Научная статья на тему 'Характеристика категории «Дети группы риска» в психолого-педагогической науке'

Характеристика категории «Дети группы риска» в психолого-педагогической науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37777
2004
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА РИСКА / ПОДРОСТКИ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИРОТЫ / ДЕТСКИЕ ДОМА / RISK GROUP / TEENAGERS / DEVELOPMENT / SOCIALIZATION / ORPHANS / ORPHANAGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мураткина Дарья Евгеньевна

В статье рассматривается понятие «дети группы риска», описываются основные ценностные ориентации этой группы, особенности в развитии подростков, в нее входящих. Отдельное внимание уделяется сложностям психического развития детей-сирот. Показана необходимость осуществления инновационных подходов в деле социального воспитания детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristic of the category “risk group children” in psychologo-pedagogic science

The concept "risk group children" is considered in the article, the main valuable orientations of this group, features of development of teenagers, entering in it, are described. Special attention is paid to difficulties of mental development of orphan children.

Текст научной работы на тему «Характеристика категории «Дети группы риска» в психолого-педагогической науке»

УДК 159.922.7

Мураткина Дарья Евгеньевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

kaf_en@ksu.edu.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИИ «ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

В статье рассматривается понятие «дети группы риска», описываются основные ценностные ориентации этой группы, особенности в развитии подростков, в нее входящих. Отдельное внимание уделяется сложностям психического развития детей-сирот. Показана необходимость осуществления инновационных подходов в деле социального воспитания детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.

Ключевые слова: группа риска, подростки, развитие, социализация, сироты, детские дома.

Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «дети группы риска» [2]. Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Эта категория детей в силу определенных причин своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Понятие «дети группы риска» подразумевает следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Этой категории детей тре-

буется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов.

Среди факторов социального риска, выделяются следующие, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей и подростков [6]:

1. Социально-экономические факторы.

2. Медико-социальные факторы.

3. Социально-демографические.

4. Социально-психологические факторы.

В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности. Но все перечисленные факторы могут являться причиной нарушения в развитии ребенка и вовсе не определяют, чем он рискует в действительности. Не сама причина является риском, а то, что следует из этой причины. Понятно, что наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова.

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориента-

© Мураткина Д.Е., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

169

ций. Проживание в асоциальных семьях приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях - к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Смысл жизни и ценностные ориентации у детей группы риска отличаются по многим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентаций у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей у группы риска осуществляется путем самоутверждения в том, что кажется особенно важным, проявления независимости и смелости, граничащей с нарушением закона, а также путем принятия особой жизненной позиции в обществе; для входящих в данную группу подростков характерна пассивность в их достижении.

В ценностный ряд подростков и старших юношей группы риска не входят такие качества, как честность, ответственность, терпимость, чуткость. Представители этой группы уверены в том, что от них ничего не зависит, и поэтому они всегда ищут себе покровителей, их интересует не общественное признание деятельности, а лишь собственный статус в обществе.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны - боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.

Большое внимание современные исследователи уделяют такой категории детей группы риска, как дети-сироты. На основании многочисленных исследований можно выделить факторы, препятствующие успешной социализации детей-сирот.

Ведущую роль в процессе социальной адаптации ребенка играют социальные группы, люди, имеющие для него важное значение, оказывающие на него влияние (референтные). Как показывают исследования, сегодня в обществе происходит возрастание референтной роли семьи и взаимоотношений в ней. Семья становится главным источником поддержки, устойчивости, ориентиром для подростка. Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие семьи, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации.

Детей-сирот характеризует очень эмоциональное и напряженное отношение к своим родителям, семье. У большинства детей-сирот (особенно у тех, чьи родители умерли или дети их не помнят) сохраняется положительное эмоциональное отношение к своим родителям, любовь к ним. В то же вре-

мя у всех детей-сирот, как и у «семейных» детей, присутствует ярко выраженное стремление иметь свою семью в будущем [1].

По мнению многих отечественных психологов, особенности психического развития детей-сирот проявляются, в первую очередь, в системе их взаимоотношений с окружающими людьми.

Для всех детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. А с другой - полная неудовлетворенность этой потребности: малое количество взаимообращений взрослых и детей, практическое отсутствие в этих контактах личностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленного на регламентацию поведения. Все вышеперечисленные особенности общения с взрослыми лишают детей важнейшего для их психологического развития переживания своей значимости, необходимости и ценности для других людей и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.

