Научная статья на тему 'Характеристика таможенных органов Республики Казахстан как субъектов производства по делам об административных правонарушениях'

Характеристика таможенных органов Республики Казахстан как субъектов производства по делам об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1766
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевцов Виталий Михайлович

Таможенные органы выполняют важные функции в сфере таможенного дела, которое является областью государственного управления. Непосредственное руководство в данной сфере осуществляет уполномоченный орган. Помимо функции органа государственного управления, таможенные органы выполняют также и правоохранительные функции, в чем и проявляется специфика таможенных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика таможенных органов Республики Казахстан как субъектов производства по делам об административных правонарушениях»

Шевцов В. М.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК СУБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В соответствии со ст. 6 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» таможенные органы Республики Казахстан -государственные органы, в пределах своей компетенции осуществляющие реализацию таможенного дела в Республике Казахстан, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Система таможенных органов Республики Казахстан состоит из:

- уполномоченного органа в сфере таможенного дела;

- территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере таможенного дела (по областям, городам республиканского значения, столице);

- таможни;

- таможенных постов;

- контрольно-пропускных пунктов на таможенной границе таможенного союза;

- специализированных таможенных учреждений.

По решению Правительства Республики Казахстан создаются таможенный информационно-вычислительный центр, таможенные лаборатории, кинологические, учебно-методические, научно-исследовательские и другие специализированные таможенные учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, а также государственные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».

Являясь ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, которое входит в систему органов исполнительной власти, таможенные органы имеют конкретные цели, осуществляют в пределах компетенции

центрального исполнительного органа реализационные и контрольные функции в сфере таможенного дела, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.

Как органы исполнительной власти, таможенные органы имеют следующие характерные признаки.

Все звенья таможенных органов являются органами исполнительной власти; финансируются за счет средств республиканского бюджета. Таможенные органы имеют опознавательный флаг и опознавательный знак таможенных органов. Описание и порядок применения опознавательного флага и опознавательного знака таможенных органов утверждается Правительством Республики Казахстан.

Основной деятельностью таможенных органов является осуществление руководства таможенным делом в Республике Казахстан, обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, осуществление таможенного администрирования в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Таможенные органы действуют под общим руководством исполнительного органа общей компетенции - Правительства Республики Казахстан. Согласно п.1 ст. 66 Конституции Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление. Каждый нижестоящий таможенный орган непосредственно подчинен по вертикали вышестоящим таможенным органам, которые в свою очередь направляют и контролируют деятельность нижестоящих таможенных органов. Создание и упразднение таможенных органов осуществляется Постановление Правительства Республики Казахстан.

Действующим законодательством таможенные органы включены в систему правоохранительных органов. Однако, статус таможенных органов как правоохранительных был непосредственно закреплен статьёй 8 Закона Республики Казахстан «О таможенном деле в республике Казахстан» 1995 года, ныне утратившего силу.

Действующий Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», содержит статью 15 именуемую «Правоохранительная деятельность таможенных органов», которая определят, что таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, налогов, производство по которым в соответствии с законодательством Республики Казахстан отнесено к ведению таможенных органов. Однако, прямо не называет эти органы правоохранительными.

Такой подход представляется оправданным. Как следует из преамбулы Закона РК «О правоохранительной службе» действие его направлено на регулирование общественных отношений, связанных с поступлением на правоохранительную службу Республики Казахстан, ее прохождением и прекращением, а также определяет правовое положение (статус), материальное обеспечение и социальную защиту сотрудников правоохранительных органов Республики Казахстан. В тоже время Кодекс РК «О таможенном деле в Республике Казахстан», являющийся отраслевым нормативным правовым актом в сфере таможенного дела, определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в Республике Казахстан и направлен на защиту суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, активизацию связей казахстанской экономики в системе мировых экономических отношений и либерализацию внешнеэкономической деятельности.

На наш взгляд, справедливо мнение о том, что комплексный характер таможенного дела предопределяет наличие в нем неоднородных элементов, в т.ч. правоохранительных, и соответствующую деятельность таможенных органов.

В частности, правоохранительный характер деятельности таможенных органов обусловлен их соответствующими основными задачами, регламентированными статьей 8 Кодекс РК «О таможенном деле в Республике Казахстан»:

- обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу таможенного союза;

- обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу таможенного союза валюты государств-членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

Однако, правоохранительная деятельность не является основной в деятельности таможенных органов, в этом и заключается отличительная их особенность как органов правоохранительных.

На таможенные органы возложена обязанность по выполнению определенных функций, они наделены государственно-властными полномочиями, которые реализуются ими в установленных для них правовых формах. Комитет таможенного контроля МФ по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке издает правовые акты индивидуального применения, оформляемые приказами председателя Комитета. Являясь ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, которое входит в систему органов исполнительной власти, таможенные органы осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, публично-правовой характер которой предопределен конституционными нормами.

Под формой управления в административном праве понимается внешнее проявление (документ) не только деятельности, но и результата управления. Различают правовые и неправовые формы. Конкретные формы управленческой деятельности связаны с формами государственной деятельности. Можно отметить, что правовые формы управления тесно связаны с назначением вида деятельности (правоисполнительной, правоприменительной и правоохранительной).

