Научная статья на тему 'Характеристика темпа психической деятельности в разных этнических общностях Крайнего Севера'

Характеристика темпа психической деятельности в разных этнических общностях Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
759
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ТЕМП ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА / ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ / ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КРАЙНИЙ СЕВЕР / PSYCHIC TEMPO / CORRECTION PROBE / ETHNIC GROUPS / GENDER DIFFERENCES / THE FAR NORTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобова В. А., Буганов А. А.

В работе рассматривается проблема, связанная с изменениями темпа психической деятельности (ТПД) в условиях арктического Заполярья. Показано, что при длительном проживании в арктических регионах у индивида снижается подвижность нервных клеток, что характеризуется либо их пассивным состоянием, либо истощением. У мигрантов Севера это проявляется быстро наступающей утомляемостью и изменением индекса ТПД при интеллектуальной нагрузке. В свою очередь, у коренных северян ТПД носит малоподвижный и ригидный характер, обеспечивая тем самым реальную возможность сохранения и восстановления оптимального уровня работоспособности в нестабильной арктической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF PSYCHIC TEMPO IN DIFFERENT ETHNIC GROUPS OF THE FAR NORTH

The problem, connected with changes in psychic tempo in inhabitants of arctic regions situated above the Polar Circle is discussed in the article. It is shown that long residence in arctic regions negatively influences on all the psychic processes. The mobility of nervous cells in a person decreases and the cellular state is characterized either by passivity or by weakness. This process is revealed through quick exhaustion and changes of psychic tempo index during the intellectual work. In its turn in natives the psychic tempo is less mobile, has a more rigid character and provides the real possibility to keep and recover the optimal level of working resources in unstable arctic environment.

Текст научной работы на тему «Характеристика темпа психической деятельности в разных этнических общностях Крайнего Севера»

удк 195.922.4(470.1/.2)

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ общностях крайнего севера

© 2007 г. В. А. Лобова, А. А. Буганов

Научно-исследовательский институт медицинских проблем Крайнего Севера, г. Надым

Экстремальные климатогеофизические условия Крайнего Севера (низкая температура, напряженность геомагнитного поля, выраженные колебания атмосферного давления, высокая скорость ветра, аномальное солнечное излучение, продолжительность полярной ночи и другие) влияют на изменение основных физиологических показателей и становятся причиной нарушения ведущих механизмов психофизиологической адаптации. У лиц, мигрировавших в высокие широты из средних и южных, изменения психофизиологического состояния проявляются в снижении скорости обработки информации, замедлении подвижности нервных процессов (измеряемой по скорости простой сенсомоторной реакции), колебании темпа психической деятельности (ТПД). Повышенная утомляемость и снижение сенсорно-регуляторных (динамических) характеристик психической деятельности отмечена у коренных жителей Севера [2].

Скорость переработки информации свидетельствует как о скорости переноса информации в зрительном анализаторе, так и о психической работоспособности в целом. Ее нарушение может выступать как следствие негативного влияния экстремальных условий арктической среды на динамику психической деятельности. Вместе с тем различия психофизиологических показателей у жителей Севера могут быть обусловлены не только климатическим стрессом, но и этнопсихологическим фактором [3, 4]. В связи с этим нами был проведен анализ изменения ТПд в разных этнических общностях Крайнего Севера.

Цель исследования — оценить темп психической деятельности в разных этнических общностях Крайнего Севера с учетом гендерных различий.

методика исследования

Изучены показатели темпа психической деятельности у 392 жителей Крайнего Севера в возрасте 16—69 лет. Выборка включала 219 коренных северян (50 мужчин и 169 женщин) и 173 мигранта (66 мужчин и 107 женщин). Средний возраст северян (31,39 ± 11,07) года, мигрантов — (37,90 ± 11,95) года, длительность проживания их в высоких широтах (18,35 ± 10,87) года. Для исследования психического темпа использован сокращенный вариант цифровой корректурной пробы Вассермана [1]. Статистическая обработка результатов исследования проведена с использованием ^критерия Стьюдента и коэффициента корреляции по К. Пирсону г.

Результаты и обсуждение

У разных этносов ТПД, определяемый на основе учета общего времени, затрачиваемого на выполнение корректурной пробы, оказался

В работе рассматривается проблема, связанная с изменениями темпа психической деятельности (ТПД) в условиях арктического Заполярья. Показано, что при длительном проживании в арктических регионах у индивида снижается подвижность нервных клеток, что характеризуется либо их пассивным состоянием, либо истощением. У мигрантов Севера это проявляется быстро наступающей утомляемостью и изменением индекса ТПД при интеллектуальной нагрузке. В свою очередь, у коренных северян ТПД носит малоподвижный и ригидный характер, обеспечивая тем самым реальную возможность сохранения и восстановления оптимального уровня работоспособности в нестабильной арктической среде. Ключевые слова: темп психической деятельности, корректурная проба, этнические общности, гендерные особенности, Крайний Север.

