Научная статья на тему 'Характеристика формального и неформального образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья'

Характеристика формального и неформального образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHILDREN AND TEENAGERS WITH LIMITED HEALTH CAPACITY / SOCIAL EDUCATION / FORMAL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Лариса Александровна

Автор описывает специфику формального и неформального образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Формальное образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья организуется в дифференцированной и интегрированной образовательной среде. Неформальное образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья характеризуется отсутствием планомерной работы, учёта индивидуальных и возрастных особенностей социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMAL AND INFORMAL EDUCATION CHARACTERISTICS OF CHILDREN AND TEENAGERS WITH LIMITED HEALTH CAPACITY

The author describes specific character of formal and informal education of children and teenagers with limited health capacity. Formal education of children and teenagers with limited health capacity will be organized in the differentiated and integrated educational environment. Informal education of children and teenagers with limited health capacity is characterized by the absence of systematic work and without taking into the account of individual and age socialization features.

Текст научной работы на тему «Характеристика формального и неформального образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 378.3 ББК 74.3

Казакова Лариса Александровна

кандидат биологических наук, доцент кафедра педагогики Ульяновский государственный педагогический университет

имени И. Н. Ульянова Kazakova Larisa Alexandrovna Candidate of Biology,

Assistant Professor Chair of Pedagogics Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

Характеристика формального и неформального образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Formal and Informal Education Characteristics of Children and Teenagers with

Limited Health Capacity

Автор описывает специфику формального и неформального образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Формальное образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья организуется в дифференцированной и интегрированной образовательной среде. Неформальное образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья характеризуется отсутствием планомерной работы, учёта индивидуальных и возрастных особенностей социализации.

The author describes specific character of formal and informal education of children and teenagers with limited health capacity. Formal education of children and teenagers with limited health capacity will be organized in the differentiated and integrated educational environment. Informal education of children and teenagers with limited health capacity is characterized by the absence of systematic work and without taking into the account of individual and age socialization features.

Ключевые слова: дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, социальное воспитание, образование, формальное образование, неформальное образование

Key words: children and teenagers with limited health capacity, social education, education, formal education, informal education.

Образование в современном мире является главным фактором развития человека. Именно благодаря образованию человек формируется как личность, приобщается к общемировой и национальной культуре, приобретает профессиональные знания, умения, навыки. Образование является важной частью жизни и человека с ограниченными возможностями здоровья, позволяя ему «входить в культуру современного общества».

Мы рассматриваем образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья как компонент социального воспитания.

В настоящее время сложилось три основных подхода к социальному воспитанию: философский, социологический, педагогический.

Философский подход трактует социальное воспитание как социальный институт и целенаправленное влияние общества на человека, социальные и возрастные группы [3, 7].

Социологический подход определяет социальное воспитание как феномен, как функцию общества в целом, выделяет и конкретизирует роль общества в социализации личности [2].

Педагогический подход наиболее полно представлен концепцией социального воспитания, разработанной А.В.Мудриком. Под социальным воспитанием в данной концепции понимается относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется [5]. С позиции Гребенкиной Л.К. (1998) социальное воспитание - намеренное формирование свойств общечеловеческого поведения и определённого типа личности, усвоившей социальный опыт жизни в конкретном обществе, способной активно участвовать в продуктивной деятельности и взаимодействии с другими людьми [1].

Социальное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья понимается нами как создание условий для полноценного и разностороннего развития человека с ограниченными возможностями здоровья.

Целью социального воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями является предупреждение проявлений социальной недостаточности и формирование готовности и способности к относительно независимой жизни.

Результатом и показателем эффективности социального воспитания является человек с ограниченными возможностями здоровья, принимающий и транслирующий культуру общества, ценности и нормы, принятые в нём, а

также независимый, самостоятельный, целеустремлённый, имеющий собственное мнение и активно меняющийся на пути собственного развития.

