Научная статья на тему 'Характеристика толерантных отношений современных подростков к учителям'

Характеристика толерантных отношений современных подростков к учителям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
589
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / "Я И ДРУГОЙ" / ЭМПАТИЯ / ДЕЦЕНТРАЦИЯ / ПРОЕКЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / TOLERANT RELATIONS' / "EGO" AND "ANOTHER" / TOLERANCE / PROJECTION / EMPATHY / SCHOOL ANXIETY / DECENTRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухина Ю. Р.

Исследование проводилось с целью доказать, что формирование образа учителя в сознании подростка через систему взаимоотношений «Я и Другой» способствует развитию его толерантного отношения к учителю. В статье представлены результаты факторного анализа, проводимого на этапе констатирующего эксперимента. В частности, установлена основная ведущая группа факторов формирования толерантных отношений «фактора внутренних отношений», «фактора доброго отношения», «фактора тревожного отношения» к учителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristics of toleraNT relations' BETWEEN the teenagers AND the teachers

The article deals with the characteristics of the teenagers-teachers relations. The author finds the definition of tolerance as a quality of the individual, which characterizes its formed system of the positive purpose to the «Another», and it is realized inside personality's area. Formed during researches tolerable relationships are discovered from the position Ego and Another on the bases of the main factors forming relationships which the teachers: inner relations' factor, positive relations' factor, disturbing relations' factor.

Текст научной работы на тему «Характеристика толерантных отношений современных подростков к учителям»

УДК 159.9

ХАРАКТЕРИСТИКА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ К УЧИТЕЛЯМ

© Ю. Р. Мухина

Самарский государственный педагогический университет МОУ СОШ№156 г. Самара 443028, г.Самара 28, дом 15.

Тел. 957-25-69.

E-mail: chizhoval000@inbox.ru

Исследование проводилось с целью доказать, что формирование образа учителя в сознании подростка через систему взаимоотношений «Я и Другой» способствует развитию его толерантного отношения к учителю. В статье представлены результаты факторного анализа, проводимого на этапе констатирующего эксперимента. В частности, установлена основная ведущая группа факторов формирования толерантных отношений — «фактора внутренних отношений», «фактора доброго отношения», «фактора тревожного отношения» к учителям.

Ключевые слова: толерантность, толерантное отношение, «Я и Другой», эмпатия, децентрация, проекция, школьная тревожность.

В последнее время проблема толерантности рассматривается во многих исследованиях. В научном мире сложилось общее представление о важности толерантности, но, тем не менее, среди представителей гуманитарных наук отсутствует единство в понимании сущности этого феномена. Мы придерживаемся точки зрения А. А. Бодалева, И. Б. Гриншпуна, А. Б. Орлова, что толерантность - это свойство индивида, которое характеризует сформированную у него систему позитивных установок на Другого и реализуется во внутреннем пространстве личности. Эта система установок объективируется при межличностных контактах и общении в форме толерантных отношений, которые выделяются психологами и социологами в человеческих сообществах среди многообразных форм отношений - деятельностных, социальных, психологических, субъективных, личных, духовных, функционально-ролевых, эмоционально-оценочных, личностно-смысловых и других.

«Толерантное отношение представляет собой систему индивидуальных и избирательных связей человека с другими людьми, основанную на изначально позитивном восприятии им другого Я и обеспечивающую реализацию потребности во взаимодействии с другим посредством согласования своих целей и действий с целями и действиями другого человека» [2, С. 295]. Эти отношения предполагают наличие потребности во взаимодействии с другим человеком и понимании его при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему, причем, «... искренне принимать другого человека и его чувства вовсе не так просто», однако это необходимо потому, что «различия между людьми, право каждого реализовать свой жизненный опыт по-своему и найти в нем свой смысл - все это бесценные возможности жизни» [3, С. 62].

С нашей точки зрения, понятие «толерантные отношения» оказывается тесно связанным с понятием «субъектность». «Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение, лишь «преломляясь» через их внутренний мир, сложившийся строй мыслей и отношений» [1, С. 5-6]. Установление меры соотношения полюсов «Я и Другой» регулирует динамику субъектности. Область “Между” (М. Бубер) «Я» и «Другим» - это та сфера, в которой впервые проявляется толерантность к позиции Другого, поскольку

именно она определяет подлинность диалога между «Я» и «Ты». Человек реализует свою субъектность во внутреннем пространстве личности. В опыте человека (его прошлом опыте) создаются «фиксированные установки» (Узнадзе), определяющие особенности его будущих ценностных ориентаций.

