Научная статья на тему 'Характеристика двигательной активности студентов вуза и стадии изменения их поведения, связанного с выполнением физических нагрузок'

Характеристика двигательной активности студентов вуза и стадии изменения их поведения, связанного с выполнением физических нагрузок Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
806
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / СТАДИИ / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / SELF-EFFICACY / STAGES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович, Баженов Андрей Юрьевич

Цель работы выявить и дать оценку постадийного изменения поведения, связанного с приобщением студентов технического вуза Прибайкалья к самостоятельным регулярным занятиям физической культурой и спортом. Опрошены с помощью модифицированной анкеты, предложенной Prochaska и DiClemente, 109 студентов в возрасте от 17 до 19 лет (49 юношей и 60 девушек). Более 55% студентов вуза не занимаются физической культурой вне учебного процесса. Способность противостоять желанию прекратить занятия физическими упражнениями, нахождение времени для занятий, наличие неприятных ощущений в процессе выполнения упражнений увеличиваются до стадии деятельности и продолжают повышаться на стадии регулярной тренировки. Полученные материалы позволяют анализировать и находить слабые места в процессе приобщения студентов к регулярным занятиям оздоровительной физической культурой и корректировать этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колокольцев Михаил Михайлович, Баженов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF UNIVERSITY STUDENTS’ MOTION ACTIVITY AND STAGES OF CHANGE IN THEIR EXERCISING BEHAVIOR

The objective of the work is to identify and estimate stage-to-stage changes in the behavior of the Baikal region technical students due to their initiating into independent regular physical training and sports. 109 students aged from 17 to 19 years (including 49 boys and 60 girls) have been polled using a modified questionnaire proposed by Prochaska and DiClemente. More than 55% of university students admit not to be engaged in physical training outside the learning activities. The ability to withstand the urge to stop physical exercise, to find the time for exercising, the presence of discomfort during exercising increase up to the stage of activity and continue increasing at the stage of regular training. The obtained materials allow to analyze and find the weak points in the introduction of students into regular physical training and adjust the process.

Текст научной работы на тему «Характеристика двигательной активности студентов вуза и стадии изменения их поведения, связанного с выполнением физических нагрузок»

стол «Женщина и современность», который прошел вскоре после письма, хотя и не был связан с ним, подтвердил, что ничего уникального в ситуации нет, от автора письма требуют не больше, чем от средней советской женщины.

В письме С. Устинова, сотрудника института микробиологии, говорится: «У некоторых мужчин отношения к женщинам строятся на призрачной основе их превосходства». «От нас самих, товарищи мужчины, зависит облик женщины, ее духовный мир, внутреннее

содержание». Он также предлагает «делить с ними половину заботы о семье и доме» (24.02.1963).

Несмотря на то что советские СМИ поддерживали официальный дискурс о гендерном равноправии, между строк прочитывается скрытое неравенство.

Чем выше по статусу находится группа людей, тем меньше в ней женщин. Женщины значительно реже выступают в роли экспертов, пишут преимущественно о личном опыте, реже прибегают к обобщениям.

Библиографический список

Статья поступила 11.11.2013 г.

1. Абрамова Т. Жить своим временем // Советская молодежь. 1963. 7 февраля.

2. Активные строители коммунизма // Советская молодежь.

1962. 8 марта.

3. Бобряков Л. Не девичья работа // Советская молодежь.

1963. 25 сентября.

4. Борисов И. Двести строк о двухсменке // Советская молодежь. 1967. 20 января.

5. Гендер // Московский центр гендерных исследований. Глоссарий. Режим доступа http://www.gender.ru/index.php?id=2&subid=3#H040. Дата обращения 19.06.2012.

6. Голубцова И. С большой буквы // Советская молодежь. 1963. 24 февраля.

7. Градскова Ю. Мы причесывались в соответствии с модой тогда... // Гендерные разночтения: мат. IV межвуз. Конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное» (22-23 октября 2004 г.) / Отв. ред. М.В. Рабжаева. СПб.: Алетейя, 2005. С.220.

