Научная статья на тему 'Характеристика модели социальных иллюзий'

Характеристика модели социальных иллюзий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шукшина Людмила Викторовна

В статье анализируются составляющие модели социальных иллюзий. Дается характеристика когнитивного, эмоционального, волевого компонентов. Автор подчеркивает, что когнитивный компонент отражает деятельность человеческого разума по осмыслению бытия через иррациональное знание. Эмоциональный компонент выступает как совокупная характеристика переживаемых человеком эмоций и чувств. Волевой компонент обеспечивает возможность индивида саморазвиваться в соответствии с его стремлениями, потребностями и ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика модели социальных иллюзий»

б. Прохоров А. О. К проблеме измененных состояний созиания / А. О. Прохоров, В. Д. Ко-лушева // Психология психических состояний : сб. ст. / под ред. А. О. Прохорова. — Казань,

2006. - Вып. 6. - С. 97-108. Поступила 23.03.10.

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ

Л. В. Шукшина

В статье анализируются составляющие модели социальных иллюзий. Дается характеристика когнитивного, эмоционального, волевого компонентов. Автор подчеркивает, что когнитивный компонент отражает деятельность человеческого разума по осмыслению бытия через иррациональное знание. Эмоциональный компонент выступает как совокупная характеристика переживаемых человеком эмоций и чувств. Волевой компонент обеспечивает возможность индивида саморазвиваться в соответствии с его стремлениями, потребностями и ценностями.

Проведен анализ научной литературы и рассмотрено множество подходов в интерпретации социальных иллюзий. Данная ситуация вызвана целым рядом обстоятельств, среди которых, на наш взгляд, можно выделить как сложность самого феномена, так и фактор того, что на современном этапе развития науки отсутствуют объективные методы исследования данного феномена, а также анализ многообразия его проявлений и составляющих. Это говорит о том, что социальные иллюзии как социально-психологи-ческий феномен требуют дальнейшего теоретического осмысления, на что указывает обилие определений.

Проблема изучения социальных иллюзий осложняется отсутствием научной теории, потребность в которой не просто очевидна, а жизненно необходима с целью адекватного понимания сущности данного феномена и рассмотрения его оснований и составляющих. Поэтому одним из первых шагов на пути решения данной проблемы должно быть построение теоретической модели социальных иллюзий на основе принципа преемственности и с учетом достижений научной мысли. Данная теоретическая модель должна обосновать и проинтерпретировать как можно более широкий круг явлений, а также содержать указание на способы получения знаний об исследуемом феномене.

Принцип преемственности знаний с целью получения достоверных сведений о со-

циальных иллюзиях в единую систему представлений кажется обоснованным и актуальным, так как историко-философский анализ данного феномена показал, что уже в древней философии сложились истоки к пониманию данного феномена, а идея необходимости познания социальных иллюзий была основным мотивом в исследованиях многих ученых. Было бы большой ошибкой отбросить те оригинальные идеи, которые помогают нам осмыслить, понять и объяснить феномен социальных иллюзий. Социальные иллюзии — это не только философская категория, но и категория психологическая. Поэтому мы полагаем, что не только основные положения философских, но и психологических школ и направлений должны являться той базой, на которую необходимо опираться при исследовании феномена социальных иллюзий. Принцип преемственности не исключает, а наоборот, делает еще более важным определение тех философских оснований, которые в свою очередь являются важнейшим условием для создания теоретической модели социальных иллюзий.

Основными методологическими положениями в исследовании социальных иллюзий являются следующие:

— социальные иллюзии являются особой формой отражения объективного мира, его специфики и особенностей и выступают дополнительным средством ориентации и взаимодействия с ним индивида;

© Л. В. Шукшина, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | >6 2

— содержание социальных иллюзий тесно связано с социумом, личностными особенностями индивида, его практической деятельностью, связь эта неразрывна;

— в одних случаях социальные иллюзии тормозят развитие социума и индивида, в других выступают как экзистенциальная ценность и необходимый элемент развития;

— человек обладает двойственной материально-идеальной природой. Материальное и идеальное выступают как две единые стороны бытия. Идеальное выступает в определенном предметно-символическом виде;

— познать реальность, истину, используя только рациональные способы и методы, невозможно. Социальные иллюзии иррациональны по своей природе, позволяют познать и приспособиться к окружающему миру и социуму;

— структуры иллюзорного мировосприятия индивида и общества обладают сходством и включают в себя потребности, интересы, ценности;

— социальные иллюзии как экзистенциальная ценность отражают условия бытия ч^ ловека и его общественную природу.

Наибольшую актуальность для нашего исследования представляют положения о роли обыденного сознания в формировании социальных иллюзий, о влиянии социокультурных оснований на их развитие, о роли бессознательного и архетипов в иллюзорном мировосприятии.

Мы придерживаемся принципа междисциплинарного подхода к определению социальных иллюзий, который схематично можно представить следующим образом:

При определении социальных иллюзий мы считаем необходимым исходить из наиболее общего понимания, которое имеет место в указанных отраслях знания. Социальные иллюзии в философии рассматриваются как ложные представления на проблемы социума, социальные явления, объекты и индивиды.