Характер отношений, который складывается между всеми участниками педагогического процесса, является важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие этого взаимодействия. На особом месте стоят взаимоотношения между учителем и учеником. В реальной жизни у многих учащихся наблюдается сосуществование разных уровней сформированности отношения к различным категориям людей, в частности, к учителям. Разными оказываются их эмоционально-ценностные оценки, что прямо сказывается на поведении детей, подростков, юношей, их отношении к учителям. Как только в образовательном пространстве нарушаются субъект-субъектные отношения, система «Я и Другой» в отношениях между учителем и учеником сразу деформируется в систему «Я и Чужой». Чужой возникает тогда, когда начинается объективирование Я-Другого. «Чужим» может оказаться любой из субъектов образовательного процесса, в том числе учитель. В этом случае ученик наделяет образ учителя негативными оценками. Частые встречи с Чужим формируют устойчивый стереотип - «не доверяй», причем подростки в большинстве своем в этой ситуации открыто и остро конфликтуют, так как в этом возрасте (12-13 лет) происходит заметное снижение личного авторитета учителей и общего доверия к ним. Такие критичные оценки, как у восьмиклассников, не встречаются ни в одной возрастной группе (А. А. Реан, И. В. Дубровина, А. Рябов). Обучение в такой атмосфере становится малоэффективным.

Наш опыт и наблюдения за проявлениями школьной жизни подтверждают, что часто обычное проявление недоброжелательности может являться основой для серьезных конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками. Результаты проведенного исследования уровней доброжелательности подростков (по тесту Кемпбелла) свидетельствуют, что большинство из тестируемых подростков (98 человек, что составляет 58.7% от 167 опрошенных) характеризуется средним уровнем доброжелательности. Недоброжелательное отношение к другим людям отмечено у 61 подростков, что составляет 36.5% от числа опрошен-

Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12, №3

213

ных. Наиболее интенсивно выраженное отношение доброжелательности установлено только у восьми подростков (4.8% от числа опрошенных).

Проявляемая недоброжелательность, возможно, «подпитывает» интолерантность подростков в отношениях с окружающими. Поэтому необходимо учить детей бесконфликтному поведению через умение вести переговоры как друг с другом, так и с взрослыми. Но сначала необходимо преодолеть их страх и недоверие к учителям, поскольку неприязнь и эмоциональное отчуждение базируются на эмоции страха. Исследование уровней тревожности учащихся 7-9 классов средней школы (по тесту Филлипса) показало, что повышенной и высокой общей школьной тревожностью характеризуется 42% обследованных учащихся, 97 подростков из 136 обследованных учащихся (71.3%) испытывают серьезные проблемы и страх при необходимости взаимодействовать с учителями. Большинство подростков вообще не склонно доверять окружающим их людям. По результатам теста «Шкала доверия» Розенберга, адаптированного Ю. А. Менджерицкой, установлено, что большинство из опрошенных респондентов (85% от 167 опрошенных подростков) не доверяет другим людям. Средний уровень доверия демонстрируют только 25 из подростков, что составляет 15% от числа опрошенных. Высокий уровень доверия не установлен ни у одного из опрошенных.

Мы полагаем, что учет этих результатов очень важен для работы по формированию толерантных отношений подростков к учителям, поскольку повышенная тревожность, страх и недоверие формируют к ним скорее интолерантное отношение. Развитие толерантности подростка осуществляется при наличии эмоционального контакта со взрослыми, в частности с учителями, и определяется той ситуацией, которую создает окружение.

Для учащихся 7-8-х классов важен сам факт принятия и хорошего отношения, в таком случае им хочется учиться, проявлять себя. Неслучайно, результаты исследования представлений семи- и восьмиклассников о своих учителях, проведенное по методике Л. В. Байбородовой, позволяющей устанавливать гностические, эмоциональные и поведенческие компоненты педагогической деятельности, свидетельствуют, что учащиеся, высоко оценивая компетентность учителя, на первое место все же ставят союзнические отношения с учителями. Самая многочисленная группа из этих подростков, обследуемых по данной методике, высоко отмечает третий компонент межличностного взаимодействия с учителем, характеризующий его поведенческо-волевой уровень. Поведенческий компонент показывает, как складывается реальное взаимодействие ученика и учителя. Высокий уровень этого компонента отметили 52% обследованных учащихся. При этом ими средне оцениваются когнитивные и эмоциональные уровни взаимодействия с учителем (установлено, что наибольшее количество учащихся указало на средний уровень развития этих компонентов: качественную характеристику когнитивного компонента отметили 41% обследуемых подростков, эмоционального -35.6%).

