И.С. Федотов,
кандидат юридических наук, доцент
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ЖЕРТВЫ ПРИ ДЕТОУБИЙСТВЕ
Особый интерес при рассмотрении обстоя -тельств, подлежащих доказыванию, по уголов-ным делам, связанным с детоубийством, вызы -вает характеристика личности жертвы. Надо сказать, что уголовный и уголовно -процессуальный законы не используют термин «человек», а оперирует термином «личность», поэтому ранее и в дальнейшем мы употребля -ем данный термин, включая в него и свойства человека как индивида, и свойства, присущие личности.
Правоохранительная практика сложилась та -ким образом, что после того, как преступление совершено, внимание государства в лице право -охранительных органов сосредоточивается на преступнике, а о жертве преступления забыва -ют. Все оперативно -розыскные и следственные силы и средства направлены на то, чтобы раскрыть преступление, привлечь виновного к ответственности [1]. Но ведь основными участни -ками преступления являются две «фигуры»: не только преступник, но и его жертва — потер -певший от преступления. Нельзя не учитывать, что существуют отношения «преступник — жертва» и они так или иначе связаны с совершением преступления. По мнению В.Г. Кваши -са, исследуя преступления, важно осуществить и виктимологический анализ [2].
Особую значимость в криминалистической методике расследования детоубийств имеет характеристика личности потерпевшего — жертвы. Ребенок со своими личными качествами, которые обусловливают его поведение, является активным элементом криминальных ситуаций. Кроме того, данные о тех или иных его свойствах могут использоваться при опре -делении круга лиц, среди которых следует ис-кать преступника. Наличие той или иной связи между потерпевшим и преступником, как пра -вильно подчеркивает Г .Н. Мудьюгин, опреде -ляет возможный способ совершения преступ-ления, недоступный для лиц, в такой связи с потерпевшим не состоящих [3].
Современная криминалистика призвана за -ниматься изучением жертв преступлений, свойств и качеств их действий до, во время и после совершения преступления, а также вы -яснением их роли в механизме преступления.
«Жертва преступления» — понятие более ши -рокое, чем понятие « потерпевший от преступ -ления» [4]. В рамках проводимого нами иссле -дования под жертвой преступления понимается ребенок, не достигший возраста 14 лет, ко -торый в связи с данным обстоятельством не в состоянии самостоятельно принимать меры к самосохранению и самообеспечению.
В силу сказанного следует выделить типоло -гию жертв детоубийства в зависимости от возраста ребенка.
1. Новорожденные. В рамках нашего ис -следования таковыми являются дети в возрасте до четырех недель. Данный тип детей является наиболее не защищенным как с точки зрения права (уголовного), так и с позиции кримина -листической науки, несмотря на все предло-женные в последнее время методические реко -мендации. Такой вывод следует из опыта пра -воохранительной деятельности и анализа эм -пирического материала, который свидетельствует о том, что любая забеременевшая женщи -на, решившая впоследствии убить ребенка, в состоянии скрыть свою беременность и в по -следующем осуществить преступный замысел, при этом оставив минимум следов, позволяю -щих установить ее и доказать вину.
Так, 20 августа 1998 г. в Промышленный РОВД г. Ставрополя поступило сообщение от гр. П. о том, что в 12 часов около контейнеров для мусора во дворе дома она обнаружила труп, как впоследствии было установлено, но -ворожденного ребенка. По данному факту бы -ло возбуждено уголовное дело. Однако в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий устано -вить лицо, совершившее преступление, не представилось возможным. В связи с чем уго -ловное дело было приостановлено [5].
2. Дети в возрасте от четырех недель до одного года. Совершение убийства в отноше-нии детей данного возраста и старше связано, как правило, с недостаточным жизненным опытом родителей, а также с тем, что этот ребенок у них первый. Преступный умысел фор -мируется не заранее, до родов, как при убийстве новорожденного, а по прошествии некото -рого промежутка времени, когда родителям
становится в тягость уделять столько времени ребенку, помимо того что уход за ним требует достаточно больших материальных затрат. Экономическая нестабильность семьи, устано-вившееся чувство бессонницы из -за постоян -ного недосыпания приводят к тому, что даже незначительный каприз ребенка, выразивший -ся в нежелании принимать пищу, нежелании спать, может вызвать психическую неуравно-вешенность родителя, следствием чего стано -вится убийство ребенка.
В селе Акбаш Нижнесергинского района Свердловской области задержан 21-летний гр.
Н. по подозрению в убийстве своего шестиме -сячного сына. Он, находясь в состоянии алко -гольного опьянения, кухонным ножом перере -зал мальчику горло, когда тот отказался при -нимать пищу [6].
3. Дети в возрасте от одного года до шести лет. Дети данной категории характеризу-ются тем, что они начинают ходить, учатся разговаривать, читать, им становится многое интересно. В виду указанных обстоятельств родителям приходится постоянно следить за тем, чтобы ребенок не упал, не играл с огнем, чтобы не сломал или не разбил какую-нибудь вещь в доме и т. д. Это в итоге приводит к то -му, что от детей начинают все прятать, закрывать, ограничивать в пользовании вещью. Однако если где -то ребенок нарушает установ -ленный для него запрет, то это может явиться причиной недовольства родителей или родственников , которые по просьбе родителей оста -лись смотреть за ребенком. В возникающих конфликтных ситуациях взрослые не находят ничего лучше, как наказать ребенка с помо-щью физической силы, что нередко в результа -те приводит к причинению смерти.
