи с этим допустимые импульсные напряжения ид, имитирующие воздействия грозовых и внутренних перенапряжений, выбираются на основании испытательных напряжений промышленной частоты и принимаются равными их амплитуде, то есть ид = V2 • Уисп.

Испытательные напряжения промышленной частоты

иисп устанавливались исходя из практики эксплуатации. Заводское испытательное напряжение корпусной изоляции полностью собранной машины обычно определяется в единицах действующего значения номинального напряжения ин сети. Для электрических машин различных классов напряжений оно имеет незначительные отклонения и в среднем равно Уисп = 2,3 • Ун.

Что же касается испытательного напряжения в эксплуатации, то, ввиду снижения электрической прочности изоляции электродвигателей в эксплуатации, оно принято значительно ниже заводского испытательного напряжения. Так, первоначально Уисп было принято равным Ун, позднее 1.3-1.5Ун. Далее в некоторых энергообъединениях Уисп повысили до 1.7Ун.

Как отмечалось, электрическая прочность изоляции электродвигателей в условиях эксплуатации существенно снижается, коэффициент импульса снижается до 1.0 и даже ниже. Поэтому иисп = 1.7 • ин объективно является допустимым для машин любой мощности.

Исследования показывают, что величина витковых перенапряжений в основном определяется крутизной волн перенапряжений на корпусной изоляции, скоростью распространения волны по обмотке, ее волновым сопротивлением, а также затуханием волны при движении ее по обмотке. Поэтому задача защиты от витковых перенапряжений заключается в том, чтобы при заданных волновых параметрах электродвигателя ограничить крутизну грозовых перенапряжений, воздействующих на электрическую машину.

Перейдем к другим эксплуатационным характеристикам сетей 6-35 кВ. Годовое количество перенапряжений с кратностью, равной или выше заданной, определяется умножением вероятности Р (К > Кх) на годовое число коммутаций (Мг).

Исходные данные Иг для линий собраны в шести энергообъединениях России. Результаты анализа Иг при оперативных и аварийных коммутациях сведены в таблицу 4, причем число аварийных коммутаций определено на 100 км линий.

Таблица 4

Характеристики годового числа коммутаций линий 6-35 кВ

Номинальное Вид Параметры распределения

напряжение, кВ коммутации "ил с ^•ав с

6 Плановые 5.0 2.0

Аварийные - - 11.5 3.1

10 Плановые 5.0 2.0

Аварийные - - 9.0 3.0

35 Плановые 6.0 2.5

Аварийные - - 5.3 1.8

В таблице 5 приведены статические характеристики для

трансформаторов 6-35 кВ, собранные в шести энергосистемах. При этом под термином «коммутация» понимается отключение или включение трансформатора.

Как видно из таблицы 5, оперативные (плановые) коммутации трансформаторов с помощью рядом стоящих коммутационных аппаратов совершаются приблизительно 2 раза в год.

Таблица 5

Характеристики годового числа коммутаций трансформаторов 6-35 кВ

Вид коммутации N с

Номинальное напряжение, кВ 6 10 20 35 6 10 20 35

Оперативная коммутация трансформатора 1.60 1.60 1.50 1.50 0.50 0.50 0.40 0.40

Оперативная коммутация трансформатора с кабелем 2.30 2.30 2.10 2.00 0.70 0.70 0.60 0.60

Аварийная коммутация трансформатора 0.50 0.50 0.40 0.30 0.20 0.20 0.18 0.17

Аварийная коммутация трансформатора с кабелем 0.50 0.50 0.40 0.40 0.20 0.20 0.18 0.17

Полнофазная коммутация трансформаторов с кабелем 1.00 1.00 0.70 0.60 0.30 0.30 0.20 0.10

при наличии замыкания на

землю со стороны питания

Коммутация трансформатора с кабелем в неполнофазном режиме 0.50 0.50 0.40 0.30 0.20 0.20 0.15 0.10

То же при наличии 0.30 0.30 0.20 0.20 0.10 0.10 0.10 0.10

замыкания на землю

Несколько больше число коммутаций трансформаторов 6-35 кВ с силовым кабелем. Такая схема в настоящее время встречается наиболее часто, так как широкое применение находят комплексные распределительные устройства.

Число аварийных коммутаций трансформаторов, возникающих при коротких замыканиях в цепи нагрузки или при повреждениях в цепи «выключатель - трансформатор», приблизительно в 3-4 раза меньше.

В ряде случаев с целью поиска и ликвидации причин замыкания на землю трансформаторы отключаются при наличии замыканий одной из фаз на землю. Такая коммутация в среднем в году выполняется 1 раз и имеет большое значение для прогнозирования вероятности возбуждения феррорезонансных перенапряжений. Для этой же цели обобщены статические характеристики годового числа коммутаций при неполнофазных режимах. Они, как правило, возникают при обрывах проводов, в частности, при отказе одной или двух фаз выключателей. Упомянутая коммутация силовых трансформаторов 6-35 кВ выполняется 1 раз в 3-4 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ опыта эксплуатации высоковольтных асинхронных и синхронных электродвигателей показывает, что величина Мг в значительной степени зависит от назначения технологического агрегата, приводом которого служит электродвигатель. По этой причине Мг изменяется в широких пределах: от нескольких коммутаций в год до сотен и тысяч в год.