В лингвистике социальные иллюзии рассматриваются как понятия, закрепленные в словарях и отражающие социальные представления о социальных иллюзиях.

В психологии социальные иллюзии — это наличие особых познавательных потребностей, личностных особенностей (ценностей, установок, эмоций), при помощи которых человек уходит от реальности с целью поиска смысла жизни, собственного существования, нахождения выхода из трудной для него ситуации.

Для понимания сущности социальных иллюзий нам представляется чрезвычайно важным уточнить, в применении к какому кругу явлений их следует отнести. Социальные иллюзии как психологическое явление отражают внутренний мир человека, внешне не наблюдаемый, но обеспечивающий познание сложных вопросов социальной действительности и самого себя. Поэтому, на Наш взгляд, наиболее целесообразным употребление термина социальные иллюзии будет в едином социально-психологическом аспекте, так как на возникновение социальных иллюзий, особенности их развития и протекание, технологии конструирования и в целом на их пространство огромное влияние отводится социуму. Поэтому мы считаем правомерным представить следующие составляющие модели социальных иллюзий:

— как выражение сущности человека, отличающее его от других живых существ, которые обладают психикой, и являющийся качественной, специфической человеческой характеристикой; как категории человеческой деятельности;

— как социально-психологическое качество субъекта, связанное, во-первых, с уходом от реальности с целью обеспечения защиты собственной психики или психики других людей, во-вторых, в связи с непониманием подлинной сути социального явления или процесса;

— как специфический, целенаправленный вид активности, побуждаемый потребностями (само)совершенствования, (самопознания и (само)развития социума или индивида;

— как состояние, переживаемое субъектом в связи с осмыслением, переживанием категорий бытия, нравственности;

— как материально-выраженный продукт деятельности, активности человека, оказывающий большое внимание на личностное, индивидуальное развитие и являющийся результатом творческого начала в человеке;

— как экзистенциальная ценность.

На основании этого мы предлагаем модель социальных иллюзий, которую схематично можно представить следующим образом:

Серия «Психологические науки»

97

Первая составляющая модели социальных иллюзий — это выражение сущности человека и принципы его жизнедеятельности, посредством которых отражается особый способ существования субъекта, выража-I ющийся во внутренней, органической связи его с человеческой культурой, Бытием, социумом. Это своего рода собственный образ Бытия человека (у каждого он свой) в соответствии со своими установками, ценностями, реалиями.

Вторая составляющая модели социальных иллюзий — это психическое качество личности, проявляющееся в стремлении индивида посредством иллюзий различного класса или через иллюзии идти к саморазвитию и самоактуализации. Будучи специфическим человеческим качеством, иллюзии позволяют представить, предположить, предопределить содержание тех событий, явлений, процессов, чувств, наделить их собственными смыслами и стремиться к ним. Подобная активность позволяет субъекту развить свою внутреннюю реальность, выстроить про-\ странство своей души, приблизиться к тем | качествам, которые бы позволяли свободно и в соответствии с потребностями направлять свои усилия по поиску смысла собственной жизни и самоактуализации. И в этом случае социальные иллюзии выступают как процесс познания человеком своей человеческой сущности, сущности социума как осознания того, что и через ложное представление действительности или другого индивида происходит открытие субъективной реальности, Бытия.

Третья составляющая модели социальных иллюзий — это специфический вид активности субъекта, связанный с освоением и познанием тех образцов, норм, культурных ценностей, которые близки человеку в контексте собственной жизни и в применении к себе. Социальные иллюзии в этом случае выступают как своеобразное отражение того,

Поступила 19.04.11.

к чему человек стремится и чего он желает достичь. Этот вид активности приводит к образованию своеобразного продукта человеческого ума, желаемого образа окружающего мира, предмета размышлений человека о проблемах, ценностях, традициях, идеях, принципах.

Мы полагаем, что другой важной составляющей модели социальных иллюзий является состояние индивида, переживающего социальные иллюзии. Это то состояние, в котором находится человек и которое помогает ему выработать собственное отношение к бытию, миру, событиям, другим людям. В основе этого состояния лежит познание, которое, с одной стороны, выступает как движущая сила развития, а с другой — как активность, направленная на стремление совершенствовать мир вокруг себя и свою личность. Иллюзия в этом случае есть состояние человека, которое помогает ему защитить себя, свой внутренний мир; это то состояние, которое способно вести личность к развитию и совершенствованию.

Социальные иллюзии побуждают индивида соответствовать идеалу, стремиться к нему, искать смысл собственной жизни, стараться реализовать себя в соответствии с этим смыслом. Через иллюзии человек стремится стать тем, кем он желает стать в реальной жизни. Несмотря на распространенный тезис о том, что социальные иллюзии тормозят развитие, они являются важным фактором развития в социальном и личностном аспектах. В основе большинства социальных иллюзий лежит переживание человеком индивидуальных, собственных ценностей, которые могут касаться как личностных, так и социальных проблем и аспектов, и тогда социальные иллюзии можно считать активностью, при помощи которых человек стремится к достижению цели, осмыслению реальности и преобразованию социума и самого себя.

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.