Научная статья на тему 'Характеристика физического состояния детей 7-9 лет с разным уровнем физической подготовленности (лонгитюдное исследование)'

Характеристика физического состояния детей 7-9 лет с разным уровнем физической подготовленности (лонгитюдное исследование) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1057
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arctic Environmental Research
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ 7-9 ЛЕТ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волокитина Татьяна Витальевна, Лукманова Наталья Борисовна, Сафонова Ольга Александровна

Проведено исследование физического состояния школьников 7-9 лет общеобразовательной школы г. Архангельска, имеющих разный уровень физической подготовленности, с использованием традиционных методик. Показано, что дети в этом возрасте имеют в основном средний и низкий уровень физической подготовленности. Выявлено, что школьники с низким уровнем подготовленности имеют высокий темп изменений морфофункциональных показателей. Выявленные особенности физического состояния детей с разным уровнем физической подготовленности могут быть использованы педагогами в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волокитина Татьяна Витальевна, Лукманова Наталья Борисовна, Сафонова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CONDITION CHARACTERISTIC OF CHILDREN AGED 7-9 YEARS WITH DIFFERENT LEVELS OF PHYSICAL READINESS (LONGITUDINAL RESEARCH)

Physical condition of schoolchildren aged 7-9 years of Arkhangelsk comprehensive school having different levels of physical readiness with the help of traditional techniques is conducted. The children are shown to have basically average and low levels of physical readiness at this age. It is revealed that schoolchildren with a low level of readiness have high rates of morphofunctional changes. The features of physical condition revealed in children with different levels of physical readiness can be used by teachers in the educational process.

Текст научной работы на тему «Характеристика физического состояния детей 7-9 лет с разным уровнем физической подготовленности (лонгитюдное исследование)»

УДК 612-057.874+796.011.3+611.7-053.2(045)

ВОЛОКИТИНА Татьяна Витальевна, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии и патологии развития человека, заместитель директора по научной работе Института развития ребенка Поморского государственного университета имениМ.В. Ломоносова, заслуженный работник высшей школы РФ. Автор 134 научных публикаций, в т.ч. трех монографий и трех учебнометодических пособий

ЛУКМАНОВА Наталья Борисовна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ физической культуры Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 48 научных публикаций

САФОНОВА Ольга Александровна, аспирант кафедры физиологии и патологии развития человека Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 8 научных публикаций

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)*

Проведено исследование физического состояния школьников 7-9 лет общеобразовательной школы г. Архангельска, имеющих разный уровень физической подготовленности, с использованием традиционных методик. Показано, что дети в этом возрасте имеют в основном средний и низкий уровень физической подготовленности. Выявлено, что школьники с низким уровнем подготовленности имеют высокий темп изменений морфофункциональных показателей. Выявленные особенности физического состояния детей с разным уровнем физической подготовленности могут быть использованы педагогами в учебном процессе.

Дети 7-9 лет, физическое состояние, морфофункциональное развитие, физическая подготовленность, уровень физической подготовленности

Для правильной организации рационального режима обучения и отдыха следует учитывать возрастные закономерности развития организма [1-3]. При организации двигательного режима детей необходимо учитывать особенности их физического состояния, которое определяется совокупностью взаимосвязанных

признаков, таких как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем организма, конституциональные особенности организма. Физическое состояние формируется у ребенка в процессе естественного развития и применения индивидуальной системы целенаправленного физического вос-

© Волокитина Т.В., Лукманова Н.Б., Сафонова О.А., 2011

* Работа выполнена при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)», № 2.2.3.3/9711.

питания и характеризуется текущим уровнем показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния ведущих систем организма [2-4]. Знание особенностей развития ребенка имеет важное значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, а длительные наблюдения за одной и той же группой позволяют получить более точные представления о возрастной динамике показателей физического состояния [3, 5].

Цель настоящего исследования - изучить особенности физического состояния детей-се-верян 7-9 лет с разным уровнем физической подготовленности на основе лонгитюдного анализа показателей морфофункционального развития.

Методика. Для анализа морфофункционального развития школьников использовалась центильная оценка антропометрических и физиометрические параметров [5-8].

Определение физической подготовленности проводилось на основе стандартных двигательных тестов по физической культуре для общеобразовательных школ [9]. Уровень физической подготовленности оценивался по методике Б.Х. Ланда [5] путем расчета коэффициента общего уровня развития физических кондиций (ОУФК).

Полученные результаты подвергались статистической обработке посредством пакета программ статистического анализа SPSS 12.0 for WINDOWS. Для каждого показателя проводилась оценка распределения признаков на нормальность по критерию Шапиро-Уилка. Достоверность различий определялась с использованием t-Стьюдента для независимых выборок на уровне значимости 95% (р<0,05) и его непараметрические аналоги (критерий Манна-Уитни) [10].

Результаты и обсуждение. Проведено лонгитюдное исследование в течение трех лет в начале каждого учебного года (октябрь-ноябрь) с участием 76 школьников (37 мальчиков и 39 девочек) в возрасте от 7 до 9 лет. На основе общего уровня физических кондиций сформированы две группы детей -со средним и низким уровнем физической подготовленности.

