Научная статья на тему 'Характеристика основных проблем предприятий кинопоказа в Российской Федерации'

Характеристика основных проблем предприятий кинопоказа в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
933
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОИНДУСТРИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ КИНОПОКАЗА / КАССОВЫЕ ФИЛЬМЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КИНОТЕАТРЫ / CINEMA INDUSTRY / ENTERPRISES OF FILM SCREENING / BOX-OFFICE HITS / STATE CINEMA THEATERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивонинский А. Н.

В статье рассмотрены условия развития предприятий кинопоказа в Российской Федерации. Проанализированы основные общественно значимые функции таких предприятий. Представлены результаты проведенного автором исследования, характеризующего динамику посещения кинотеатров населением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Description of the major problems film screening enterprises in the Russian Federation (Russia, St. Petersburg)

The article describes enterprises of film screening in the Russian Federation, analyzes the major conditions for their development and their socially significant functions. The author establishes his conclusions on the research data related to the dynamics of visits to cinema theaters

Текст научной работы на тему «Характеристика основных проблем предприятий кинопоказа в Российской Федерации»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

деятельности; расширение и обеспечение информированности населения о деятельности НКО; обеспечение прозрачности, информационной открытости и общественной оценки приоритетов, конкурентных механизмов и результатов государственной системы поддержи НКО.

Государственная поддержка НКО в сфере услуг социальной защиты должна основываться на следующих принципах:

• приоритет повышения качества жизни общества путем расширения номенклатуры, увеличения объемов, повышения качества и доступности услуг социальной защиты;

• недопущение разрушения государственной системы социальной защиты;

• предоставление государственной поддержки НКО сферы социальной защиты на условиях конкурсного отбора;

• равная доступность государственной поддержки для всех НКО;

• ориентация на обеспечение частичного самофинансирования:

• общественная эффективность деятельности НКО;

• предпочтение НКО, ведущих различные виды деятельности (не только выполнение государственных функций);

• гарантии для НКО законодательной инициативы;

• комплексность и системность государственной поддержки НКО;

• информационная открытость процесса поддержки НКО;

• формирование системы сотрудничества между различными участниками сферы услуг социальной защиты;

• применение интегрированного подхода, позволяющего стратегически связать направления, программы и проекты государственной поддержки НКО;

• дополнительность (недопустимость превышения бюджетного финансирования сферы социальной защиты над частным);

• гибкость (возможность оперативно реагировать на изменения);

• направленность на решение наиболее острых задач сферы услуг социальной защиты.

В силу особой общественной значимости социальных услуг, упразднение государственной системы их представления невозможно, однако, привлечение НКО к процессу оказания услуг при разумном регулировании и обязательной регламентации способно увеличить социально-экономический эффект социальной политики.

В заключение отметим, что либерализация сферы услуг социальной защиты путём привлечения негосударственных организаций может стать перспективным направлением государственной социальной политики.

Литература

1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // http://base.garant.ru/104232/ Дата обращения 01.03.2014

2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (действующая редакция от 01.09.2013) // http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/ Дата обращения: 01.03.2014

3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // http://docs.cntd.ru/document/902130343 Дата обращения: 01.03.2014

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р «Об одобрении Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» //http://docs.cntd.ru/document/902169102 Дата обращения: 01.03.2014.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ КИНОПОКАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Н. Ивонинский,

аспирант кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем Санкт-Петербургского государственного экономического университета

nn konst@mail.ru

В статье рассмотрены условия развития предприятий кинопоказа в Российской Федерации. Проанализированы основные общественно значимые функции таких предприятий. Представлены результаты проведенного автором исследования, характеризующего динамику посещения кинотеатров населением.

Ключевые слова: киноиндустрия, предприятия кинопоказа, кассовые фильмы, государственные кинотеатры.