8. Каирский В. Женился парень на доярке // Советская молодежь. 1961. 14 января.

9. Как построить счастье // Советская молодежь. 1961. 11 февраля.

10. Калинин М. Мужская профессия // Советская молодежь. 1963. 7 февраля.

11. Кон И. Клубничка на березке. Глава «Бесполый сек-сизм». Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/352891/read#t15 Дата обращения 13.06.2012.

12. Курганов А.И. Женщины и коммунизм. Режим доступа:

http://www.a-z.ru/women/texts/kurganr-3.htm. Дата обращения 01.10.2012.

13. Ланкина Л. Вторая сторона медали // Советская молодежь. 1967. 11 апреля.

14. Гэйл Лапидус. Равенство полов и советская политика: постановка проблемы. Цит. по Тартаковская И.Н. Гендерная социология. М.: ООО «Вариант», 2005. С.323.

15.Леонова Н. А где же гордость? // Советская молодежь. 1962. 8 сентября.

16. Лиходеев Л. Дамское равноправие // Советская молодежь. 1964. 15 ноября.

17. Никонов Ю. Феодал из совнархоза // Советская молодежь. 1961. 31 января.

18. Профессия - журналист (К 50-летию отделения журналистики ИГУ и журналистского образования в Восточной Сибири) / под ред. И.К. Петрова. Иркутск, 2011. Вып. на диске.

19. Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза. 1898-1991. Режим доступа: http://www.knowbysight.info/1_SSSR/06647.asp Дата обращения 16.06.2012.

20. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. М.: ООО «Вариант», 2005. С.220.

21. Тимофеева Л. Идет выпускной бал // Советская молодежь. 1965. 29 июня.

22. Ткачева Н. Как вы живете? // Советская молодежь. 1961. 19 февраля.

23. Честь и слава советским женщинам // Советская молодежь. 1964. 10 марта.

УДК 796:001.92

ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА И СТАДИИ ИЗМЕНЕНИЯ ИХ ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С ВЫПОЛНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

Л _ о

© М.М. Колокольцев1, А.Ю. Баженов2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Цель работы - выявить и дать оценку постадийного изменения поведения, связанного с приобщением студентов технического вуза Прибайкалья к самостоятельным регулярным занятиям физической культурой и спортом. Опрошены с помощью модифицированной анкеты, предложенной Prochaska и DiClemente, 109 студентов в возрасте от 17 до 19 лет (49 юношей и 60 девушек). Более 55% студентов вуза не занимаются физической культу-

1 Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: mihkoll@mail.ru

Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, 89149450800, e-mail: mihkoll@mail.ru

2Баженов Андрей Юрьевич, студент, e-mail: b.a.y@mail.ru Bazhenov Andrei, Student, e-mail: b.a.y@mail.ru

рой вне учебного процесса. Способность противостоять желанию прекратить занятия физическими упражнениями, нахождение времени для занятий, наличие неприятных ощущений в процессе выполнения упражнений увеличиваются до стадии деятельности и продолжают повышаться на стадии регулярной тренировки. Полученные материалы позволяют анализировать и находить слабые места в процессе приобщения студентов к регулярным занятиям оздоровительной физической культурой и корректировать этот процесс. Ил. 3. Табл. 1. Библиогр. 20 назв.

Ключевые слова: студенты; физическая культура; стадии; поведение; самоэффективность.

DESCRIPTION OF UNIVERSITY STUDENTS' MOTION ACTIVITY AND STAGES OF CHANGE IN THEIR EXERCISING BEHAVIOR M.M. Kolokoltsev, A.Yu. Bazhenov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The objective of the work is to identify and estimate stage-to-stage changes in the behavior of the Baikal region technical students due to their initiating into independent regular physical training and sports. 109 students aged from 17 to 19 years (including 49 boys and 60 girls) have been polled using a modified questionnaire proposed by Prochaska and DiClemente. More than 55% of university students admit not to be engaged in physical training outside the learning activities. The ability to withstand the urge to stop physical exercise, to find the time for exercising, the presence of discomfort during exercising increase up to the stage of activity and continue increasing at the stage of regular training. The obtained materials allow to analyze and find the weak points in the introduction of students into regular physical training and adjust the process. 3 figures.1 table. 20 sources.