Замыкания на землю являются одними из основных причин возникновения существенных перенапряжений в сетях 6-35 кВ. Анализ опыта эксплуатации этих сетей показывает, что годовое число замыканий пз на землю от протяженности линий сети зависит сложным образом.

Так, в одной из сетей 6 кВ с кабельными линиями общей протяженностью 11 км пз = 5,3, а в аналогичной сети с протяженностью 32 км пз =10.1. В одной из воздушных сетей 10 кВ с общей протяженностью линий 10,8 км пз было равно 4.3, в то время как в аналогичной сети протяженностью 35 км пз =7.8.

Оказалось, что большое количество замыканий на землю возникает по причинам, не зависящим от протяженности сети. В кабельных сетях они связаны с повреждениями, в основном, концевых и, в меньшей степени, соединительных муфт, линейных выключателей и разъединителей, в воздушных сетях — повреждениями коммутационной аппаратуры и ударами молнии.

Для этого случая годовое число замыканий на землю определялось по формуле:

I

Пз = П1 •Ш^2 •Пл ,

где 1 - общая протяженность линий, км; пл - число линий сети; п1 - удельное годовое число замыкания на землю на 100 км длины линии, п2 - то же на одну линию, связанное с повреждениями концевых устройств. Результаты обработки статистических характеристик п1 и П2 сведены в таблицу 6.

Таблица 6

Удельное число замыканий на землю в сетях 6-35 кВ

ин, кВ П1 П2

6 3.6 0.13

10 4.2 0.14

35 2.9 0.18

Замыкания на землю в сетях с изолированной или резонансно заземленной нейтралью не сопровождается немедленными отключениями несимметричных замыканий. При этом допускается длительная (до нескольких часов) работа названных сетей в таких режимах. Замыкания на землю по их продолжительности могут быть условно разделены на так называемые мгновенные и длительные замыкания. Их время от нескольких периодов рабочей частоты до 3 мин и больше 3 мин соответственно. Максимальное же время замыкания длительного характера было зафиксировано на уровне £з = 7 ч 25 мин.

Для обоснованного построения грозозащиты подстанций и отдельных видов электрооборудования, например двигателей, необходимо иметь их волновые характеристики. На рисунках 2 и 3 приведены схемы измерения волновых сопротивлений электродвигателей и трансформаторов соответственно. При измерениях этих параметров электродвигателей и трансформаторов «свободные» фазы исследуемой обмотки и обмоток других классов напряжения согласовывались через соответствующие сопротивления (Ъэд на рис. 2 а и 2г, Ъ на рис. 3).

б

Рис. 2. Измерение волновых сопротивлений одной (а) и трех фаз (б) электродвигателей

б

Рис. 3. Измерение волновых сопротивлений одной (а) и трех фаз (б) трансформаторов

Результаты измерения волновых сопротивлений одной и трех фаз (23) электродвигателей сведены в таблице 7, аналогичные результаты для силовых трансформаторов - в таблице 8.

Таблица 7

Результаты измерения 21 и 23 для ЭД

а

Тип электродвигателя 21а, Ом 21В, Ом 21С, Ом 23, Ом

ЭД-1 1800 1800 1800 650

ЭД-2 1200 1200 1200 410

эд-з 1900 1900 1900 650

ЭД-4 1350 1350 1350 500

ЭД-5 1000 1000 1000 350

ЭД-6 1200 1200 1200 450

Таблица 8

Значения 21 и 23 для силовых трансформаторов

Класс напряжения, кВ Ом 23, Ом

6 1200 500

10 1400 550

35 1800 710

Входную емкость электрооборудования при частотах, эквивалентных грозовому импульсу, можно определить различными методами:

• методом разряда конденсатора в обмотку;

• с помощью моста, работающего по нулевому принципу с дифференциальным трансформатором;

• методом заряда емкости через резистор.

В настоящее время наибольшее распространение получил метод заряда емкости через резистор. Схемы измерения входной емкости двух и трехобмоточных трансформаторов и электродвигателей приведены на рисунках 4-6 соответственно.

Рис. 4. Схемы измерения входной емкости двухобмоточного трансформатора (схемы соединения обмоток и их обозначения условны)

Рис. 5. Схемы измерения входной емкости трехобмоточного трансформатора (схемы соединения обмоток и их обозначения условны)

К одной из фаз исследуемой обмотки трансформатора или электродвигателя от источника импульсов АПП через резистор Яэ кВ = 300 и 600 Ом подавался практически прямоугольный импульс ио. Остальные фазы этой обмотки и обмотки других напряжений (трансформаторов) заземлялись через волновое сопротивление отходящих кабельных или воздушных линий. Осциллографировались кривые напряжения исходного импульса ио и на вводах оборудования (иТ или £/эд).