УДК 336.6

Предприятия кинопоказа являются неотъемлемым компонентом сферы услуг, обеспечивая формирование ценностных ориентаций у населения и развитие культурного общественного потенциала. Такие предприятия — это посредник между производителями и потребителями услуг киноиндустрии.

В России сегодня можно встретить различные виды таких предприятий. По форме собственности можно выделить государственные, муниципальные и коммерческие.

Такие предприятия могут быть представлены как отдельными кинотеатрами, так и сетями федерального, регионального или муниципального уровня.

В зависимости от количества кинозалов выделяют кинотеатры однозальные, миниплексы (2-7 залов) и мультиплексы (8 и более залов).

Можно также дифференцировать предприятия кинопоказа по месту их дислокации: городские кинотеатры, сельские киноустановки, автокинотеатры.

Важно, что с помощью предприятий кинопоказа, как субъектов культурной сферы, реализуются общественно значимые функции кинематографа как формы культурной деятельности и как вида искусства. Рассмотрим эти функции подробнее:

1. Образовательно-воспитательная функция — формирование личности путем освоения языка, знаний, символов, ценностей, через приобщение к культурному наследию; продукция киноиндустрии развивает творческие способности, эрудицию, нравственность и другие необходимые человеческие качества;

2. Интегративная и дезинтегративная функции — просмотр кинофильмов может с одной стороны способствовать интегра-

238

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

ции людей, их сплочению, тем самым обеспечивая целостность общества (исторические, патриотические фильмы). Но с другой стороны, одновременно, возможно возникновение и культурных конфликтов, вызванных противопоставлением одной субкультуры другой;

3. Регулирующая функция — при просмотре кинофильмов формируются нормы, идеалы, которые формируют и регулируют поведение человека, определяются рамки поступков и действий человека в различных ситуациях, социальных группах. Особенно актуальна данная функция в условиях, когда снижается количество активно читающих, посещающих театры, когда кино для многих людей становится основным источником приобретения культурных ценностей;

4. Функция трансляции социального опыта (функция преемственности, или информационная) — качественная кинопродукция может сосредотачивать в себе культурное богатство и опыт, накопленные людьми;

5. Гносеологическая функция — в кино, как части общей культуры, могут концентрироваться знания различного характера о мире, о стране, что создает крайне благоприятные возможности для познания. Действительно, сегодня для многих граждан просмотр кино — это один из основных способов познания, изучения истории, культуры и т.д.;

6. Социально-ориентированная функция — создание условий доступности услуг кинопоказа для различных категорий граждан. В рамках данной функции, осуществляется, например, организация бесплатных и льготных сеансов для пенсионеров, детей, многодетных семей и т.д. Сюда же можно отнести развитие сети передвижных киноустановок в сельской местности. Важным также является создание специализированных предприятий, например, детских кинотеатров;

7. Функция продвижения — направлена на поддержку талантов, инициатив в кинематографии посредством проведения кинофестивалей, показа фильмов молодых режиссеров т.д.

Для выполнения рассмотренных функций главным условием является жесткий отбор предприятиями кинопоказа качественной продукции. Как показывает опыт, сегодня основной спрос существует на ярко выраженные коммерческие проекты с агрессивной рекламной кампанией (табл.1).

Таблица 1

Самые кассовые фильмы 2012 и 2013 годов в России (по данным сайта http://www.kino-teatr.ru)

