Научная статья на тему 'Характеристика условий формирования психологической готовности к профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов'

Характеристика условий формирования психологической готовности к профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминова Н. К.

Рассмотрены условия формирования психологической готовности к профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов, а также педагогические технологии, которые представляют собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аминова Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика условий формирования психологической готовности к профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов»

ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

© Аминова Н.К.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Рассмотрены условия формирования психологической готовности к профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов, а также педагогические технологии, которые представляют собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств.

Уровень и качество подготовки студентов всегда и обязательно зависит от внешних и внутренних условий оказывающих влияние на процесс его становления, посредством ускорения или замедления продвижения субъекта к цели, а так же через создание различных возможностей для реализации процесса и удовлетворения потребностей. Следовательно, успешность формирования психологической готовности будущего учителя начальных классов к профессиональной деятельности также определяется рядом обстоятельств, условий которые могут видоизменять характер деятельности, круг явлений, влияющих на длительность процесса. Поэтому важно не только знать, но и уметь создавать условия, обеспечивающие эффективную подготовку будущего учителя начальных классов к профессиональной деятельности.

Для успешного формирования психологической подготовки к профессиональной деятельности студентов высших учебных заведениях необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу, и тем самым обеспечивать повышение качества их профессиональной подготовки.

Анализ психо лого-педагогической литературы показывает, что в понимании и использовании терминов «педагогические условия» и «дидактические условия» нет единого понимания. Разные авторы приводят различные определения и относят к ним положения как более широкие, так и более узкие.

Еще Л.С. Выготский утверждал, что необходимо «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [3].

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию психологической подготовки будущих учителей на-

* Аспирант кафедры Теории и методики профессионального обучения.

чальных классов, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе мы встречаемся с различными точками зрения. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения данные, данные Н.М. Борытко и В.И. Андреевым.

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [2].

Андреев В.И. считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [2].

Выявление и создание педагогических условий, которые существенно влияют на процесс учения и формирование положительных установок на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, основывается на факторах, влияющих на формирование профессиональных интересов студентов. В их число входят: 1) престижность профессии; 2) личные склонности и потребности учащихся; 3) организация образовательного процесса.

Научное исследование в области педагогики направлено в большинстве случаев на выявление наилучших условий протекания изучаемых педагогических процессов. В самом общем виде понятие «условие» трактуется словарем русского языка как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит».

Анализ вышеизложенных подходов к рассмотрению понятия «педагогические условия» позволяет нам сформировать еще один вариант трактовки данного понятия в соответствии с проблемой нашего исследования. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых внешних и внутренних факторов, обеспечивающих эффективное достижение цели, в нашем случае - формирование психологической готовности будущего учителя начальных классов к профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ психолого-педагогических позиций реализации процесса взаимодействия субъектов педагогической системы позволяет выделить и охарактеризовать ряд условий, влияющих на формирование оптимального уровня психологической готовности будущего учителя начальных классов к осуществлению профессиональной деятельности, среди которой:

- наличие системы методической работы вузовской администрации с преподавателями по организации профессионального общения будущих учителей начальных классов;

- учебно-методическое обеспечение (программы, учебники, методические рекомендации, сценарий игр, программ практикумов и тренингов и др.);

- учебно-материальная база (финансы, материалы, оборудование, помещение и др.);

- специальная подготовка преподавателей по формированию психологической подготовки будущих учителей начальных классов;

- наличие образовательной среды обеспечивающей эффективное формирование психологической готовности студента к профессиональной деятельности;

- творческая направленность изучения психолого-педагогических и других дисциплин;

- позитивное поведение будущих учителей начальных классов, ориентированное на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности;

- личный пример педагога в творческом подходе к решению профессиональных проблем;

- ориентированность содержания подготовки на потребности будущего учителя начальный классов к формированию у него готовности к профессиональной деятельности;

- учет индивидуальных особенностей студентов;

- использование в образовательном процессе эффективных педагогических технологий;

- использование активных форм и методов в процессе формирования психологической готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности;

- ориентированность педагогического процесса на формирование профессиональных качеств личности (коммуникабельность, терпимость, толерантность, самостоятельность, инициативность, усидчивость и др.), способствующих эффективному формированию психологической готовности к профессиональной деятельности;

- наличие в содержании психолого-педагогических и других дисциплин дидактических единиц, способствующих формированию психологической готовности будущего учителя начальных классов к профессиональной деятельности;

- совершенствование содержания образования (включение в учебный план факультативов и спецкурсов, способствующих эффективному формированию психологической готовности к профессиональной деятельности);

- самообразование студента;

- формирование у студентов потребности в самоанализе и самопознании [5].

Практика подготовки будущих специалистов показывает, что преподаватели отдают отчет в том, что одним из важных условий обеспечения сформи-рованности психологической готовности учителя начальных классов к профессиональной деятельности является наличие соответствующей образовательной среды. Но осознание самого факта не означает, что преподаватель успешно создает данную среду.