Key words: students; physical education; stages; behavior; self-efficacy.

В последнее время повысилось внимание государства к здоровью студентов, что отражает озабоченность общества физическим состоянием выпускников высшей школы - будущих специалистов, ростом их заболеваемости в процессе обучения. Сохранение и укрепление здоровья студентов в период обучения в вузе и подготовка их к профессиональной деятельности является важной основой высшего образования и творческого долголетия будущих специалистов [1]. При этом приоритетными называются такие понятия, как здоровый, активный, спортивный образ жизни, здоровье нации, которое также во многом связано с физическим здоровьем молодых людей [6].

Неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности населения (особенно молодежи) связано не только с ухудшением социально-экономических условий жизни, биологических факторов, экологической среды, но и с недооценкой в обществе оздоровительной роли физической культуры и массового спорта, отсутствием должной физкультурной образованности, низким уровнем знаний по основам теорий и методик физических нагрузок, оздоровительной работы, направленной на формирование физической культуры личности, сохранение и укрепление здоровья человека. Играет роль низкая самостоятельная физкультурно-оздоровительная активность. Физическая культура направлена на обеспечение всесторонней физической подготовленности молодого поколения.

В настоящее время физическая культура и спорт признаны одним из важнейших направлений государственной политики в Российской Федерации, в связи с тем, что правильно организованная физическая деятельность снижает риск возникновения многих тяжелых заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых [13-15, 20]. Физическая активность - естественная и специально организованная двигательная деятель-

ность человека, обеспечивающая его успешное физическое, психическое и нравственное развитие, является мощным фактором, повышающим адаптационные возможности, расширяющим функциональные резервы организма и сдерживающим возрастные инволюционные процессы, способствующая удлинению активной творческой жизни и повышению работоспособности человека [4, 9].

Поэтому развитие и становление человека, формирование его здоровья зависит от научно обоснованного и системного подхода к стимулированию и реализации двигательной активности индивида в процессе его жизнедеятельности [5].

В работах зарубежных ученых предпринята попытка выяснить вопросы заботы о своем здоровье и причинах низкой физкультурно-спортивной активности различных групп населения, в том числе детей и молодежи. Среди жителей Будапешта, например, слабо ориентированных людей на сохранение своего здоровья оказалось более 90% [11]. Несмотря на обширную информацию о пользе физически активного образа жизни большая часть городского населения не занимается физическими упражнениями для своего здоровья и остается в значительной степени двигательно малоактивной [2, 16].

Создание необходимых организованно-педагогических условий для стимулирования и реализации двигательной активности у молодых людей в процессе обучения является важной задачей. Уровень физической активности может быть изменен с помощью психолого-педагогических воздействий. При этом такое воздействие должно быть достаточно эффективным и стойким, поскольку каждый второй из начинающих заниматься физическими упражнениями прекращает их в течение последующих 6 месяцев [10]. Однако факторы, влияющие на уровень приобщенности к двигательно активному стилю жизни, их вклад в

процесс изменения мотивационно-ценностных ориентиров к оздоровительным занятиям и их систематическому выполнению до сих пор не совсем понятны [15, 19].

Остаются не изученными объем и интенсивность повседневной физической активности у студентов, обучающихся в вузах Иркутской области. Выявление и обоснование этих составляющих физической активности позволят разработать более эффективные методы воздействия на поведение молодежи, связанного с осознанным регулярным выполнением физических упражнений и выработкой стереотипа такого поведения у студентов.