сборы недели

2012

1. Ледниковый период 4: Континентальный дрейф $52 544 656 13

2. Мадагаскар 3 $49 068 640 7

3. Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2 $44 085 698 5

4. Мстители $39 769 096 8

5. Люди в черном 3 $35 014 169 6

6. Джон Картер $33 781 074 4

7. Шерлок Холмс: Игра теней $27 877 849 4

8. Хоббит: Нежданное путешествие $26 690 802 2

9. 007: Координаты «Скайфолл» $24 692 032 5

10. Иван Царевич и Серый Волк $24 553 042 4

2013

1. Сталинград $50 460 806 6

2. Железный человек 3 $43 710 917 5

3. Хоббит: Нежданное путешествие $43 397 087 4

4. Гадкий я — 2 $35 537 298 9

5. Тор 2: Царство тьмы $34 939 227 5

6. Форсаж 6 $32 572 119 4

7. Три богатыря. На дальних берегах $30 355 966 4

8. Жизнь Пи $30 065 994 5

9. Хоббит: Пустошь Смауга $29 390 181 2

10. Легенда №17 $29 273 644 7

Как видно из табл.1, постепенно интерес российского зрителя обращается к патриотическим, историческим фильмам, к

фильмам, имеющим интеллектуальную направленность. Так, если еще несколько лет назад фильмы, снятые по классическим детективам практически не пользовались спросом, то сегодня можно отметить некоторые изменения.

Сегодня ощущается заметный рост рынка кинопоказа, однако, он имеет ряд особенностей:

1. Неравномерность размещения предприятий кинопоказа. Так, 90% таких предприятий размещены на территориях, на которых проживает менее половины населения страны;

2. Размещение предприятий кинопоказа преимущественно на территориях крупных (более 100 000 нас.) городов;

3. Отсутствие целевой ориентированности предприятий кинопоказа (например, кинотеатры для детей, кинотеатры для просмотра авторского кино и т.д.);

4. Коммерциализация отрасли, которая проявляется, как в постепенном исчезновении государственных (муниципальных) предприятий кинопоказа, так и в отсутствии внимания к «некоммерческому» кино (документальному, авторскому);

5. Высокая стоимость билетов (так, в Санкт-Петербурге средняя стоимость билета составляет от 200 до 300 рублей. Для примера в США, где уровень доходов значительно выше, средняя цена билета составляет $8.38);

6. Практически не отмечается проведения кинопоказов по социально ориентированным ценам или на бесплатной основе для отдельных категорий граждан.

Автором был проведен опрос 200 чел в четырех субъектах СЗФО (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Псковская область, Новгородская область), в котором реципиентам были заданы следующие вопросы:

1. Посещали ли Вы за последние 6 месяцев предприятия кинопоказа.

2. Если посещали, то сколько раз?

3. Если не посещали, то назовите причину.

В результате опроса было выявлено, что только 53 человека (26,5%) посетили кинотеатры за последние полгода, из них 23 человека более 3 раз. Причем, большая часть из них проживает в г. Санкт-Петербург. Причины непосещения представлены на рис. 1.

Иные

Отсутствие ПРИЧИНЫ

КЕНотеатров

29%

Рис. 1. Основные причины непосещения населением кинотеатров в России

Решить эти проблемы способна сеть государственных (муниципальных) предприятий кинопоказа, которых сегодня становится все меньше и меньше.

В качестве примера можно привести государственное бюджетное учреждение культуры (ГБУК) «Московское кино», являющееся кинопрокатной организацией, обладающей исключительным культурно-просветительским потенциалом, в состав которой входит 22 кинотеатра на территории Москвы, двенадцать из которых осуществляют кинопоказ.

ГБУК «Московское кино» ежегодно проводит различные благотворительные кинофестивали, выполняет социальные

239

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

городские программы, продвигает отечественные фильмы, проводит премьеры на льготных условиях. В кинотеатрах проводится активная льготная ценовая политика и делается акцент на семейный досуг.

Другой пример — в Санкт-Петербурге действует государственное бюджетное учреждение культуры СПб ГБУК «Петер-бург-кино», являющееся единственным государственным бюджетным учреждением культуры, которое оказывает комплекс услуг по кинообслуживанию населения города. В сеть государственных кинотеатров входят «Аврора» (Петергоф), «Восход», «Дружба», «Заневский», «Уран», «Фильмофонд».