различным. Коренные северяне в подавляющем большинстве выполняли задание, затрачивая значительно больше времени на выполнение пробы. Увеличение периода переработки символьной информации отмечено во всех возрастных десятилетиях (таблица).

В молодых возрастных группах различия оказались минимальными, у 30-летних жителей ТПД в разных этнических группах различался уже достоверно (р < 0,01). Эти различия сохранялись и в старших возрастных группах: у 40-летних северян они определялись на уровне высокой статистической значимости (р < 0,001), у 50-летних — на уровне значимых тенденций (р > 0,05). В преклонном возрасте (старше 60 лет) ТПД у коренных жителей был в 2 раза медленнее, чем у мигрантов (р < 0,01).

При раздельном анализе было обнаружено, что изменения темпа перцептивной реакции более характерны для женщин аборигенного населения Севера, нежели для мужчин. Свидетельством является тот факт, что различия в скорости переработки информации у коренных северянок и мигранток практически во всех возрастных группах статистически достоверны и составляют примерно 12 % от общего времени (р < 0,05—0,001). В мужской популяции достоверные различия при выполнении функциональной пробы получены в разных этнических группах только в 40-летнем возрасте (р < 0,05).

При сохраняющихся этнических различиях, отраженных в табл. 1, у всех женщин (и у коренных северянок, и у мигранток) скорость выполнения пробы по возрастным десятилетиям почти не менялась. Оптимальным процесс переработки символьной информации у женщин оказался, как и следовало ожидать, в молодом возрасте (у мигранток в ювенильном периоде, у коренных северянок — позже, в 20-летнем возрасте). В последующие три десятилетия у мигранток и два десятилетия у коренных северянок скорость переработки мозгом информации у женщин, как уже подчеркнуто нами, практически не менялась. Самые низкие показатели выполнения корректурной пробы получены в обеих этнических группах женщин уже только после 50 лет. Различия по общему времени, затраченному на корректуру 40- и 50-летними женщинами (и у мигранток Севера, и у коренных

северянок), определялись на статистически значимом уровне (соответственно р < 0,05—0,01), и ухудшение ТПД, скорее всего, обусловлено морфофункциональными изменениями головного мозга, которые и лежат в основе снижения когнитивных способностей.

У мужчин по возрастным десятилетиям обнаруживалась точно такая же тенденция. У мигрантов скорость переработки символьной информации до 50 лет оставалась одной и той же. В старшей (50— 59 лет) возрастной группе, так же, как и у женщин, при выполнении корректурной пробы отмечено замедление (на 20,2 % по сравнению с фоновым уровнем предшествующего возрастного десятилетия) темпа психической деятельности. Различия по общему времени выполнения корректурной пробы у 40- и 50-летних мужчин-мигрантов оказались достоверными (р < 0,05). В мужской популяции коренных северян одна и та же скорость переработки мозгом информации (за исключением юношеского возраста, где отмечен оптимальный режим работы) отмечалась на протяжении трех десятилетий (с 20 до 50 лет). В 50-летнем возрасте ТПД у них также заметно снизился.

В целом такая динамика соответствует общим тенденциям возрастного ухудшения когнитивных способностей, когда наибольшие изменения происходят в возрастном промежутке между 45 и 60 годами, а в дальнейшем прогрессирование возрастных когнитивных нарушений происходит крайне медленно. Достоверно более низкие объективные результаты тестов в старших возрастных группах и наблюдаемые нами инертность психических процессов и снижение внимания в 50-летнем возрасте (и у аборигенов Севера, и у мигрантов) связаны, очевидно, с естественными инволютивными изменениями головного мозга.

Представляет интерес гендерный аспект обсуждаемой проблемы. Независимо от этнической принадлежности по параметру ТПД и объему внимания у мужчин и женщин получены статистически значимые различия, более отчетливо выраженные в популяции пришлого населения арктической зоны. При анализе результатов общего времени, затраченного на прочтение корректурной таблицы, видно, что женщины обеих этнических групп затрачивали на работу достоверно меньше времени, чем мужчины.

