Научная статья на тему 'Характеристика культурно-профессиональной деятельности современного учителя'

Характеристика культурно-профессиональной деятельности современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / РОЛЬ УЧИТЕЛЯ / СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискунова Елена Витальевна

Современные условия диктуют настоятельную необходимость реализации субъектного подхода в обучении, обеспечения безусловного права каждого ребенка активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. В школе должны стать приоритетными три новых «предмета»: как эффективно учиться, как думать и принимать решения, как стать самостоятельно действующим менеджером своего будущего. Действительно, молодое поколение вступает в мир стремительных изменений во всех сферах жизни: научной и технологической, политической, экономической, социальной и культурной. Становление общества знания, обучающегося общества существенно меняет статус образования. Изменяется и роль учителя: от трансляции знаний и способов деятельности он переходит к совместному проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, к педагогической поддержке и сопровождению продвижения школьников по индивидуальному образовательному маршруту. Содержание статьи базируется на данных официальной отечественной статистики, международной статистики об образовании, оперативной информации Министерства образования и науки РФ, оперативной информации Комитета по образованию Санкт-Петербурга, а также на результатах исследований Центра социологии образования РАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика культурно-профессиональной деятельности современного учителя»

Е. В. Пискунова,

профессор кафедры педагогики

ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Современные условия диктуют настоятельную необходимость реализации субъектного подхода в обучении, обеспечения безусловного права каждого ребенка активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. В школе должны стать приоритетными три новых «предмета»: как эффективно учиться, как думать и принимать решения, как стать самостоятельно действующим менеджером своего будущего. Действительно, молодое поколение вступает в мир стремительных изменений во всех сферах жизни: научной и технологической, политической, экономической, социальной и культурной. Становление общества знания, обучающегося общества существенно меняет статус образования. Изменяется и роль учителя: от трансляции знаний и способов деятельности он переходит к совместному проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, к педагогической поддержке и сопровождению

продвижения школьников по индивидуальному образовательному маршруту.

Содержание статьи базируется на данных официальной отечественной статистики, международной статистики об образовании, оперативной информации Министерства

образования и науки РФ, оперативной информации Комитета по образованию Санкт-Петербурга, а также на результатах исследований Центра социологии образования РАО1. Автором изучались такие вопросы, как восприятие учителями стратегий обновления

образования в России и их готовность к реализации новых ценностей образования в профессионально-педагогической деятельности2.

Исследования, проведенные Центром социологии образования РАО, показывают, что численность педагогических кадров сферы общего образования в последние два десятилетия увеличивается. Так, сегодня в системе образования России работают 850 000 учителей. Пик активного притока новых кадров в сферу

образования приходится на вторую половину 80-х гг. (к 2000 г. общая численность педагогических кадров в системе общего среднего образования увеличилась в 1,6 раза за 10 лет — более чем на одну треть). Именно на этот период приходится активное вхождение в общественное сознание идей «перестройки», следовательно, можно сделать вывод о том, что привлекательность педагогической профессии обусловливается не только экономическими факторами, но и общей социокультурной обстановкой в стране. Очевидно, что уход в прошлое авторитарных установок сделал педагогическую профессию привлекательной для значительного числа людей. Кроме того, приток педагогических кадров на рынок труда в сфере образования определяется также изменениями в содержании образования (а именно введением новых предметов), изменениями и дифференциацией педагогической деятельности, появлением новых специальностей (школьного психолога, социального педагога, классного воспитателя, ассистента учителя информатики, тьютора и т. д.), активного развития негосударственного сектора в образовании, где на одного учителя приходится неизмеримо меньшее по сравнению с государственной школой количество учеников (соответственно 14 и 3 человека).

Начиная с середины 90-х гг., наблюдается некоторый спад притока новых кадров в сферу образования, что, однако, не меняет в целом общей тенденции увеличения количества педагогических работников, трудоустраивающихся в системе образования. При этом можно обозначить по крайней мере две заметные тенденции: во-первых, значительное увеличение кадров в сфере образования обеспечивается не за счет увеличения собственно учительского корпуса, а за счет представителей других педагогических специальностей (классных воспитателей, социальных педагогов, педагогов системы дополнительного образования,

психологов, валеологов, работников библиотек, медиатек и медиа-центров и пр.); во-вторых, значительное место (15%) среди учителей занимают сегодня работники без профессионального пе-дагогического образования, прошедшие

переподготовку, в частности, на двух- и трехгодичных курсах в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования .

Сокращение притока новых кадров в сферу образования, конечно, может быть связано с мощным проявлением социально-эко-номических факторов, резко снизивших привлекательность профессии (особенно для молодых специалистов). Так, практически 100% из общего числа студентов, которые на вопрос о будущей работе ответили, что не собираются идти работать в школу, в качестве главной причины назвали невозможность обеспечить желаемое качество жизни посредством профессиональной деятельности. Уменьшение численности новых кадров, очевидно, может быть также связано с сокращением спроса за счет насыщения рынка представителями других педагогических специальностей, занявших новые (неучительские) вакансии в школах. Однако может быть и другое объяснение. Причина сокращения притока новых кадров заключается в разочаровании реальным положением дел в сфере образования, когда деятельность учителя излишне регламентирована планами и программами, когда учитель отстранен от управления образованием, когда в связи с необходимостью реализации перегруженных информацией предметных программ он практически не имеет времени на организацию совместной творческой деятельности с учащимися.

Специальные исследования свидетельствуют о явно выраженной тенденции расширения рынка труда в сфере образования. Необходимо отметить, что это общемировая тенденция: развитие человека становится действительным приоритетом,

а не декларацией. Образование становится все более человекоемким: в эту сферу вовлекается все больше человеческих ресурсов для воспитания нового поколения, для обеспечения нового качества образования. Однако приток новых кадров в образование вызывает и определенные проблемы, в частности проблему воспроизводства профессиональных установок и общей профессиональной культуры новой генерации учителей. Положение дел усугубляется уходом из сферы образования в силу ряда причин (старения, перемещения в другие профессиональные сферы) значительной части педагогического корпуса. Есть определенная опасность утраты традиций и понимания миссии учителя в педагогической деятельности.

Особый интерес представляет анализ системы профессиональных ценностей учителя. Наше исследование было направлено на выяснение того, какие объекты или явления профессиональной деятельности являются наиболее значимыми для учителя и определяют его профессиональное целеполагание. Изучались мнения учителей о влиянии социокультурных факторов на образование, оценки учителем состояния школьного образования, представления учительства о целях и результатах образования школьников, о значимости тех или иных аспектов профессиональной деятельности.

По мнению учителей, участвовавших в исследовании, факторами, оказывающими наиболее значимое влияние на изменения в образовании, являются: развитие информационных технологий (57%), приоритет самостоятельности, активности, ответственности человека (42%), усиление экономической и социальной роли семьи, местного сообщества в образовании (42%), увеличение значения совместных действий (29%), расширение возможностей продолжения образования (28%).

Анализ представлений учителей о целях школьного образования выявляет противоречие между восприяти-

ем учителем цели-идеала и целей-приоритетов: учитель вполне справедливо считает неизменной свою миссию — содействовать самореализации ребенка, его социализации. При этом характеристика неизменности, незыблемости педагогической миссии переносится и на цели-приоритеты образования, учитель «отказывает» им в зависимости от социокультурных условий и ориентируется на «знаниевую парадигму» профессионально-педагогической деятельности, предполагая, что новые задачи могут быть решены за счет передачи ребенку определенного количества информации.

Результаты изучения мнений учителей о приоритетах в профессио-нально-педагоги-ческой деятельности показывают, что они за последнее десятилетие оказались практически неизменными: для подавляющего числа учителей (около 70%) главенствующим является знаниевый компонент, который дополняется такими ориентирами, как «развитие познавательных способностей» (74%) и «подготовка к поступлению в вуз» (50%) в ущерб таким показателям, как «опыт социального взаимодействия» (20%), «опыт общественной деятельности» (26%). Вместе с тем, делая акцент на знаниевом компоненте школьного образования, 17% учителей полагает, что современная школа все-таки дает недостаточно знаний.

По мнению учащихся, школа должна в первую очередь готовить их к самостоятельному решению различных жизненных проблем, формируя у них определенное отношение к себе, определенные личностные качества, развивая их познавательные потребности и возможности и обеспечивая подготовку к будущей трудовой дея-тельности3.

Таким образом, очевидно рассогласование профессиональных установок учителей (их ориентация на знания) с ценностями учащихся (до 80% выпускников основной и учащихся старшей школы полагают, что

школа должна учить самостоятельности мысли, создавать возможности для творчества, «учить тому, что требует современная жизнь» — как написал в своем эссе один из выпускников ). То есть учащиеся оказались чувствительнее к изменениям социокультурной ситуации, их ожидания заключаются в том, что школа подготовит их к самостоятельной жизнедеятельности.

Данные о значимости тех или иных профессиональных ценностей, полученные в результате анкетирования, интервьюирования учителей, анализа эссе «Мое педагогическое кредо», указывают на то, что система базовых профессиональных ценностей российских учителей достаточно устойчива и отражает гуманистическую направленность профессиональной

деятельности. Однако произошли некоторые изменения внутри этой системы, в частности, несколько снизилась значимость ценности воспитательной деятельности учителя (с 76% в 2000 г. до 69% в 2004 г.).