Исследование показало, что независимо от пола в группах сравнения преобладают дети со средним уровнем подготовленности, при этом у девочек это преимущество более выражено (77%) по сравнению с группой мальчиков, где только 54% имеют средний уровень подготовленности и 46% - низкий (рис. 1).

При лонгитюдном изучении антропометрических показателей школьников отмечен

100 90 н 80 70 60 50 40 30 -20 ю Н о

%

мальчики девочки

□ средний уровень Ш низкий уровень Рис. 1. Распределение детей 7-9 лет по показателю уровня физической подготовленности

положительный темп прироста показателей длины и массы тела, окружности грудной клетки независимо от пола и уровня физической подготовленности.

Анализ динамики антропометрических показателей у детей (рис. 2) показал достоверное увеличение длины тела у мальчиков со средним уровнем физической подготовленности на третьем году обучения (р=0,038), а у мальчиков с низким уровнем физической подготовленности - на втором году обучения (5,11% при р=0,000). Показатель массы тела в обеих группах мальчиков достоверно увеличивается на втором году обучения, при большем проценте прироста в группе мальчиков со средним уровнем подготовленности -25,74% (р=0,001). Показатель окружности грудной клетки закономерно увеличивается, при этом у мальчиков, имеющих средний уровень подготовленности, показатель более значимо (6,54% при р=0,001) изменяется на втором году обучения и несколько замедляется положительная динамика на третьем году обучения. В группе мальчиков с низким уровнем подготовленности показана равномерная положительная динамика при значимом приросте показателя на третьем году обучения (5,46% при р=0,000).

Функциональные возможности мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем характеризуются положительными изменениями показателей кистевой динамометрии, артериального давления, частоты сердечных сокращений и жизненной емкости легких на втором году обучения, причем изменения более выражены в группе мальчиков с низким уровнем подготовленности.

Сила кисти достоверно увеличивается в группах сравнения на втором году обучения, при этом более выраженно у мальчиков, имеющих низкий уровень подготовленности (31% при р=0,002). На третьем году обучения отмечается замедление в приросте мышечной силы, что также в большей мере свойственно мальчикам с низким уровнем подготовленности, у мальчиков со средним уровнем замедление темпов прироста менее выражено.

Определяя основные закономерности в состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем школьников, следует отметить некоторую напряженность на втором году обучения, судя по увеличению артериального давления и частоты сердечных сокращений, показатели которых больше выражены у мальчиков с низким уровнем подготовленности. На третьем году обучения все исследуемые показатели снижаются относительно предыдущего года, при этом снижение ДАД и ЧСС более выражено в группе мальчиков со средним уровнем физической подготовленности. Состояние дыхательной системы, судя по показателю ЖЕЛ, характеризуется достоверным приростом показателя в обеих группах мальчиков (р=0,000) на втором году обучения и некоторым снижением показателя в группе мальчиков с низким уровнем подготовленности на третьем году обучения.

В группах девочек с разным уровнем физической подготовленности определены следующие закономерности физического состояния (рис. 3): большие темпы прироста показателей отмечаются у девочек с низким уровнем физической подготовленности, как на втором, так и на третьем году обучения, за исключением кистевой динамометрии и диастолического давления, где темпы прироста показателей выше в группе девочек со средним уровнем подготовленности на втором году обучения.

Антропометрические показатели в группах девочек находятся в пределах возрастной физиологической нормы. На протяжении трех лет обучения отмечается положительная динамика длины и массы тела и окружности грудной клетки в группах сравнения, однако, анализируя темпы изменения показателей следует отметить, что изменения показателя длины тела более выражены (р=0,000) в группе девочек со средним уровнем подготовленности на третьем году обучения, все остальные показатели имеют большие темпы прироста в группе девочек с низким уровнем физической подготовленности как на втором, так и на третьем годах обучения.

Рис. 2. Темп изменений показателей физического состояния мальчиков со средним и низким уровнем физической подготовленности относительно предыдущего года обследования: 1 - длина тела, 2 - масса тела, 3 - окружность грудной клетки, 4 - динамометрия (правая рука), 5 - динамометрия (левая рука), 6 -систолическое давление, 7 - диастолическое давление, 8 - частота сердечных сокращений, 9 - жизненная емкость легких

Рис. 3. Темп изменений показателей физического состояния девочек со средним и низким уровнем физической подготовленности относительно предыдущего года обследования: 1 - длина тела, 2 - масса тела, 3 - окружность грудной клетки, 4 - динамометрия (правая рука), 5 - динамометрия (левая рука), 6 -систолическое давление, 7 - диастолическое давление, 8 - частота сердечных сокращений, 9 - жизненная емкость легких

Достоверная положительная динамика показана в изменении длины тела на 4,57% при р=0,000, массы тела на 18,29% (р=0,000), окружности грудной клетки на 5,09% (р=0,000) в группе девочек с низким уровнем подготовленности на втором году обучения. В группе девочек со средним уровнем подготовленности показаны более значимые темпы прироста массы тела (р=0,000) на третьем году обучения, а также показателей массы тела на 15,25% (р=0,000) и окружности грудной клетки (р=0,001) на втором году обучения.