Показатели общего времени выполнения корректурной пробы (секунды) в разных этнических общностях

крайнего Севера (М ± т)

Возраст, лет Коренные северяне Мигранты Севера

Мужчины Женщины Оба пола Мужчины Женщины Оба пола

О' 7 чс 224,5±17,8 218,4±7,6 219,7±7,1 236,7±53,6** 170,7±6,6 205,2±12,0

20-29 256,7±16,7* 209,3±8,2 219,0±7,9 232,9±21,7 207,3±13,0 214,8± 11,2

30-39 262,6±24,9 248,9±7,5 251,4±7,6 227,2±11,7 203,5±10,6 212,5±8,1

40-49 257,2±14,4 240,5± 11,6 246,1±9,1 212,2±12,7 201,3±8,2 205,3±6,9

50-59 298,5±75,5 304,2±19,9 303,6±18,7 284,9±27,8 240,4±14,8 257,1± 14,3

60-69 482,5±32,5 - 482,5±32,5 - 252,6±22,7 262,8±21,2

16-69 259,7±32,5* 236,4±4,7 241,8±4,5 237,4±8,4** 209,2±5,6 219,4±4,8

Примечания: достоверность гендерных различий в обеих этнических общностях обозначена при * — р < 0,05, ** — р < 0,01; средние значения, достоверно различающиеся в разных этнических общностях, подчеркнуты.

Сравнительный анализ показал, что в общей группе мигрантов время, затрачиваемое на выполнение корректурной пробы, у мужчин и женщин различается на уровне высокой статистической значимости (р < 0,01). Вместе с тем при анализе по возрастным десятилетиям достоверные различия по общему времени выполнения функциональной пробы получены только в группе юных (16—19 лет) мигрантов (р < 0,01). Меньшая затрата времени на выполнение одинакового объема работы, хорошая продуктивность и производительность внимания у женщин по сравнению с мужчинами этой возрастной группы может быть обусловлена большей подвижностью нервных процессов и высокой мотивацией при выполнении теста. В свою очередь, низкие результаты выполнения пробы в мужской группе могут быть объяснены, с одной стороны, лабильностью ментальной концентрации, наблюдаемой у юношей в переходный период, с другой — отчетливым влиянием экстремальной среды (климатический и социальный стресс) на протекание психических процессов.

Аналогично выборке мигрантов, у коренных северян в показателях времени, затрачиваемого на выполнение корректурной пробы, обнаружены гендерные различия (р < 0,05). Женщины также затрачивали достоверно меньше времени на работу с корректурной пробой, чем мужчины. Значительные различия временных показателей получены у молодых (20 — 29 лет) аборигенов Севера (р < 0,01).

В мужской выборке коренных северян меньше всего времени на выполнение корректурной пробы затрачивали 16-летние юноши. К следующему возрастному десятилетию (20—29 лет) эффективность выполнения пробы у мужчин снизилась и продуктивность работы значительно упала. ослабление интенсивности внимания в процессе работы, хотя изначально была достаточно высокая степень сосредоточения, у 20-летних мужчин может объясняться временным снижением силы и подвижности нервных процессов в переходный период, который у коренных северян проявляется несколько позже, чем у пришлых жителей. на протяжении трех последующих возрастных десятилетий у мужчин наблюдается нарастание устойчивости межмодальных аттенционных характеристик, что проявляется стабилизацией динамических показателей функции внимания. Отчетливое снижение внимания, в том числе динамических его характеристик, вновь отмечается у мужчин уже после 50 лет, проявляется это увеличением времени, затрачиваемого на выполнение корректурной пробы.

Сопоставление результатов выполнения корректурной пробы у коренных северян выявляет лабильность аттенционных характеристик в женской выборке. У коренных северянок снижение быстроты реакции на внешние стимулы отмечается в 30-летнем возрасте, когда показатель времени при выполнении корректурной пробы по сравнению с предшествующим десятилетием достоверно ухудшился (р < 0,01).

К последующему возрастному десятилетию нейродинамика существенно не меняется, и скоростные показатели внимания в 40-летнем возрасте остаются стабильными. В 50-летнем возрасте, как и у мужчин, у женщин отмечается изменение временной характеристики внимания и достоверное замедление темпа выполнения корректурной пробы по сравнению с предшествующим возрастным десятилетием.

В целом у обеих групп населения — мигрантов и аборигенов Крайнего Севера — на уровне высокой статистической значимости выявлены изменения в протекании психических процессов и ригидность ТПД. При этом обнаружены межгрупповые различия в корреляции этих процессов: у мигрантов определяющим является длительность проживания на Крайнем Севере, у аборигенного населения — возраст. Сравнительный анализ показал, что различия в скорости переработки символьной информации становятся заметны в разных этнических группах только в среднем (30—39 лет) периоде (р < 0,01). В группе 40-летних лиц различия в показателях ТПД у мигрантов и коренных северян фиксируются на уровне высокой статистической значимости (р < 0,001). Огрубение корковой коррекции аттенционной функции и достоверное ухудшение результатов выполнения корректурной пробы наблюдается в обеих этнических общностях, начиная с 50-летнего возраста (в обоих случаях при р < 0,01). Неравномерность темпа психической деятельности, обусловленная этническими различиями, у мужчин выявлена только в 40-летнем возрасте (р < 0,05), а у женщин — во всех возрастных группах за исключением 20-летнего возраста (р < 0,05-0,01).