СПб ГБУК «Петербург-кино» ставит своей целью:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— предоставление равноценных с коммерческими кинотеатрами киноуслуг малообеспеченным слоями населения по доступным льготным ценам;

— показ и прокат лучших образцов отечественного и зарубежного киноискусства, фильмов получивших общественный резонанс.

Цены на билеты в этих предприятиях кинопоказа составляют 100-150 рублей (льготные — 70, детские — 50).

Примеры городов федерального значения являются скорее исключением. Как правило, в большинстве субъектов РФ государственные (муниципальные) предприятия кинопоказа либо отсутствуют, либо находятся в кризисном состоянии ввиду недостаточности бюджетного финансирования. Можно отметить такие проблемы как:

— полное отсутствие кинопоказа в отдельных населенных пунктах;

— отсталость материально-технической базы;

— низкий уровень сервиса в государственных (муниципальных) кинотеатрах.

Не имеет смысла спорить с тем, что в сельских поселениях и городах с населением менее 100 тыс. человек организовывать кинопоказ можно только при условии бюджетного финансирования, поскольку для частных предприятий кинопоказа такие территории не могут представлять коммерческий интерес. Но ясно также, что выделение средств на строительство и модернизацию рассматриваемой сферы является затруднительным для большинства регионов.

По мнению автора, наиболее перспективным способом решения проблем является внедрение механизмов взаимовыгодного сотрудничества между органами власти и частными предприятиями кинопоказа. Причем, к совместным проектам можно привлекать как крупные сети кинотеатров, так и представителей малого бизнеса.

В России реализуются некоторые меры поддержки в киноиндустрии. Но они, как правило, касаются кинопроизводства (например, законодательное введение понятия «Национальный фильм») и защиты от пиратства. Проекты партнерства государства и предприятий кинопоказа в нашей стране отсутствуют. Пожалуй, единственным исключением можно назвать ст. 9 федерального закона № 126-ФЗ «Государственное финансирование проката национального фильма», в которой говорится, что «Федеральный орган исполнительной власти в области

кинематографии принимает решение о выделении прокатчику средств на прокат (печать копий, субтитрирование, рекламу и иное) национального фильма, предназначенного для показа на территории Российской Федерации, в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на соответствующий финансовый год» [1].

В заключение отметим, что по данным исследований, проведенных в разных странах, основными посетителями кинотеатров являются молодые люди (рис. 2). Причем, более половины опрошенных ходят в кино не реже двух раз в месяц. Таким образом, рассмотренные социально-культурные функции имеют особое значение. Интересным является то, что на частоту посещений не влияет социальный статус молодого человека.

1 Зрители в возрасте от 15-24 лет

Рис. 2. Возрастная характеристика зрительской аудитории предприятий кинопоказа в некоторых странах в 2013 г. (в %)

Выявлено, что посещение кинотеатров молодыми людьми происходит не только с целью посмотреть фильм, но и пообщаться, провести время с друзьями. То есть, в некотором роде, здесь можно говорить о предприятиях кинопоказа, как об одном из механизмов социализации молодежи.

Безусловно, отрасль кинопоказа является очень прибыльной, достаточно быстро окупаемой. Но нельзя забывать о социальной направленности киноиндустрии, в которой такие предприятия являются звеном между производителями и потребителями. Поэтому реформирование данной отрасли должно предполагать не только материально-техническую модернизацию, но и создание условий доступности кинопродукции для всего населения, в соответствии с доходами и потребностями.

Литература

1. Федеральный Закон РФ от 22 августа 1996 года №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156892/

2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2009 № 1587 «О реорганизации и изменении цели и предмета деятельности Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Петербург-кино»« http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=95525

3. Волынова Т.С. Социально-экономические особенности развития инфраструктуры кинопоказа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2012. — №8(16) (www.sisp.nkras.ru)

4. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России — М.: Аспект Пресс, 2009.

5. Российская кинематография 2006: Информационно-аналитический бюллетень / Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Российское агентство «Информкино». — М., 2009.

6. http://www.kino-teatr.ru

240

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.