Функциональные возможности девочек характеризуются положительной динамикой всех исследуемых показателей мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем в группах сравнения на втором году обучения, что соответствует возрастным закономерностям. Также отмечается тенденция к увеличению показателей кистевой динамометрии и ЖЕЛ, снижению показателей систолического и диастолического артериального давления и частоты сердечных сокращений у девочек обеих групп на третьем году обучения, что свидетельствует о функциональных преобразованиях и, соответственно, изменениях физического состояния в группах сравнения у девочек.

Отличительными особенностями девочек, имеющих средний уровень физической подготовленности, был более высокий темп прироста показателей на втором году обучения, при этом достоверные изменения свойственны кистевой динамометрии (р=0,000), систолического (р=0,000) и диастолического (р=0,000) давления, ЖЕЛ (р=0,000), в то время как показатели на третьем году обучения характеризуются лишь тенденцией в изменении функциональных возможностей.

Девочкам, имеющим низкий уровень подготовленности, свойственны аналогичные достоверные изменения при больших темпах прироста относительно девочек со средним уровнем подготовленности. Так, систолическое и диастолическое артериальное давление статистически значимо увеличиваются на втором году обучения (р=0,011 и р=0,008 соответственно), также достоверно повышаются

показатели кистевой динамометрии правой и левой кисти (р=0,009; р=0,001) и ЖЕЛ (р=0,003). На третьем году обучения темпы изменения показателей заметно снижаются относительно предыдущего года, все изменения носят характер тенденций.

Таким образом, комплексное исследование физического состояния детей младшего школьного возраста в течение трех лет обучения показало, что активное морфофункциональное развитие, свойственное детям, зависит от возрастных особенностей, пола и уровня физической подготовленности. Темпы изменения показателей физического состояния определяются уровнем физической подготовленности как у мальчиков, так и у девочек, и значимо изменяются на втором году обучения. На втором году обучения мальчикам со средним уровнем физической подготовленности и девочкам с низким уровнем подготовленности свойственны большие темпы прироста массы тела и ОГК, что, вероятно, связано с тем, что данный возраст соответствует периоду «округления». Функциональные возможности детей обусловлены не только возрастно-половыми отличиями, но и закономерно связаны с уровнем физической подготовленности. Так, на втором году обучения темпы прироста показателей выше у детей с низким уровнем подготовленности, что, возможно, связано с активными морфофункциональными перестройками. К третьему году обучения как у мальчиков, так и у девочек, выявлено замедление темпов прироста показателей функциональных возможностей. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается экономичность функционирования при более выраженных темпах у мальчиков и девочек со средним уровнем физической подготовленности.

Следовательно, при организации уроков физической культуры необходимо учитывать не только возрастно-половые особенности детей, но и уровень физической подготовленности, а также темпы изменения физического состояния школьников младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: рук-во для врачей. М., 2006.

2. Грибанов А.В., Волокитина Т.В. Здоровье и функциональное развитие школьников на Европейском Севере России // Вестн. национ. комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2006. № 4. С. 71-75.

3. Роль мониторинга физического состояния школьников в проблеме укрепления и сохранения их здоровья / Н.Б. Лукманова, О.А. Румянцева, А.В. Гошев, Т.Н. Кравченко // Экология человека. 2006. № 4/2. С 175-177.

4. Гудков А.Б., Лабутин Н.Ю. Влияние специфических факторов Заполярья на функциональное состояние организма человека // Экология человека. 2000. № 2. С. 18.

5. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.,

2004. С. 72-75.

6. Физиология роста и развития детей и подростков / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. М.,

2005. С. 159-188.

7.Алешина Е.И., Балаклеец Н.Р., Венин Н.Н. Оценка основных антропометрических показателей и некоторых физиологических параметров у детей Северо-Запада: метод. рек. СПб., 2000.

8. Основные морфофункциональные константы здорового ребенка / под ред. проф. В.И. Макаровой. Архангельск, 2002. С. 17-42.

9. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М., 1998.

10. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб., 2007.

Volokitina Tatiana, Lukmanov Natalia, Safonova Olga

PHYSICAL CONDITION CHARACTERISTIC OF CHILDREN AGED 7-9 YEARS WITH DIFFERENT LEVELS OF PHYSICAL READINESS

(LONGITUDINAL RESEARCH)

Physical condition of schoolchildren aged 7-9 years of Arkhangelsk comprehensive school having different levels of physical readiness with the help of traditional techniques is conducted. The children are shown to have basically average and low levels of physical readiness at this age. It is revealed that schoolchildren with a low level of readiness have high rates of morphofunctional changes. The features of physical condition revealed in children with different levels of physical readiness can be used by teachers in the educational process.

Контактная информация: Волокитина Татьяна Витальевна e-mail: tatvita@pomorsu Лукманова Наталья Борисовна e-mail: lukmanova@pomorsu.ru

Рецензент - Гудков А.Б., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии Северного государственного медицинского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.