Негативное влияние арктических условий на ТПД подтверждает корреляционный анализ, проведенный в разных возрастных группах мигрантов. Было обнаружено, что у мужчин-мигрантов связь динамического показателя внимания с длительностью проживания в полярных регионах оказалась более тесной, чем с возрастом. Прямая связь северного стажа с общим временем чтения корректуры получена у молодых мужчин (г = 0,4). Тесная связь обнаруживается также и у 50-летних мигрантов (г = 0,6; р < 0,05). В общей группе женщин также получена достоверная корреляционная связь северного стажа с изменениями ТПД (р < 0,05). У юных (16-19 лет) женщин и женщин в среднем периоде (30-39 лет) корреляционная связь является отрицательной (соответственно г = -0,45; г = -0,31). У женщин старшей возрастной группы (50-59 лет) корреляционная взаимосвязь положительная (г = 0,4).

При анализе корреляционной связи показателя ТПД и возраста наиболее тесная связь у мигран-тов-мужчин наблюдается в ювенильном периоде и в 40-летнем возрасте (г = 0,5). В свою очередь, у женщин до 40 лет взаимосвязь возраста и ТПД является обратной, очень сильной в ювенильной группе (г = -0,77; р < 0,01).

Корреляционный анализ показал, что замедление ТПД у коренных северян достоверно коррелирует с возрастом (р < 0,001). У мужчин тесная связь ТПД с возрастом получена в старшей возрастной группе (50-летний возраст) (г = 0,91). У женщин значимая корреляционная связь также обнаруживается в группе 50-летних коренных северянок (г = 0,59; р < 0,05). Таким образом, корреляционный анализ подтвердил, что 50-летний возраст как у коренных северян, так и у мигрантов Севера оказался сопряженным со снижением ТПД и резким ухудшением когнитивных функций, хотя у отдельной группы жителей из разных этнических групп вплоть до преклонных лет когнитивные способности остаются вполне сопоставимыми со способностями лиц молодого возраста.

Выводы

1. При сравнительном анализе темпа психической деятельности в разных этнических общностях у коренных северян по сравнению с мигрантами Севера отмечается ригидность аттенционных характеристик с увеличением общего времени на выполнение одинакового объема работы (р < 0,001).

2. Исследование гендерного аспекта темпа психической деятельности в разных этнических общностях обнаруживает однотипные изменения с инертностью ментальной концентрации у мужчин, особенно отчетливо проявляющейся у мигрантов (р < 0,01).

3. Инертность внимания и замедление темпа психической деятельности у коренных северян достоверно обусловлены возрастом (р < 0,001). В свою очередь, у мигрантов Севера ригидность темпа психической деятельности как у мужчин, так и у женщин тесно связана с длительностью проживания в арктических регионах (р < 0,01).

Список литературы

1. Вассерман Л. И. Методы нейропсихологической диагностики / Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меер-сон. - СПб. : Стройлеспечать, 1997. - С. 278-279.

2. Козлов А. И. Медицинская антропология коренного населения Севера России / А. И. Козлов, Г. Г. Вершубская.

- М. : МНЭПО, 1999. - С. 99-101.

3. Сидоров П. И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. — М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая Книга, 2000. — Т. 2.

- С. 158-159.

4. Теддер Ю. Р. Актуальные вопросы физиологии и психологии вахтового труда в Заполярье / Ю. Р. Теддер, А. Б. Гудков, Г. Н. Дегтева. - Архангельск, 1996. -С. 72-103.

CHARACTERISTICS OF PSYCHIC TEMPO IN DIFFERENT ETHNIC GROUPS OF THE FAR NORTH

V. A. Lobova, A. A. Buganov

State Scientific Research Institute on Medical Problems of the Far North, Nadym

The problem, connected with changes in psychic tempo in inhabitants of arctic regions situated above the Polar Circle is discussed in the article. It is shown that long residence in arctic regions negatively influences on all the psychic processes. The mobility of nervous cells in a person decreases and the cellular state is characterized either by passivity or by weakness. This process is revealed through quick exhaustion and changes of psychic tempo index during the intellectual work. In its turn in natives the psychic tempo is less mobile, has a more rigid character and provides the real possibility to keep and recover the optimal level of working resources in unstable arctic environment.

Key words: psychic tempo, correction probe, ethnic groups, gender differences, the Far North.

Контактная информация:

Лобова Вера Александровна - кандидат психологических наук, руководитель лаборатории психолого-социологи-ческих исследований НИИ медицинских проблем Крайнего Севера РАМН, г. Надым

Тел./факс: (349-95) 3-03-20, 3-03-52, 9-71-48; e-mail: lobova nadym@mail.ru

Статья поступила 25.09.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.