Цель работы - выявить и дать оценку постадий-ного изменения поведения, связанного с приобщением студентов технического вуза Прибайкалья к самостоятельным регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Организация и методы исследования. В качестве рабочей теории для объяснения, интерпретирования и прогнозирования результатов изменяющегося поведения студентов в отношении физической активности была использована транстеоретическая модель изменения поведения (ТТМ), предложенная РгосИаБка и ОЮетег^е (1983) [16]. Данная теория предполагает, что люди изменяют свое поведение благодаря их мотивации и готовности это сделать. При этом авторы теории выделяет шесть последовательных стадий изменения поведения, которые имеют следующие критерии для их распознавания: 1) предразмышление (субъекты физически неактивны и не намерены начинать выполнять какие-либо физические упражнения в течение ближайших 6 месяцев), 2) размышление (субъекты физически неактивны, но предполагают начать заниматься физическими упражнениями в течение ближайших 6 месяцев), 3) созерцание (субъекты ищут способы начать заниматься физическими упражнениями), 4) подготовка (субъекты выполняют физические упражнения нерегулярно, но намерены делать это более активно в течение последующего месяца), 5) действие (субъекты регулярно занимаются физическими упражнениями менее 6 месяцев) и 6) регулярная тренировка (субъекты регулярно занимаются физическими упражнениями более 6 месяцев).

На основе транстеоретической модели было спланировано и проведено настоящее исследование с целью выяснения процесса постадийного изменения поведения, связанного с отношением студентов Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ) к регулярным занятиям физической культурой.

Для этого 109 студентов в возрасте от 17 до 19 лет, в том числе 49 юношей и 60 девушек, были анонимно опрошены с помощью модифицированной анкеты, предложенной РгосИаБка и □¡□етег^е [16]. Характеристика стадий изменения поведения, связанного с физическими упражнениями и намерениями, оценивались с помощью 24 вопросов в масштабе из 6 критериев, приведенных выше. Студенты по результатам анкетирования были отнесены к одной из шести

стадий изменения поведения, связанного с самостоятельным выполнением физических упражнений, на основании вышеизложенного алгоритма ТТМ.

Кроме того, у студентов была оценена самоэффективность, характеризующая способность человека преодолевать затруднения, возникающие в процессе занятий физической культурой, которая оценивалась по шкале из 5 баллов (от 1 балла - «полностью не уверен» до 5 баллов - «совершенно уверен»). С этой целью респондентам задавались вопросы, касающиеся отрицательных моментов в процессе занятий физическими упражнениями (аффекты), сопротивления возврату (рецидиву) к прежнему физически малоактивному образу жизни и нахождения времени для оздоровительной тренировки (дефицит времени). Ответы студентов переводились в баллы, нормировались, полученные значения самоэффективности сопоставлялись со стадиями изменения поведения.

Статическая отработка полученных данных осуществлялась общепринятыми методами. В случае нормального распределения изучаемых количественных признаков были использованы параметрические методы обработки материала (вычисление коэффициента достоверности Фишера - Стьюдента), а при отличном от нормального - непараметрические методы обработки полученных данных с использованием критерия Вилкоксона-Манна-Уитни. Различия считались достоверными при уровне значимости Р<0,05.

Результаты исследования. Проведенные исследования показали, что все студенты независимо от возраста распределились по стадиям изменения поведения следующим образом: на стадии предраз-мышления (ПР) - 8,3%, размышления (Р) - 10,0%, созерцание (С) -37,6%, подготовки (П) - 6,4%, действие (Д) - 17,4% и регулярной тренировки (РТ) -20,2% (рис.1).

Как видно из рис. 1, с учетом гендерных характеристик количество студентов примерно одинаково до стадии созерцания. На этой стадии (С) регистрируется большее количество девушек (42,4%), чем юношей (32,0%, Р<0,05). Дальнейшее увеличение числа девушек регистрируется и на следующих двух стадиях -подготовки и действия. Однако на стадии регулярной тренировки отмечается обратная картина - количество юношей превышает число девушек, занимающихся тренировкой, более чем в 2,5 раза. Эта стадия находится на 2 месте по самоэффективности среди других стадий у юношей и на 3 месте - у девушек.

Самоэффективность поведения, связанного с выполнением физических упражнений, имела достоверные гендерные различия только по отношению к проявлению рецидива, к которому оказались склонны в целом более 6% студентов (рис. 2), при этом в группе девушек процент был более чем в два раза выше (8,2%), чем в группе юношей (4,0%, Р <0,05).