Одним из компонентов социального воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является образование

Образование, по мнению Мудрика А.В., включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования [5].

Формальное образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья состоит из основного общеобразовательного (коррекционного) обучения в специальных (коррекционных) и в общеобразовательных школах.

Образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в специальных (коррекционных) учебных заведениях называется дифференцированным или специальным; совместное обучение и воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников определяется как интегрированное.

Охарактеризуем дифференцированное и интегрированное образование более подробно.

Дифференцированное образование подразумевает обучение и воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на базе специальной (коррекционной) школы в более пролонгированные, чем в общеобразовательной школе, сроки. Основная цель такого образования -коррекция и компенсация средствами образования имеющихся у ребёнка (подростка) с ограниченными возможностями здоровья недостатков физического или психического развития. Мы не исключаем важность коррекционно-компенсирующей направленности образования, но вместе с тем, нам представляется необходимым дополнить целевой компонент образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья еще одним элементом, а именно: общеразвивающей целью, которая определяет

направленность образовательного процесса на формирование и развитие личностных свойств и качеств, характеризующих всех без исключения людей

на Земле; в содержании воспитания и обучения - это будет составлять общее центральное инвариантное ядро. Коррекционно-компенсирующая цель способствует предупреждению появления и своевременной коррекции вторичных личностных (социальных) дефектов, отражающихся на поведении человека с ограниченными возможностями здоровья; в содержании воспитания и обучения - это будет составлять периферическую вариативную часть, учитывающую специфику и тяжесть нарушений развития.

Интегрированное образование на территории Российской Федерации не является массовым, изучается последние 10-15 лет и определяется как «инкультурации аномального человека в общество здоровых» [6], на основе предоставления ему равноценных прав и реальных возможностей во всех видах и нормах социальной жизни [8], как социальное партнёрство [9], главной чертой которого является взаимообусловленность взаимодействий человека с ограниченными возможностями здоровья и общества.

Существуют различные виды образовательной интеграции (полная, частичная, временная, эпизодическая). Для каждого конкретного ребёнка подбирается соответствующий его индивидуальным возможностям вид образовательной интеграции, учитываются также желание его родителей и возможности учебного заведения, предоставляющего образовательные услуги

[4].

Одним из вариантов формального, т. е. специально организованного, обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является дистанционное образование (обучение).

В Приказе Министерства образования России дистанционное обучение понимается как обучение, «обеспечивающееся применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации».

Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента (ученика), который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения.

Дистанционное образование детей и подростков с ограниченными возможностями появилось в Российской Федерации не многим более 10-12 лет назад. За это время оно зарекомендовало себя как одна из эффективных и доступных форм организации обучения детей и подростков с нарушениями развития. Дистанционное образование позволяет человеку с особыми образовательными потребностями освоить учебную информацию, не покидая стен своего дома, такое приближение обучения позволяет охватить большую часть людей с нарушениями развития и получить им среднее общее образование или высшее образование. На территории Ульяновской области с января 2009 года действует программа «Дистанционное образование людей с ограниченными возможностями здоровья», в неё вошли школы VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На начало 2009 - 2010 учебного года по этой программе уже обучается 70 детей и подростков с разными формами детского церебрального паралича.

Ниже опишем характерные черты дистанционного образования, которые имеют решающее значение для людей с ограниченными возможностями здоровья:

- гибкость — возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

- модульность — возможность из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;

- параллельность — параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства;

- асинхронность — подразумевается, что в процессе обучения преподаватель и студент (ученик) могут реализовывать технологию

преподавания и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;

- охват — одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение студентов (учеников) через сети связи друг с другом и с преподавателями;

- экономичность — эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств. Концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;

- технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство;

- новая роль преподавателя — дистанционное образование расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

Для человека с ограниченными возможностями здоровья роль преподавателя усиливается, внешняя контрольно-оценочная функция должна осуществляется в обязательном порядке систематично и более качественно со стороны учителя.