Анализ социологической, психологической и педагогической литературы показывает, что, несмотря на необычайно широкое употребление и активное использование наряду с понятиями «среда человека», «среда обитания», «окружающая среда», «жизненная среда», и т.д. термина «среда» она не имеет четкого и однозначного определения.

В самом общем смысле «среда» понимается как окружение, чаще всего, подразумевая ту или иную совокупность условий и влияний, окружающих человека [4].

Используя в дальнейшем понятия «образовательная среда», мы придерживаемся значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу.

Под образовательной средой будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Традиционная стратегия образования, к основным недостаткам которой следует отнести: сохранение в массовой практике вузов репродуктивных технологий обучения, ориентированных на усвоение готовых знаний, а не на развитие продуктивных видов мышления; неподготовленность педагогов к работе с одаренной личностью; занижение уровня их познавательной активности по сравнению с их возможностями; отсутствие универсальной психолого-педагогической теории развивающего обучения каждого студента с учетом его способностей и интересов; снижение социальной мотивации образования и духовной культуры общества в целом, тормозит развитие общих и творческих способностей студентов.

Следовательно, появляется необходимость использования в образовательном процессе эффективные педагогические технологии, направленные на формирование психологической готовности будущего учителя начальных классов к профессиональному общению [1].

Формирование психологической готовности будущего учителя начальных классов к профессиональной деятельности возможно через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики [6].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что педагогические технологии понимается как: область применения системы научных принципов к программированию процесса обучения и использованию их в образовательной практике с ориентацией на детальные и допускающие оценку цели обучения (Ф. Янушкевич); совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт) (Б.Т. Лихачев); систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета

человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» (А.Н. Кузибецкий) и т.д.

Обобщая все выше изложенное, мы пришли к выводу, что педагогическая технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике.

Новые задачи, стоящие перед современной школой, привели к тому, что сегодня широкое распространение в практике получили такие нетрадиционные технологии, как технология естественного обучения, модульно-рейтин-говая технология обучения, технология интегрированного обучения, парацентрическая технология обучения, технология полного усвоения знаний, индивидуальная технология обучения, технология кооперативного обучения. Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволило решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Подготовка будущего учителя начальных классов должна быть направлена на подготовку не исполнителей, а созидателей. Адекватность, оптимальность подхода руководителя к решению стоящих перед ним задач в значительной мере зависят от способности охватить круг проблем, увидеть нюансы и оттенки, выделить главное, сосредоточить усилия и возможности для их решения не только в сиюминутном, узкозамкнутом смысле, а с учетом перспективности и видения развития его в целом.

Сложность формирования готовности будущего учителя начальных классов к профессиональной деятельности определяется обилием современных способов и методов воздействия на объекты, различающиеся степенью и глубиной влияния и преобразования первоначальных свойств сырья, сложностью технического обеспечения того или иного применяемого способа или метода.

На наш взгляд, важно не только то, что знают учителя начальных классов, но и как умеют реализовывать свой личностный потенциал, актуализировать накопленные знания и умения в жизненный момент и использовать их в профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование психологической готовности будущего учителя начальных классов может быть достигнуто, если совершенствовать учебно-методическое обеспечение (программы, учебники, методические рекомендации, сценарий игр, программ практикумов и тренингов и др.).

Список литераты:

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Тескт]. - М.: Издательство ин-та проф.обр.мин-ва обр. России, 1995. - 336 с.

2. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. -С. 81-93.

4. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

5. Мижерикова В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. - М., 1999.

6. О программе модернизации педагогического образования // Развитие личности. - 2003. - № 2.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

© Ванчинова О.В.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье говорится о необходимых педагогических условиях, компонентах и принципах направленных на организацию научно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов сестринского дела.

Изменения социально-экономических условий в российском обществе, ухудшение показателей здоровья населения, модернизация практического здравоохранения, переход к рынку труда, привели к тому, что значительно изменились профессиональные требования к медицинским работникам, в частности, медицинской сестре. Современный рынок труда, рассматривает будущих специалистов сестринского дела, как персонал, способный проводить и организовывать научно-исследовательскую работу, анализировать и оценивать качество оказываемой медицинской помощи населению, способствовать внедрению современных медицинских технологий в лечебно-профилактические учреждения.

Таким образом, современная медицинская сестра, рассматривается работодателем, как исследователь в различных сферах своей профессиональной деятельности, как специалист с научным потенциалом, ориентированный в системе социальных ценностей, обладающий инициативой и готовностью самостоятельно принимать решения.

Однако, согласно нашим наблюдениям, выпускники отечественной системы среднего профессионального медицинского образования не соответст-

* Аспират кафедры Теории и методики профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.