Неприятные ощущения (аффекты) в процессе занятий физической культурой испытывали около 8% юношей и 8,5% девушек. С трудом выделяли время для занятий физическими упражнениями примерно одинаковое количество девушек и юношей (по 10%).

ПР Р С П Д РТ

Рис. 1. Стадии изменения поведения, связанного с физической активностью студентов в зависимости от пола: ПР - предразмышление; Р - размышление; С - созерцание; П - подготовка; Д - действие; РТ - регулярная тренировка. По оси ординат - частота встречаемости в % от общего числа студентов - юношей (п=49)

и девушек (п=60)

Рецидив Аффекты Дефицит времени

Рис. 2. Самоэффективность поведения, связанного с выполнением физических упражнений, среди студентов в зависимости от пола: по оси ординат - частота встречаемости в %

От стадии предразмышления до стадии подготовки изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений, ожидаемая самоэффективность студентов, выраженная в баллах, повышалась независимо от пола (рис. 3). К стадии созерцания самоэффективность у юношей и девушек достигла пика, причем, число девушек на этой стадии было больше. На стадии подготовки число студентов снизилось до минимума, при этом эффективность девушек на стадии подготовки была чуть выше этой характеристики у юношей. На стадиях действия и регулярной тренировки самоэффективность у юношей также

оставалась ниже, чем у девушек. Эти данные отличаются от результатов наблюдения, полученных С.И.Логиновым (2002) [7] в г.Сургуте, который установил снижение количества студентов того и другого пола на стадии регулярной тренировки, что, по мнению автора, объясняет небольшой процент занимающихся физической культурой. По нашему мнению, за более чем десятилетний период наблюдения произошли позитивные изменения в ценностно-мотивационных отношениях студентов к физической культуре и массовому спорту, что привело к увеличению их количества на этапе РТ.

Рис. 3. Показатели самоэффективности студентов на разных стадиях изменения поведения, связанного с

физическими упражнениями: по оси ординат - баллы

В процессе приобщения к регулярным занятиям физическими упражнениями большую роль играют некоторые социально-бытовые факторы. Так, 81,8% студентов сообщили о поддержке семьи в этом вопросе, а 72,5% отметили положительное влияние друзей (таблица).

Это, в свою очередь, приводит к заметному снижению физической и умственной работоспособности молодых людей [2].

Недостаток двигательной активности у современной молодёжи и среди значительного числа студентов наблюдается в большинстве вузов страны. Как указы-

Показатели социальной поддержки и бюджета времени студентов (М±т)

Показатели Все, п=76 Юноши, п=42 Девушки, п=34

Поддержка семьи (%) 81,8 78,3 83,25

Поддержка друзей (%) 72,5 82,2 63,77

Бег (в ходе тренировки), мин/нед. 28,5 36,9 20,2

Ходьба (в ходе тренировки), мин/нед. 73,1 87,7 58,6

Плавание, мин/нед. 29,5 36,0 23,6

Аэробика, мин/нед. 97,9 52,9 143,0

Атлетическая гимнастика, мин/нед. 60,2 105,1 15,3

Работа за компьютером, мин/нед. 1276,147 1492,1 1060,2

Просмотр видео, ТВ, мин/нед. 717,755 873,4 562,1

Подготовка к занятиям дома, мин/нед. 971,279 1196,7 745,9

Работа в библиотеке, мин/нед. 247,550 312,2 182,9

Домашняя работа, мин/нед. 733,171 720,7 745,7

В таблице представлены некоторые данные, касающиеся бюджета времени студентов, характеризующие их еженедельную физическую активность и объем сидячего поведения. Установлено, что общее время, потраченное на занятия физическими упражнениями (бег, ходьба для тренировки, плавание, аэробика и атлетическая гимнастика) - всего в среднем 289,2 мин, или около 4,8 ч в неделю. Это в 11,2 раза меньше, чем сумма временных затрат на физически низкоактивные виды деятельности (работа за компьютером, просмотр видео- и телевизионных передач, подготовка к учебным занятиям дома и в библиотеке -всего в среднем 3210,8 мин, или 53,5 ч в неделю) и более чем в 2 раза меньше рекомендованной Министерством здравоохранения РФ минимальной нормы недельного объема двигательной активности студента, составляющей 10 часов.