Следует отметить, что весьма специфическую роль в правоприменении играют таможенные органы, выступая как органы исполнительной власти. Дело в том, что исполнительная власть выражается не только в правоприменении, но и в таком важном качестве, как правотворчество.

Иными словами, как указывает В.А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие - охраняет эти права от нарушителей, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий реализации прав и свобод -сфера деятельности исполнительной власти». К такому же мнению склоняются и другие ученые, отмечая, что «субъекты, осуществляющие правоприменительную деятельность, как правило, реализуют и другие правовые функции - правотворческую, правоохранительную... например, органы внутренних дел свои задачи выполняют в основном в форме исполнения, хотя и правоприменение занимает здесь значительную роль».

Учитывая изложенное, представляется необходимым выделить специфические черты правоприменительной деятельности таможенных органов.

Во-первых, правоприменительная деятельность таможенных органов отличается субъектным составом правоприменения. Субъектами этой деятельности являются специально уполномоченные органы и должностные лица, к которым прежде всего относятся руководители таможенных органов и их заместители, (должностные лица центрального аппарата КТК МФ РК, территориальных подразделений КТК МФ РК, таможен и таможенных постов, уполномоченные проводить дознание, оперативно-розыскную деятельность, а также составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и проводить административное расследование).

Во-вторых, правоприменительная деятельность носит государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению соответствующего органа, который выступает от имени государства, и, при необходимости, обеспечиваются принудительной силой государства. Отмечается повышенная социальная значимость правоприменительной деятельности по сравнению с другими формами реализации права (соблюдения, исполнения, использования), поскольку

выражается в удовлетворении не личных потребностей правоприменителя, а потребностей и интересов всего общества.

В-третьих, происходит такая деятельность на основе соответствующих норм права. В сфере таможенного дела применяются: Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» и принятые в соответствии с ним законы; указы Президента РК, постановления и распоряжения Правительства РК; нормативные правовые акты органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела; а также иные правовые акты, регулирующие правоприменительную деятельность таможенных органов.

В-четвертых, правоприменительная деятельность таможенных органов осуществляется в строго установленных нормативно-правовыми актами формах и процедурах. Как отмечает С.С. Алексеев: «В условиях режима законности применение права облекается в процедурно-процессуальные формы, которые обеспечивают достижение истины при реализации юридических норм, охрану прав заинтересованных лиц, защиту от возможных правонарушений».

В-пятых, применение права — своеобразная управленческая деятельность, выполняющая строго специализированные задачи. При этом правоприменительный акт следует понимать в нескольких смыслах: как «решение юридического дела» (это понятие охватывает завершающее правоприменительное действие), как «индивидуальное государственно-властное предписание» (указывает на результат правоприменения), как «акт применения» (выражает результат решения юридического дела, то есть в смысле формы: акт-документ).

В-шестых, следует отметить, что специфичность правоприменительной деятельности таможенных органов заключается в наличии следующих стадий (этапов): установления и оценки фактических обстоятельств дела; поиска и выбора соответствующей нормы права, дающей основание применить ее к данной ситуации; толкования нормы посредством уяснения ее смысла и содержания; принятие по делу решения, индивидуального акта; исполнение акта применения нормы права.

Все перечисленные особенности характеризуют правоприменительную деятельность как деятельность, служащую одной из гарантий обеспечения законности, гарантированности прав и законных интересов участников

внешнеэкономической деятельности, обоснованности и эффективности принимаемых таможенными органами решений.

Как уже отмечалось выше, основной объем правоприменительной деятельности таможенных органов Республики Казахстан приходится на осуществление полномочий в сфере административной юрисдикции.

Со времен советского периода в юридической литературе понятиям «юрисдикция» и «административная юрисдикция» всегда уделялось пристальное внимание. Литература:

1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981, С. 337.

2. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982. С. 84.

3. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть // Советское государство и право. 1990. №2. С. 47.

4. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М, 2000. С. 349.

5. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. - М.: издательство НОРМА, 2001. С.82.

6. Теория государства и права / Под ред. Бабаева В.К. М., 2001. С. 452.

7. Некрасов В.А., Джандарбеков И.А. Основы таможенного дела в Республике Казахстан: Учебник. Астана. 2002.

8. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2002. С. 29.

9. Таранов А.А. Административное право Республики Казахстан. Академический курс. - 2-е изд., перераб. и. доп. - Алматы: «Издательство «Норма-К», 2003. С. 72.

10.Гречкина О.В. Административное производство по делам о нарушении таможенных правил: Дисс... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2005. - С. 34.

11.Алибеков С. Т. Таможенное право Республики Казахстан.— Алматы: Нур-пресс,

2006.

12.Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Поспект, 2008. С. 526, 548

13. Таможенное право в Республике Казахстан (Общая и Особенная части). Алибеков С.Т. - Алматы: 2013.

14. Положение о Комитете таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан. Утверждено приказом Министра финансов Республики Казахстан от «24» апреля 2008 года № 200.

15. Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-ГУ «О правоохранительной службе».

16. «О таможенном деле в Республике Казахстан» Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-ГУ, "Казахстанская правда" от 02.07.2010 г., № 169170 (26230-26231); 03.07.2010 г., № 171-173 (26232-26234).

17. Указ Президента Республики Казахстан от 22 января 1999 года № 6 «О структуре Правительства Республики Казахстан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.