С нашей точки зрения, дистанционную форму обучения можно предложить для подростков с ограниченными возможностями здоровья в том случае, если: 1) у них имеется мотивация к получению новых знаний, желание продолжить образование, 2) самостоятельность подростков с ограниченными возможностями здоровья развита как свойство личности; 3) создана

благоприятная психологическая обстановка; 4) человек с ограниченными возможностями здоровья умеет пользоваться техническими средствами; 5) подросток с ограниченными возможностями здоровья умеет контролировать собственную деятельность и оценивать её адекватно.

Дополнительное образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, так же как и их здоровых сверстников, может осуществляться в ниже перечисленных видах учреждений: центре дополнительного образования детей; центре развития детей и юношества; центре детского (юношеского) технического творчества; центре детского и юношеского туризма и экскурсий; центре эстетического воспитания детей; детском (подростковом) центре;

детском экологическом (оздоровительно-экологический, экологобиологический) центре;

детской школе искусств, в том числе по видам искусств; детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), в том числе в детско-юношеских школах паролимпийского резерва; реабилитационном центре; специальной (коррекционной) школе; общеобразовательной школе.

На практике ситуация складывается немного по-другому: школы искусств для здоровых детей и подростков, в том числе музыкальные и художественные, не берут на обучение детей и подростков даже с минимальными отклонениями в состоянии здоровья. В современной России существуют школы искусств для детей с ограниченными возможностями здоровья или отделения для изучаемой нами категории детей в обычных школах искусств. Опыт организации и работы школ искусств для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья имеется в Москве, Санкт - Петербурге, Норильске, Саратове, Таганроге, Чебоксарах, Челябинске и в других городах России. В Москве в 2003 году была создана первая цирковая студия для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, начиная с 2007 года, труппа этой цирковой студии гастролирует по России и странам ближнего зарубежья.

Неформальное образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (просвещение) характеризуется несистематичностью,

отсутствием определённого плана работы, при этом не учитываются индивидуальные особенности воспитанников, не принимаются во внимание актуальные возрастные проблемы развития изучаемой нами категории детей и подростков.

Рассматривая характерные черты организации и специфики неформального образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, уместно задать следующие вопросы: «Какую культуру и в каком объеме должны освоить дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья? », «Должна ли это быть только субкультура людей с нарушениями развития или необходимо осваивать также субкультуру здоровой части общества?», «Какая из представленных субкультур должна быть ведущей или они равнозначны?», «Как определить оптимальное соотношение между субкультурой людей с нарушениями развития и субкультурой здоровой части общества?» и т.д.

На наш взгляд, человек с ограниченными возможностями здоровья должен осваивать субкультуру людей с нарушениями развития, а также субкультуру здоровых людей. Общая культура, включая в себя общечеловеческие и общезначимые культурные ценности, позволяет любому человеку в независимости от вида нарушения и состояния здоровья развивать духовные потенции, интеллект, познавательные процессы. Человек, осваивая общечеловеческие ценности, формирует в себе морально-нравственные качества, кругозор, наглядное и образное мышление, оценку и самооценку.

Пропаганда культуры для людей с ограниченными возможностями должна включать не только общечеловеческие, но и национальные ценности. Знания о культурных традициях своего народа, складывающиеся веками, передача через поколения специфики уклада жизни и жизнедеятельности, писаных и неписанных законов приближает человека к культуре собственного народа. «Человек с нарушениями развития, выпадающий из культуры» в начале 21 столетия - ситуация парадоксальная и имеющая тенденцию к изменению. Очень важно знать также культуру и традиции семьи, в которой появился на свет человек с нарушениями физического и психического развития. Историческая память, повторение опыта предков - важный элемент в жизни

любого человека с ограниченными возможностями здоровья, позволяющий ему не выпадать из пространственно-временного континуума современной социокультурной ситуации.