Так, в 1993 году в г. Георгиевске было возбуждено уголовное дело в отношении гр. М., 1970 года рождения. Она, находясь в состоянии алко -гольного опьянения, придавила матрацем пла-чущего 3-летнего сына, что впоследствии приве -ло к смерти ребенка [7].
4. Дети в возрасте от шести до четырна-дцати лет. Как правило, дети в данном воз -расте становятся жертвами, если они по каким -либо причинам являются бременем для пре-ступника, и убийство является средством уклонения от выполнения обязанностей по отношению к ним.
Обращает на себя внимание то обстоятель -ство, что родители или родственники, нанося -щие смертельные телесные повреждения детям данной возрастной группы, не чувствуют ви -ны, страха за содеянное. Проблема и в том, что, воздействуя силой на ребенка, родители часто сами ощущают себя жертвами либо сво -его ребенка, либо какого-то другого лица. В итоге можно сделать вывод, что основная
часть проявлений жестокости не умышленна, а связана с ощущением беспомощности родите -лей (в большей степени это относится к моло -дым родителям).
Официально признано, что насилие в отно-шении детей не зависит непосредственно от социального и экономического положения семьи, но, конечно, усугубляется им [8].
Среди множества факторов, которые могут повысить уровень напряженности в семье и привести к жестокости в отношении детей в возрасте от 6 до 14 лет, следует назвать разно -гласия в воспитании детей, половую распу-щенность, беременность, финансовые затруднения, отсутствие работы, необходимость в долговременной медицинской помощи, плохие жилищные условия и т.д.
В 1998 году в г. Ставрополе в квартире со следами удушения и целлофановым пакетом на голове был обнаружен труп восьмилетней де -вочки. Как в последующем было установлено в ходе проведения оперативно-розыскных меро-приятий и следственных действий, преступле -ние совершила мать, которая, находясь в со -стоянии психического расстройства, задушила свою дочь [9].
Для того чтобы фундаментально разобрать -ся в генезисе механизма детоубийства, рас -крыть его закономерности, а на основе этих закономерностей разработать тактические приемы проведения следственных действий, необходим комплексный анализ не только пе -речисленных в уголовном законе деяний пре -ступника, но и действий жертвы, осуществ-ляемых в процессе подготовки, непосредственного совершения детоубийства и сокрытия его последствий, повлиявших на выбор винов-ным способов и средств его совершения.
Исследования показали, что значительную роль в совершении детоубийств играют пове-денческие акты жертвы (ребенка). Так, в рас -сматриваемых преступлениях такая зависи -мость выступает наиболее ярко, потому что в механизме совершения данного преступного деяния большое значение приобретают психо -логические аспекты (эмоции детоубийцы, возрастающие до степени аффекта), так как воздействие ребенка — жертвы — воспринимается им сквозь призму личной значимости. Здесь на -помним, что около 90% преступлений рассматриваемого вида совершаются лицами, которые связаны с потерпевшим родственными или дру -гими близкими отношениями. Интересен и тот факт, что несколько чаще убивают девочек, чем мальчиков. На основании проведенного нами исследования оказалось, что только в 42% слу -чаях жертвами стали дети мужского пола, в 58% — женского. Однако эти показатели с учетом высокой латентности не отражают реальной картины действительности.
Не случайно данные криминологов расхо-дятся с официальной статистикой. По резуль -татам исследования, проведенного А. П. Дья -ченко, в период с 1990 по 1994 гг. около 3000 матерей убили своих новорожденных детей. За этот же период официально зарегистриро-вано 583 факта детоубийства. То есть количе -ство реально совершенных преступлений пре -высило статистические показатели примерно в 5 раз [10].
Символично, что по 47% изученных нами уголовных дел об убийствах новорожденных ни -кто не признавался по терпевшим. По другим уголовным делам при детоубийствах потерпевшими признавались близкие или дальние родственники . В итоге в большинстве случаев по де -лам, связанным с убийствами новорожденных, потерпевшего, как правило, не оказывается.
Исходя из вышеизложенного, можно сде-лать вывод о том, что типичная информация о личности жертвы при детоубийстве имеет важное криминалистическое значение для частной методики расследования детоубийств. Такая информация при установлении следов детоубийства позволяет сузить круг лиц, среди которых могут находиться преступники, вы -двинуть версии о мотиве и цели преступления, о способе совершения и сокрытия преступле-ния, о месте нахождения интересующих объек-то в и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абельцев С. Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия / С.Н. Абель -цев.— М., 2000.— С. 167.
2. Квашис В. Г. Основы виктимологии: проблемы защиты прав потерпевших от преступле -ний / В.Г. Квашис.— М., 1999.— С.7.
3. Мудьюгин Г. Н. Расследование убийств по делам, возбужденным в связи с исчезновением потерпевшего / Г.Н. Мудьюгин. — М., 1967.— С. 8, 9.
4. Элькинд П. С. Виктимологический аспект охраны прав личности в уголовном судопроизводстве / П. С. Элькинд // Проблемы уголовного статуса личности в уголовном процессе. — Са -ратов, 1981. — С.90,91.
5. Архив прокуратуры Промышленного района г. Ставрополя. Уголовное дело №63120.
6. Мама! Папа! Не убивайте меня, пожалуйста!.. // Вне закона. — 1998.— №5 (42).— С.22.
7. Архив Ставропольского краевого суда. Уголовное дело №50106.
8. Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщине и детям // Се -мья в России. — 1996. — №2. — С. 89.
9. Архив Ставропольского краевого суда. Уголовное дело №63057.
10. Кургузкина Е. Б. Убийство матерью новорожденного: природа, причины предупреждение / Е.Б. Кургузкина.— Воронеж, 1999.— С.39.