Если допустить, что входное сопротивление обмотки при импульсных воздействиях носит емкостный характер, то напряжение на зажимах трансформатора или иэд (£) электродвигателя или при падении на них

хвостом может изменяться по закону: и(Ь) = и0 • (1 — ехр (—

где и0 — амплитуда исходной волны на выходе генератора; Т = Яэ кВ • Свх -постоянная времени заряда емкости; Свх — входная емкость электрооборудования.

Для определения величины Свх будем пользоваться графическим методом (рис. 7). Положим, что Т = £. Тогда = Т) = и0 • (1 — е-1) = 0.632 • и0. Определив графически постоянную времени Т, найдем входную емкость

СВх = Т/Я, кВ-

и

0,6 0,4 0,2

0,632

1

/

/

т 1

Рис. 7. К определению Свх электрооборудования

В таблицах 9 и 10 приведены значения входной емкости электрооборудования нефтяной промышленности района Нижневартовска.

Для трансформаторов также были исследованы вопросы перехода волн с одной обмотки в другую (другие). Для этого на одну или три фазы трансформатора подавалась импульсная волна с различными длинами фронта и длинами полуспада.

Таблица 9

Значения Свх для электродвигателей

Тип электродвигателя Свх1, пФ Свх3, пФ

ЭД-1 6500 20000

Эд-2 1650 5000

эд-3 1550 3800

ЭД-4 4090 9700

ЭД-5 1980 5900

ЭД-6 2000 5700

Таблица 10 Значения Свх для силовых трансформаторов 6-35 кВ

Электрооборудование Свх, пФ

Трансформаторы 6/0.4 кВ

со стороны 6 кВ 600

со стороны 0.4 кВ 800

Трансформаторы 10/6/0.4 кВ

со стороны 10 кв 800

со стороны 6 кВ 600

со стороны 0.4 кВ 800

Трансформаторы 35/10/6 кВ

со стороны 35 кВ 1000

со стороны 10 кВ 850

со стороны 6 кВ 750

Выводы

Изучены характеристики сетей 6-35 кВ для выполнения расчетов по электромагнитной совместимости электроэнергетики, техносферы и биосферы.

Литература

1. Защита сетей 6-35 кВ от перенапряжений / под ред. Ф. Х. Халилова и др. С-Пб: Энергоатомиздат, СПО, 2002. 259 с.

2. Гиндулин, Ф. А. Перенапряжения в сетях 6-35 кВ / Ф. А. Гиндулин,

B. Г. Гольдштейн, А. А. Дульзон, Ф. Х. Халилов. М.: Энергоатомиздат, 1989 г.

C. 192.

3. Зархи, И. М. Внутренние перенапряжения в сетях 6-35 кВ / И. М. Зархи, В. Н. Мешков, Ф. Х. Халилов. Л.: Наука, ЛО, 1986. 195 с.

4. Алиев, Ф. Г. Проблема защиты от перенапряжений в системах электроснабжения / Ф. Г. Алиев, В. Я. Злобинский, Ф. Х. Халилов. Екатеринбург: Терминал Плюс, 2001. С. 160.

5. Анализ надежности крупных электродвигателей (США) // Электроэнергетика и электрофизика. Электрические сети и системы за рубежом. И/Информэнерго, 1987. № 10.

Сведения об авторах: Еремич Яна Эдвардовна

Аспирант кафедры Техника высоких напряжений, электроизоляционная и кабельная техника Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. эл.почта: yana.eremich@gmail.com

Пашичева Светлана Александровна

Аспирант кафедры Техника высоких напряжений, электроизоляционная и кабельная техника Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. эл.почта: pashicheva.sv@gmail.com

Халилов Фирудин Халилович

Доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Заслуженный деятель науки и техники, действительный член Академии электротехнических наук. эл.почта: firudin-khalilov@yandex.ru

УДК 621.311

В. Н. Селиванов, Я. А. Сахаров, Б. В. Ефимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГЕОИНДУКТИРОВАННЫХ ТОКОВ НА СИЛОВЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ

Аннотация

Статья посвящена проблеме выбора основного электротехнического оборудования, в частности, силовых трансформаторов при проектировании новых подстанций в северных районах России. Магистральные сети в высоких широтах подвергаются воздействию геомагнитных возмущений. Возникающий в воздушных линиях и обмотках трансформаторов геоиндуктированный ток (ГИТ) может привести к нарушению электроснабжения потребителей. Обсуждаются критерии, определяющие воздействие ГИТ на работу силовых трансформаторов. Предложены рекомендации по выбору типов трансформаторов, устойчивых к воздействию ГИТ. Ключевые слова:

геоиндуктированный ток, электрические сети, трансформатор, магнитопровод. V. N. Selivanov, Ya. A. Sakharov, B. V. Efimov

EVALUATION OF EFFECTS OF GEOMAGNETICALLY INDUCED CURRENTS ON POWER TRANSFORMERS OF TRANSMISSION GRIDS

Abstract

The article is devoted to the selection of basic electrical equipment, such as power transformers, for the design of new substations in the northern regions of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.