Для детей-сирот значимыми в разных ситуациях выступают друзья, братья, сестры, воспитатели, знакомые взрослые и даже родственники, с которыми подростки почти не видятся. С друзьями воспитанники, так же как и «семейные» подростки, могут быть откровенными, делятся с ними радостями и рассказывают о неприятностях, в меньшей степени обращаются к ним в трудных жизненных ситуациях за советом, еще реже они выступают для них примером в жизни. Почти 70% воспитанников считают, что воспитатели могут указать им на их недостатки и они их послушаются; 46% обратятся к воспитателям в трудных жизненных ситуациях, примерно треть - обратится за советом, если решатся изменить свою жизнь, расскажут о важных событиях или проблемах. Также в некоторых ситуациях для воспитанников значимыми людьми выступают знакомые взрослые, в т.ч. директор, психолог, педагог и др. Для довольно большой группы сирот-подростков (почти четверть) референтные лица совсем не выявляются. Таким образом, для воспитанников существует проблема выбора значимых для них людей, на которых они могли бы положиться в трудных ситуациях и которые могли бы служить им примером и образцом для подражания.

Для социального становления подростка большое значение имеет содержание его жизненных планов, его мечты, желания, устремления, то есть проектируемый образ своего будущего. У воспитанников интернатных учреждений преобладает позиция жить сегодняшним днем, не задумываясь о будущем. Они представляют свои жизненные перс-

пективы очень расплывчато, не наполняя их реальным содержанием. Практически никогда они не могут сказать, что и как собираются делать для достижения своих целей. Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки почти не ставят перед собой перспективные цели, направленные на повышение профессионального уровня и обретение профессии.

Отставание в физическом и интеллектуальном развитии детей, оставшихся без попечения родителей, часто осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении. Этому способствует система воспитания в интернатных учреждениях, в т.ч. постоянная жизнь «строем», «по приказу»; коллективные спальни, где ребенок никогда не может остаться один на один со своими мыслями; переводы из одного детского учреждения в другое, сопровождающиеся разлукой с привычным педагогическим и детским коллективом, братьями и сестрами и т.п.

Успешность социализации во многом определяется принятием окружающих, знанием и усвоением соответствующих социальных норм и ценностей, владением определенными навыками общения и профессией. Однако условия воспитания детей-сирот в интернатных учреждениях не позволяют в должной мере сформироваться названным качествам, а наоборот, у детей формируются такие особенности личности, которые изолируют их от реального мира. Большинство подростков, воспитывающихся в детском доме, учатся в общеобразовательной школе на «3» или на «3» и «4», не уступают по многим предметам - 17%; наблюдается отсутствие мотивации у - 49%. По мнению опрошенных, им мешает учиться в основном неорганизованность, лень и несформированность общеучебных навыков. После окончания девяти классов большинство собираются продолжить обучение в школе, училище, техникуме, но при этом считают, что «уровень образования важный, но не решающий фактор в жизни». То есть, дети-сироты меньшее значение, чем школьники из семьи, придают образованию. Возможности подростка-сироты в выборе профессии сильно ограничены как в силу неподготовленности, так и в силу неосведомленности. Около половины не знают, где можно приобрести интересующую их профессию. Зачастую во взрослой жизни они становятся хроническими неудачниками, легко попадают под чужое влияние (в том числе негативное) [5].

Чтобы подростки научились рассчитывать в жизни прежде всего на себя, они должны обладать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для нормальной адаптации в обществе, а не только в изолированном мире интернатного учреждения, который формирует у воспитанников недоверие и боязнь внешнего мира. Самыми главными опасениями подростков-сирот яв-

ляются: «Остаться без поддержки», «Все то, что будет после выхода из детского дома», «Стать никому не нужным», «Одиночество», «Новые проблемы», и так далее [4].

Становление жизненной позиции, мировоззрения. Современное положение дел в обществе ставит подростка и юношу перед необходимостью определять свои жизненные цели, включаться в совместную деятельность, и только от него зависит, в какой мере он будет воспринимать себя и других в качестве неповторимых человеческих существ и в какой мере видеть в них средства для решения определенных задач. Максимум, что может сделать воспитатель, - это на практике убедить воспитанника, что только личность и личностные отношения составляют сферу высших ценностей социума.