Культурные ценности должны быть максимально приближены к детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья, т.к. из-за ограничений физической мобильности, отсутствия экономической независимости, человек с особыми образовательными потребностями не сможет посетить отдалённые от его дома учреждения искусства и культуры.

В силу имеющихся физических и психических нарушений способы освоения культурных ценностей будут отличаться, иногда они требуют особых средств передачи и восприятия культурных ценностей: использование

наглядности, аудиального сопровождения, шрифта Брайля, объяснение на языке жестов.

Таким образом, формальное и неформальное образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья имеет свои специфические особенности; организуется в дифференцированной и интегрированной образовательной среде; может быть необязательным или несистематичным.

Библиографический список

1. Гребенкина, Л.К. Основы социальной педагогики. Основные понятия социальной педагогики. /Л.К. Гребенкина, Н.В. Жокина. //Классный руководитель. - 1998. - №6. - С. 1525.

2. Григорьев, С.И. Основы неклассической социологии. /С.И. Григорьев,

А.И. Субетто. - М.: РУСАКИ, 2000. - 208с.

3. Лихачев, Б.Т. Социология воспитания и образования. /Б.Т. Лихачев. - М.: Владос, 2010. - 296с.

4. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения. /Н.Н. Малофеев,

Н.Д. Шматко. //Дефектология. - 2008. - №1. - С. 71-78.

5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. /А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2000. - 200с.

6. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. /Л. Пожар. - М.: НПО 'МОДЭК', Институт практической психологии, 1996.

7. Синцова, Л.К. Социально-философский анализ социального воспитания: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. д-ра философ. наук. /Л.К. Синцова. -Барнаул, 2007. - 35с.

8. Тарасенко, Е.А. Государственная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья: сравнительный анализ на примере Российской Федерации, США и Великобритании: автореф. дис. ... канд. социол. наук. /Е.А. Тарасенко. -М., 2005. - 18с.

9. Цыденова, Л.В. Управление социальной адаптацией детей-инвалидов в школьном (общем) образовании: дис. ... канд. педаг. наук. /Л.В. Цыденова. - Чита, 2004. - 203с.

Bibliography

1. Grebenkina, L.K. Bases of Social Pedagogics. The Basic Concepts of Social Pedagogics / L.K. Grebenkina, N.V.Zhokina // Form Master. - 1998. - №6. - P. 15-25.

2. Grigoriev, S.I. Bases of Non-Classical Sociology / S.I. Grigoriev, A.I. Subetto. - М: RUSAKI, 2000. - 208 p.

3. Likhachev, B.T. Sociology of Upbringing and Education / B.T. Likhachev. - М: Vlados, 2010. - 296 p.

4. Malofeyev, N.N. Basic Models of the Integrated Education / N.N. Malofeyev, N.D. Shmatko // Defectology. - 2008. - №1. - P. 71-78.

5. Mudrik, A.V. Social Pedagogics: Textbook for Students of Higher Pedagogical Schools / A.V. Mudrik. - М: Academy, 2000. - 200 p.

6. Pozhar, L. Psychology of the Abnormal Children and Teenagers. Pathopsychology / L. Pozhar. - М: Institute of Practical Psychology, 1996.

7. Sintzova, L.K. Socio-Philosophical Analysis of Social Education: Theoretical-and-Methodological Aspect: Synopsis of Diss. ... Dr. of Philos. / L.K. Sintzova. - Barnaul, 2007. - 35 p.

8. Tarasenko, E.A. State Social Policy Concerning People with Limited Health Capacity: Comparative Analysis of the Russian Federation, the USA and Great Britain: Synopsis of Diss. ... Cand. of Sociol. /E.A. Tarasenko. - М, 2005. - 18 p.

9. Tsydenova, L.V. Management of Social Adaptation of Invalid Children During School (General) Education: Synopsis of the Diss. ... Candidate of Ped. / L.V. Tsydenova. - Chita, 2004. -16 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.