Ряд исследователей отмечают значительное уменьшение физической активности студентов от первого к четвертому курсу и, как следствие этого, снижение уровня их физической подготовленности. Установлено, что дефицит двигательной активности молодого организма (17-20 лет) сегодня в России составляет от 60-75% от необходимой для поддержания нормального уровня здоровья и физической кондиции. Это, в свою очередь, приводит к заметному снижению физической и умственной работоспособности молодых людей [2].

Ряд исследователей отмечают значительное уменьшение физической активности студентов от первого к четвертому курсу и как следствие этого снижение уровня их физической подготовленности. Установлено, что дефицит двигательной активности молодого организма (17-20 лет) сегодня в России составляет от 60-75% от необходимой для поддержания нормального уровня здоровья и физической кондиции.

вают авторы [9], лишь около 23% юношей и девушек предпочитают физкультурно-спортивные занятия для отдыха и восстановления сил после учебы, а более 48% молодых людей совсем не занимаются физическими упражнениями в свободное время. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех органов и систем и вызывает появление особых состояний - гипокинезии и гиподинамии. Около 50% студентов занимаются физическими упражнениями 2-3 ч в неделю, тогда как более 45% студентов не занимаются ими совсем [3]. По наблюдению С.И. Логинова [7] почти 69% студентов-первокурсников на Севере РФ не занимаются физической культурой вне учебного процесса или выполняют физические упражнения нерегулярно.

По нашим данным, на первых четырех стадиях изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений, находятся 55,9% студентов, при этом 8% юношей и 8,5% девушек находятся на стадии предразмышления, т.е. ведут полностью сидячий образ жизни, не занимаются и не собираются заниматься физическими упражнениями в ближайшее время. Достаточно большая часть студентов (10% юношей и 10,2% девушек) находятся на стадии размышления, т.е. планируют заняться физическими упражнениями в ближайшие полгода. На этой стадии целесообразно создать условия для перехода данного контингента студентов к стадии подготовки и стимулировать повышение мотивационно-ценностных ориентиров, которые отражают способность успешно выполнить определенное действие. Имеются данные, что самоэффективность устойчиво повышается поперек стадий изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений [12].

Таким образом, применение ТТМ позволяет рассматривать процесс изменения поведения, связанного

с выполнением физических упражнений по стадиям, анализировать и находить слабые места в процессе приобщения студентов к регулярным занятиям оздоровительной физической культурой и корректировать этот процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Почти 55,9% студентов в Иркутском государственном техническом университете не занимаются физической культурой вне учебного процесса или выполняют физические упражнения нерегулярно.

Показатели самоэффективности (способность

противостоять желанию прекратить занятия физическими упражнениями, нахождение времени для занятий, наличие неприятных ощущений в процессе выполнения упражнений) увеличиваются до стадии деятельности и продолжают повышаться на стадии регулярной тренировки. Это не согласуется с данными исследователя [7], полученными в других природно-климатических условиях, и требует дополнительной проверки и объяснения.

Библиографический список

Статья поступила 25.12.2013 г.

1. Герцог Г.Е. Валеология в вопросах и ответах: учеб. метод. пособие. Красноярск: ИПЦКГТУ, 2000. 69 с.

2. Горелов А.А. и др. О роли двигательной активности студентов гуманитарных вузов и способах ее повышения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. №1 (47). С.28-33.

3. Дзюбалов А.В. Двигательные и организационно-методические умения как факторы приобщения студентов к самостоятельной физкультурной деятельности: автореф. ... дис. канд. наук. М., 1991. 21 с.

4. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Спортивная морфология: М.: СпортАкадемПресс, 2002. 236 с.

5. Козлов Д.В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания в вузе: дис. .канд. пед. наук. Красноярск, 2009. 157 с.