Возможное объяснение — это изменение состава учительства, большой приток в сферу образования специалистов без специального педагогического образования. Однако существенное падение значимости этой ценности может, на наш взгляд, проявиться в изменении профессиональных установок, в частности, в охарактеризованной выше тенденции — ориентации учителя на «знание-вые» результаты, когда учитель считает основной целью профессиональной деятельности передачу учащимся информации и проверку ее последующего воспроизведения. Очевидно, в современных условиях важна целевая ориентация учительства на содействие образованию ребенка, поскольку предполагает направленность деятельности учителя и на собственно обучение, и на проявление воспитывающей функции путем предъявления и создания условий для осознания и принятия общечеловеческих ценностей, становления общекультурных, универсальных компетенций.

Наиболее привлекательными аспектами профессиональной деятельности учителя считают творческий характер труда, возможность принести пользу людям, интеллектуальный характер профессии. Учителями выделяются аспекты, которые характеризуют гуманистическую, творческую направленность профессионально-

педагогической деятельности, интеллектуальный характер труда учителя .

Таким образом, современная культурно-профессиональная идентичность учительства может быть охарактеризована следующим образом: учительство, проявляя чувствительность к изменившейся социокультурной ситуации, в большинстве по-прежнему ориентируется на функции профессионально-педагогической деятельности, характерные для предыдущего этапа общественного развития — индустриального общества, когда накопление знаний было смыслом образования и, соответственно, определяло реализацию обучающей и воспитательной функций учителя через организацию усвоения знаний.

Готовность современного учителя к обеспечению требуемого в современной социокультурной ситуации качества образования можно проиллюстрировать следующими данными.

Оценка учителем состояния школьного образования неоднозначна. Число учителей, считающих, что ситуация в современной общеобразовательной школе благополучна, невелико (примерно 5%) (см. диаграмму); показательно, что эта величина практически не меняется (за последние 10 лет).

Необходимо отметить, что понимание необходимости изменений растет скорее всего в силу того, что российский учитель обладает достаточно сильным и устойчивым чувством социальной ответственности и рассматривает свою деятельность как миссию, сохраняя общую ориентацию педагогической профессии на развитие ребенка, гуманизм, творчество. Наиболее критичной по отношению к современной школе и, в частности,

к ее способности обеспечить современное качество образования является группа учителей со стажем от 8 до 13 лет, эта же группа (возможно, в силу указанного факта) является наиболее отзывчивой на изменения и инновации в профессиональной деятельности.

80 70 60

50 40 30 20 10 0

школа в кризисе

необходимость изменений

1994 2000 2004

Оценка учителями состояния школьного образования

Существенную разницу в принятии инноваций удалось зафиксировать у учителей школ, проводящих опытно-эксперименталь-ную работу и инновационную деятельность в отличие от школ, где такая работа системно не проводится. Очевидно, одной из причин является различие в оценке учителями факта удовлетворения школой потребностей общества в плане подготовки выпускников к самостоятельной успешной жизнедеятельности: 65% учителей школ, функционирующих в режиме традиционной деятельности, и лишь 17% учителей школ, работающих в режиме опытно-экспериментальной работы, полагают, что современная российская школа удовлетворяет потребности современного общества и ей не нужны изменения.

Необходимо отметить, что учителя инновационных школ, включенные в опытно-эксперименальную работу, осуществляя системные изменения образовательного процесса в современной школе, существенно меняют и саму профессионально-

педагогическую деятельность, порождая ее новые функции; в таких школах определяются направления поиска новых возможностей для карьерного и профессионального роста через делегиро-вание учителям ответственности за реализацию тех или иных функций профессиональной деятельности, в том числе посредством выделения нового должностного функционала и новых форм аттестации учителей.

На основании полученных данных можно сделать вывод о необходимости значимых изменений профессионально-педагогической деятельности, которые способствовали бы разрешению противоречия между инвариантом привлекательности отдельных ее аспектов и возможностями профессионального роста. Данный вывод является значимым для процессуальной характеристики модели социокультурной обусловленности

функций профессионально-

педагогической деятельности учителя, которая отражает алгоритм построения подготовки учителя к освоению новых функций. Очевидно, опираясь на гуманистические ценности учительства, необходимо создавать возможности для карьерного и профессионального роста через делегирование учителям ответственности за реализацию тех или иных функций профессиональной деятельности .

Примечания

1. Собкин В. С., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации: Труды по социологии образования. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. Т. IV. Вып. V; Собкин В. С., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Учительство как социально-профессиональная группа. М.: Российская академия образования, ЦСО РАО, 1996.

2. Пискунова Е. В. Исследование социокультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы: Научно-методическое пособие / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

3. Пискунова Е. В. Профессиональная деятельность учителя: время перемен // Вестник Герценовского университета. 2009. № 9 (71). С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.