Развитием толерантности подростков важно заниматься не только в связи со сложностью и про-

блемностью подросткового возраста, но и в связи с тем, что на этом этапе формирующаяся личность подростка наиболее сензитивна к таким факторам общения, как рефлексия и эмпатия. Например, большинство из опрошенных семи-восьмиклассников, завершая предложения «главное в учителе.», отмечают справедливость, вежливость, помощь, отзывчивость, терпение, понимание, дружелюбие, умение выслушать, внимание, равное отношение ко всем. В первую очередь, подростки рассматривают учителя как субъекта общения. Причем среди качеств, мешающих их общению с учителем, многие отмечали отсутствие или недостаточное развитие у себя чувства ответственности, неумение конструктивно вести себя в конфликте, неэффективное общение, трудности в выстраивании своих личностных границ, с соблюдением при этом личностной автономии других, то есть тех качеств, которые характерны для личности с высоким уровнем толерантности.

Исследование уровней принятия другого (по тесту Фейя) показало, что только две трети из этих учащихся характеризуются средним уровнем принятия других (66.9% от 167 опрошенных подростков), у большей трети подростков из этой группы (у 53 человек, что составляет 31.7%) этот показатель выраженности отношений принятия - непринятия характеризуется тенденцией к понижению. Не готовы считаться с позицией другого человека и принимать в расчет его мнение оказались двое из опрошенных учащихся (1.2%). И столько же подростков (1.2%) демонстрируют высокий уровень по этой Шкале.

Уровни доверия, доброжелательности, принятия другого характеризуют поведенческий компонент толерантных отношений и могут предопределять характер отношений между людьми. Не доверяя человеку, трудно относиться к нему позитивно, но возможно придерживаться внешне «приличных» отношений. Здесь вступают в силу установки на нормы и культуру поведения. Сложнее подростку относиться к другому человеку толерантно, если он характеризуется низким уровнем доброжелательности и принятия Другого.

По нашему мнению, для характеристики уровня сформированности толерантного отношения подростка к учителю необходимы также данные диагностики таких его личностных характеристик, как эмпатия, проекция, центрация на себе.

Результаты исследования уровня общей эмпатии подростков и эмпатии, проявляемой в межличностных отношениях (по тесту И. М. Юсупова), свидетельствуют, что 123 подростка (это составляет 75.4% от числа опрошенных) характеризуются средним уровнем общей эмпатийности и по 22 человека - соответственно низким (14.2%) и высоким (14.2%) уровнями общей эмпатийности. Результаты диагностики свидетельствуют о проявлении у одного подростка очень низкого (0.6%) и у шести - очень высоких (2.1%) уровней эмпатии в межличностных отношениях. Средний уровень эмпатии в межличностных отношениях демонстрируют большинство обследуемых подростков (77.2%), высокий уровень - 4.8% опрошенных. Установленный низкий уровень эмпатии в межличностных отношениях у двадцати двух подростков (13.2%) свидетельствует о неразвитости некоторых эмпатических реакций у испытуемых.

Результаты данной диагностики подтверждают точку зрения психологов (И. С. Кона, В. С. Мухиной, А. А. Реана) относительно того, что в подростковом возрасте идет активное формирование целого комплекса личностных свойств, определяющих характер их общения с другими людьми. Эмпатия как одно из важных свойств личности является значимым компонентом проявления толерантного отношения одного человека к другому.

Исследование уровней проекции по тесту “Life Style Index” Р. Плутчика, Келлермана и Конте (адапт. Л. Р. Гребенниковым), проявляемой подростками, показывает, что они активно обращаются к данному механизму общения. Большинство обследуемых подростков (149 человек, что составляет 89.1%) характеризуется повышенными и высокими уровнями, причем в отношении половины опрошенных эти показатели выходят за пределы нормы, то есть они могут свидетельствовать о дезадаптации, девиациии поведения и, что для нас очень важно, о нарушении толерантности в отношениях с другим человеком.