6. Коряпина Ю.В. Влияние толерантности на психологическое здоровье студента // Психическое и физическое здоровье человека: медико-социально-психические и психолого-педагогические аспеты: мат. регион. науч.-практ. конф. (Иркутск, 17 февраля 2009 г.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2009.193 с.

7. Логинов С.И. Физическая активность студентов на Севере и стадии изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений // Теория и практика физ. культуры. 2002. №5. С.39-42.

8. Мельникова А.Г., Койпышева Е.А. Инновационные программы фитнес-аэробики и их влияние на физическое развитие студенток НИ ИрГТУ// Электронный журнал «Молодежный вестник ИрГТУ». 2012. №4. http://mvestnik.istu.irk.ru/ (Дата посещения 16.12.2013).

9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов физ. культуры. М.: Академия, 2000. 480 с.

10. King A.C., Pruitt L.A., Phillips W. et al. Comparative Effects

of Two Physical Activity Programs on Measured and Percived Physical Functioning and Other Health-Related Quality of Life Outcomes in Older Adults // J Geront.: Medical Sciences. 2000. V.55A. №2. P.74-83.

11. Krawczyk Z. Kultura fizyczna w swiadomosci spolecznej i sposobie zycia // Kultura fizyzna. 1987. №11-12. P.6-13.

12. Marcus B.H., Owen N. Motivational readiness, self-efficacy and decision making for exercise // J. Appl. Soc. Psychol. 1992. V.22. P.3-16.

13. National Institutes of Health, Physical activity and cardiovascular health. JAMA 1996. V.276. P.241-246.

14. Palushka S.A., Schwenk T.L. Physical Activity and Mental Health. Current Concepts // Sports Med. 2000. V.29. №3. P.167-180.

15. Pate R.R., Pratt M., Blair S.N. et al. Physical activity and public health: A recomendation from the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. 1995. V.273. P.402-407.

16. Prochaska J.O., DiClemente C.C. Stages and processes of self-change of smoking: towards an integrative model of change // J Consult Clin. Psychol. 1983. V.51. P.390-395.

17. Sallis J.F., Novell M.F. Determination of exercise behavior // Exerc. Sport Sci. Rev. 1990. V.11. P.307-330.

18. Stephens T., Jacobs D.R., White C.C. The descriptive epidemiology of leisure-time physical activity // Public Health Rep. 1986. V.100. P.147-158.

19. Walles L.S., Buckworth J., Kirby T.E., Sherman W.M. Characteristics of exercise behavior among college students: Application of social cognitive theory to predicting stage of change // Prev. Med., 2000. V.31. P.494-505.

20. Wannamethee S.G., Shaper A.G. Physical Activity in the Prevention of Cardiovascular Disease. An Perspective // Sports Med. 2001. V.31. №2. P.101-114.

УДК 94.(470.19)

НАРАЩИВАНИЕ ВОЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СССР НА ГРАНИЦЕ С КНР - ИМПУЛЬС К РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

А _ О

© А.В. Костров1, Д.В. Скрипучий2

Иркутский государственный университет, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.

Рассматривается зависимость развития Дальнего Востока СССР от увеличивавшейся военной группировки на границе с КНР до и после Даманского конфликта. Вооружённое столкновение взято за точку отсчёта позитивных изменений в жизни приграничных территорий. Приведены факторы мировой политики, определявшие правительственный курс на укрепление обороноспособности на восточных рубежах. Фактами о составе вооружённых

1 Костров Александр Валерьевич, доктор исторических наук, профессор кафедры современной отечественной истории, тел.: 89149294050, e-mail: a_kostrov@mail.ru

Kostrov Alexander, Doctor of History, Professor of the Department of Modern National History, tel.: 89149294050, e-mail: a_kostrov@mail.ru

2Скрипучий Дмитрий Владимирович, студент, тел.: 89526320439, e-mail: dmitri1703@mail.ru Skripuchy Dmitry, Student, tel.: 89526320439, e-mail: dmitri1703@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.