Достигнуть этого педагог может только одним путем: через включение личности в общую, добровольно ею принятую совместную деятельность достаточно высокого уровня кооперации. Эта деятельность направлена на цели, выходящие за рамки групповых ценностей, она предусматривает участие всех без исключения в самоуправлении и, с точки зрения мотивации, ориентирована и на свой процесс, и на свой результат. Общение при этом значимо и очень насыщенно. Если в начале такой деятельности мотивы ее участников нередко индивидуалистичны или сконцентрированы на группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более широкими социальными, т. е. направленными на иных, даже незнакомых людей. Лишь при этих условиях происходит становление социально ответственного (взрослого) поведения.

Свое же представление о взрослости воспитанники-сироты чаще, чем подростки из других групп, связывают с формальными характеристиками -с достижением совершеннолетия, с получением паспорта, т.е. с достижением ими определенного возраста. Они также связывают свое представление о взрослости с приобретением профессии или устройством на постоянную работу, с созданием собственной семьи (или рождением ребенка) и с необходимостью отвечать за своих. Только у трети воспитанников детских домов и подростков из приемных семей в их представление о взрослости включена необходимость заботиться о родителях.

Поэтому одной из важнейших задач педагогического коллектива дома является организация социально-актуальной деятельности. Исследования лаборатории психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института РАО показали, что по мере роста кооперации в организации и содержании этой деятельности растет и степень её воздействия на личность подростка или юноши, и даже взрослого человека. В целом же можно сказать, что именно характер социально значимой деятельности в двадцать лет определяет глубоко интимные черты мировоззрения прошедшего че-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

171

рез неё подростка - его отношение к людям, его тягу или отвращение к ним, склонность к диалогу или к подавлению и использованию.

Агрессивность подростков, которой страдает большинство детей-сирот, формируется в основном как форма протеста против отношения, непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что и проявляется в соответствующем поведении. На развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выход внутреннему напряжению, в том числе и в драке, грубости и пр.

Включение же подростков в специально организуемую социально признаваемую и социально одобряемую деятельность заставляет их пересматривать, критически оценивать свое поведение, отношение к людям и к себе, создавая объективные предпосылки для нормального хода личностного становления, нивелируя агрессивные проявления.

В структуре жизненных ценностей на первом месте у подавляющего большинства опрошенных подростков, как «семейных», так и воспитанников интернатных учреждений, - «семья с хорошими отношениями», на втором - у первых стоит «здоровье», а затем «друзья» и «свобода». У детей-сирот на 2-м и 3-м местах соответственно - «друзья» и «любовь». Эти различия являются следствием разного социального статуса, разного ощущаемого отношения к себе и разной самоценности [3].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у детей, воспитывающихся вне семьи, в интернатных учреждениях, наблюдаются глубокие отклонения в процессе их социализации. Для них характерна не только задержка физического и психического развития, но и большая изоляция в социальной среде, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения с другими людьми.

Большинство детей-сирот не уверены в себе и своем будущем, они со страхом и пессимизмом ожидают завтрашнего дня. Состояние воспитанников, стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать словом «растерянность» перед самостоятельной жизнью. Формально у них множество возможностей и различных жизненных сценариев, но они испытывают определенные трудности в выборе необходимого образования и жела-

емой профессии. В то же время реализация этого выбора у воспитанников затруднена и ограничена. Во многом это обусловлено отсутствием у них тех близких людей, на помощь и поддержку которых они могут рассчитывать.

Воспитание детей в детских домах - это замена фактора риска одного вида (например, плохое питание или физическое насилие) на фактор риска другого вида (например, психологические трудности, проблемы формирования самосознания, вхождения в самостоятельную жизнь). После помещения в интернатное учреждение у детей нет почти никаких шансов вернуться в собственную семью до выхода из него по окончании образования. Одной из причин такого положения является то, что педагогический коллектив интернатного учреждения практически не предпринимает никаких мер к возвращению детей в кровные семьи, к воссоединению родителей и детей.

Все вышеизложенное еще раз подтверждает необходимость осуществления инновационных процессов в деле социального воспитания детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Основной целью инновационных процессов в этих учреждениях является создание условий для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, полноценными гражданами, здоровыми физически, психически и нравственно; способными самостоятельно строить собственную жизнь и быть востребованными обществом и государством.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.

2. Обучение и воспитание детей «группы риска»: хрестоматия / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Ми-кадзе. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 233 с.

3. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства // Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 7-15.

4. Проблемы социального сиротства: причины, предупреждение, пути решения / под ред. В.Г. Боровик, С.Н. Калашниковой. - Белгород, 2002. - 91 с.

5. Сакату Х. Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 23 с.

6. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.