Т акое личностное свойство как центрация на себе исследовалось по тесту Т. Шустровой. Результаты диагностики свидетельствуют, что больше половины опрошенных подростков (103 человека, 61.7%) характеризуется концентрацией внимания на себе, неумением занять позицию другого человека, высокой тенденцией действовать в направлении собственных целей. Сбалансированную степень центрации - децен-трации демонстрирует меньшая группа подростков (64 человека), которая составляет 38.3% от числа опрошенных.

Результаты данной диагностики свидетельствуют о сложном этапе психического развития подростка, сопровождающемся необходимостью выходить за границы своего Я, не центрироваться на себе и одновременно сохранить границы своего Я.

Все рассматриваемые характеристики подростка взаимосвязаны между собой уже потому, что вместе, в комплексе, определяют систему его отношений с другими людьми. Какие-то из них проявляют себя более активно, какие-то не столь явны. Поэтому для выявления степени связи между исследуемыми признаками к полученным результатам был применен корреляционный анализ. Он позволил установить между параметрами «доверие» и «доброжелательность» прямую корреляционную зависимость (ri= 0.51957), с параметром «принятие другого» эти характеристики коррелируют в меньшей степени, но и здесь установлена тенденция прямой зависимости (соответственно, ri= 0.124359 и ri=0.122489).

Доверие, доброжелательность, принятие позиции другого относятся к важным характеристики толерантных отношений. Эти характеристикам свидетельствуют о степени открытости и готовности общаться с другим человеком. Между эмпатией (как общей, так эмпатией в межличностных отношениях) и центрацией на себе у подростков обнаруживается обратная корреляционная зависимость. Об этом свидетельствуют отрицательные значения коэффициентов корреляции ri = -0.31388 и ri = -0.4062).

К матрице интеркорреляций был применен факторный анализ. По полученной факторной матрице, которая включала восемь факторов («доброжелательность», «доверие», «тревожность», «центрация»,

«проекция», «общая эмпатийность» и «эмпатия в межличностных отношениях»), была дана оценка каждого фактора в общую дисперсию. Было установлено, что вклад первых трех факторов составляет 86.23%. Поэтому в следующей операции вращения факторов по методу варимакс были выбраны первые три фактора.

Согласно наибольшему факторному весу первый фактор условно можно назвать фактором внутренних отношений. В этот фактор со значимыми и положительными весами вошли все рассматриваемые показатели, характеризующие эмпатийность подростков (мет. Юсупова). Кроме того, в этот же фактор со значимыми и отрицательными знаками вошли показатели центрации на себе (мет. Т. Шустровой). Следовательно, высокая эмпатийность образует единый фактор с центрацией подростка на себе и характеризует его внутреннее отношение.

Второй фактор можно назвать фактором доброго отношения. Со значимыми весами в него входят все показатели методик на доброжелательность и доверие. Подчеркнем, что, условно говоря, этот фактор оказался «чистым» фактором настроенности на Другого, не связанным с показателями других методик.

Третий фактор также условно можно назвать фактором тревожного отношения к учителям. В него вошли показатели двух методик. Во-первых, с положительным и значимым весом в него вошли показатели тревожности и страхов, проявляемых в отношениях с учителями. В этот же фактор с отрицательными знаками вошли показатели общей эм-патийности, проявляющейся в эмпатии в межличностных отношениях, эмпатии к родителям, детям, престарелым людям, животным, к героям художественных произведений. Общая эмпатийность выражается в тревожности во взаимоотношениях с учителями, причем общая эмпатийность связана обратной зависимостью с тревожностью подростков в отношениях с учителями.

Проведенный факторный анализ позволил установить три существенных обстоятельства, определяющих толерантные отношения подростков к своим учителям - «фактор внутренних отношений», «фактор доброго отношения» и «фактор тревожного отношения к учителям». Установленные группы факторов определяют основные моменты, учет которых необходим в работе по формированию толерантного отношения подростков к своим учителям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО МОДЭК, 1982. - 256 с.

2. Мухина Ю. Р. Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков // Проблемы этнокультурного взаимодействия Урала-Поволжья: история и современность: материалы и тезисы докладов Межрегиональной научно-практической конференции 27-29 октября 2006г. г. Самара: СГПУ, 2006. С. 295-299.

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Рефлбук, 1994.- 187 с.

Поступила в редакцию 02.08.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.